Глава 1. Возникновение и развитие прокуратуры в России
Содержание
Введение. 3
Глава 1. Возникновение и развитие прокуратуры в России. 6
1.1. Возникновение и развитие прокуратуры в России дореволюционного периода 6
1.2. Правовой статус прокуратуры в советский период истории России. 16
1.3. Правовое регулирование деятельности прокуратуры в зарубежных государствах 23
Глава 2. Правовое регулирование деятельности прокуратуры как органа государственной власти. 35
2.1. Сущность и содержание правового регулирования деятельности прокуратуры Российской Федерации. 35
2.2. Основные цели, задачи и направления деятельности прокуратуры России в условиях реформирования органов государственной власти. 55
2.3. Проблемы эффективности правового регулирования деятельности прокуратуры Российской Федерации и пути их решения. 64
Заключение. 72
Список использованных источников. 77
Введение
Актуальность темы работы. Конституция РФ[1] провозгласила, что государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную (статья 10). Однако Основной закон государства оставил открытым вопрос о месте прокуратуры в системе государственных институтов Российской Федерации. К сожалению, действующий Закон о прокуратуре не восполняет этот пробел в полном объеме. Функционирующая концептуальная модель не дает полного и ясного ответа как на теоретические, так и на многие практические вопросы. Это вполне объяснимо, ибо нынешняя политическая жизнь России – противоречивая и крайне сложная сфера, где наблюдаются глубокие и быстрые перемены: отказ от старых стереотипов и поиск новых, переосмысление исторического опыта и критика классических авторитетов.
Неоднозначность содержания конституционной нормы и местонахождения статьи 129 в тексте Основного закона породила многочисленные научные споры, неутихающие до настоящего времени. Затянувшиеся правовая и административная реформы, а также сопровождающие их изменения законодательства стимулируют научные дискуссии специалистов по вопросу о конституционно-правовом статусе прокуратуры и регулировании ее деятельности. По-прежнему отсутствует единодушие ученых, исследующих место прокуратуры в системе государственных органов Российской Федерации. Иными словами большинство проблем науки конституционного права, затрагивающее данные вопросы, остается открытым для исследования.
В связи с реформированием государственного аппарата и правоохранительных органов, реализацией национальных проектов в настоящее время предъявляются новые требования к прокурорам и ставятся перед ними все более сложные профессиональные задачи.
Значимость научного исследования приоритетных направлений деятельности прокуратуры определяется ее вкладом в развитие демократического правового государства в России и в борьбу с преступностью и коррупцией, обеспечение единства правового пространства страны путем надзора за соблюдением законодательства Российской Федерации. Во многом именно от эффективной деятельности прокуратуры зависит благосостояние и правовая защищенность граждан, безопасность и интересы государства.
Формирование оценки правового регулирования деятельности и состояния правового статуса прокуратуры России с точки зрения науки конституционного права в настоящий момент представляется необходимым, так как позволяет заново переосмыслить важнейшие проблемы реализации конституционного принципа законности.
Актуальность самостоятельного рассмотрения конституционно-правового регулирования деятельности прокуратуры как государственного органа с особым статусом не вызывает сомнений в связи с необходимостью всестороннего исследования сущности и специфики комплекса общественных отношений, возникающих в процессе государственного строительства системы правоохранительных органов, конституционного оформления их статуса и функционирования в современных условиях.
Объектом исследования являются общественные отношения, возникающие по поводу конституционного закрепления правового статуса прокуратуры Российской Федерации и регулирования ее деятельности как государственного органа с особым статусом.
Предметом исследования выступают конституционные нормы, а также комплекс правовых норм в составе российского законодательства конкретизирующих конституционно-правовое регулирование деятельности прокуратуры Российской Федерации как государственного органа с особым статусом.
Цель работы состоит в выработке основных направлений конституционно-правового регулирования деятельности прокуратуры Российской Федерации на современном этапе.
