Московское государство в XVI веке

В XVI в. в Западной Европе начинается процесс модернизации. Переход от традиционного к индустриальному обществу. Идет становление новой формации (исторически первой модели индустриального общества) – капитализма. Вэкономике это выражается в появлении мануфактур, предприятий, где производство основано на разделении труда и ручной ремесленной технике. А также отмене крепостного права и развитии рыночных отношений. В социальной сфере – в формировании новых классов – буржуазии и пролетариата. В культуре – в распространении идей гуманизма – свобода личности и протестантизма – направления в христианстве, отколовшегося от католицизма в ходе Реформации в XVI в. Протестантская этика (правила поведения) сыграла большую роль в становлении европейского предпринимательства. В протестантизме понимается как богоугодное дело. Большое значение имело появление в XVII в. современной (экспериментальной) науки. В политической сфере модернизация находит воплощение в нидерландской (XVI в.) и английской (XVII в.) буржуазных революциях и развитии парламентаризма. Россию модернизационные процессы XVI в. практически не задели. Она продолжала развиваться в рамках феодализма. В то же время XVII век заложил основы для отечественной модернизации, начавшейся при Петре I.

Завершение процесса объединения русских земель вокруг Москвы приходится на годы правления Ивана III (1462–1505 гг.) и Василия III (1505–1533 гг.). При Иване IV (1533–1584 гг.) Россия значи­тельно расширяет свою территорию, становясь самым крупным государством Европы. В это же время осуществляются важные преобразования, во мно­гом определившие основные грани российской государственности, пути культурного и социально-экономического развития страны.

Несмотря на сохранившиеся элементы политической раздробленности (таможенные границы и др.), Россия в XVI в. сделала определенный шаг вперед в социально-экономическом развитии. Основной формой землевладения оставалась вотчина. Но во второй половине XVI в. поместья, пожалованные дворянам государем, уже составляют ей серьезную конкуренцию. Ввиду экстенсивного характера развития сельского хозяйства в неблагоприятных природно-климатических условиях и в ситуации постоянных войн основной формой хозяйственных отношений утверждается крепостное право. В 1497 г. «Судебник» Ивана III ввел Юрьев день – 26 ноября. Срок ухода крестьян от феодала ограничивался неделей до Юрьева дня и неделей после него. С 1581 г. начинают практиковаться «заповедные лета». В 1597 г. при­нимается указ о пятилетнем сроке сыска беглых крестьян.

Население России к концу XVI в. насчитывало 7 млн. человек. Его плотность была примерно в 7 раз меньше, чем в европейских странах. Население городов составляло в среднем 3-8 тыс. жителей (в Европе – 20–30 тыс.). В самом крупном центре – Москве – проживало около 100 тыс. человек. К концу XVI в. насчитывалось 220 городов. Зависимость ремесленников от великокняжеской власти и бояр являлась препятствием для развития в городе буржуазных отношений.

Главными изменениями в социальной иерархии господствующего класса можно считать ликвида­цию статуса удельных князей и повышение роли помещиков.

Характерно, что термин «дворяне» почти исчезает в документах с конца XV в. и вновь появляется с 30-х гг. XVI в. Но дворянами именуют уже не мелких землевладельцев – слуг князей и бояр, а вполне полноправных феодалов – конкурентов бояр-вот­чинников.

Во второй половине XVI в. на южных окраинах России начало складываться казачество («казак» по-тюркски– «вольный человек»). Рост феодальной эксплуатации приводил к массовому бегству крестьян на свободные земли «дикого поля» (на реках Днепр, Дон, Яик). Там они создавали самоуправляющиеся общины, оппозиционно относившиеся к русским и польским феодалам и чиновникам, но охотно за жалование выполнявшие пограничную службу.

В XVI в. в основном заканчивается формирование русской народности. Про­цесс идет одновременно со складыванием централизованного многонационального государства, вклю­чив­шего в свой состав этнические общности тюркоязычных, угро-финских и север­ных народов, стоявших на различных ступенях соци­ально-экономического и этнического развития и ос­новательно вросших в иные локально-цивилизационные блоки.

