Методические указания по проведению дискуссии
В современной научной методической, справочной литературе слово дискуссия, спор служит для обозначения процесса обмена противоположными мнениями, однако единого определения данного понятия нет. Под спором понимается всякое столкновение мнений, разногласие в точках зрения по какому-либо вопросу, борьба, при которой каждая из сторон отстаивает свою правоту. Обратимся к «Словарю современного русского литературного языка». В нём зафиксированы все значения и оттенки слова. Дискуссией (лат. discussion – исследование, рассмотрение, разбор) называют такой публичный спор, целью которого является выяснение и сопоставление разных точек зрения, поиск, выявление истинного мнения, нахождение правильного решения спорного вопроса. Дискуссия считается эффективным способом убеждения, так как её участники сами приходят к тому или иному выводу. Диспут (лат. Disputer – рассуждать, disputatio – прения) - этим словом называют публичный спор на научную и общественно важную тему.
Умение компетентно и плодотворно обсуждать жизненно важные проблемы, доказывать и убеждать, аргументировано отстаивать свою точку зрения и опровергать мнение оппонента, то есть владение культурой товарищеских дискуссий и полемики, должно стать обязательным качеством каждого современного молодого человека.
В настоящее время различные виды споров активно используются в учебном процессе, а также проводятся как специально организованные массово-политические и пропагандистские мероприятия. Успех публичных споров во многом зависит от знания и соблюдения методики их организации и проведения, творческого подхода к делу.
Так как каждый из вас может стать не только участником, но и организатором подобных мероприятий, остановимся на некоторых методических моментах, связанных с подготовкой занятия-дискуссии.
В процессе организации учебной дискуссии важно выбрать тему, то есть найти интересный предмет спора. При выборе темы для публичного обсуждения, необходимо учитывать, чтобы она была актуальна, социально значима, связана с общественно-политической практикой, вопросам школьной жизни, проблемами молодёжи и т.д. тема обязательно должна содержать проблемные моменты и вызывать интерес у присутствующих, быть для них достаточно знакомой, чтобы они могли компетентно вести её обсуждение. Для многих дискуссионных обсуждений темой стало школьное самоуправление, его цели и задачи, структура и функции органов самоуправления. Также тема может быть выбрана в рамках учебной программы изучаемых дисциплин, но обязательно с учётом пожеланий участников дискуссии, полемики.
Для успешного проведения дискуссии необходима значительная подготовительная работа. Разрабатывается сценарий дискуссии. Он, включает вводное слово руководителя (обоснование выбора темы и указание на её актуальность); вопросы, вынесенные на обсуждения; уточняются условия спора; формулируются отдельные положения, которые необходимо обосновать коллективными усилиями; указывается, технологические средства(слайды, презентации и т.п.), наглядные пособия (схемы, плакаты, диаграммы и т.д.) будут использованы в ходе дискуссии.
Руководитель начинает дискуссию постановкой вопроса или комментариями по проблеме, приглашает участников высказать своё мнение и предоставляет слово желающим высказать своё мнение, активно содействует естественному развитию обсуждения. Он может задавать вопросы участникам разговора, ограничивать их, если они выходят за рамки обсуждаемой темы, но он не должен брать на себя роль арбитра, прерывать обсуждение собственными высказываниями, противодействовать неугодной ему точки зрения. Главная задача руководителя – вовлечь в активный обмен мнениями всех слушателей. Поэтому в ходе обсуждения руководитель должен своевременно выдвигать вопросы, использовать приёмы для возбуждения активности аудитории: подбадривать «противников», заострять противоположные точки зрения; использовать противоречия; предупреждать возможные возражения со стороны спорящих; обращать доводы спорящего против него самого.
В учебной дискуссии существенным элементов является её критический разбор. Подводятся итоги занятия, анализируются выводы, к которым подошли участники спора, подчёркиваются основные моменты правильного понимания проблемы, показывается ошибочность высказываний. Подробно рассматриваются выступления полемистов. Обращается внимание на содержание речей, глубину и научность аргументов, точность выражения мыслей, правильность употребления понятий. Оценивается умение отвечать на вопросы, использовать приёмы доказательства и опровержения, применять различные средства полемики. Даются рекомендации по дальнейшему совершенствованию полемических навыков и умений.