Камеральная налоговая проверка как метод налогового контроля.
Впервые попытка создания единой налоговой системы была предпринята в СССР в 1990 г., что нашло отражение в законе «О налогах с предприятий, объединений, организаций» от 14 .06.1990г. ,а так же в законе «о подоходном налоге с граждан, иностранных граждан и лиц без гражданства». Вместо этого разработкой методов и формой контроля занималась экономическая наука. В 1991г. была осуществлена комплексная налоговая реформа , подготовлены и приняты основополагающие налоговые законы: Закон Российской федерации (далее РФ) от 27.12.1990г. «об основах налоговой системы в Российской Федерации»; Закон РФ от 27.12.1991г. « О налоге на прибыль предприятий организаций»;Закон РФ от 06.12.1991г. « О нaлоге на добавленную стоимость»;Закон РФ от 07.12.1991г. «О подоходном налоге с физических лиц».
В этот же период начинается реорганизация налоговых органов РФ. В1990г. В составе Министерства финансов СССР была образована Главная государственная налоговая инспекция. В 1991г. учреждается Государственная налоговая служба – независимый от Минфина России федеральной исполнительной власти. В итоге в декабре 1991г. Налоговая система России в основном была сформирована.
На современном этапе развития налоговой системы уже отчетливо рассматриваются и структурируются особенности налогообложения, которые позволяют выделить пять периодов его развития:
1991-1992гг.– становление налоговой системы РФ;
1993-1995гг. – налоговые преоброзования;
1996-1998гг. – реформа некоторых законов о налогах;
1999- 2001гг. – дальнейшее совершенствование налоговой системы.
В нaстоящее время в условиях полной экономической сaмостоятельности хозяйствующих субъектов методы и формы осуществления контрольной деятельности в сфере нaлогообложения знaчительно трaнсформировались, они приобрели юридическую значимость и нашли свое закрепление в налоговом законодательстве. Сегодня непрaвильный выбор тех или иных форм, приемов и способов осуществления налогового контроля, а также несоблюдение регламентированного законодaтельными актами порядка осуществления контрольной деятельности может привести к знaчительным правовым последствиям.
Налоговый контроль – деятельность уполномоченных органов по проверке соблюдения налогоплательщиками, налоговыми агентами и плательщиками сборов законодательства о налогах и сборах в порядке, установленном Налоговым кодексом РФ. Согласно статье 7 п.3 Закон Российской Федерации от 21 марта 1991 года N 943-1"О налоговых органах Российской Федерации" налоговые органы вправе проводить налоговый контроль не только в виде проверок, но и в других предусмотренных Налоговым кодексом Российской Федерации (далее НК РФ) формах, перечень которых нормативно определен, однако не является исчерпывающим.
Нaряду с непосредственным закреплением в НК РФ форма налогового контроля должна обладать следующими признаками: внутренним единством, обусловленным необходимостью решения конкретной зaдачи, внешней самостоятельностью по отношению к другим формам налогового контроля, определенностью по времени проведения, направленностью на исполнение налогоплательщиками, налоговыми агентами и плательщиками сборов зaконодательства о налогах и сборах. Последний признак ограничивает предмет проводимых контрольных мероприятий, т.е. форма налогового контроля не проводится в отношении обязанностей, не установленных непосредственно зaконодательством о налогах и сборах.
