Камеральная налоговая проверка как форма налогового контроля

Мурзина Т.,

студентка факультета экономики

РГУ им. С.А. Есенина,

Научный руководитель – Мишакова Н.А.

Ключевые слова: налоговый контроль, налоговые проверки, камеральная налоговая проверка, налогоплательщики, плательщики сборов и налоговые агенты, налоговая декларация (расчет).

Налоговая система Российской Федерации является одним из важных элементов развития экономики. Именно налоги составляют основную часть федерального, региональных и местных бюджетов страны и таким образом являются основным источником доходов государства.

Эффективная экономика страны требует развитого государственного налогового контроля. Налоговый контроль - это деятельность уполномоченных органов по контролю за соблюдением законодательства о налогах и сборах налогоплательщиками, плательщиками сборов и налоговыми агентами. [4;с.12]

Основной формой налогового контроля являются налоговые проверки. Они дают возможность более подробно и всесторонне оценить правильность исполнения налогоплательщиками налоговых обязанностей, выявить те или иные отклонения.

В соответствии с п. 1 ст. 87 Налогового кодекса Российской Федерации (далее НК РФ) налоговые органы проводят следующие виды налоговых проверок:

¾ камеральные налоговые проверки;

¾ выездные налоговые проверки.

Камеральная налоговая проверка - это проверка, которая проводится уполномоченными должностными лицами налогового органа в соответствии с их служебными обязанностями на основе налоговых деклараций (расчетов) и документов, представленных налогоплательщиком, а так же других документов о его деятельности, имеющихся у налогового органа.

Камеральная проверка проводится по месту нахождения налогового органа, без какого-либо специального решения руководителя, в течении трех месяцев со дня предоставления налоговой декларации (расчета) налогоплательщиком. Камеральной проверке подвергаются практически 100% налогоплательщиков, сдавших налоговые декларации (расчеты), в то время как охват налогоплательщиков выездными проверками составляет всего лишь 2%. Именно поэтому в последнее время налоговые органы все больше внимания уделяют повышению эффективности камеральных налоговых проверок.

В процессе осуществления налогового контроля особую значимость приобретает оценка достигнутых результатов. В таблице 1 приведены данные за 2014 - 2015 годы по результатам камеральной проверки в Рязанской области.

Таблица 1 - данные по проведению камеральных проверок в Рязанской области.



Год Количество поверок, шт Выявлено нарушений, шт Дополнительно начислено платежей (включая налоговые санкции и пени), тыс. рублей

Камеральная налоговая проверка как форма налогового контроля - student2.ru .

Камеральная налоговая проверка как форма налогового контроля - student2.ru

Рисунок 1 - Данные по камеральным проверкам за 2014 г.-2015г.

После проведения камеральных проверок дополнительное начисление платежей (включая налоговые санкции и пени) за 2015 год составило 320361 тыс.рублей, что на 17,3% меньше чем в 2014 году.

На основании рисунка 1 можно сделать вывод, что в 2015 году количество проверок уменьшилось на 0,15%. Из них в 2015 году выявлено нарушений на 0,16% больше чем в 2014 году.

В целом за исследуемый период наблюдается уменьшение количества камеральных проверок и сумм дополнительно начисленных платежей, что свидетельствует об эффективности работы налоговых органов и возрастании грамотности налогоплательщика.

В системе налогового контроля камеральная налоговая проверка решает две самостоятельные задачи:

1.Камеральная проверка является средством контроля достоверности и правильности сведений, указанных в налоговой деклара­ции. При этом контроль не ограничивается проверкой правильно­сти арифметических подсчетов. Налоговые органы оценивают достоверность показателей в налоговых декларациях (расчетах) на основе имеющихся у них иных документов о деятельности проверяемого лица, в том числе документов представленных налогоплательщиком самостоятельно или затребованных у него.

2.Камеральная проверка является инструментом предварительного отбора налогоплательщиков для проведения выездных налоговых проверок.

Однако, остается не решенным основная проблема камеральной проверки, которая заключается в том, что законодательная база организации и проведения камеральной налоговой проверки окончательно не сформировалась. В связи с этим возникают споры между налогоплательщиками и налоговыми органами.

Решением такой проблемы на наш взгляд является детализированное, подробное налоговое законодательство, в котором четко прописаны все процедуры проведения камеральной проверки, а так же реальное равноправие сторон в налоговых правоотношениях.

Литература

1. Налоговый кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 N 146-ФЗ (принят ГД ФС РФ 16.07.1998) (ред. от 15.02.2016).

2. Федеральный закон от 02.04.2014 N 52-ФЗ (ред. от 24.11.2014) "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации"

3. Гончаренко Л.И. Налоговое администрирование: Учебное пособие / Л.И. Гончаренко - М.: КноРус. 2016. - 488 с.

4. Дадашев А.З. Налоговый контроль в Российской Федерации: Учебное пособие/ А.З. Дадашев, И.Р. Пайзулаев - М.: КНОРУС - 2015. - 128 с.

