Лекция 7. Основы финансового и бюджетного права.
Финансовое право – это совокупность правовых норм регулирующих общественные отношения, складывающиеся в процессе финансовой деятельности государства. Эти общественные отношения являются предметом финансового права. Формой существования финансового права выступает финансовое законодательство. Финансовое право использует два метода правового регулирования: императивный и диспозитивный. Системафинансового права состоит из общей и особенной частей. Нормы общей части финансового права: финансовое устройство, правовые основы денежной системы, управление в области финансов, финансовое планирование, финансовый контроль, финансово-правовая ответственность. Нормы особенной части: бюджетное право; финансово-хозяйственное право; финансово-банковское право; финансово-страховое право.
Финансовая деятельность государства осуществляется только на основе права, в качестве которой выступает финансовое право. А финансовое право представляет собой совокупность правовых норм. Поэтому финансово-правовая норма является той основой, на которой строиться финансовое право. Финансово-правовые нормы характеризуются следующими признаками:выражают государственно-властное веление; приняты уполномоченным органом государства, например принятие акта, устанавливающего налог, может быть осуществлено только Парламентом; содержат общеобязательные правила поведения, рассчитаны на неоднократное применение и адресованы неопределенному количеству субъектов; финансово-правовые нормы устанавливаются актом определенной юридической формы, например, налог, может быть введен только таким юридическим актом, который имеет форму закона; исполнение финансово-правовых норм обеспечивается принудительной силой государства, включая принудительное исполнение финансового обязательства перед государством и привлечение лиц, нарушивших финансовое законодательство, к установленной финансово-правовой, административной и уголовной ответственности. Финансово-правовые нормыподразделяются на регулятивные и охранительные.
Обязательным субъектом финансового правоотношения выступает государство (в целом или в лице уполномоченного органа). Материальные финансовые правоотношения опосредуют непосредственное движение денежных средств (объект, деньги или денежные обязательства). Организационные финансовые правоотношения опосредуют формирование денежной системы государства, его финансовые структуры, системы органов управления в области финансов, организации и планирования процессов формирования и распределения государственных денежных фондов и организацию их использования, включая контроль. Под денежной системой понимается сложившиеся исторически и закрепленные национальным законодательством организационные формы функционирование денег в стране. Денежная система включает в себя следующие элементы: официальная денежная единица; виды денежных знаков; порядок эмиссии денег; режим валютного обращения; организация денежного обращения.
Финансовый контроль представляет собой довольно сложную организационную систему и состоит из следующих элементов: субъект, объект, предмет, цели и методы контроля. Субъектамифинансового контроля выступают органы государства, наделенные соответствующими властными полномочиями для осуществления контроля, либо негосударственные субъекты, действующие от имени и по поручению государства, чьи властные полномочия возникают на основе данного поручения. Орган или лицо производящий проверку по отношению проверяемого объекта выступает субъектом. Объектамигосударственного финансового контроля являются государственные юридические лица, негосударственные юридические лица и граждане. Предметомгосударственного финансового контроля выступает поведение объектов этого контроля с точки зрения соблюдения ими своих обязанностей как субъектов финансовых правоотношений. Целью финансового контроля является: выявление фактов нарушения финансового законодательства или некачественного исполнения участником финансового правоотношения своих обязанностей; выявление виновных и привлечение их к установленной законодательством ответственности; устранение нарушений финансовой дисциплины и ликвидация последствий этих нарушений. Финансовый контроль это всегда проверка или наблюдение с целью проверки. Осуществление контроля состоит из трех стадий: 1) сбор информации; 2) оценка собранной информации; 3) реагирование на собранную и про анализированную информацию.
Под методами финансового контроля понимаются конкретные приемы и способы его осуществления: проверка расчетов финансовых планов (как уже утвержденных, так проектов); анализ и счетная проверка отчетной финансовой документации (например, статистических отчетов. бухгалтерских балансов); проверка первичных денежных документов (платежных поручений, товаротранспортных накладных, коносаментов, приходно-расходных ордеров и т. п.); инвентаризация денежных средств и товарно-материальных ценностей; заслушивание и изучение докладов и других сообщений; анализ и обобщение информации поступающей от правоохранительных органов и судов; анализ и обобщение выступлений средств массовой информации и обращений граждан; получение письменных и устных объяснений от должностных лиц, связанных с производством финансовых операций; официальные запросы в банковские и другие учреждения; ревизия.
Бюджетное право - это раздел особенной части финансового права Республики Казахстан, регулирующий отношения, возникающие в процессе организации бюджетного устройства, а также в связи с формированием, распределением и организацией использования центрального и местных бюджетов. Предметом бюджетного права выступают общественные отношения, возникающие в процессе бюджетной деятельности государства, т. е. организационные и материальные бюджетные отношения. Бюджетное право использует два метода правового регулирования: императивный и диспозитивный. В системе бюджетного права выделяются две части: общая и особенная. Общая часть включает институты: 1) бюджетное устройство; 2) управление в области финансов; 3) правовые основы бюджетного планирования; 4) правовые основы бюджетного контроля. Особенная часть включает институты: 1) правовое регулирование доходов бюджета; 2) правовое регулирование расходов бюджета; 3) правовое регулирование государственного кредита.
Бюджет- централизованный денежный фонд государства, предназначенный для финансового обеспечения реализации его задач и функций. В РК утверждаются, исполняются и являются самостоятельными бюджеты следующих уровней: республиканский бюджет; областной бюджет, бюджет города республиканского значения, столицы; бюджет района (города областного значения); чрезвычайный государственный бюджет. Национальный фонд РК представляет собой активы государства в виде финансовых активов, сосредоточиваемых на счете Правительства РК в Национальном Банке РК, а также в виде иного имущества, за исключением нематериальных активов.