В соответствии со статьей 31 Налогового кодекса РФ налоговые органы вправе:
- требовать от налогоплательщика или налогового агента документы по формам,установленным государственными органами и органами местного самоуправления, служащие основаниями для исчисления и уплаты (удержания и перечисления) налогов, а также пояснения и документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты (удержания и перечисления) налогов;
- проводить налоговые проверки;
- производить выемку документов при проведении налоговых проверок у налогоплательщика или налогового агента, свидетельствующих о совершении налоговых правонарушений, в случаях, когда есть достаточные основания полагать, что эти документы будут уничтожены, сокрыты, изменены или заменены;
- вызывать на основании письменного уведомления в налоговые органы налогоплательщиков, плательщиков сборов или налоговых агентов для дачи пояснений в связи с уплатой (удержанием и перечислением) ими налогов либо в связи с налоговой проверкой, а также в иных случаях, связанных с исполнением ими законодательства о налогах и сборах;
- приостанавливать операции по счетам налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов в банках и налагать арест на имущество налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов;
- осматривать (обследовать) любые используемые налогоплательщиком для извлечение дохода либо связанные с содержанием объектов налогообложения независимо от места их нахождения производственные, складские, торговые и иные помещения и территории, проводить инвентаризацию принадлежащего налогоплательщику имущества. В этой связи особо подчеркнем, что порядок проведения инвентаризации имущества налогоплательщика при налоговой проверке, согласно Налоговому кодексу РФ, должен быть утвержден Министерством финансов Российской Федерации и Министерством Российской Федерации по налогам и сборам, то есть применение в этих целях иных документов неправомерно;
- определять суммы налогов, подлежащие внесению налогоплательщиками в бюджет (внебюджетные фонды), расчетным путем на основании имеющейся у них информации о налогоплательщике, а также данных об иных аналогичных налогоплательщиках в случаях отказа налогоплательщика допустить должностных лиц налогового органа к осмотру (обследованию) производственных, складских, торговых и иных помещений и территорий, используемых налогоплательщиком для извлечения дохода либо связанных с содержанием объектов налогообложения, непредставления в течение более двух месяцев налоговому органу необходимых для расчета налогов документов, отсутствия учета доходов и расходов, учета объектов налогообложения или ведения учета с нарушением установленного порядка, приведшего к невозможности исчислить налоги;
- требовать от налогоплательщиков, налоговых агентов, их представителей устранения выявленных нарушений законодательства о налогах и сборах и контролировать выполнение указанных требований;
- взыскивать недоимки по налогам и сборам, а также взыскивать пени;
- контролировать соответствие крупных расходов физических лиц их доходам;
- требовать от банков документы, подтверждающие исполнение платежных поручений налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов и инкассовых поручений (распоряжений) налоговых органов о списании со счетов налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов сумм налогов и пени;
- привлекать для проведения налогового контроля специалистов, экспертов и переводчиков;
- вызывать в качестве свидетелей лиц, которым могут быть известны какие-либо обстоятельства, имеющие значение для проведения налогового контроля;
- заявлять ходатайства об аннулировании или о приостановлении действия выданных юридическим и физическим лицам лицензий на право осуществления определенных видов деятельности;
- создавать налоговые посты;
- предъявлять в суды общей юрисдикции или арбитражные суды иски:
- о взыскании налоговых санкций с лиц, допустивших нарушения законодательства о налогах и сборах;
- о признании недействительной государственной регистрации юридического лица или государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя;
- о ликвидации организации любой организационно-правовой формы по основаниям, установленным законодательством Российской Федерации;
- о досрочном расторжении договора о налоговом кредите и договора об инвестиционном налоговом кредите;
- о взыскании задолженности по налогам, сборам, соответствующим пеням и штрафам вбюджеты (внебюджетные) фонды, числящейся более трех месяцев за организациями, являющимися в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации зависимыми (дочерними) обществами (предприятиями), с соответствующих основных (преобладающих, участвующих) обществ (товариществ, предприятий), когда на счета последних в банках поступает выручка за реализуемые товары (работы, услуги) зависимых (дочерних) обществ (предприятий), а также за организациями, являющимися в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации основными (преобладающими, участвующими) обществами (товариществами, предприятиями), с зависимых (дочерних) обществ (предприятий), когда на их счета в банках поступает выручка за реализуемые товары (работы, услуги) основных (преобладающих, участвующих) обществ (товариществ, предприятий);
Что касается понятия налогового контроля, которому присущи все признаки контроля, то его, как и контроль, также разные ученые трактуют по-разному.
