Изменения в гос аппарате и праве в годы первой мировой войны

На съезде представителей промышленности и торговли в мае 1915 г. впервые была сформулирована идея о создании военно-промышленных комитетов, целями которых были и организация экономики, и участие в управлении государственной политикой. В функции военно-промышленных комитетов входит посредничество между казной и промышленностью, распределение военных заказов, регулирование сырьевого рынка и снабжение предприятий сырьем, регулирование внешней торговли (закупок), нормирование цен на сырье.
При военно-промышленных комитетах создавались рабочие группы, примирительные камеры и биржи труда. Эти органы брали на себя задачи улаживания конфликтов между рабочими и предпринимателями.
Для координации работы отдельных ведомств с лета 1916 г. начинают создаваться особые совещания по обороне. Состав этих органов "определялся Государственной думой и утверждался императором. В задачи новых органов входило: требовать от частных предприятий принятия военных заказов (преимущественно перед другими) и отчетов по их выполнению; отстранять директоров и управляющих государственных и частных предприятий; ревизовать торговые и промышленные предприятия всех видов и секторов.
Особые совещания по продовольствию проводили проверку наличия продуктов и в случае необходимости их реквизицию.
Особые совещания по перевозкам устанавливали порядок принудительного пользования транспортом и помещениями в государственных и общественных целях.
Отдельные одноотраслевые предприятия могли объединяться в заводские совещания.
Осенью 1916 г. параллельно с государственно-промышленными органами стали создаваться общественные организации, объединившиеся в Союз земств и городов (Земгор). Своей задачей они ставили оказание помощи раненым (организация госпиталей, поставка медикаментов, подготовка медперсонала), распределение заказов мелким предприятиям.
Действующие в промышленности тресты и синдикаты оказывали сильное влияние на экономическую политику: ими было отвергнуто предложение Министерства финансов о введении налога на прибыль, они подчинили себе деятельность центрального военно-промышленного комитета, отдельных военно-промышленных комитетов и Земгора.
Одним из главных направлений регулирования экономики была борьба с дороговизной и дефицитом продовольствия. По действующему законодательству таксы на сырье и продовольствие могли устанавливаться городскими управами. Поскольку производство находилось в частных руках, государство не могло регулировать рынок методом "товарных интервенций". У него не было ни запасов продовольствия, ни разветвленного аппарата, поэтому оставался лишь метод репрессии, "административно-командный". При таксировке цены устанавливались государством не на основе себестоимости продукции, а с учетом рыночных цен. Фиксированные цены устанавливались в местных пределах (губернии и города) и способствовали деформированию рынка. Твердые цены устанавливались особыми совещаниями и в отличие от такс вводились законодательным путем и во всероссийском масштабе.
Февральским указом 1915 г. командующим войсками предоставлялось право запрещать вывоз из вверенного им района продовольственных запасов, устанавливать фиксированные цены и осуществлять меры по реквизиции (когда товаровладельцы отказывались продавать по установленным ценам).
В мае 1915г. создается Главный продовольственный комитет, в компетенцию которого входили требования сведений о запасах продовольствия от всех учреждений и лиц, установление плана перевозок продовольствия и заготовительная деятельность.
В ноябре 1916 г. принимается постановление о введении продовольственной разверстки, устанавливаемой уполномоченными особых совещаний или земской управой. Расчет за изымаемые продукты производился в твердых ценах, в случае отказа назначалась реквизиция по ценам на 15% ниже твердых. Устанавливалась карточная система для населения: продукты продавались несколько раз в неделю, ограничивался отпуск товара в одни руки, карточки лимитировались. Начало первой мировой войны было встречено демонстрацией единения большинства Думы с правительством. Трудности военного времени и поражения русской армии обусловили раскол этого единства. Летом 1915 г. звучала резкая критика действий правительства и выдвигалось требование создать Министерство общественного доверия, ответственное перед Думой. В ответ на эти требования производилась частая смена министров и премьер-министров. В августе 1915 г. император принял на себя верховное командование армией и переехал в ставку главнокомандующего в Могилев.
В августе 1915 г. в Думе образовался Прогрессивный блок, в который вошли три четверти ее депутатов. Программа блока требовала создания Министерства общественного доверия, проведения ряда реформ и политической амнистии.
В январе 1916 г. председателя Совета Министров Горемыкина сменяет Штюрмер, в ноябре Штюрмера сменяет Трепов, Трепова - Голицын. Оппозиция требует ухода и этого правительства в отставку.
В декабре 1916 г. правительство начало наступление на политическую оппозицию: прерывается заседание Государственной думы, запрещается деятельность Земгора, проводятся аресты рабочих групп военно-промышленных комитетов, члены которых обвинялись в саботаже. В свою очередь, оппозиционная буржуазия начинает все активнее проникать в военно-промышленные органы, различного рода союзы и общественные организации, активизируется "прогрессивный блок" в Думе.





Вопрос 45

Наши рекомендации