Образование мощного централизованного государства, рост влияния России на международные от­ношения, борьба сил централизма и сепаратизма, повышение социаль­ного статуса дворянства – все эти обстоятельства привели (особенно в верхах) к активной полемике, появлению новых идей. Так, монах Филофей выдвинул идею о Москве – Третьем Риме. Первый Рим пал от варваров, «второй» (Константинополь) – от турок (захвачен в 1453 г. и переименован в Стамбул – столицу Османской империи), «третий Рим» – истинный хранитель христианства – Москва, «а четвертому не бывать». С этими взглядами вполне согласуется разработанный московским митрополитом обряд венчания на царство Ивана IV. Вручая в 1547 г. русскому царю шапку Мономаха и другие регалии, митрополит утверждал божест­венное происхождение царской власти. В 1589 г. Русская православная церковь становится самостоятельной (автокефальной) и церковный собор избирает первого русского патриарха Иова.

Социальные противоречия нашли отражение в распространении религиозных ересей. Один из ере­тиков, наиболее радикальный теоретик того времени, холоп Феодосий Косой выступал за равенство всех людей и неповиновение властям. Его учение получило широкое распространение, особенно среди горожан.

Дворянство требовало реформ, направленных на ограничение боярского сепаратизма и произвола. Его типичным идеологом являлся талантливый публицист Иван Пересветов, видевший идеал государст­венного устройства в сильной царской власти, опирающейся на дворянство. Идеи И. С. Пересветова во многом стали теоретической основой реформ Ивана Грозного.

Конкретную разработку реформ взял на себя неофициальный правительственный кружок, состоящий из пред­ставителей различных слоев господствующего класса, получивший название «Избранная рада» (1547–1560 гг.). В нее входили князь А. Курбский, дворянин А. Адашев, священник Сильвестр и др. Реформы коснулись всех сфер жизни, но главным образом – политики и системы управления.

Роль официального высшего законосовещательного органа при великом князе (с 1547 г. при царе) – Боярской думы, к середине XVI в. несколько снизилась. Стремясь опереться на более широкую со­циальную базу, в т. ч. и в борьбе с боярством, царь в 1549 г. созывает первый Земский собор (заседал до 1550 г.). В состав Земского собора входили и Боярская дума, Освященный собор (высшее духовенство), представители дворянства, верхушки посада (горожане), стрельцов, казаков, черных (черносошных – государственных) крестьян. По составу Земский собор – гораздо демократичнее дворянских парламентов на Западе. Первый Земский собор принял новый «Судебник» и определил основные направления реформ.

В годы реформ оформляется система органов исполнительной и судебной власти – приказов. Пер­вые из них возникли еще в 1511 г. Военными делами ведали Пушкарский и Стрелецкий приказы, финансами – Приказ Большой казны, юридическими делами – Раз­бойный и др. Были приказы, руководившие отдельными территориями (Сибирский и др.). В 1585 г. (или чуть позже – к сожалению, точная дата не установлена) создается Аптекарский приказ, основной задачей которого являлось «остерегательство здоровья великих государей». В его ведении состояли все люди, имеющие отношение к медицинскому делу. Хотя в то время функции Аптекарского приказа были узкими. Это – один из первых в мире опытов государственного управления медициной, используемый в период реформ Петра I.

До реформ Ивана IV управление на местах сосредотачивалось в руках бояр-кормленщиков. За военные заслуги боярину поручались административные функции, прежде всего сбор налогов. В его распоряжение поступали все средства, собранные сверх необходимых податей в казну. Он «кормился» за счет управления подвластными землями. После отмены «кормлений» управление округами (губами) передается в руки выбранных местными дворянами губных старост, а в городах – излюбленных голов. При­нимается «Уложение о службе», определявшее правила несения боярами и дворянами воинской службы. Создано постоянное стрелецкое войско.

С 1565 по 1572 г. Россия переживает непростое время
оп­рич­нины. Царь разделил страну на две час­ти – земщину, управляемую по-старому, и опричнину (от слова «опричь» – «кроме»), где правил царь. Некоторые бояре, которых Иван Грозный обвинял в измене, подвергались репрессиям. Обычно причины опричнины видели в психической неуравновешенности царя и его стремлении с помощью дворян ослабить боярство. Однако важными представляются следующие моменты. Экономически страна не была готова для централизации. Реформы шли медленно, не всегда успешно. Это раздражало царя, и свое недовольство он вымещал на инициаторах реформ – членах Избранной рады. В ре­зультате в 1564 г. – опала Адашева, ссылка Сильвестра и бегство в Литву Курбского.