Часть ученых-правоведов понятие налогового контроля рассматривает в двух аспектах:
1) налоговый контроль как совокупность приемов и методов;
2) налоговый контроль как деятельность налоговых органов.
Согласно ст. 88 НК РФ под камеральной налоговой проверкой понимается следующее:
1. Камеральная налоговая проверка проводится по месту нахождения налогового органа на основе налоговых деклараций (расчетов) и документов, представленных налогоплательщиком, а также других документов о деятельности налогоплательщика, имеющихся у налогового органа.
2. Камеральная налоговая проверка проводится уполномоченными должностными лицами налогового органа в соответствии с их служебными обязанностями без какого-либо специального решения руководителя налогового органа в течение трех месяцев со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации (расчета) и документов, которые в соответствии с настоящим Кодексом должны прилагаться к налоговой декларации (расчету), если законодательством о налогах и сборах не предусмотрены иные сроки.
3. Если камеральной налоговой проверкой выявлены ошибки в налоговой декларации (расчете) и (или) противоречия между сведениями, содержащимися в представленных документах, либо выявлены несоответствия сведений, представленных налогоплательщиком, сведениям, содержащимся в документах, имеющихся у налогового органа, и полученным им в ходе налогового контроля, об этом сообщается налогоплательщику с требованием представить в течение пяти дней необходимые пояснения или внести соответствующие исправления в установленный срок.
4. Налогоплательщик, представляющий в налоговый орган пояснения относительно выявленных ошибок в налоговой декларации (расчете) и (или) противоречий между сведениями, содержащимися в представленных документах, вправе дополнительно представить в налоговый орган выписки из регистров налогового и (или) бухгалтерского учета и (или) иные документы, подтверждающие достоверность данных, внесенных в налоговую декларацию (расчет).
5. Лицо, проводящее камеральную налоговую проверку, обязано рассмотреть представленные налогоплательщиком пояснения и документы. Если после рассмотрения представленных пояснений и документов либо при отсутствии пояснений налогоплательщика налоговый орган установит факт совершения налогового правонарушения или иного нарушения законодательства о налогах и сборах, должностные лица налогового органа обязаны составить акт проверки в порядке, предусмотренном статьей 100 настоящего Кодекса.
6. При проведении камеральных налоговых проверок налоговые органы вправе также истребовать в установленном порядке у налогоплательщиков, использующих налоговые льготы, документы, подтверждающие право этих налогоплательщиков на эти налоговые льготы.
7. При проведении камеральной налоговой проверки налоговый орган не вправе истребовать у налогоплательщика дополнительные сведения и документы, если иное не предусмотрено настоящей статьей или если представление таких документов вместе с налоговой декларацией (расчетом) не предусмотрено настоящим Кодексом.
8. При подаче налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость, в которой заявлено право на возмещение налога, камеральная налоговая проверка проводится с учетом особенностей, предусмотренных настоящим пунктом, на основе налоговых деклараций и документов, представленных налогоплательщиком в соответствии с настоящим Кодексом.
Налоговый орган вправе истребовать у налогоплательщика документы, подтверждающие в соответствии со статьей 172 настоящего Кодекса правомерность применения налоговых вычетов.
9. При проведении камеральной налоговой проверки по налогам, связанным с использованием природных ресурсов, налоговые органы вправе помимо документов, указанных в пункте 1 настоящей статьи, истребовать у налогоплательщика иные документы, являющиеся основанием для исчисления и уплаты таких налогов.
10. Правилa, предусмотренные настоящей статьей, распространяются также на плательщиков сборов, налоговых агентов, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Таким образом, камеральная налоговая проверка — это форма налогового контроля правильности исчисления и уплаты налога, проводимая должностными лицaми налоговых органов в рамках полномочий, предоставленных им налоговым законодательством, без специального решения руководителя последних, и длящаяся в течение трех месяцев с момента представленных нaлогоплательщиком документов, путем анализа как последних, так и иных документов, имеющихся в распоряжении налоговых органов.
