Германское государство в xx веке
План лекции:
1. Революция 1918 года в Германии. Веймарская конституция.
2. Механизм диктатуры германского фашизма 1933-1945 гг.
3. Государственно-политическое развитие Германии после Второй мировой войны.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА:
1. Бланк А.С. Старый и новый фашизм. –М., 1982
2. Галкин А.А. Германский фашизм. –М., 1967
3. Германская история в новое и новейшее время. М., 1970
4. История фашизма в Западной Европе. М., 1978
5. Овчинникова П.В. Крах Веймарской республики в буржуазной историографии ФРГ. –М., 1983
Великая Октябрьская революция привела к подъему революционного движения во всем мире. Учитывая поражение в войне и тяжелое социальное положение народных масс революционная ситуация оказалась наиболее напряженной в Германии. В январе 1918 года все главные промышленные центры были охвачены всеобщей забастовкой, в ходе которой выдвигались и политические требования: отмена милитаризации предприятий, демократизация госучреждений, амнистия для политзаключенных и др.
Власти не сумели мирно решить кризис, и в ноябре 1918 года началось восстание моряков в Киле, которое распространилось на Берлин и другие города. 9 ноября Германия была провозглашена республикой, кайзер Вильгельм II отрекся от престола.
На территории Германии создаются Советы рабочих и солдатских депутатов. Самым авторитетным из них был Берлинский Совет. До января 1919 года в Германии шла напряженная борьба между правыми и левыми социал-демократами, часто приобретавшая кровавые формы. В конечном итоге победу одержала реакция. 6 февраля 1919 года в Веймаре начало работу Учредительное (Национальное) собрание. Оно и приняло 31 июля новую конституцию, закрепившую государственный строй Веймарской республики.
Разработчики конституции решали двоякую задачу: надо было принять относительно демократический основной закон и определить основы устройства единого общенемецкого государства. Второе вызвало серьезные споры между федералистами и унитаристами, т.к., прежде всего, требовалось устранить преобладающее влияние Пруссии. Первый проект конституции предполагал создание унитарного государства, в рамках которого Пруссия делилась на несколько провинций. Однако, в конце концов, тенденции партикуляризма победили, и конституция придала Германии статус союзного государства под названием "Германская империя", хотя это была буржуазная парламентская республика с президентом во главе.
Первая часть конституции "Устройство и задачи империи" являет собой компромисс между Веймарской республикой и вторым Рейхом. Во второй части "Основные права и обязанности немцев" был специальный раздел, относящийся непосредственно к экономическому и социальному устройству ("Хозяйственная жизнь"). Здесь буржуазно-юнкерский блок был вынужден сделать ряд политических и социально-экономических уступок.
В частности, конституция устанавливала, что "собственность обязывает" и представляет собой "службу обществу". Раскрывая содержание этих положений ст. 155, специально посвященная земельной собственности, предписывала обязательный контроль со стороны государства за распределением и использованием земли с тем, чтобы предотвратить злоупотребления, предоставить каждому гражданину доступ к ней, обеспечить ее эффективное функционирование. В той же статье говорилось, что собственник обязан беречь и правильно использовать свою землю, что экспроприация допускается в целях развития сельского хозяйства. В то же время ст. 153 указывает на то, что частная собственность "обеспечивается конституцией". Статья 165 декретировала создание производственных советов на предприятиях и в округах. Они должны были заниматься вопросами трудовых отношений и демонстрировать "классовый мир и сотрудничество". В общегерманском масштабе вышеуказанным кругом дел ведал имперский хозяйственный совет.
Веймарская конституция провозгласила свободу слова, печати, совести и т.д. В развитие конституционных положений были узаконены 8-часовой рабочий день, право на заключение коллективных договоров, на пособие по безработице, женское избирательное право. Все это стало результатом революционной борьбы народных масс.
В области государственного устройства Веймарская конституция на словах ликвидировала неравноправие бывших "союзных государств", которые стали называться землями и наделила всех субъектов "империи" формально одинаковыми правами. Но было сохранено прежнее территориальное деление, что практически сохранило мелкие государственные образования и особое положение Пруссии.
Высшим законодательным органом империи стал рейхстаг (нижняя палата парламента), который выбирался на 4 года всеобщим прямым и тайным голосованием. Верхняя палата парламента называлась рейхсратом(имперским советом) и состояла из представителей земель. При отсутствии согласия между палатами решение вопроса оставалось за президентом.
Его власть мало чем отличалась от монархической. Президент мог распустить рейхстаг, если находил это нужным. Он также командовал вооруженными силами, назначал на высшие военные и гражданские должности.