Во многих источниках Иван Грозный представлен, прежде всего, как жестокий тиран. Историческая оценка этой личности связывается с тем, что он, как руководитель государства, справился с выпавшей на его долю исторической миссией. Миссия Ивана IV заключалась в укреплении государства, обеспечении его выживания и суверенитета. И он эту задачу выполнил.

Что касается личных качеств царя (авторитарность, неуравновешенность, подозрительность, жестокость, склонность к пирам и многоженству), они описаны у историка Н. М. Карамзина – «История государства Российского», писателя А. К. Толстого – роман «Князь Серебряный», отражены у художника И. Е. Репина – картина «Иван IV и сын его Иван». Есть более вероятная точка зрения, что это – оговор, идеологическая диверсия со стороны западных политиков и дипломатов, недовольных появлением в XVI в. молодого сильного российского государства во главе с талантливым и независимым царем. Типичный пример такого оговора – «история» убийства царевича Ивана, озвученная известным дипломатом-иезуитом А. Поссевино после провала его дипломатической миссии в России. В действительности царевич умер от болезни или (что весьма вероятно) отравлен боярами.

По логике, рассмотренные выше демократические реформы не могли проводиться авторитарным правителем и тираном. Пиры и богатство дворца – атрибут царской власти, равно как и наличие царицы. Говоря же о жестокости царствования Ивана важно иметь в виду, что это – повсеместная практика государственного управления того времени, характерная для всей Европы. В том же веке в «цивилизованном» Париже только за одну Варфоломеевскую ночь (по разным источникам) убито 10–30 тыс. протестантов.

Главной проблемой внешней политики XVI в. являлась охрана безопасности границ. Наиболее сложные отношения складывались с сопредельными государствами, входившими ранее в состав Золотой Орды. Парадокс истории заключался в том, что для обеспечения суверенитета России, необходимо было возродить Золотую Орду как единое государство. Но уже в новом качестве. Решение проблемы связывалось с объединением русских княжеств и татарских ханств вокруг сильного центра. В сложившихся к XVI в. условиях таким центром стала Москва. Кроме того, существовала необходимость обезопасить границы России от традицион­ных соперников (Ливонии, Швеции, Литвы и Польши), а также обеспечить выход к Балтийскому, Черному и Каспийскому морям.

В результате русско-литовских войн в начале XVI в. к России отошли земли Северной Украины (с Черниговом и другими городами) и Смоленск. В 1552 г. под руководством Ивана Грозного штурмом взята Казань, в 1556 г. – присоединено Астраханское ханство. Башкирия добровольно вошла в состав России. В 1581 г. Строгановы (уральские купцы и землевладельцы, одни из родоначальников отечественной промышленности, меценаты, давшие России ряд видных военных и политических деятелей) организуют поход отряда казаков во главе с Ермаком Тимофеевичем, в результате которого в 1582 г. завоевано Сибирское ханство.

Пытаясь выйти к Балтийскому побережью, Иван IV в течение 25 лет (с 1558 по 1583 г.) вел Ливонскую войну. Захват русскими 20 городов Ливонии и разгром в 1560 г. войск Ливонского ордена привели в 1561 г. к его распаду и ликвидации ливонского государства. В войну против России вступили Польша и Литва, с 1569 г. объединенные в Речь Посполитую, а также Швеция и Дания. В конце концов, России удалось заклю­чить мир без территориальных потерь, но без выхода к Балтике.

Таким образом, в XVI в. Россия, наверстывая упущенное во время монголо-татарского ига, совершает форсированный рывок по пути социально-экономического и политического развития. В то же время сложность международной обстановки, постоянные войны, тяжелые условия освоения новых территорий, слабость внутренних торговых связей и другие причины стимулируют социальное закрепощение большинства населе­ния, усиление царской власти. Эти факторы, плюс отсутствие единства в элите в конечном итоге приводят к затяжному политиче­скому кризису начала XVII в.