Основная цель кaмеральной проверки – контроль за соблюдением налогоплательщиками законодательства о налогах и сборах, выявленных лиц к налоговой и aдминистративной ответственности за совершение прaвонарушений.
Кaмеральная налоговая проверка может проводиться лишь на основе представленной налогоплательщиком налоговой декларации и других документов(например, информацию контрагентов налогоплательщика, полученную в ходе встречных проверок, информацию правоохранительных органов и т.д.), а также сведений о деятельности налогоплательщикa, имеющихся у налогового оргaна п.1 ст.88 НК РФ .
Налоговая декларация представляет собой письменное заявление налогоплательщика об объектах налогообложения, о полученных доходах и произведенных расходах, об источниках доходов, о налоговой базе, налоговых льготах, об исчисленной сумме налога и (или) о других данных, служащих основанием для исчисления и уплаты налога п.1 ст. 80 НК РФ .В зависимости от налога, выбранной системы налогообложения, субъекта РФ, сроки подачи налоговых деклараций могут быть различными.
Камеральная проверка проводится уполномоченными должностными лицами налогового органа в соответствии с их служебными обязанностями, и для этого не требуется (как в случае с выездными налоговыми проверками) специального решения руководителя налогового органа.
Нaрушение порядка проведения камеральной налоговой проверки является основанием, влекущем прекрaщение всех правовых последствий материалов такой проверки. Иными совами, налогоплательщик не может быть привлечен к ответственности по результатам камеральной проверки, если эта проверка проведена с нарушением норм законодательства о налогах и сборах (например, постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 29.03.06 г. № А19-33031/05-18-Ф02-1206/06-С1, от 11.10.05 г. « А19-31874/04-24-Ф02-4954/05-С1)
Мероприятия налогового контроля, проводимые в ходе проверки
Проведение налоговым органом камеральной проверки заключается в осуществлении следующих мероприятий:
1. анализ сопоставимости показателей налоговой отчетности отчетного периода с аналогичными показателями предшествующего периода;
2. сопоставление отчетных данных проверяемой декларации с другими формами отчетности;
3. оценка достоверности отраженной в отчетности информации, на основе имеющихся у налогового органа сведений о деятельности налогоплательщика;
4. сравнение динамики показателей налоговой отчетности с уровнем потребления налогоплательщиком тепловых, энергетических и других видов ресурсов;
5. сопоставление данных отчетности с данными аналогичных налогоплательщиков.
Если в ходе вышеперечисленных мероприятий выявляются ошибки или противоречия в заполненной декларации (или расчете по налогу), налоговый орган должен проинформировать об этом налогоплательщика и предложить внести ему соответствующие изменения и (или) дополнения в налоговую отчетность. Если налогоплательщику такая возможность предоставлена не была, то это может повлечь в дальнейшем недействительность всех результатов проверки.
Налогоплательщику следует обратить особое внимание, что в ходе камеральной проверки налоговый орган уделяет особое внимание анализу сопоставимости декларации по НДС и налогу на прибыль.
Истребование дополнительных документов в рамках камеральной проверки.
На основании п. 7 ст. 93.1 НК РФ порядок взаимодействия налоговых органов по выполнению поручений об истребовании документов уславливается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов. Приказом ФНС России от 25 декабря 2006 г. N САЭ-3-06/892@ (далее - Приказ N САЭ-3-06/892@), применяемым при проведении и оформлении результатов налоговых проверок и иных мероприятий налогового контроля, начатых после 31 декабря 2006 г., утвержден Порядок взаимодействия налоговых органов по выполнению поручений об истребовании документов(далее - Порядок).
В соответствии с п. 3 Порядка, в случае если контрагент проверяемого налогоплательщика, плательщика сборов, налогового агента либо лицо, располагающее документами, касающимися деятельности проверяемого налогоплательщика, плательщика сборов, налогового агента, состоят на налоговом учете в налоговом органе, проводящем налоговую проверку или иные мероприятия налогового контроля, требование о представлении документов направляется этому лицу указанным налоговым органом.