В соответствии со ст. 48 президент мог вводить чрезвычайное положение в случае возникновения опасности для существующего порядка. Это давало ему право применить вооруженную силу и приостановить действие свобод. К компетенции президента относилось назначение правительства во главе с канцлером. Формально оно было ответственно перед рейхстагом, но главной опорой правительства все же был президент, который в случае вынесения вотума недоверия, мог после апелляции к народу и с его согласия распустить рейхстаг (президент - кайзер; канцлер - Бисмарк).
Именно возможность использования президентом чрезвычайных полномочий имела трагические последствия для немецкого народа. В рамках Веймарской республики было подготовлено уничтожение буржуазной демократии и установление диктатуры фашизма.
В 1930 году на выборах в рейхстаг победу одержала национал-социалистская партия. Ее программе были свойственны реваншистские лозунги, а также демагогические обещания проведения аграрной реформы, ликвидации безработицы и т.п. Учитывая то, что в стране установился режим личного правления президента Гинденбурга, широко использовавшего чрезвычайные полномочия, стал возможен приход к власти лидера фашистов Гитлера. Именно его 31 января 1933 года президент назначил канцлером, хотя на парламентских выборах за нацистов проголосовало 33,1% избирателей, а за левые силы 37,2%. Но отсутствие единства между коммунистами и социал-демократами способствовало упрочению позиций нацистов.
Поэтому после прихода к власти они начали расправу с оппозицией. Февральскими декретами 1933 года упраздняются свобода личности, слова, печати, союзов, запрещается проведение собраний и демонстраций. После поджога рейхстага фашисты полностью уничтожили институты буржуазной демократии, закрепленные Веймарской конституцией. Были запрещены практически все партии, распущены профсоюзы и другие общественные организации. Закрепляя единоличную диктаторскую власть, Гитлер 23 марта 1933 года проводит через рейхстаг закон "О полномочиях правительства", который наделил правительство правом издавать акты по любым вопросам внутренней и внешней политики, не спрашивая санкции рейхстага или президента.
После смерти в 1934 году президента Гинденбурга Гитлер принял его полномочия и титул "вождя и канцлера Рейха". Для фашистского режима было характерно стремление к абсолютному контролю над всеми сферами общественной и личной жизни граждан. Механизм такого контроля с одной стороны составлял аппарат террора (СА - штурмовые отряды, СС - гестапо, а также "народный" трибунал и другие органы юстиции), с другой -аппарат организационного воздействия (национал-социалистская партия и ее женские, молодежные, рабочие и другие организации), с третьей - пропагандистский аппарат, действовавший весьма эффективно. Таким образом, был создан триединый комплекс террористической деятельности фашистского государства.
Закон от 30 января 1934 года "О новой структуре Рейха" предоставил Гитлеру полномочия по "созданию нового конституционного права". Передача фюреру законодательного механизма означал отказ от традиционного принципа разделения властей. В Германии была установлена тоталитарная фашистская диктатура в виде так называемого "государства фюрера". Он же был и главой нацистской партии. Важнейший орган осуществления власти - Главное управление госбезопасности, которое имело собственные формирования - отряды СД.
Национал-социалистская партия имела свои охранные отряды СС. Их главной целью было уничтожение всякой оппозиции режиму. Общая координация действий СС и СД осуществлялась имперским фюрером СС. Особое место в аппарате террора занимала государственная тайная полиция - гестапо. Таким образом, государственные, партийные и общественные учреждения и организации в условиях диктатуры представляют собой единое целое.
К 1935 году заканчивается процесс формирования нацистского государства. Ему свойственны следующие основные черты:
- ведущие государственные посты занимают представители военно-фашистских кругов;
- ликвидированы представительные учреждения и формы федеративной государственной организации;
- распускаются все политические партии и организации, кроме нацистских;
- упраздняются все буржуазно-демократические права и свободы;
- военно-полицейский произвол заменяет режим законности.
В то же время, как это ни парадоксально, но для Германии периода фашистской диктатуры свойственна хаотичность и неупорядоченность правовых институтов. Поскольку в качестве правотворческих инстанций выступали и партийные органы и органы госуправления это стерло грань между собственно законами и актами управления. В частности, "конституцией новой Германии" лицемерно назывался закон от 24 марта 1933 года "В целях устранения бедствий народа и государства". Законом от 14 июля 1933 года "Против образования новых партий" была установлена уголовная ответственность за поддержание какой-либо другой партии или создание новой.
На основании закона от 30 января 1934 года "О переустройстве империи" были упразднены ландтаги, а земельные правительства были подчинены непосредственно центру. Германия стала строго унитарным, бюрократически централизованным государством.
Внешнеполитическая история фашистской империи хорошо известна. Разгром гитлеровской Германии силами союзников при решающей роли СССР по иному повернул судьбы Европы и всего человечества.