В XVI в. складывание мощного Российского централи­зованного многонационального государства сопровождается формированием армии, нового административ­ного аппарата, колонизацией новых земель при сохранении своеобразия нерусских народов, попытками прорыва к морским путям. Его можно образно назвать временем «моделирования» будущей Российской империи.

Россия в XVII веке

Территория России к XVII в. за счет включения новых земель Си­бири, Южного Приуралья и Левобережной Украины увеличилась более чем в два раза. Подвиг русских землепроходцев (Витуса Беринга, Семена Дежнева, Ерофея Хабарова и др.), освоивших Сибирь, – яркая страница, вписанная Россией в историю великих географических открытий XV–ХVII вв. На юге Сибири формировались очаги пашен­ного земледелия, к исходу XVII в. обеспечившие хлебом практически всю Сибирь.

К концу XVII в. Россия по количеству населения занимала четвертое место в Европе (свыше 10 млн. чел.). Впереди Франция (20,5 млн. чел.), Италия и Германия. Увеличилось число жителей городов (например, в Москве со 100 до 200 тыс. чел.) и количество самих городов (с 220 до 300).

Результатом развития производительных сил становится массовое мелкотоварное производство (т. е. производство на продажу), подготовившее базу для распространения мануфактур. Первые мануфактуры возникли еще в XVI в., в XVII в. их насчитывалось около 30. Существовали частные – посессионные (от слова «по­сессия» – владение) мануфактуры, владельцам которых государство оказывало помощь землей, лесом, деньгами, и казенные (государственные – Печатный двор, Монетный двор и др.). В отличие от воль­нонаемного труда в западных странах, на российских предприятиях применялся труд крепостных и приписных (приписанных к заводу тех же крепостных) работников.

В 1649 г. Земский собор принял новый кодекс законов – «Соборное уложение». Важнейший юридический документ допетровской Руси четко зафиксировал экономическое положение и социаль­ный статус основных сословий (сословие – социальный слой, обладающий закрепленными в обычае или законе и передаваемыми по наследству правами и обязанностями). В течение ХVII в. дворянство активно добивалось превращения поместья в вотчину. Окончательно вопрос решается при Петре I. «Соборное уложение» пока предусматривало лишь возможность обмена поместьями и поместья на вотчину.

«Соборное уложение» окончательно ввело крепостноеправо. Отменялся Юрьев день, а сыск беглых объявлялся бессрочным. Черносошные крестьяне также прикреплялись к земле, а посадское на­селение – к своим городам. Все большую роль в производственных отношениях играло государство. Этому способ­ствовали не столько растущие «аппетиты» дворянства, сколько внешнеполитические факторы. Например, на содержание войска тратилось более 60 % всех государственных расходов.

Большую роль начинает играть купечество. Развитие торговли объяснялось возрастающим естественно-географическим разделением труда в городе и деревне. Так, Черноземье специализировалось на производстве зерна, Верхнее Поволжье – на скотоводстве, Соликамск – на добыче и переработке со­ли, Тульско-Серпуховско-Московский район – на металлургии, и др. Бояре, дворяне и мо­настыри стремятся к повышению товарности своих хозяйств. В 1667 г. царское правительство прини­мает новый, явно протекционистский (направленный на защиту национальной экономики от иностранной конкуренции) Торговый устав, согласно которому повышались пошлины на импортные товары, а иностранцам разрешалось торговать только оптом и только в приграничных городах. Принятый устав способствовал росту отечественного купеческого капитала.

Наличие мелкотоварного производства, мануфактур и крупных торговых состояний в России и другие меры не привели к формированию буржуазных отношений. Главным препятствием на пути их развития являлось крепостное право.

Для социальной психологии XVII в. характерны резкие перепады от крайне радикальных настрое­ний, выразившихся, в частности, в довольно масштабных народных волнениях, к желанию стабильности, даже консерватизму.

Новым явлением, повысившим царскую власть и, одновременно, отразившим ее нестабильность, стало самозванство «сверху» (Лжедмитрий I, Лжедмитрий II) и «снизу». Беглый холоп, ка­зачий атаман И. И. Болотников представлялся не иначе, как воевода того же несуществующего царя Дмитрия, на роль которого претендовали оба Лжедмитрия. С 1600 по 1850 г. появляются около 100 псевдоцарей.

