И 55. Западная и Религиозная правовые традиции.

Говоря о традиции западного права (иногда говорят западноевропейского права), мы имеем в виду процесс становления англосаксонской и романо-германской правовых систем. Это общее – историческое наследие в плане рецепции иудейского и римского права.

Раньше под «Западом» понимали все те культуры, которые наследовали культуру Древней Греции и Рима, противопоставляя ему мир ислама, Индии и «Дальнего Востока». А со времени окончания второй мировой войны слова «Восток» и «Запад» часто использовали для обозначения коммунистических и некоммунистических стран. Например, в торговле между Востоком и Западом, партия товаров из Праги в Токио – это с Востока на Запад.

Существует и другое разделение Востока – Запада, менее известное сегодня: это разделение между восточной и западной христианскими церквями, которое в первые века христианской эры соответствовало границе между восточной и западной частями Римской империи (окончательный раскол состоялся в 1054 г.). Каковы предпосылки этого раскола? Во-первых, передача единовластия над церковью епископу Рима и выведение духовенства из-под контроля императора, королей и феодалов и во-вторых, резкое отграничение церкви как политического и правового организма от светской политики (является характерной чертой римского права – разделение права на светское и религиозное право). Это движение породило первую правовую систему Запада нового времени, «новое каноническое право» римско-католической церкви, а в последствии и новые системы права – королевское, городское и др. Это относилось прежде всего к народам запада Европы, от Англии до Венгрии и от Дании до Сицилии.

А такие страны как Россия, Греция, которые остались в восточной православной церкви, равно как и большие области Испании, находившиеся под властью мусульман (XI-XIIвв.), были в то время исключены из этого процесса. Позже частью Запада стали не только Россия, Греция, Испания, но и Северная и Южная Америка и другие области.

Таким, образом, духовными предками, прародителями Запада стали именно «дозападные культуры» - Израиль, Греция, Рим. Например, часть римского права сохранилась в германских варварских правдах и в церковном праве; в церкви сохранилась частично греческая философия; древнееврейская Библия сохранилась в виде Ветхого завета.

2. Отличительные особенности Романо-германской и англосаксонской правовых систем.

Романо-германская правовая система (Италия, Франция, Германия, Испания, Португалия, Австрия, Швейцария, РФ и др.) Англосаксонская правовая система (Англия, США, Канада, Австралия, Новая Зеландия и др.)
1) Иерархия источников права
Единая иерархически построенная система источников писанного права, доминирующее место в которой занимают нормативные акты (законодательство) Основным источником права выступает судебный прецедент (правила поведения, сформированные судьями в их решениях по конкретному делу и распространяющиеся на аналогичные дела)
2) Авторитет власти в правотворчестве (в формировании права)
Авторитет законодателя, который создает общие юридические правила поведения. Суд лишь призван точно реализовать эти общие нормы в конкретных правоприменительных актах Авторитет суда, который занимает особое положение в системе государственных органов
3) По уровню нормативных обобщений
Уровень нормативных обобщений достигается при помощи кодификации нормативных актов Отсутствие кодифицированных отраслей права
4) По значению материального и процессуального права
Главенство материального права, определяющего право процессуальное (главенствующая норма права). Обычное право и юридический прецедент выступают как вспомогательные, дополнительные источники Главенство процессуального права, определяющего право материальное (главенствующий – судебный прецедент). Обычное право и законодательство выступают как дополнительные источники
5) Деление права на частное и публичное
Деление права на частное и публичное, а также на отрасли права Отсутствует классическое деление права на частное и публичное
6) По роли прав и обязанностей
Права гражданина подчинены интересам общества Действует установка на охрану прав гражданина (защищаемые прежде всего судом), даже если это причинит ущерб обществу
7) По принципу этатизма (возможности вмешательства государства в личную и деловую жизнь граждан)
Принцип этатизма реализован в полном объеме Принцип деэтатизации (минимальное вмешательство государства в частную и деловую жизнь и регулирование отношений)
8) Отношение гражданина к обществу (принцип коллективизма, индивидуализма)
Принцип коллективизма – гражданин есть часть общества Принцип индивидуализма – общество есть совокупность индивидов
9) По значению юридической доктрины (регулирует политические, экономические и социальные отношения в обществе, отражается в общих принципах права)
Юридическая доктрина имеет особое значение. Большое внимание уделяется разработке в университетах основных принципов (теорий) построения правовых систем (большая роль отводится теориям) Юридическая доктрина имеет сугубо прагматический и прикладной характер (большая роль отводится практике)




Наши рекомендации