Особенности предмета доказывания по делам несовершеннолетних с психическими аномалиями
Предмет доказывания по делам несовершеннолетних с психическими аномалиями отличается определенными особенностями, объясняемыми специфическими требованиями уголовно-процессуального закона к процессу расследования преступлений, совершаемых несовершеннолетними и лицами с теми или иными психическими расстройствами. Кроме того, в частных методиках расследования перечень обстоятельств, подлежащих обязательному доказыванию, конкретизируется с учетом специфики преступлений отдельных категорий.
Ст. 421 УПК РФ предусматривает, что при производстве предварительного расследования и судебного разбирательства по уголовному делу о преступлении, совершенном несовершеннолетним, наряду с доказыванием общего для всех уголовных дел перечня обстоятельств, указанных в статье 73 УПК РФ, устанавливаются:
1) возраст несовершеннолетнего, число, месяц и год рождения;
2) условия жизни и воспитания несовершеннолетнего, уровень психического развития и иные особенности его личности;
3) влияние на несовершеннолетнего старших по возрасту лиц.
А при наличии данных, свидетельствующих об отставании в психическом развитии, не связанном с психическим расстройством, устанавливается также, мог ли несовершеннолетний в полной мере осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий (бездействия) либо руководить ими.
С нашей точки зрения, определенный законодателем перечень подлежит дополнению и уточнению в отношении психически неполноценных подростков обвиняемых в совершении преступления.
С учетом наших дополнений предмет доказывания по делам о преступлениях несовершеннолетних выглядит следующим образом:
1) возраст несовершеннолетнего, число, месяц и год рождения;
2) условия жизни и воспитания несовершеннолетнего, уровень психического развития и иные особенности его личности;
3) влияние на несовершеннолетнего старших по возрасту лиц, его ближайшего окружения;
4) наличие у подростка, совершившего преступление, психических аномалий, степень и характер расстройства психической деятельности в силу наличия этих аномалий, характеристика психического состояния подростка в момент совершения преступления и ко времени расследования дела;
5) поведение обвиняемого до, в момент и после совершения преступления;
6) способность несовершеннолетнего в полной мере осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий (бездействия) либо руководить ими в момент совершения преступления (вменяемость обвиняемого).
7) форма вины, вид умысла и неосторожности и мотивы преступления (уголовно-правовые и психологические);
8) наличие подстрекателей, других соучастников, лиц, так или иначе способствовавших совершению подростком преступления;
9) размер ущерба, причиненного преступлением;
10) обстоятельства, способствовавшие совершению преступления.
11) влияние симптомокомплекса болезненного расстройства психики обвиняемого на принятие решения о преступном деянии, на выбор варианта поведения и его реализацию (влияние психической неполноценности на сам факт и процесс совершения преступления);
12) взаимосвязь психического расстройства несовершеннолетнего с опасностью для него или других лиц либо возможностью причинения им иного существенного вреда (это требование ст. 434 УПК РФ, касающейся особенностей предмета доказывания по делам лиц, в отношении которых применяются принудительные меры медицинского характера).
Остановимся более подробно на каждом из обстоятельств, подлежащих доказыванию по данной категории дел. Что касается возраста несовершеннолетнего, то его точное установление необходимо: для решения вопроса о возможности привлечения подростка к уголовной ответственности; учета несовершеннолетия подростка как смягчающего обстоятельства (п.б ч.1 ст.61 УК РФ); применения некоторых видов наказания и т.д.