Пожалуй, главным явлением в социальной психологии стало рождениеобщероссийскогопатриотизма. В начале XVII в. Россия переживает один из самых сложных этапов своего развития – Смуту. Время – когда государство могло исчезнуть с политической карты мира. После семи лет гражданской войны и интервенции у значительной части населения появилось осознание того, что любые личные и групповые интересы (классовые, сословные, территориальные, династические и др.) должны уступить место идее спасения Отечества. В итоге государство выжило и вновь превратилось в мощную европейскую державу.

Процесс централизации государства после Смуты находит воплощение и в идеологии. В 1653–1655 гг. патриархомНиконом проведена церковная реформа. Ее цель – введение единообразия в церковные кни­ги и обряды. При этом Никон добивался централизации церкви и власти патриарха не только над мирянами и клиром, но и над царем (за последнее он поплатился ссылкой). Большинство духовенства и мирян приняло реформу. В то же время часть клира (протопоп Аввакум и др.) и часть населения с реформой не согласилась. В итоге возникло старообрядчество.

Для многих мирян старообрядчество стало формой социального протеста. Причем не только пассивного. Восемь лет (с 1668 по 1676 гг.) длилось восстание староверов в Соловецком монастыре. Казаки Степана Разина являлись, в основном, раскольниками. Общественно-политические взгляды оппозиционных сил если и выходили за рамки религиозных представлений, то ограничивались уровнем обыденного сознания или наивным монархизмом. Верой в «доброго и справедливого царя», а также критикой от­дельных сторон существующих порядков. Например, в сатирическом произведении «Повесть о Ерше Ершовиче», где высмеивались судебная волокита и взятки, и др.

Официальная государственная идеология нашла отражение в первом печатном сочинении по истории России и Украины. Написана киевским монахом Иннокентием Гизелем. Называлась «Синопсис» («описание») и использовалась в XVII – начале XVIII в. как учебник истории.

Наследником Ивана Грозного стал его сын Федор (1584–1598 гг.). При нем фактически страной правил шурин (брат жены) Ивана IV Борис Году­нов. Избран на царство Земским собором в 1598 г. после смерти Федора Иоанновича.

Стараясь стабилизировать экономическую ситуацию, Борис идет на некоторые льготы дворянам и посаду. В то же время ряд историков полагают, что именно при Б. Годунове, примерно в 1592 г., отменяется Юрьев день (фор­мально это решение состоялось в 1649 г.).

1601–1602 гг. отмечены неурожаями и голодом. Цены на хлеб выросли в 100 раз. Люди умирали тысячами, а бояре придерживали запасы зерна. Эти обстоятельства переполнили чашу терпения народа. В центре страны вспыхнуло восстание холопов под предводительством Хлопка Косолапа (1603–1604 гг.). Страна погрузилась в пучину Смуты. После внезапной смерти Б. Годунова в 1605 г. к власти приходит Григорий Отрепьев, назвавшийся сыном Ивана Грозного – Дмитрием. Большинство историков отмечают, что Дмитрий погиб при загадочных обстоятельствах в 1591 г., а Г. Отрепьев, вошедший в историю под именем Лжедмитрия I, – самозванец.

Обещание реформ не спасли Лжедмитрия от гибели. Вошедший в Москву вместе с польскими войсками, он не мог рассчитывать на поддержку населения России. Прахом его сожженного трупа москвичи, восставшие в 1606 г., зарядили пушку и выстрелили на запад, откуда он пришел. Смута – это не только борьба за власть и территорию, но и классовая борьба, выразившаяся в восстании под руководством Ивана Болотникова 1606–1607 гг. и др. До 1612 г. столицу и отдельные районы страны в разное время контролируют русские и иностран­ные государи и претенденты на престол, отряды поляков, шведов, казаков, восставших крестьян и дворян.