В соответствии с поставленной целью формулируются и решаются следующие задачи:
- рассмотреть возникновение и развитие прокуратуры в России;
- проанализировать правовое регулирование деятельности прокуратуры как органа государственной власти;
- выявить сущность, содержание, цели и задачи деятельности прокуратуры России в рамках реформирования органов государственной власти;
- осветить проблемы правового регулирования деятельности прокуратуры и предложить пути их решения.
Методологическую основу исследования составил диалектический метод научного познания, а также совокупность общенаучных и частно-научных методов, в числе которых: аналитический, проблемно-теоретический, системный, синтетический, исторический, системно-структурный, структурно-функциональный, формально-юридический, структурно-юридический, сравнительно-правовой и др.
Заключение
В заключение необходимо сделать следующие выводы:
1. Рассматривая исторический аспект деятельности прокуратуры, необходимо сделать следующие выводы: во-первых, российская прокуратура, возникшая позже прокуратур в некоторых странах Западной Европы, коренным образом отличалась от них своими функциями. Если на Западе прокурор преимущественно был участником уголовного судопроизводства, поддерживая государственное обвинение, то в России эта роль прокурора не была основной; во-вторых, институт прокуратуры в России возник в результате развития государственного аппарата, усложнения его функций. Первоначальной целью создания прокуратуры было учреждение общего (административного) надзора, а не выработка новых форм уголовного преследования; в-третьих, созданная по указу Петра I прокуратура представляла собой централизованную институционально-функциональную систему, подчиняющуюся непосредственно царю, выполняющую функцию надзора за законностью и сдерживающую произвол чиновников Сената и местных чиновников. С момента своего создания прокуратура выступала в качестве основного надзорного органа, в подчинении которого находились другие органы, осуществляющие функцию надзора, в частности фискалитет; в-четвертых, представляя собой самостоятельный орган государства, прокуратура выступала в качестве инструмента системы «сдержек и противовесов», позволявшего монарху на законных основаниях ограничивать властные полномочия Сената и органов управления на местах. Новая структура укрепляла государственную власть; в-пятых, после смерти Петра I происходили различные изменения в деятельности прокуратуры, она была малоэффективной в то время, когда высшие чины не были заинтересованы в сильном контролирующем органе. В этот исторический период функции надзора дополнялись управленческими. Но это было связано с особенностями государственного управления в России и отсутствием общей концепции прокурорского надзора как таковой.
До судебных реформ Александра II в 1864 году, прокуратура была достаточно эффективным надзорным органом. Начиная с 1864 года по 1900 год органы прокуратуры осуществляли, в качестве основной, функцию поддержания обвинения в суде, лишившись такого направления деятельности как общий надзор. Однако функция прокуратуры и в этот период времени уходила за рамки уголовного преследования, прокуроры продолжали осуществлять некоторые общенадзорные функции». Все это являлось основными предпосылками создания и развития органов российской прокуратуры, ее деятельности в следующих исторических этапах.
2. С распадом в 1991 г. СССР Прокуратура Союза ССР прекратила свою деятельность и утратила руководящий статус над прокуратурами союзных республик. Все действовавшие на тот момент на территории РСФСР органы прокуратуры были объединены в единую систему прокурорских органов во главе с Генеральным прокурором РСФСР. В 1992 г. принят Закон "О прокуратуре Российской Федерации", нормы которого положены в основу отрасли современного прокурорского права и в соответствии с положениями которого строится и функционирует современная российская прокуратура.
3. Краткий анализ положения прокуратуры в зарубежных странах показывает, что прокуратура в большинстве государств играет важную роль в процессе выработки уголовной политики, в защите прав и интересов граждан, участвуя в уголовном и гражданском судопроизводстве. Общей тенденцией ее развития является расширение функций прокуратуры, невмешательство законодательной и исполнительной власти в ее содержательную деятельность.
4. Вопрос о месте прокуратуры и ее функциях в структуре власти остается на сегодняшний день неразрешенным и, по-видимому, в действующем Законе о прокуратуре и Конституции данный вопрос должен получить более содержательную регламентацию.