Выявление условий жизни и воспитания несовершеннолетнего, влияние на несовершеннолетнего старших по возрасту лиц, его ближайшего окружения имеет существенное значение для характеристики личности подростка в целом, выяснения особенностей его мотивации при совершении данного конкретного преступления. Нахождение в неблагоприятной социальной среде, ежедневное наблюдение неблагополучных примеров тех или иных проявлений образа жизни, привлечение с ранних лет к участию в асоциальных поступках неизменно влечет появление личностных деформаций, которые и предопределяют последующее поведение подростка. Так, несовершеннолетняя Муратова со своей малолетней сестрой совершали кражи детских колясок в своем и соседнем микрорайонах (обе страдают олигофренией в степени легкой дебильности). Объясняя совершенное, они показали, что ранее аналогичные действия совершали совместно с матерью, злоупотребляющей спиртными напитками. Затем по требованию матери выслеживали и крали коляски уже без ее участия. В случае, если они являлись домой без колясок, мать их избивала и не давала есть. В случае совершения хищения колясок, мать продавал коляску, "покупала много еды, была веселая". Иной способ получения денег и возможности их заработать девочкам был неизвестен. И хотя они формально понимали запретность совершаемого и тот факт, что брали чужие коляски, в которых их владельцы нуждались, тем не менее, не относились к своему поведению критично.
Не останавливаясь подробно на вопросе о необходимости исследования наличия у подростка, совершившего преступление, психических аномалий, степени и характере расстройства психической деятельности в силу наличия этих аномалий, поскольку данный вопрос неоднократно являлся предметом исследования отечественных психиатров и криминалистов, заметим только следующее. Следователи, рассматривая данный вопрос, как правило, ограничиваются только констатацией ранее диагностированного психического расстройства, не обращая внимания не странности поведения подростка до совершения преступления, в процессе его совершения, а также в ходе расследования по данному делу. Подобная сложившаяся практика ведет к тому, что психиатрическая экспертиза назначается уже в ходе судебного разбирательства, либо аномалии выявляются уже после вынесения приговора - в местах лишения свободы либо медико-педагогических центрах, куда подростки направляются с целью предупреждения совершения ими новых преступлений. Все вышесказанное заслуживает критики, поскольку влечет за собой отсутствие учета влияния имеющихся психических расстройств на процесс совершения преступления, а значит на индивидуализацию уголовной ответственности и наказания.
Определение формы вины в отношении психически неполноценных подростков также имеет некоторую специфику. Так, лица с интеллектуальной неполноценностью, обнаруживающие примитивность формирования преступного побуждения, как правило, затрудняются его характеризовать. Это приводит к тому, что они без должной критики и осмысливания соглашаются с формой вины и мотивами, указанными в постановлении о привлечении в качестве обвиняемого и в обвинительном заключении. С другой стороны, процесс осознания своих действий у психически неполноценных лиц бывает нередко как бы "смазанным". В частности, у возбудимых психопатов бурная реакция в конфликтной ситуации - первичная форма поведения, не сопровождающаяся обычно обдумыванием. Даже у психически здоровых лиц степень осознания мотивов совершения преступления может снижаться в состоянии опьянения. Еще явственнее такое снижение наблюдается в состоянии опьянения у лиц, страдающих психическими недостатками (лицами, страдающими психическими недостатками, в состоянии опьянения совершено 86% преступлений).
Особо следует отметить патологическую мотивацию. Известно, что юридическое и психологическое понятие мотива во многом не совпадает с юридическим понятием, не раскрывает внутренних причин правонарушения и, несмотря на одинаковую квалификацию преступлений, действия могут иметь совершенно разные психологические мотивы.
У психопатических личностей мотивами кражи может быть не материальная выгода, а сам факт совершения преступления или процесс похищения, а также самоутверждение, протест, месть и другие; встречаются также факты совершения "безмотивных преступлений".1 В связи с этим практическим работникам необходимо обращаться за объяснениями к психиатрам.