Гражданская война подтачивает государство изнутри и могла привести к его гибели, если в обществе не найдутся люди, для которых интересы страны выше личных и групповых амбиций. В России XVII в. такие нашлись. В 1612 г. ополчение во главе с князем Дмитрием Пожарским и нижегородским старостой Козьмой Мининым наносит поражение польским интервентам. 4 ноября 1612 г. от них освобождается Москва.
В 1613 г. Земский собор выбирает ца­рем 16-летнего Михаила Федоровича Романова. В России появляется новая царская династия. Начинается период относительной стабилизации.

Правление царей Михаила Федоровича и Алексея Михайловича Романовых считается довольно благополучным периодом, но вспышки социального протеста нередки. Только за 1630–1650 гг. в 30 городах произошли вос­стания. Наиболее масштабным выступлением стала крестьянская война под предводительством Степана Разина (1670–1671 гг.).

В политической жизни общества ведущей тенденцией становится постепенный переход от сословно-представительной к абсолютной монархии. С 1653 г. прекращается созыв Земских соборов. В Думу попадает все больше бояр, отмеченных не родовитостью, а заслугами перед царем. Выборы пяти царей (Б. Годунова, Лжедмитрия I, В. Шуйского, польского королевича Владислава и М. Ф. Романова) свидетельствуют не о демократизме власти, а о ее временной неустойчивости. Попытка церкви контролировать царскую власть (при патриархе Никоне) также оказалась неудачной. Централизации власти способствовало назначение в уезды воевод, ведавших всеми делами и сменяемых через два года. Для контроля над административным аппаратом создается подчиненный лично царю Приказ тайных дел. Взамен поместного войска, наряду со стрелецкими полками, создаются полки «нового строя» с пожиз­ненной службой. Названные процессы закрепляются в ряде юридических документов, прежде всего в «Соборном уложении» 1649 г.

Внешнеполитические задачи в XVII в. оставались прежними. Выживание страны, восстановление единства русских земель и выход к морям. Неоднократные столкновения и войны со Швецией и Крымским ханством, – вассалом могущест­венной Турции, не решили проблемы выхода России к морю на севере и на юге. Удачнее складыва­лась ситуация на западе. В 1648 г. под руководством Богдана Хмельницкого начинается освободительная война украинского и белорусского на­родов против Речи Посполитой. С 1653 г. в войну вступает Россия. Объединенный русско-украинский Земский собор – Переяславская Рада в 1654 г. включает Левобережную Украину в состав России, сохраняя ее авто­номию. Россия признавала выборность гетмана, местный суд и другие органы самоуправления, под­тверждала сословные права украинского дворянства, казачества и крестьянства. Например, крепостное право здесь юридически введено во второй половине XVIII в. В состав России возвраща­лись смоленские и черниговские земли, захваченные поляками в начале века.

Таким образом, XVII в. характеризуется вызреванием главных черт российского феода­лизма. Основой отечественной экономики является сельское хозяйство, развивающееся, пре­имущественно, экстенсивно. Преобладают внеэкономические формы принуждения, главной из которых становится крепостное право. Землевладение имеет тенденцию к превращению земли в ча­стную собственность феодалов. Однако сами феодалы достаточно зависимы от государства. Их психо­логия, образ жизни, в основном, связаны с развитием дворянства – служилых людей, а не наследственных землевладельцев – бояр.

Постепенно в России складывается довольно жесткая сословная иерархия, на вершине которой на­ходится царь и его ближайшее окружение, сосредоточивающие в своих руках всю полноту власти. Роль демократических институтов падает. Сословно-представительная монархия постепенно превращается в абсолютную с неограниченной властью самодержца. Завершился процесс при Петре I. Государство активно вмешивается во все сферы жизни, в том числе и в экономику. В то же время особенности развития нашей страны сказываются на консервации некоторых традиций, свойственных племенной и общинной психологии, например коллективизма. Для сознания большинства людей становится характерна терпимость. И к бюрократии, обратной стороной которой стали вспышки социального протеста, народные выступления.

Складывание национального рынка, накопление купеческого капитала и появление мануфактур не способствует зарождению капитализма. Для этого недостает необходимой свободной ра­бочей силы, независимого от государства слоя промышленных предпринимателей и др. В то же время включение России в европейское разделение труда и необходимость создания боеспособной армии порождают в среде российской элиты реформаторский дух. Основные направления реформ разработаны Боярской думой при Алексее Михайловиче. Дело оставалось за энергичным реформатором, которым и стал Петр I.

