Тема 4. Основы организации воспитательной работы с личным составом ГПС МЧС России
Концепция воспитательной работы в МЧС России. Характеристика основных принципов воспитания: воспитание в процессе служебной деятельности; воспитание в коллективе; индивидуальный подход в воспитательном воздействии; опора на положительный опыт; пример; сочетание высокой требовательности к подчиненным с уважением к их личному достоинству и забота о них. Система воспитания личного состава ГПС.
Основные направления воспитания личного состава ГПС. Сущность методов воспитания и основные условия их эффективного применения.
Служебная дисциплина. Порядок применения поощрений и дисциплинарных взысканий. Самовоспитание. Кодекс чести сотрудника МЧС.
Осуществление комплекса мер по защите прав, здоровья, достоинства личного состава ГПС и членов их семей; анализ социальных условий службы, быта, безопасности и жизненного уровня, контроль за соблюдением социальной справедливости в период прохождения службы.
Значение авторитета, личного примера и культуры поведения руководителя в воспитании подчиненных, учет в своей деятельности мнения коллектива. Пути воспитательного воздействия руководителя на коллектив и личность. Руководитель и его участие в комплектовании подразделения кадрами.
Семинарское занятие.Основы организации воспитательной работы с личным составом ГПС МЧС России.
Практическое занятие. Порядок проведения служебной проверки (разбирательства).
Самостоятельная работа. Изучить: основы организации воспитательной работы с личным составом ГПС МЧС России.
Изучение рекомендуемой литературы. Подготовка к предстоящим учебным занятиям.
Рекомендуемая литература:
основная [1-2];
дополнительная [1 - 5];
нормативные правовые акты [1-70].
Методические рекомендации
Одним из важнейших требований комплексного подхода является единство объективных условий и субъективного фактора в организации воспитательной работы.
Комплексный подход заключается в реализации всех направлений воспитательной работы, однако каждый воспитатель решает задачи собственными приемами и средствами, с учетом имеющихся возможностей и особенностей воспитуемых.
Воспитательная работа - это целенаправленная деятельность начальников, имеющих подчиненных, и общественных институтов по формированию у сотрудников высоких гражданских, морально-психологических и профессиональных качеств, мобилизация их на успешное выполнение оперативно-служебных задач.
Первоочередной задачей воспитательной работы является создание крепкого, сплоченного коллектива сотрудников, способного успешно выполнять свои служебные обязанности, коллектива, где каждый готов приложить все силы, знания и способности для четкого выполнения своего служебного долга.
Система воспитательной работы - это совокупность структурных, функциональных и содержательных элементов, направленных на формирование личности сотрудника-профессионала и гражданина.
Направление воспитательной работы - это конкретная оперативно-тактическая воспитательная цель и совокупность средств, форм и методов, используемых для ее достижения.
Изучая вопросы обеспечения служебной дисциплины в органах управления и подразделениях МЧС, необходимо уяснить, что служебная дисциплина означает соблюдение сотрудниками МЧС установленных законодательством Российской Федерации, Присягой, контрактом о службе, а также приказами Министра Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, прямых начальников порядка и правил при выполнении возложенных на них обязанностей и осуществлении имеющихся у них полномочий (Приказ МЧС России № 442 от 21 июля 2003 года «О правах и полномочиях должностных лиц Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по применению Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации в отношении подчиненных им лиц рядового и начальствующего состава Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий).
Поощрение - это признание заслуг, оказание почета как отдельным работникам, так и подразделениям.
Поощрения объявляются в приказе, доводятся до сведения коллектива и заносятся в личное дело (трудовую книжку) работника.
Дисциплинарная ответственность заключается в наложении на лиц, совершивших дисциплинарные проступки, дисциплинарных санкций властью начальников.
Виды, порядок применения и обжалования дисциплинарных взысканий, налагаемых на работников, не являющихся сотрудниками, определяются ТК.
Обязанности начальников по поддержанию служебной дисциплины, виды поощрений и дисциплинарных взысканий, порядок их применения, права и обязанности по применению поощрений и наложению дисциплинарных взысканий и другие вопросы, связанные со служебной дисциплиной, изложены в главе 4 и ст. 34-41 Положения о службе, а также в Инструкции о порядке применения Положения о службе и приказе МЧС России № 442
от 21 июля 2003 года «О правах и полномочиях должностных лиц Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по применению Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации в отношении подчиненных им лиц рядового и начальствующего состава Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий».
Кроме того, нужно уяснить, что при нарушении служебной дисциплины подчиненным, начальник обязан предупредить его о недопустимости таких действий, а при необходимости, в зависимости от тяжести совершенного проступка и степени вины, провести служебную проверку.
Служебная проверка должна способствовать укреплению законности, искоренению случаев ее нарушения, воспитанию личного состава МЧС в духе точного и неуклонного исполнения законов, нормативных актов, строгого соблюдения служебной дисциплины.
Служебные проверки назначаются руководителем подразделения или его заместителем.
По усмотрению руководителей, назначивших служебную проверку, к ее проведению могут привлекаться представители общественных организаций.
Задачами проверки являются:
установление обстоятельств, причин и условий совершения правонарушения;
установление конкретного лица;
определение степени виновности;
выработка предложений о мере дисциплинарной ответственности;
выработка рекомендаций по проведению мероприятий профилактического характера.
Поводом для назначения служебной проверки являются:
нарушение законности, допущенные личным составом;
использование служебного положения в корыстных целях;
преступления, совершенные личным составом;
нарушение дисциплины;
происшествие с автотранспортом, повлекшее гибель, травмирование личного состава;
утрата служебного удостоверения или жетона с личным номером;
невыполнение нормативных актов МЧС;
несчастный случай;
суициды;
безвестное отсутствие;
иные случаи по усмотрению руководителя подразделения.
Сотрудники, другие должностные лица не могут участвовать в проведении служебной проверки:
если они являются потерпевшими, очевидцами данного нарушения законности или иного правонарушения;
если они являются родственниками потерпевшего или его представителя, родственниками сотрудника ГПС, совершившего нарушение законности или иное правонарушение;
если они являются подчиненными по службе работнику, совершившему нарушение законности или иное правонарушение;
если они состоят в дружеских или неприязненных отношениях с сотрудниками, совершившими нарушение законности или иное правонарушение;
если имеются иные обстоятельства, дающие основание считать, что они лично прямо или косвенно заинтересованы в этой проверке.
Служебная проверка должна быть закончена в течение 10 дней со дня поступления в ГПС заявления, жалобы, информации или сообщения о нарушении законности. В исключительных случаях срок служебной проверки может быть продлен руководителем ГПС, но не более чем на один месяц.
Кроме того, слушатели должны уяснить, что служебные проверки проводятся и с целью нормализации морально-психологического климата в коллективе.
Вопросы для самопроверки
1. Дайте определение терминам «воспитательная работа», «система воспитательной работы».
2. Дайте характеристику основных направлений воспитательной работы, проводимой в органах управления и подразделениях МЧС.
3. Назовите порядок применения поощрений и наложения дисциплинарных взысканий.
4. Права и ответственность начальников по применению поощрений и наложению дисциплинарных взысканий.
6. Какие требования Кодекса чести рядового и начальствующего состава, предъявляемые к сотрудникам МЧС, Вы знаете?
7. Назовите, какие задачи ставятся по проведению служебной проверки и по каким фактам она проводится?
8. Дайте определение термину «конфликтная ситуация» и какова роль руководителя в разрешении конфликта?