Лекция 3. Основы конституционного права
Конспект лекции:
Конституционное право - это совокупность правовых норм, регулирующая общественных отношений складывающихся в сфере конституционного права. Эти общественные отношения являются предметомконституционного права. Общественные отношения конституционное право регулирует с помощью следующих методов: основополагающий, учредительный, общерегулирующий, обязывающий, запрещающий, дозволяющий, признающий. Формулируя теоретические выводы, наука конституционного права опирается на широкую систему источников, под которыми подразумеваются факторы, составляющие основы научного познания. К источникам конституционного права относятся: Конституция РК; Конституционные законы РК; Законы РК; Акты, издаваемые Президентом РК; Акты Парламента РК; Акты Правительства РК; Регламенты палат Парламента РК; Международные договоры и соглашения РК с другими странами; Общепризнанные нормы международного права; Акты Конституцинного Совета РК; Акты органов местного государственного управления; Акты органов местного самоуправления.
Одним из основных понятий конституционного права являются конституционно-правовые нормы.Они являются средством упорядочения общественных отношений, принимаются государством и выполняют регулятивную и правоохранительную функции. Конституционно-правовые нормы классифицируют по следующим основаниям: По характеру содержащихся предписаний их разделяют на: управомочивающие, обязывающие и запрещающие. Управомочивающие нормы - это нормы, закрепляющие право субъектов осуществлять предусмотренные в них действия и определяющие рамки их, полномочий. Обязывающие нормы закрепляют обязанности субъектов соотносить свое поведение, свои действия с установками данных норм. Запрещающие нормы - это нормы, содержащие запреты на совершение определенных действий, в них предусмотренных. По степени определенности содержащихся в них предписанийразличают императивные и дизпозитивныенормы. Императивные нормы - это нормы, которые не допускают свободы усмотрения субъекта в применении установленного ими правила. Диспозитивные нормы - это нормы, которые предусматривают возможности выбора варианта действия субъекта с учетом указанных в норме условий и обстоятельств. По назначению в механизме правового регулирования различают материальныеи процессуальные(процедурные) нормы. Материальные нормы - это нормы, предусматривающие содержание действия по правовому регулированию общественных отношений. Процессуальные нормы - это нормы, определяющие порядок, в котором они должны быть реализованы. Существуют и иные критерии классификации норм.
Система конституционного права - это совокупность составных частей и элементов конституционного права, характеризующих его внутреннее строение и обособляющих его от других отраслей права. В системе конституционного права выделяют следующие правовые институты: основы конституционного строя; права и свободы человека и гражданина; административно-территориальное устройство; избирательная система; президентская власть; законодательная власть; исполнительная власть; судебная власть и прокуратура; местное государственное управление; местное самоуправление; порядок изменения Конституции
К универсальным принципам конституционного права, оказывающим влияние на всю систему национального права РК, относятся: принципы высшей юридической силы и прямого действия Конституции на всей территории Республики (ст.4 Конституции РК); принцип абсолютности и неотчуждаемости прав и свобод человека (ч.2 ст.12 Конституции РК). К общим отраслевым принципам конституционного права относятся: принцип решения наиболее важных вопросов государственной жизни демократическими методами; принцип суверенитета; принцип принадлежности государственной власти народу, ее единство; принцип признания идеологического и политического многообразия.
Конституционно-правовые отношения –это общественные отношения, урегулированные нормами конституционного права, содержанием которых является юридическая связь между субъектами в форме взаимных прав и обязанностей. Классификация конституционно-правовых отношений:по сроку действия различаются постоянные и временные отношения; по назначению в механизме правового регулирования различают; материальные и процессуальные отношения; по целевому назначению различают правоустановительные и правоохранительные правовые отношения.
Субъекты конституционного права - это участники конституционно-правовых отношений. Субъектами конституционно-правовых отношений выступает: человек – вступая в отношения сам или через соответствующие органы с государством; государство - вступая в отношения с другим государством или человеком.
Конституционную основу общественного строя Республики Казахстан составляют: суверенитет, государственный суверенитет, народный суверенитет, республиканская форма правления, народовластие, светский характер государства, верховенство права, социальный характер государства, унитарность, политический и идеологический плюрализм, экономический плюрализм, права и свободы человека и гражданина, приоритет норм международного договора над нормами закона, государственный язык, государственные символы - флаг, герб и гимн, в которых в своеобразной форме выражается государственный суверенитет Казахстана, а также ее столица - город Астана.
