Сущность философии права, её отличие от ТГП. Особенности философского подхода к праву.
Алексеев С.С.: - изучение гражданско-правовой материи – что такое право? Какие уровни осмысления проблемы? Как право реализуется в сознании? Выявление отличительных особенностей развития и закономерности гражданско-правовых явлений. Построение картины мира.
ФП - наука о наиболее общих теоретико-мировоззренч. проблемах правоведения и государ-ствоведения. От юридич. наук, изучающих конкретные правовые системы, отличается тем, что ставит и решает эти проблемы на филос. уровне.
ФП ( или правова́яфилосо́фия ) — раздел философии и юриспруденции, который занимается исследованием смысла права, его сущности и понятия, его оснований и места в мире, его ценности и значимости, его роли в жизни человека, общества и государства, в судьбах народов и человечества.
Ф. п. сложилась и длит.время выступала как составная часть филос. систем. Уже в антич. философии (Сократ, Платон, Аристотель) активно обсуждались такие проблемы Ф.п., как соотношение права и справедливости, права и закона, права и силы, о месте права в иерархии социальных ценностей и др. Особенно значит.место Ф. п. занимала в философии Просвещения (доктрина естественного права) и в нем. классич. философии (напр., «Ф. п.» Гегеля), выступая как форма социальной философии, обосновывавшей определ. обществ.и гос. строй. Позднее Ф. п. стала превращаться в составную часть широко развившейся в бурж. обществе юридич. науки. Нередко термин «Ф. н.» употребляется в ней как синоним общего учения (общей теории) о праве. Однако с кон. 19 в. Ф. п. чаще понимается в более узком значении как автономная дисциплина, отличная от общей теории и социологии права и призванная изучать не само действующее право и реальный правопорядок, а идеальные, духовные начала, лежащие якобы в основе права.
Отличие:ФП «шире» чем ТГП.Философияразрабатывает идею государства и права через призму их ценности или антиценности для общества и отдельного человека. Философия представляет собой науку о всеобщих закономерностях развития природы, общества и человеческого мышления. Философские знания относятся к знаниям самого высокого теоретического уровня. Философия как бы стоит над всеми науками, поскольку направлена на выработку мировоззрения, системы взглядов на мир и место в нем человека. Главные философские проблемы – отношение материи и духа, бытия и сознания, познаваемость мира, методология познания. Философия служит мировоззренческой основой для всех наук, объединяет их общими принципиальными положениями и выводами.
В теории государства и права активно используются такие философские категории, как сущность, форма, содержание, целое и единичное, система и структура, причина и следствие, необходимость и случайность и др. Философия дает для теории государства и права, как и для других общественных наук, мировоззренческую основу.
Философский подход к праву представляет собой способ трактовки (правопонимания) сущности права как общественное явление необходимо для поддержания в обществе справедливости и формального равенства.
Философский или нравственный подход к праву основан на теории естественного права, разработанной в рамках политико-правовых учений Нового времени.
Базовыми характеристиками права согласно философскому подходу являются такие понятия как справедливость, гуманизм, равенство, свобода личности. При этом в отличие от нормативного подхода, где право отождествляется с законом, в рамках философского подхода право составляют лишь те нормы права, которые не противоречат естественной сущности права и природе человека. Философский подход подразумевает, что над правом общественным есть высшее право, которое и представляет собой основной критерий справедливости.
Достоинства философского подхода к праву:
1. Наделение права естественными свойствами и признание за ним статуса гаранта справедливости.
2.Разграничение права и закона, ведь не каждый закон отвечает естественной природе человека.
3. Ориентация на нравственные ценности (гуманизм, свобода, справедливость).
Недостатки философского подхода к праву:
1. Не четкое представление о праве как регуляторе общественных отношений.
2. Недооценка влияния государства на право.
3. Повышенный риск развития правового нигилизма и нарушения установленных правовых норм как следствие разрыва между понятиями права и закона.
4. Различное понимание таких вещей как свобода и справедливость со стороны различных субъектов общественных отношений.