Прокуратура не так самостоятельна и независима от представителей исполнительного и законодательного органов того или иного субъекта Федерации, которые входят в состав Совета Федерации. Данное обстоятельство, по всей видимости, делает принцип независимости органов прокуратуры достаточно условным. Более того, имеется зависимость Генерального прокурора от Президента, который представляет кандидатуры губернаторов в законодательный орган субъекта Федерации, а фактически назначает их.
Таким образом, теоретическая конструкция вхождения прокуратуры в состав законодательной власти на правах контрольного органа представляется далеко не безупречной. В этой связи думается, что в настоящий момент отсутствуют основания для отнесения органов прокуратуры к законодательной ветви власти.
5. Исследование правового положения отечественной прокуратуры показывает, что она является многофункциональным государственным институтом, учреждаемым Конституцией РФ, имеющим особый статус, обусловленный ее специальным предназначением по осуществлению государственного надзора за соблюдением Конституции и исполнением законов в стране. Исходя из своего функционального назначения, целей и задач по обеспечению законности и правопорядка, по защите прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства, прокуратура призвана осуществлять свои полномочия самостоятельно и независимо от какой-либо ветви государственной власти, органов местного самоуправления, политических партий и иных общественных объединений, являясь при этом одним из важнейших элементов механизма реализации единой государственной власти.
Правильно поставленные цели и задачи, правильно подобранный функциональный инструментарий в сфере прокурорской деятельности позволят максимально обеспечить приоритет законности в различных системах правоотношений и отраслях жизни, качественно обеспечивать права и свободы человека, а также интересы общества и государства.
6. В ближайшее время тенденция реформирования прокуратуры как федерального органа должна продолжаться. Но в тоже время процесс реформирования должен быть постепенным, проходящим с учетом исторического опыта и оценки состояния законности и правопорядка. Общество и государство должны осознать необходимость обеспечения эффективного правового регулирования в лице прокуратуры Российской Федерации.
Таким образом, необходимо предложить следующие меры, способные повысить эффективность конституционно-правового регулирования деятельности прокуратуры в Российской Федерации:
- во-первых, принимая во внимание особый статус прокуратуры, ее специфическое место в системе государственных органов Российской Федерации, а также значимость осуществляемой ею деятельности в деле надзора за соблюдением законности и охраны прав и свобод человека, следует принять новый закон о прокуратуре, повысив его статус до Федерального конституционного закона;
- во-вторых, законодательно закрепить особое место прокуратуры в системе органов государственной власти вне ее ветвей как единственного органа, независимо осуществляющего конституционный надзор за соблюдением законности в государстве;
- в-третьих, предоставить Генеральному прокурору не только право законодательной инициативы, но и возможность самостоятельно обращаться в Конституционный Суд Российской Федерации с жалобой в защиту неопределенного круга лиц по предметам ведения.
В главе Конституции РФ, закрепляющей правовой статус прокуратуры, статья, определяющая ее функции, могла бы выглядеть следующим образом:
"В целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства прокуратура Российской Федерации осуществляет надзор за исполнением законов, надзор за соблюдением прав граждан и осуществляет уголовное преследование. Порядок организации и полномочия прокуратуры определяются федеральным конституционным законом и другими законами".