5. Бушуева И.А. Какие документы налоговики запросят в рамках камеральной проверки / И.А. Бушуева // Российский налоговый курьер. - 2015. - №22 с.58-61.

6. КонсультантПлюс [электронный ресурс] / 1997-2015 - Режим доступа: http://www.consultant.ru/

7. Федеральная налоговая служба Рязанской области [электронный ресурс] / 2005-2015 - Режим доступа: http://www.nalog.ru/rn62/

РЕАЛИЗАЦИЯ БЮДЖЕТНОЙ ПОЛИТИКИ В МУНИЦИПАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ

Муругова Н.А.,

бакалавр факультета экономики

РГУ имени С.А.Есенина,

Научный руководитель – Текучев В.В.

Ключевые слова: бюджетная политика, местное самоуправление, муниципальное образование, финансы, расходы и доходы бюджета.

Бюджет муниципального образования (местный бюджет) предназначен для исполнения расходных обязательств муниципального образования. При этом использование органами местного самоуправления иных форм образования и расходования денежных средств для исполнения расходных обязательств муниципальных образований не допускается. В качестве составной части бюджетов городских и сельских поселений могут быть предусмотрены сметы доходов и расходов отдельных населенных пунктов, других территорий, не являющихся муниципальными образованиями. Органам местного самоуправления также предоставлено право выбора между утверждением бюджета на три года или на очередной финансовый год. При этом в случае, если проект бюджета муниципального района (проект бюджета городского округа) разрабатывает и утверждает среднесрочный финансовый план муниципального района (городского округа) [1, с. 241].

В муниципальных образованиях бюджетный процесс реализовывается органами местного самоуправления самостоятельно в соответствии с БК РФ, Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», бюджетным законодательством субъекта РФ и правовыми актами муниципального образования.

Существует особая тонкость в реализации бюджетного процесса в любом муниципалитете. Грамотный и рациональный подход заключается в том, что необходимо придерживаться принципа индивидуальности регионов. Органы власти должны учитывать при формировании бюджета особенности народностей, местных традиций и оригинальность культуры. Любой бюджетный процесс местного уровня начинается с разработки проекта бюджета, которая осуществляется на основе экономического и социального развития территории МО [4, с. 29]. Управляющие органы администрации имеют право вносить проекты плана и программ развития территории на утверждение представительного органа. На данном этапе администрация МО прибегает к ежегодным постановлениям Правительства РФ о порядке разработки планов и прогнозов социального и экономического развития. Исполнительные органы государственной власти субъектов РФ в соответствии с законодательством должны, отталкиваясь от необходимости утвердить бюджет до начала нового финансового года, донести материалы до органов управления, а так же указания по разработке проектов бюджетов и социальные финансовые нормы и нормативы или их изменения. Одной из главных задач на этом этапе является взаимосвязь нужд муниципалитета с его реальными доходами [3, с. 94].

К стадиям бюджетного процесса относят:

1. составление проекта бюджета;

2. рассмотрение проекта и утверждение бюджета;

3. исполнение бюджета;

4. составление отчета об исполнении бюджета и его утверждение.

Доходы бюджетов формируются в соответствии с бюджетным законодательством РФ, законодательством о налогах и сборах и законодательством об иных обязательных платежах. Основы формирования доходной части бюджетов бюджетной системы РФ заложены в БК, который определяет не только виды доходов бюджетов, но и полномочия Российской Федерации, ее субъектов и муниципальных образований по формированию доходов соответствующего бюджета.

Собственные доходы бюджета представлены в таблице 1.

Таблица. - 1. Собственные доходы местного бюджета.

  Наименование дохода бюджета
средства самообложения граждан;
доходы от местных налогов и сборов
доходы от региональных налогов и сборов;
доходы от федеральных налогов и сборов;
безвозмездные перечисления из бюджетов других уровней, включая дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных образований, иные средства финансовой помощи из бюджетов других уровней и другие безвозмездные перечисления;
доходы от имущества, находящегося в муниципальной собственности;
часть прибыли муниципальных предприятий, остающейся после уплаты налогов и сборов и осуществления иных обязательных платежей, в размерах, устанавливаемых нормативными правовыми актами представительных органов муниципального образования, и часть доходов от оказания органами местного самоуправления и муниципальными учреждениями платных услуг, остающаяся после уплаты налогов и сборов;
штрафы, установление которых в соответствии с федеральным законом отнесено к компетенции органов местного самоуправления;
добровольные пожертвования;
иные поступления в соответствии с федеральными законами, законами субъектов РФ и решениями органов местного самоуправления.

Формирование расходов бюджетов бюджетной системы РФ осуществляется в соответствии с расходными обязательствами, обусловленными установленным законодательством РФ разграничением полномочий федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления, исполнение которых согласно законодательству РФ, международным и иным договорам и соглашениям должно происходить в очередном финансовом году (очередном финансовом году и плановом периоде) за счет средств соответствующих бюджетов [1, с. 301].