После капитуляции союзники по четырехстороннему соглашению от 5 июля 1945 г. приняли декларацию о поражении Германии, которая стала юридической основой их законодательной и административной деятельности.
Согласно решениям Потсдамской конференции 1945 г. в стране должны были последовательно проводиться демилитаризация, декартелизация, данацификация и демократизация. Страна подразделялась на 4 оккупационные зоны, которые отдавались под администрацию Великобритании, США, СССР и Франции. Для решения общих вопросов создавался союзный Контрольный совет. В каждой зоне создавалось собственное управление по типу военного губернаторства. В течение 1945-1948 гг. западные зоны консолидировались в Западногерманское государство. В 1949 г. официально провозглашено образование Федеративной республики Германии.
Параллельно шел процесс возрождения государственности в восточной зоне по советскому типу. В качестве единого общественно-политического органа с декабря 1947 г. стал функционировать Немецкий народный конгресс. 7 октября 1949 г. состоялось официальное провозглашение образования восточного государства – Германской Демократической республики.
23 мая 1949 г. вступила в силу Конституция ФРГ, получившая название Боннской. Построена она на началах федерализма: федерация в целом и каждая земля в отдельности "самостоятельна в своем бюджете и независимы друг от друга". Каждая из земель имеет свой парламент (ландтаг) и правительство. Интересы земель представлены в верхней палате общефедерального парламента - бундесрате.
Нижняя палата бундестаг избирается на 4 года. Главой государства является президент, но фактически его власть невелика. ФРГ - парламентская республика. Правительство, которое возглавляет канцлер, формально ответственно перед парламентом. Но на самом деле практически никакого контроля со стороны законодательного органа не существует.
Канцлер избирается без обсуждения на основе предложения федерального президента (ст. 63). Он имеет широкие полномочия: определяет политическую линию кабинета, компетенцию каждого министра, назначает своего заместителя.
Вопросам правосудия посвящен IX раздел Конституции ФРГ. Ст. 95 учредила следующие Верховные суды ФРГ: Верховный федеральный суд, Верховный финансовый суд, Верховный суд по трудовым делам, Федеральный суд по социальным вопросам. Назначение судей этих судов производится соответствующими федеральными министрами совместно с комиссией по выборам судей, состоящих из министров земель и членов бундестага.
Особое место в системе юстиции занимает федеральный Конституционный суд: он как бы "сдерживает" центральное и местные правительства, имеет право толкования конституции и разрешать споры между центром и землями. Суд состоит из двух сенатов (по 8 человек), половина судей избирается бундесратом, а половина - комиссией бундестага.
Государственно-политическое определение ГДР пошло по принципиально иному пути создания социалистической государственности. Конституция ГДР 1949 г. установила основные принципы организации государства: народовластие, политическое доминирование Социалистической единой партии Германии (СЕПГ), сочетание законодательных и правительственных полномочий органов демократического представительства.
Верховным органом госвласти ГДР была Народная палата. Она избиралась населением в составе 400 депутатов на 4 года на основе всеобщего избирательного права. Народной Палате принадлежали права законодательства, контроль за деятельностью правительства, вотирование бюджета.
Палата земель формировалась на основе пропорционального представительства 5 земель, образовавших ГДР.. Но в 1952 г. поземельное территориальное деление было уничтожено, Палата земель упразднена и парламент стал однопалатным.
Главой государства был президент. Ему принадлежали важные государственные полномочия: опубликование законов, членство в правительстве, международное представительство, право помилования. В 1960г. этот пост был упразднен, а роль коллективного главы государства перешла к Государственному совету.
Конституция ГДР 1968 г. в целом воспроизводила уже сложившуюся систему органов государственной власти и управления. Несколько расширены были права местных народных представительств, наиболее детализированными стали конституционные разделы о правах граждан. Конституция устанавливала централизованное руководство и плановое управление социалистическим хозяйством в качестве определяющего принципа деятельности экономики.
На рубеже 1980-1990-х гг. при согласии четырех держав (США, Великобритании, СССР и Франции) ГДР и ФРГ слились в единое государство. Создание новой единой Германии опиралось на специальные договоры между двумя странами в социально-экономической и государственно-политической сферах. Попытки сохранившей активность части СЕПГ отстоять самостоятельность восточной части окончились провалом и 3 октября 1990 г. ГДР перестала существовать как отдельное государство. На ее территории вошла в силу Конституция ФРГ 1949 г., ставшая общегерманской.
Объединение сделало Германию наиболее мощным западноевропейским государством, которое стало играть определяющую роль в структурах объединенной Европы.
Лекция 8.