Судопроизводства, Устав о наказаниях, налагаемых мировыми судьями.
Реформа провозгласила следующие принципы: независимость суда;
всесословность суда;
устность и гласность судебного процесса;
равенство всех перед судом;
несменяемость судей и следователей;
рассмотрение дела с участием присяжных заседателей;
выборность судей и присяжных заседателей;
установление прокурорского надзора;
введение института присяжных поверенных.
Суды делились на: общие (окружные суды, учреждаемые для несколькихуездов, судебные палаты по гражданским и уголовнымделам, в территорию деятельности которых входили несколько губерний или областей, и кассационные департаменты Сената по гражданским и уголовным делам);
местные (волостные суды, мировые судьи и съезды мировых судей).
В результате реформы была создана адвокатура- для защиты в уголовном процессе и представительствапо гражданским делам, и нотариат - для оформленияи удостоверения сделок.
Мировые судьи избирались органами местного управления на основе имущественного ценза, санкционировались губернатором и утверждались Сенатом. В их компетенцию входили незначительные уголовные и гражданские дела, которые рассматривались ими единолично, устно, публично, с возможным участием поверенных. Окружным судам были подсудны все уголовные дела, не входившие в компетенцию мировых судей, за исключением преступлений, наказывавшихся лишением или ограничением прав состояния, которые рассматривались с участием присяжных, и гражданские дела с ценой иска более 500 рублей. Апелляционной инстанцией для участковых судей был съезд мировых судей, состоявший из всех мировых судей (в том числе и почётных мировых судей) округа. Надзор за органами мировой юстиции осуществляли министр юстиции, судебные палаты и кассационный департамент Сената. В прибалтийских губерниях, на Северном Кавказе и в Закавказье мировые судьи не избирались, а назначались министром юстиции; в Польше в сельской местности мировых судов не было вообще, в городах мировые судьи назначались правительством.
Предварительное следствие проводили судебные следователи, состоявшие при окружных судах. Судьи назначались императором по представлению министра юстиции.
Судебные палаты являлись апелляционной инстанцией для окружных судов по делам, рассмотренным без присяжных заседателей, и рассматривали наиболее важные государственные и должностные преступления в качестве суда первой инстанции.
Дознание проводилось жандармерией, предварительное следствие - членом судебной палаты.Сенат являлся высшей кассационной инстанцией длявсех судебных органов.
В общем виде суд присяжных представлял в то время следующее. По российскому законодательству, принятому в 1864 г. (в том числе Уставу уголовного судопроизводства), суд присяжных образовывался из двух коллегий. В одну из них входило не менее трех судейских чиновников: председатель и члены суда, или, как их еще называли, коронные судьи. Вторая коллегия состояла из двенадцати присяжных заседателей. Список присяжных для каждого окружного суда составляли особые комиссии, назначенные земскими собраниями. В список включались лица, соответствующие определенному имущественному цензу и, по отзыву полиции, «благонадежные». Для рассмотрения конкретного дела коллегия из двенадцати заседателей формировалась по жребию. Задачи коронных судей и присяжных заседателей были разные. На вопрос, виновен ли подсудимый, и на другие вопросы фактического характера должны были отвечать только присяжные. Вопросы же применения права относились к ведению коронных судей. Председательствующий в своем напутствии (резюме) разъяснял присяжным, какие обстоятельства имеют значение для дела и какими правилами следует руководствоваться в оценке доказательств. В частности, он должен был напомнить присяжным, чтобы они были свободны от всякого увлечения к обвинению или оправданию подсудимого и определяли виновность или невиновность подсудимого, на основании всех обстоятельств дела по внутреннему убеждению. Одновременно с напутствием председательствующий вручал присяжным лист с вопросами, подлежащими разрешению. «От вас, господа присяжные заседатели, зависит решить их (подсудимых) участь», Кони А.Ф. Собрание сочинений в 8-ми тт. Т.3. М., 1967. -С. 306. -- так словами А.Ф. Кони в одной из обвинительных речей можно выделить главную задачу присяжных заседателей. Затем присяжные удалялись в совещательную комнату и под руководством избранного ими старшины обсуждали поставленные вопросы. Решение (вердикт) принималось большинством голосов в форме односложных («да» или «нет») ответов на поставленные судом вопросы. Ответы эти вносились в опросный лист. В случае оправдательного вердикта председатель немедленно объявлял подсудимого свободным от суда и от содержания под стражей, если он состоял под арестом. При обвинительном вердикте присяжных коронные судьи назначали наказание. Пересмотр вышестоящим судом вердикта присяжных, по существу, с фактической стороны (в апелляционном порядке) не допускался. Приговор, основанный на этом вердикте, мог быть отменен Сенатом по мотивам нарушения процедурных правил (в кассационном порядке). Поводами к кассационной отмене приговоров устанавливались: 1) нарушение существенных форм и обрядов судопроизводства; 2) явное нарушение прямого смысла закона и неправильное толкование его при определении преступления и рода наказания; 3) вновь открытые обстоятельства, обнаруживающие невиновность осужденного или подложность доказательств, на которых основан приговор Устав уголовного судопроизводства. Ст. 912.. Институт присяжных заседателей в дореволюционной России имел огромное социальное значение, сказывая воздействие на правосознание граждан, выявляя дефекты и указывая на несовершенство действовавшего уголовного и уголовно-процессуального законодательства; формировал доверие к судебной власти у населения и повышал авторитет суда; побуждал производить расследование уголовного дела качественно, досконально, объективно, предъявлять обвинение обоснованно, тем самым способствовал реализации целей уголовного судопроизводства.
Вопрос 37