Тема 4. Россия в XVIII веке

1. Россия в конце XVII – начале XVIII века:
предпосылки модернизации

Прежде чем приступить к рассмотрению социально-экономического содержания реформ XVIII в., необходимо проанализировать их предпосылки, а также задачи, предстоящие решать России. Вот некоторые из них.

Во-первых, в конце XVII в. экономически Россия значительно опережала Польшу, Пруссию, Турцию, Иран и другие государства Запада и Востока. С точки зрения политической организации Российское централизованное государство шло намного впереди феодально-раздробленных Германии и Италии. Но по сравнению со странами, в которых к тому времени прошли буржуазные революции – Нидерландами (Голландией) и, особенно, Англией, Россия значительно отставала в развитии промышленности, флота, внешней торговли и др.

Во-вторых, надо было завершить политическое объединение русского народа, почти половина ко­торого находилась еще за пределами Русского государства.

В-третьих, укрепить границы государственной территории. С юга и севера они были открыты и доступны для нападения. У Швеции предстояло отвоевать восточный берег Балтийского моря, у крымских татар и Турции – выход к Черному морю.

В-четвертых, необходимы были изменения в социально-политической жизни страны. Сущест­вовала громоздкая, запутанная система управления страной, как по государственной линии, так и по церковной.

С 1652 г. во главе церкви стал митрополит Новгородский Никон, именовавший себя «пат­риарх всея Руси». Проповедовалось превосходство духовной власти над светской. Привилегии и амби­ции патриархов раздражали русских самодержцев.

В-пятых, жизнь требовала переоценки культурных ценностей. XVII век – век рационализма, век рождения современной (экспериментальной) науки.

Идея рационализма отражена в творчестве знаменитых философов того времени – Декарта, Гассенди, Спинозы, Локка, Лейбница. Они считали, что наука, знание есть вернейшее средство господства челове­ка над силами природы, что государство создано человеком и разумный человек может изменять его по собственному усмотрению, совершенствовать в зависимости от целей, задач, стоящих перед на­цией, страной. Отсюда, государство – это инструмент преобразования общества. Появляется новое идеологическое направление – дуализм – учение, отводящее Богу роль первотолчка, зачинателя мира. Далее мир развивается по присущим ему есте­ственным законам. Задача человека – открыть эти законы и использовать эти знания для улучшения жизни.

Было бы преувеличением утверждать, что Петр I начал возводить Российскую империю на основе европейского философского рационализма. Несомненно, эти идеи оказывали влияние на его прак­тическую государственную деятельность. Например, царь приказал перевести на русский язык книгу С. Пуфендорфа «О должности человека и гражданина».

Таким образом, в России назревали объективные предпосылки для кардинальных изменений в социально-экономической и других сферах жизни. Как замечает В. О. Ключевский, Петр I, пришедший к власти в 1682 г., застал в русском обществе «преобразовательное настроение». В противовес консерватизму феодальной ари­стократии, значительная часть дворянства и нарождающаяся торгово-промышленная буржуазия объективно желали проведения реформ.

Решение важнейших задач Петр видел, прежде всего, в ряде внутренних преобразований. Встает вопрос: как этого добиться, какими методами, средствами? Он останавливается на идее «насильственного прогресса», принуждения в экономической политике. Россия не первая использовала политику меркантилизма – вмешательства государства в частное предпринимательство. Этапы такой политики прошли Франция, Англия, Ита­лия. Отдельные моменты подобной политики присущи и правлению Петра.

Реформы Петра I

В экономике начинается интенсивная модернизация. Главным было возникновение мануфактур. К концу XVII в. их насчитывалось около тридцати. После Петра – стало более 200. Создаются металлургические мануфактуры (Тула, Каширы, Карелия). Развивается горнодобывающая промышленность. К середине XVIII в. 61 завод из 75 действовал на Урале (Екатеринбургский, Каменский, Нижнета­гильский, Егошихинский и др.). Текстильная промышленность развивалась в Ярославле, Калуге, Казани и других го­родах. Судостроение – в Архангельске, Воронеже, Петербурге. Стекольное и фаянсовое дело – в Мо­скве, Петербурге. Налажено производство бумаги.