Конституционные (основные) права и свободы человека и гражданина - это его неотъемлемые права и свободы, принадлежащие ему от рождения или в силу гражданства, защищаемые государством и составляющие ядро правового статуса личности. Понятие «права человека» и «права гражданина» не тождественны. Права человека - это совокупность естественных и неотчуждаемых прав и свобод, таких, как право на жизнь, свободу и личную неприкосновенность, которыми человек обладает в силу рождения и которые не зависят от его принадлежности к государству. Права гражданина - это права и свободы, закрепляемые за лицом только в силу его принадлежности к государству. В данном случае действует принцип - каждый гражданин является человеком, но не каждый человек является гражданином.
Система консиитуционных права, свобод и обязанностей человека и гражданина состит из пяти элемнтов: личные права и свободы человека и гражданина; политические права и свободы человека и гражданина, экономические права и свободы человека и гражданина, социальные права и свободы человека и гражданина, культурные права и свободы человека и гражданина. К личным (гражданским) правам и свободамотносятся: право на жизнь (ст.15), право на личную свободу (ст.16), неприкосновенность достоинства человека (ст.17), право на неприкосновенность частной жизни (ст.18), право на неприкосновенность жилища (ст. 25), право на свободу передвижения и выбора места жительства (ст. 21), свобода совести (ст. 22), право определять и указывать или не указывать национальную, партийную и религиозную принадлежность (ст. 19), свобода слова и творчества (ст. 20). Политические права и свободы:право на участие в управлении делами государства (ст. 33), право на участие в мирных митингах, собраниях, шествиях и пикетированиях (ст. 32), право на свободу объединений (ст. 23). Экономические права и свободы:свобода труда (ст. 24), право на частную собственность(ст. 26), право наследования (ст.26), свобода предпринимательской деятельности (ст. 26). Социальные права:право на отдых (ст. 24), право на защиту материнства, отцовства и детства (ст.27), право на социальное обеспечение (ст. 28), право на охрану здоровья и медицинскую помощь (ст. 29), право на образование (ст. 30). Культурные права человека – признаваемые гарантированные конституцией или законом возможности реализации человека в сфере культурной и научной жизни. Они включает в себя право на пользование родным языком и культурой, на свободный выбор языка общения, воспитания, обучения и творчества.
Основные (конституционные) обязанности человека и гражданина - это конституционно закрепленные и охраняемые правовой ответственностью виды и мера общественно - необходимого поведения лиц, находящихся на территории государства, либо только собственных граждан, независимо от места их нахождения, в связи с необходимостью их участия в обеспечении интересов общества, государства, других граждан. Конституция РК возлагает на каждого гражданина следующие обязанности:обязанность соблюдать Конституцию РК и законодательство РК (ст.34); обязанность уважать права, свободы, честь и достоинство других лиц (ст. 34); обязанность уважать государственные символы Республики (ст.34); обязанность и долг платить законно установленные налоги, сборы и иные обязательные платежи (ст.35); обязанность и долг защищать РК (ст.36); обязанность заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры (ст.37); обязанность сохранять природу и бережно относиться к природным богатствам (ст.38).
Гражданство - это устойчивая политико-правовая связь человека с государством, выражающая совокупность их взаимных прав и обязанностей. Основания приобретения гражданства РК. Гражданство РК приобретается: по рождению; в результате приема в гражданство; по основаниям или в порядке, предусмотренными межгосударственными договорами РК; по иным основаниям, предусмотренным законом. Гражданство РК утрачивается:вследствие поступления на службу в органы государственной власти и управления другого государства; если гражданство приобретено в результате предоставления заведомо ложных сведений или фальшивых документов; если лицо, постоянно проживающее за границей, не встало на консульский учет без уважительных причин в течение трех лет; по основаниям, предусмотренным межгосударственными договорами РК.
Избирательная система РК: понятие, принципы, избирательные органы. Под избирательной системой понимают порядок формирования выборных органов государства и местного самоуправления, включающий в себя принципы и условия участия в формировании избираемых органов, а также организацию и порядок выборов. Под избирательной системой Республики Казахстан понимается порядок выборов Президента РК, депутатов Мажилиса и Сената Парламента РК, депутатов Маслихатов, акимов сельской (поселковых) местности предусмотренный Конституцией РК и Конституционным законом «О выборах в РК», избираемых как непосредственно, так и косвенно гражданами РК. Существуют два вида избирательных систем — пропорциональная и мажоритарная. Пропорциональная избирательная система строится на принципе пропорциональности между полученными голосами и завоеванными мандатами. Для функционирования пропорциональной системы необходимо создать ряд больших территориальных округов и иметь не менее двух сложившихся политических партий.
Мажоритарная избирательная система имеет два подвида: абсолютного большинства и относительного большинства. При мажоритарной системе абсолютного большинства выборы считаются состоявшимися, если в них приняло участие как в первом, так и во втором туре более 50 % граждан, внесенных в списки избирателей; кандидат считается избранным, если число голосов, поданных за него, составляет более 50 % от числа избирателей, принявших участие в голосовании.
