Процессуальный порядок получения и исследования объяснений сторон и третьих лиц.
Извлечение доказательственной информации из объяснений сторон и других лиц, участвующих в деле, обеспечивается установленным в законе процессуальным порядком получения и исследования данных средств доказывания.
Объяснения по общему правилу даются перед тем судом, который рассматривает и разрешает дело по существу.
Как исключение, объяснения сторон, третьих лиц могут быть получены другим судом в порядке судебного поручения либо нотариусом в порядке обеспечения доказательств.
Протоколы, в которых содержатся объяснения стороны или третьего лица, данные в порядке выполнения судебного поручения или обеспечения доказательств, пересылаются в суд, рассматривающий дело.
Под исследованием средств доказывания понимают их изучение непосредственно тем составом суда, который призван вынести судебное решение, с целью выработки убеждения у судей относительно истинности фактов.
Общим принципом исследования любых средств доказывания, в том числе и объяснений сторон, является принцип непосредственности, в соответствии с которым суд первой инстанции при рассмотрении дела обязан непосредственно исследовать доказательства по делу, т. е. заслушать объяснения сторон и других лиц, участвующих в деле.
Способ исследования объяснений сторон определяется их формой.
Если стороны и третьи лица участвуют в процессе лично и дают объяснения устно, способом исследования выступают заслушивание этих объяснений, постановка вопросов перед стороной или третьим лицом.
Если объяснения сторон и третьих лиц даны письменно или получены в порядке судебного поручения другим судом, а также в порядке обеспечения доказательств нотариусом или судьей, способом исследования выступает оглашение письменных объяснений или полученных судом протоколов.
Стороны, третьи лица дают объяснения о фактах в форме свободного рассказа.
Специфика их получения и исследования состоит в том, что названные источники доказательств не предупреждаются об уголовной ответственности за дачу ложных объяснений, они дают объяснения первыми после доклада дела, во время дачи объяснений все заинтересованные лица присутствуют в судебном заседании.
Лица, участвующие в деле, вправе задавать друг другу вопросы. Это означает, что в целях выяснения фактических обстоятельств стороны, третьи лица, другие лица, участвующие в деле, вправе поставить вопрос перед лицом, давшим объяснения. Вопрос не может носить наводящего характера.
Нельзя не заметить некоторой условности в понятии "объяснение стороны" применительно к арбитражному процессу. В ст. 70 АПК РФ говорится, что объяснения лиц, участвующих в деле, об известных им обстоятельствах, имеющих значение для дела, подлежат проверке и оценке наряду с другими доказательствами. Стороной же в арбитражном процессе являются, как правило, организации, и в редких случаях, граждане - предприниматели.
Организация как сторона всегда имеет определенную, предусмотренную в Гражданском кодексе РФ, правовую форму и как таковая не может давать объяснений в суде. Гражданин-предприниматель как физическое лицо действительно дает объяснения в арбитражном суде, как и все граждане дают объяснения в суде общей юрисдикции.
Когда же употребляется понятие "объяснение стороны-организации", всегда имеется в виду объяснение, даваемое уполномоченными в соответствии с учредительными документами должностными лицами, представителями организаций.
После рассмотрения по делу всех доказательств председательствующий обязан спросить у сторон и третьих лиц, не желают ли они дополнить проведенное исследование доказательств.
Главное внимание при исследовании объяснений сторон и третьих лиц в судебном заседании уделяется выяснению того, как сформировалось знание о фактах, не было ли факторов, повлиявших на качество сохранения в памяти сторон полученных сведений, на выяснение и ликвидацию противоречий в объяснениях сторон и третьих лиц.
Полное и всестороннее исследование объяснений с соблюдением всех норм процессуального закона дает возможность суду правильно оценить данные средства доказывания с учетом всех других доказательств.
Как правило, в судебной практике встречаются две ошибки, допускаемые судами в процессе получения и исследования объяснений сторон и третьих лиц.
Во-первых, суды иногда не извещают и не вызывают в судебное заседание лиц, чьи объяснения получены в порядке судебного поручения или обеспечения доказательств, тогда как за ними остается право личного участия в процессе и дачи устных объяснений.
Во-вторых, суды часто не оглашают и не исследуют по существу письменные объяснения сторон, ссылаясь в то же время на них в судебном решении.
Эти ошибки являются результатом отступления от норм процессуального закона, упрощенчеством в исследовании доказательств и приводят к вынесению необоснованных решений.