Активизировался баланс внешней торговли, товары производили «нужные» и «полезные». Действовала монополия государства на заготовку и сбыт ряда товаров (соль, лен, пенька, хлеб, сало, воск). Проводились ярмарки – Ирбитская, Макарьевская, Ленская. Главной особенностью экономических преобразований являлось вмешательство государства в развитие экономики. Для этого создаются специальные органы управления торговлей и промышленностью: Берг-коллегия, Коммерц-коллегия, Главный магистрат. Данные бюрократические институты формировали систему надзора, опеки, регламентации. Владельцы мануфактур получали от государства льготы феодального характера: им да­вали земли с крестьянами (получивших название – приписные). Образовался институт рекрутов, т. е. пожизненных «промышленных солдат». Указом 18 января 1721 г. Петр I «в видах государственной пользы» разрешил ча­стным мануфактуристам покупать крестьян для заводских работ.

Феодальные устои не давали возможность появиться новому сословию – наемным рабочим. В России промышленность развивалась по крепостническому пути. Царские указы сдерживали свободное предпринимательство, регламентировалась деятельность купцов. Вместе с тем, после победы в Северной войне поощряется частное предпринимательство, но остает­ся контроль государства за торговлей и строгое выполнение государственных заказов. Разрешается аренда земель, лесов, но условия диктует государство. Положительным является то, что в результате развития экономики, торговли в стране продолжает складываться и укрепляться всероссийский рынок.

Смысл реформ в социальной политике государства заключался в укреплении класса феодалов. В 1714 г. издается «Указ о единонаследии». Дворянское поместье уравнивалось в правах с боярской вотчиной. Указ закрепил дворянское землевладение и знаменовал слияние двух сословий феодалов в единый класс. С это­го времени господствующий класс стали называть дворянами (помещиками, шляхтой). В. О. Ключев­ский писал, что боярство и столичное дворянство «имели троякое значение: военное, административное и хозяйственное. Они составляли главную вооруженную силу страны, они же служили главным орудием правительства, которое из них набирало личный состав суда и управления, наконец, в их руках сосредотачивалась огромная масса основного капитала страны – земля и крепостные землепашцы». Петр I изменил условия военной службы. Служение Отечеству ставилось превыше всего. На службу призывались и люди не дворянского происхождения, им за отличную службу даровался титул дворянина. Отсюда наблюдались перемены в генеалогическом составе дворянства. Этот же указ определял наследника. Если не было завещания отца, то наследовал недвижимость только старший сын, а остальные должны были нести армейскую или государственную службу.

Первостепенное значение для выживания России в сложной внешнеполитической обстановке имела военная реформа. Впервые созданы российский флот, регулярная армия с единообразным вооружением и обмундиро­ванием. Введены новые военные уставы. Организованы офицерские училища. Введена рекрутская по­винность. 20 крестьянских дворов должны были выслать на пожизненную службу одного рекрута. Военная реформа способствовала победе России в Северной войне со Швецией и укреплению суверенитета страны.

К концу правления Петра I на 14-миллионное население России имелось 212 тыс. регулярных войск, 110 тыс. казаков. Балтийский флот в своем составе насчитывал 48 линейных кораблей, 800 галер – 28 тыс. экипажей. Генеральный штаб состоял из двух генерал-фельдмаршалов – князя Меньшикова и графа Шереметева – и из 31 генерала, в числе которых – 14 иностранцев. Содержание армии и флота обходилось в 6–7 млн. руб. золотом (в начале XX в.52–58 млн. руб.).

Многочисленные перестройки Петра I в областиполитической сферы привели к созданию централизованной системы органов управления. В 1721 г. Петра I провозгласили императором – после победы в Северной войне 1700–1721 гг. Ништадтский мир юридически оформил не только победу, но и рождение новой империи. Петру свойственна политика патернализма – разумного дальновидного монарха, «Отца Отечества и народа».

Говорили, что монарх прост, тверд, справедлив и др. О своем правлении Петр I рассуждал: «Говорят чужестранцы, что я повелеваю рабами, как невольниками. Я повелеваю подданными, повинующимися моим указам. Сии указы содержат в себе добро, а не в<

Наши рекомендации