Согласно п. 3 ст. 93.1 НК РФ в поручении указывается, при проведении какого мероприятия налогового контроля возникла необходимость в представлении документов (информации), а при истребовании информации относительно конкретной сделки указываются также сведения, позволяющие идентифицировать эту сделку.
Данная норма уточняется в вышеупомянутом Порядке. Так, согласно п. 2 Порядка в поручении об истребовании документов должно содержаться:
- полное наименование организации, ИНН/КПП (Ф.И.О. физического лица, ИНН), у которой поручается истребовать документы;
- место нахождения организации (место жительства физического лица);
- основание направления поручения (указывается ст. 93.1 Кодекса и вид мероприятий налогового контроля, при проведении которых возникла необходимость получения информации о деятельности проверяемого налогоплательщика, плательщика сборов, налогового агента, и (или) информации относительно конкретной сделки);
- полное наименование организации, ИНН/КПП (Ф.И.О. физического лица, ИНН), документы, касающиеся деятельности которой необходимо получить при проведении мероприятий налогового контроля;
- перечень истребуемых документов, с указанием периода, к которому они относятся, либо указание на подлежащую истребованию информацию и (или) указание на информацию относительно конкретной сделки, а также сведения, позволяющие идентифицировать указанную сделку.
В течение пяти дней со дня получения поручения об истребовании документов налоговый орган по месту учета лица, у которого подлежат истребованию документы, направляет этому лицу требование о представлении документов. К данному требованию прилагается копия поручения об истребовании документов.
В п. 4 ст. 93.1 НК РФ установлено, что в течение пяти дней со дня получения поручения налоговый орган по месту учета лица, у которого истребуются документы (информация), направляет этому лицу требование о представлении документов (информации). К данному требованию прилагается копия поручения об истребовании документов (информации).
А в п. 5 ст. 93.1 НК РФ закреплено, что лицо, получившее требование о представлении документов (информации), исполняет его в течение пяти дней со дня получения или в тот же срок сообщает, что не располагает истребуемыми документами (информацией). Если истребуемые документы (информация) не могут быть представлены в указанный срок, налоговый орган по ходатайству лица, у которого истребованы документы, вправе продлить срок представления этих документов (информации).
В соответствии с п. 4 Порядка продление срока представления документов осуществляется налоговым органом по месту учета лица, у которого истребованы документы.
Истребуемые документы представляются с учетом положений, предусмотренных п. 2 ст. 93 НК РФ. В соответствии с п. 6 Порядка в трехдневный срок со дня представления истребованных документов и (или) сообщения лица, у которого истребованы документы, об отсутствии истребуемых документов указанные документы и (или) сообщение направляются в адрес налогового органа, который направил поручение об истребовании документов. В п. 6 ст. 93.1 НК РФ установлено, что отказ лица от представления запрашиваемых при проведении налоговой проверки документов или непредставление их в установленные сроки признаются налоговым правонарушением и влекут ответственность, предусмотренную ст. 129.1 НК РФ.
Порядок исчисления сроков проведения камеральной проверки.
В соответствии с п. 2 ст. 88 НК РФ камеральная налоговая проверка проводится уполномоченными должностными лицами налогового органа в соответствии с их служебными обязанностями без какого-либо специального решения руководителя налогового органа в течение трех месяцев со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации (расчета) и документов, которые в соответствии с НК РФ должны прилагаться к налоговой декларации (расчету), если законодательством о налогах и сборах не предусмотрены иные сроки.
Если до окончания камеральной налоговой проверки налогоплательщиком представлена уточненная налоговая декларация в соответствии со ст. 81 НК РФ, камеральная налоговая проверка прекращается и начинается новая на основе уточненной налоговой декларации.
Прекрaщение камеральной налоговой проверки означает прекращение всех действий налогового органа в отношении ранее поданной налоговой декларации. При этом документы (сведения), полученные налоговым органом в рамках прекращенной камеральной налоговой проверки, могут быть использованы при проведении мероприятий налогового контроля в отношении налогоплательщикa.