Что касается размера ущерба, причиненного преступлением, то как указывает В.В. Радаев, нередко бывает трудно определить истинные размеры ущерба, так как потерпевшие, материально ответственные лица, зная о психической неполноценности обвиняемого, могут намеренно их преувеличивать. Нередки случаи, когда несовершеннолетние с психическими аномалиями, совершая кражи денег не могут сообщить их действительное количество, больше обращая внимание на цвет купюр или толщину пачки с деньгами. Либо совершая кражу продуктов питания, не могут назвать точное количество украденных шоколадок, пакетов с соком и т.п. Это связано с недостаточным осмысливанием, запамятованием либо другими особенностями сферы мышления аномальных подростков, а также крайне низким уровнем образования, неумением считать и т.п. (это особенно касается подростков с когнитивными нарушениями). Поскольку вышеперечисленные обстоятельства могут привести к злоупотреблениям со стороны потерпевших, необходимо проверять показания обвиняемых путем расспроса как, каким образом, на что именно были потрачены украденные деньги, с кем именно разделил украденные продукты несовершеннолетний, с кем их употреблял; проверить, помещается ли перечень украденного, указываемый потерпевшими, в тару, в которой несовершеннолетний уносил похищенное с места преступления. Возможно, в данном случае полезным будет проведение такого следственного действия, как проверка показаний на месте, поскольку так подростку будет легче вспомнить, с какой полки, из какой коробки и что именно было взято.
Говоря об обстоятельствах, способствующих совершению преступлений, следует указать, что помимо общих для преступлений несовершеннолетних обстоятельств, способствовавших их совершению, таких, как отрицательное влияние семьи и ближайшего окружения, безнадзорность, нахождение в неблагоприятной для детской психики среде, отсутствие воспитательного воздействия со стороны школы и других учебных заведений, здесь должны быть проверены обстоятельства, повлиявшие на совершение преступления, связанные с наличием у подростка психических отклонений. Психиатры указывают, что именно в переходном (пубертатном) возрасте нередко впервые проявляются психические отклонения. Кроме того, дисгармония созревания у некоторых подростков может быть выражена так значительно, что можно говорить о патологическом пубертатном кризе.2 Поэтому в такой ситуации есть необходимость устанавливать, не связано ли общественно опасное поведение несовершеннолетних с упущениями в работе медицинских учреждений, такими, как:
- отсутствие внимания к проявляющимся симптомам психических расстройств при наблюдении в поликлинических учреждениях, при проведении плановых профосмотров;
- ненадлежащее диспансерное наблюдение несовершеннолетних у которых ранее были выявлены органическое поражение головного мозга, черепно-мозговые травмы, наблюдались психиатрические симптомы при повышении температуры и т.п., а также недостаточность лечебных мероприятий в отношении больных с выявленными расстройствами, необоснованное снятие больного с диспансерного учета;
- неоказание несовершеннолетнему с психическими аномалиями медицинской и психологической помощи в социальной адаптации.
Если психически неполноценный подросток не состоял на учете в психоневрологическом или наркологическом диспансере, необходимо выяснить, в какой степени это способствовало совершению им правонарушения, имелись ли основания и принимались ли меры для постановки его на учет.
Поведение обвиняемых с патологией психической деятельности нередко бывает антисоциальным и до совершения преступления. Однако соответствующие меры к ним не принимаются по причине их психической неполноценности. В результате избегают ответственности лица, имеющие даже незначительные отклонения в психике. Следователь должен реагировать на факты подобного попустительства, поскольку, уверовав в свою безнаказанность, страдающие психическими недостатками лица могут в дальнейшем совершить тяжкие преступления. Подробнее вопросы обстоятельств, способствовавших совершению преступлений, несовершеннолетними с психическими аномалиями будут рассмотрены при изложении вопросов профилактики преступлений таких лиц.
По делам рассматриваемой категории тщательно выясняются также возможность самооговора обвиняемого, возможность участия других лиц в совершении преступления.
Изученная нами практика расследования и разрешения данной категории уголовных дел свидетельствует о недостаточном внимании следователей и судей к особым обстоятельствам, подлежащим обязательному установлению по данной категории дел либо формальном отношении к их установлению. Все это обусловливает необходимость четкого формулирования рекомендаций для практических работников, а возможно и внесения соответствующих изменений в ст. 421 УПК РФ, а также обязательность надзора за соблюдением правовых норм и практических рекомендаций.