Расходные обязательства — обусловленные законом, иным нормативным правовым актом, договором или соглашением обязанности публично-правового образования (Российской Федерации, субъекта РФ, муниципального образования) или действующего от его имени бюджетного учреждения предоставить физическому или юридическому лицу, иному публично-правовому образованию, субъекту международного права средства из соответствующего бюджета. Расходные обязательства муниципального образования возникают в результате определенных моментов. (Таблица. - 2)

Таблица. - 2. Причины возникновения расходных обязательств.

Причины расходных обязательств
принятия муниципальных правовых актов по вопросам местного значения и иным вопросам, которые в соответствии с федеральными законами вправе решать органы местного самоуправления
принятия муниципальных правовых актов при осуществлении органами местного самоуправления переданных им отдельных государственных полномочий
заключения от имени муниципального образования договоров (соглашений) муниципальными бюджетными учреждениями

Расходные обязательства муниципального образования устанавливаются органами местного самоуправления самостоятельно и исполняются за счет собственных доходов и источников финансирования дефицита соответствующего местного бюджета [2, с. 112].

В таблице 3 приведены данные по реализации бюджета в Шацком муниципальном образовании с 2013 г. по 2015 г.

Таблица. - 3. Основные параметры исполнения бюджета Шацкого муниципального района с 2013 г. по 2015 г.[5] .

Основные параметры План на 2013 год Исполнение за 2013 год % исполнения за 2013 План на 2014 год Исполнение за 2014 год % исполнения за 2014 План на 2015 год Исполнение за 2015 год % исполнения за 2015
Доходы, всего 484149,7 480129,2 99,2 476249,7 473328,6 99,4 437938,3 433910,6 99,1
в том числе:                  
налоговые и неналоговые доходы 132399,4 130901,9 98,9 162822,1 165919,7 101,9 170772,3 171880,5 100,6
Безвозд.поступления 351750,3 349227,3 99,3 313427,6 307408,9 98,1 262030,1 98,1

Продолжение таблицы 3.

Основные параметры План на 2013 год Исполнение за 2013 год % исполнения за 2013 План на 2014 год Исполнение за 2014 год % исполнения за 2014 План на 2015 год Исполнение за 2015 год % исполнения за 2015
Расходы 503478,4 485746,5 96,5 475022,9 468372,0 98,6 446770,9 97,6
  Дефицит (-), профицит (+) -19328,7 -5617,3   -1226,9 +4956,6   -8832,6 -2218,4  

В рассмотренной статье реализации бюджетной политики района отражены основные факторы, данные и значения. Формирование доходной части бюджета муниципального образования в 2013-2015 гг. осуществлялось в соответствии с основными направлениями налоговой политики Российской Федерации, Рязанской области и Шацкого муниципального района с учетом задач и приоритетов социально-экономического развития Шацкого муниципального района. Так как бюджет является дотационным, и в силу таких показателей, как безвозмездные поступления в таблице 3, можно сделать вывод, что муниципальное образование теряет свою инвестиционную привлекательность и большими темпами разрушается и затухает. В целях дальнейшего повышения качества управления муниципальными финансами Управлением совместно с главными распорядителями средств бюджета Шацкого муниципального района должен осуществляться комплекс мероприятий муниципальной программы Шацкого муниципального района Рязанской области «Повышение эффективности бюджетных расходов на 2014-2016 годы», которые позволяют обеспечить сбалансированность и устойчивость бюджета муниципального образования, повысить качество бюджетного планирования, управления муниципальной собственностью, повысить степень прозрачности бюджетного процесса.

ЛИТЕРАТУРА

1. Александров И. М. Бюджетная система Российской Федерации. Год выпуска: 2012 г. Автор: И. М. Александров Жанр: Экономика/Финансы (учебник) Издательство: «Дашков и К». Количество страниц: 485.

2. Афанасьев, М.П. "Бюджет и бюджетная система" учебник Мст. П. Афанасьев, А. А. Беленчук, И. В. Кривоногов; под ред. Мст. П. Афанасьева; предисл. А. Л. Кудрина. - 3-е изд., перераб. и доп. - М. : Юрайт, 2012. - 777 с. - (Университеты России).

3. Басовский Л.Е. Финансовый менеджмент - Учебник Год выпуска: 2012 Автор: Басовский Л.Е. Жанр: финансовый менеджмент / учебник Издательство: ИНФРА-М Количество страниц: 240.

4. Мысляева И.М Государственные и муниципальные финансы. - Учебник Год выпуска: 2013 Автор: Мысляева И.М. Жанр: Международная экономика Издательство: «ИНФРА-М» Количество страниц: 360.

5. Электронный ресурс: www.admshack.ru - Администрация Шацкого Муниципального образования.

Наши рекомендации