Содержание
Введение. 3
Глава 1. Возникновение и развитие прокуратуры в России. 6
1.1. Возникновение и развитие прокуратуры в России дореволюционного периода 6
1.2. Правовой статус прокуратуры в советский период истории России. 16
1.3. Правовое регулирование деятельности прокуратуры в зарубежных государствах 23
Глава 2. Правовое регулирование деятельности прокуратуры как органа государственной власти. 35
2.1. Сущность и содержание правового регулирования деятельности прокуратуры Российской Федерации. 35
2.2. Основные цели, задачи и направления деятельности прокуратуры России в условиях реформирования органов государственной власти. 55
2.3. Проблемы эффективности правового регулирования деятельности прокуратуры Российской Федерации и пути их решения. 64
Заключение. 72
Список использованных источников. 77
Введение
Актуальность темы работы. Конституция РФ[1] провозгласила, что государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную (статья 10). Однако Основной закон государства оставил открытым вопрос о месте прокуратуры в системе государственных институтов Российской Федерации. К сожалению, действующий Закон о прокуратуре не восполняет этот пробел в полном объеме. Функционирующая концептуальная модель не дает полного и ясного ответа как на теоретические, так и на многие практические вопросы. Это вполне объяснимо, ибо нынешняя политическая жизнь России – противоречивая и крайне сложная сфера, где наблюдаются глубокие и быстрые перемены: отказ от старых стереотипов и поиск новых, переосмысление исторического опыта и критика классических авторитетов.
Неоднозначность содержания конституционной нормы и местонахождения статьи 129 в тексте Основного закона породила многочисленные научные споры, неутихающие до настоящего времени. Затянувшиеся правовая и административная реформы, а также сопровождающие их изменения законодательства стимулируют научные дискуссии специалистов по вопросу о конституционно-правовом статусе прокуратуры и регулировании ее деятельности. По-прежнему отсутствует единодушие ученых, исследующих место прокуратуры в системе государственных органов Российской Федерации. Иными словами большинство проблем науки конституционного права, затрагивающее данные вопросы, остается открытым для исследования.
В связи с реформированием государственного аппарата и правоохранительных органов, реализацией национальных проектов в настоящее время предъявляются новые требования к прокурорам и ставятся перед ними все более сложные профессиональные задачи.
Значимость научного исследования приоритетных направлений деятельности прокуратуры определяется ее вкладом в развитие демократического правового государства в России и в борьбу с преступностью и коррупцией, обеспечение единства правового пространства страны путем надзора за соблюдением законодательства Российской Федерации. Во многом именно от эффективной деятельности прокуратуры зависит благосостояние и правовая защищенность граждан, безопасность и интересы государства.
Формирование оценки правового регулирования деятельности и состояния правового статуса прокуратуры России с точки зрения науки конституционного права в настоящий момент представляется необходимым, так как позволяет заново переосмыслить важнейшие проблемы реализации конституционного принципа законности.
Актуальность самостоятельного рассмотрения конституционно-правового регулирования деятельности прокуратуры как государственного органа с особым статусом не вызывает сомнений в связи с необходимостью всестороннего исследования сущности и специфики комплекса общественных отношений, возникающих в процессе государственного строительства системы правоохранительных органов, конституционного оформления их статуса и функционирования в современных условиях.
Объектом исследования являются общественные отношения, возникающие по поводу конституционного закрепления правового статуса прокуратуры Российской Федерации и регулирования ее деятельности как государственного органа с особым статусом.
Предметом исследования выступают конституционные нормы, а также комплекс правовых норм в составе российского законодательства конкретизирующих конституционно-правовое регулирование деятельности прокуратуры Российской Федерации как государственного органа с особым статусом.
Цель работы состоит в выработке основных направлений конституционно-правового регулирования деятельности прокуратуры Российской Федерации на современном этапе.
В соответствии с поставленной целью формулируются и решаются следующие задачи:
- рассмотреть возникновение и развитие прокуратуры в России;
- проанализировать правовое регулирование деятельности прокуратуры как органа государственной власти;
- выявить сущность, содержание, цели и задачи деятельности прокуратуры России в рамках реформирования органов государственной власти;
- осветить проблемы правового регулирования деятельности прокуратуры и предложить пути их решения.
Методологическую основу исследования составил диалектический метод научного познания, а также совокупность общенаучных и частно-научных методов, в числе которых: аналитический, проблемно-теоретический, системный, синтетический, исторический, системно-структурный, структурно-функциональный, формально-юридический, структурно-юридический, сравнительно-правовой и др.
Глава 1. Возникновение и развитие прокуратуры в России