При мажоритарной системе относительного большинства выборы считаются состоявшимися вне зависимости от числа избирателей, принявших участие в голосовании, а избранным считается кандидат, набравший большее по отношению к другим кандидатам число голосов избирателей при условии, если за него проголосовало более чем 25 % от числа граждан, внесенных в списки избирателей.
В Конституции РК, а также в Конституционном законе «О выборах в РК» закреплены следующие принципы избирательного права:
1. Принцип всеобщности- означает, что все граждане РК, достигшие определенного возраста, независимо от пола, национальности, расы, вероисповедания, социального происхождения и т. д. имеют право избирать и быть избранными в выборный орган государственной власти. Всеобщее избирательное право делится на активное и на пассивное избирательное право.
Активное избирательное право — это право граждан Республики участвовать в голосовании на выборах по достижении 18-летнего возраста.
Пассивное избирательное право — это право граждан Республики быть избранным Президентом, депутатом Мажилиса Парламента и маслихата с ограничениями, установленными Конституцией. Принцип всеобщности знает исключения.
Во-первых, для избрания на пост Президента предъявляются требования, относящиеся к возрасту, языку, сроку проживания на территории РК. Ряд требований предъявляется к гражданам, выдвигаемым кандидатами в депутаты Парламента, маслихатов.
Во-вторых, Конституция РК устанавливает, что не имеют права избирать и быть избранными, участвовать в республиканском референдуме граждане, признанные судом недееспособными, а также содержащиеся в местах лишения свобода по приговору суда.
Не подлежат регистрации в качестве кандидата в Президенты РК, в депутаты парламента РК, маслихатов, а также кандидатом в члены органов местного самоуправления лицо: привлекавшееся в течение года перед регистрацией к дисциплинарной ответственности за совершение коррупционного правонарушения; на которое в течение года перед регистрацией налагалось в судебном порядке административное взыскание за умышленное правонарушение; имеющие судимость, которая ко времени регистрации не погашена или не снята в установленном законом порядке.
2. Принцип равенства - означает, что избиратели участвуют в выборах Президента, депутатов Мажилиса Парламента и маслихатов республики на равных основаниях и каждый из избирателей обладает одним голосом. Каждый избиратель может быть внесен только в один список, может голосовать в данных выборах (Президента, депутатов Парламента и т. д.) только один раз.
Избирательный бюллетень выдается по документу, удостоверяющему личность. Кандидаты (в Президенты, депутаты) также имеют равные права на участие в выборах. Участие в выборах на равных основаниях обеспечивается также и тем, что ни один избиратель не имеет каких-либо преимуществ перед другими избирателями.
3. Принцип прямого избирательного права – означает, что Президент, депутаты Мажилиса Парламента и маслихатов, члены органов местного самоуправления Республики избираются гражданами непосредственно.
В Республике Казахстан установлены как прямые, так и косвенные выборы депутатов. Косвенное избирательное право выражается в том, что в выборах депутатов Сената Парламента участвуют выборщики - граждане республики, являющиеся депутатами маслихатов. Выборщики участвуют в выборах депутатов Сената на равных основаниях, и каждый из выборщиков обладает одним голосом при выборах депутата Сената.
4. Принцип тайного голосования проявляется в том, что голосование на выборах Президента, депутатов Мажилиса и Сената Парламента, депутатов маслихатов, членов органов местного самоуправления республики осуществляется в условиях, исключающих возможность контроля над волеизъявлением избирателя, а также давление на волю избирателя.
5. Принцип добровольности участия граждан РК в выборах выражается в том, что никто не вправе оказывать воздействие на избирателя с целью принудить его к участию или неучастию в выборах. Свобода волеизъявления во время выборов обеспечивается также запрещением агитации в день выборов. Добровольное неучастие избирателей в выборах называется - абсентеизм.
Избирательные органы. Государственными органами, обеспечивающими подготовку и проведение выборов в РК, являются образующие единую систему избирательные комиссии: центральная избирательная комиссия республики; территориальные избирательные комиссии; окружные избирательные комиссии; участковые избирательные комиссии. Срок полномочий избирательных комиссий составляет пять лет.
Центральная избирательная комиссия (ЦИК) возглавляет единую систему избирательных комиссий Республики и является постоянно действующим органом. ЦИК состоит из Председателя, заместителя Председателя, секретаря и членов комиссии, избираемых и освобождаемых от должности Мажилисом Парламента по представлению Президента Республики. Председатель и секретарь ЦИК должны иметь высшее юридическое образование. Как постоянно действующий государственный орган ЦИК имеет свой аппарат.