Реформирование гос аппарата в 1953-1964г

в марте 1953г. верховный совет СССР объявил частичную амнистию для лиц, осужденных за политические и уголовынк преступления.в апреле 53 в прессе стали появляться обвинения в адрес орагнов госбезопасности. возглавлял эту системы берия, он был арестован. в 1954г. политическая полиция была преобразована в комитет государственной безопасности(КГБ), были управзднены особые трибуналы(тройки), система ГУЛАГ передана от МВД министерству юстиции. сеть военных трибуналов сокращена, транспортные трибуналы преобразованы в линейные суды. в мае 55г. принято новое положение о прокурорском надзоре в СССР, в котором подчеркивался принцип единообразия законности и иерархической подчиненности органов прокуратуры только Ген.прокурору.. в 54 г. были образованы президиумы, которым предоставлялось право пересмотра в порядке надзора приговоров, решений и кассационных определений по протестам прокуроров и председателей судов.в 57 г. были управзднены транспортные суды.

в 57г. вышло положение о верховном суде СССР, расширившее надзорные права республиканских судов, ослабевала союзная судебная централизация. верховный суд СССР сосредотачивался на обобществлении судебной практики.

важен 20 съезд КПСС(февр 56г.): был прочитан доклад хрущева о культе личности. в июне было принято решение о преодолении культа личности и его последствий.

в декабре был создан новый планирующий орган 0 государственная комиссия по экономике.в 57 вместо некоторых министерств стали создаваться совнархозы..

57-59г.г.: проводились административные реформы: было создано около 100 региональных совнархозов, ликвидированы МТС. произведено укрупнение колхозов.. отменялось прикрепление рабочих к предприятиям, удваивался размер пенсий, удлинялись отпуска, укорачивался ра.день. после 20 съезда началась массовая реабилитация жертв репрессий(народов). упразднялось понятие «враг народа», суд.заседания становились открытыми, увеличивался возраст привлечения к угол.ответ-ти.

Расширение конституционных прав союзных и автономных республик в послевоенный период связывалось с экономическими преобразованиями, происходящими в них. В 1954— 1956 гг. из союзного подчинения в ведение союзных республик было передано большое количество промышленных предприятий. Были расширены права министерств союзных республик по управлению промышленностью: в мае 1955 г. был изменен порядок планирования и финансирования хозяйств союзных республик. Их Советы министров стали сами утверждать планы производства и распределения, титульные списки капитального строительства, темпы увеличения численности работающих, роста производительности труда и фонда зарплаты.

В 1953—1960 гг. возрастает удельный вес республиканских бюджетов в союзном бюджете, а также доля республиканских налогов. С 1955 г. в союзном бюджете стали определяться лишь основные направления республиканских бюджетных расходов без их детализации.

Для координации межреспубликанской экономической политики в феврале 1957 г. была образована Экономическая комиссия Совета Национальностей (для подготовки законопроектов, предложений и планов). В задачи комиссии входило также согласование экономических интересов автономных республик.

Вопрос 73

Преобразования в гос органах 1964-1985г

в 1957г. была реорганизована система управления промышленностью и строительством: создана система совнархозов.территориальный принцип управления позволял кооперировать произ-во в пределах экономических районов. в 63 г. создаются ВСНХ Совета Министров СССР и СНХ СССР, которые координировали работу совнархозов.

63г.-упразднение совнархозов, введение министерств по отраслям пром-ти.

69 – 3 съезд колхозников СССР принял новый устав колхозов (сохранил право на ограниченное личное приусадебное хоз-во, намечал перевод колхозников на гарантированную зарплату и пенсию).

экономическая реформа косыгина 65г.:

-повысить гос.закупочные цены на с/х продукцию

-установить план гос.закупок на 6 лет

-ввести 50% надбавку к основной цене за сверхплановое выполнение нормы

-увеличить капиталовложения в деревню

в результате: временное ускорение с/х производства. снижение остроты продовольственного вопроса.

-вернуться к отраслевому управлению

-перевести предприятия на хозрасчёт

-сочетать единое гос.планирование с местной инициативой

объём пром-го производства вырос на 50%. было построено около 1900 крупных предприятий. с/х выросло на 20%.в 70-е г.г. начался спад темпов развития НХ. с/х отошло на 2план.

концепция развитого социализма:

-не разрушала веры в коммунизм. но превращало его из конкретной цели в теорию

Создается ряд центральных комитетов для административной централизации. Но при этом предприятиям предостовляется определенная автономия.(у них оставалась часть доходов,снижены показатели норм)В 1978 г. Был принят новый закон о выборах в Верховный Совет. Был принят новый регламент определявший порядок работы,полномочия,структуру. Увеличилось число постоянных комиссий Совета Союза. В 1979 году было принято новое положение о комиссиях. Возросла роль Президиума ВС СССР,выполнявшего роль организатора всей работы Верховного Совета. Были расширены права местных Советов.Происходит реорганизация управления промышленностью,вновь возвращаются к отраслевому принципу,создаются новые министерства.Создаётся Союзный совет колхозов для соблюдения принципа коллегиальности управления. Новые плановые и контрольные функции возлагались на Минсельхоз.
Приняты новые законы о Верховном суде,прокуратуре,адвокатуре. Расширялась сфера прокурорского надзора,стали образовываться коллегии Главной военной прокуратуры. Создано Министерство охраны общественного порядка СССР.В 1968 вновь переименовано в МВД.Ряд указов и постановлений о реформировании милиции-необходимост ьвести широкую профилактическую работу по предупреждению преступлений.Все контрольные органы переименованы в органы народного контроля. Эти органы осуществляли свою деятельность во всех ораганах исполнит власти и управления.Находились под руководством Верховного Совета.

Вопрос 74

Кодификация советского права в послевоенный период. Конституция 1977г, подготовка, основн положения

Наши рекомендации