Правовое регулирование осуществления налогового контроля за соответствием расходов физических лиц их доходам
В результате произошедших за последнее десятилетие в нашей стране преобразований, существенно изменилась роль государства в регулировании экономики. Так от тотального регулирования и контроля, произошел переход к рыночной экономике с равенством всех форм собственности. В этой ситуации государство уже не наделено всеобъемлющим правом вмешиваться в деятельность хозяйствующих субъектов, однако отдельные управленческие и контрольные полномочия, необходимые для гармоничного развития общества, все же остались, в том числе контроля за соответствием расходов физических лиц их доходам.
Впервые право налоговых органов проверять расходы физических лиц было предусмотрено Федеральным законом от 20 июля 1998 г. N 116–ФЗ «О государственном контроле за соответствием крупных расходов на потребление фактически получаемым физическими лицами доходов». Этот закон должен был вступить в силу 24 января 1999 г., однако этого не произошло.
В силу различных причин объективного и субъективного характера (в том числе и кризиса 17 августа 1998 г.) вступление его в силу в обозначенный срок оказалось невозможным. Не был разработан действенный механизм контроля, не была утверждена форма специальной декларации, не были решены некоторые организационные и технические вопросы. Эти обстоятельства явились основными причинами принятия решения о перенесении на год (до 24 января 2000 г.) срока вступления в силу данного закона.[18]
Однако фактически этот закон так и не вступал в силу. В июле 1999 г. в первую часть Налогового кодекса РФ были внесены значительные изменения и дополнения. В частности, были включены ст. 86.1 – 86.3, устанавливающие новый порядок проведения налогового контроля за расходами физических лиц. Названные статьи НК РФ введены в действие с 1 января 2000 г., а Закон от 20 июля 1998 г. в связи с принятием изменений и дополнений к части первой НК РФ был признан утратившим силу.
Тем не менее, Закон № 116–ФЗ «О государственном контроле за соответствием крупных расходов на потребление фактически получаемым физическими лицами доходами» представлял собой первую серьезную попытку в современном российском законодательстве поставить под контроль расходы физических лиц.
Предметом государственного контроля значилось выявление соответствия крупных расходов доходам физических лиц, приобретающих в собственность недвижимое имущество, воздушные суда, морские суда и суда внутреннего плавания, наземные транспортные средства, акции, доли участия в уставных капиталах хозяйственных обществ и складочных капиталах хозяйственных товариществ, государственные и муниципальные ценные бумаги, а также сберегательные сертификаты, культурные ценности, золото в слитках. При этом следовало также учитывать, что под приобретением имущества понималось не только их купля, но и получение по договору мены, новое строительство или реконструкция недвижимости.
Возможность осуществления государственного контроля была обусловлена не только видом приобретаемого имущества, но и размером израсходованных на это денежных средств.
Так, контролю подлежало приобретение в течение одного календарного года одного из вышеперечисленных объектов, стоимость которого составляет не менее 1000–кратного МРОТ, а также приобретение в течение одного календарного года нескольких объектов, суммарная стоимость которых составляет не менее 3000–кратного МРОТ, установленного законодательством Российской Федерации на дату совершения сделки.
Помимо контроля за расходами лиц, приобретающих определенное имущество. Закон от 20 июля 1998г. № 116–ФЗ предусматривал контроль за расходами лиц, оказывающих другим лицам финансовое содействие в приобретении этого имущества. Таким образом, если бы лицо, приобретающее имущество, сослалось бы в подтверждение своих доходов на заем, полученный у другого физического лица, тот, кто предоставил заем, был бы обязан давать налоговым органам сведения об источниках своих доходов.
Главная цель, которую преследовал законодатель, принимая Закон № 116–ФЗ, – выявление лиц, уклоняющихся от уплаты налогов с полученных доходов. В этих целях Законом устанавливалось, что лица и организации, осуществляющие регистрацию имущества или приобретения имущества, подлежащего контролю или нотариальное удостоверение сделок с ним, а также лица и организации, осуществляющие регистрацию сделок с ценными бумагами, обязаны были в течение 15 дней с даты регистрации или нотариального удостоверения в письменной форме сообщить о совершенных физическими лицами сделках в налоговый орган по месту их жительства.
Налоговые органы должны были обобщать полученные сведения и в случае превышения установленных законом размеров расходов, подлежащих государственному контролю, направлять физическому лицу письменное требование о представлении специальной декларации. По получении такого требования физическое лицо в течение 60 дней представляло в налоговый орган информацию об источниках и размерах средств, израсходованных на приобретение имущества, так называемую специальную декларацию. После получения специальной декларации налоговый орган обязан был зарегистрировать ее и в месячный срок проверить достоверность заявленных в ней сведений о средствах, имевшихся у физического лица. О результатах указанной проверки руководитель налогового органа в письменной форме уведомлял физическое лицо, подавшее специальную декларацию. В процессе проверки полученной специальной декларации налоговый орган также как и по ныне действующему законодательству был вправе потребовать от ее составителя или его представителя передать для ознакомления подлинники документов, копии которых были приложены к указанной декларации, а также иные необходимые материалы.
Кроме того, налоговый орган вправе был вызывать для дачи показаний любое физическое лицо, которому могут быть известны какие–либо обстоятельства, имеющие значение для осуществления налогового контроля; привлекать для этих целей специалистов, экспертов, переводчиков; производить осмотр предметов и документов.
При непредставлении специальной декларации в течение 60 календарных дней с момента вручения письменного требования налогового органа на физическое лицо мог быть наложен административный штраф в размере до 100–кратного МРОТ, установленного законодательством Российской Федерации на момент наложения штрафа, а в случае непредставления декларации в течение 90 календарных дней – в размере до 1000–кратного МРОТ.
В целях осуществления налогового контроля МНС России утвердило «Положение о порядке проведения налогового контроля за расходами физических лиц» от 22 декабря 1999 г. N АП–3–08/408, которое менее чем через полгода утратило силу, как существенно ограничивающее по сравнению с НК РФ права физических лиц (Приказ МНС РФ от 13.06.2000 N БГ–3–08/225).
В соответствии с НК контролю подлежали те же категории товаров, но при этом сумма сделки уже не имела значения. На практике это привело к тому, налоговые органы стали, обязаны проверять огромное количество налогоплательщиков, не имея для этого достаточного количества сил и средств. Так, по итогам 2002 г. инспекции обработали 4,747 млн. извещений о крупных покупках, в результате чего бюджет получил от граждан всего лишь 476 600 руб., т.е. в среднем 10 коп, с каждого извещения, что говорит о неэффективности такого вида контроля. Поэтому считаем, что одним из путей реформирования является указание в НК РФ не только видов имущества, операции с которыми влекут осуществление контроля, но и стоимости такого имущества.
Отдельно следует остановиться на том, что в соответствии с НК РФ налоговые органы вправе осуществлять налоговый контроль за соответствием расходов физического лица его доходам только лица, непосредственно совершающего операции с вышеперечисленным имуществом, но не праве проводить контроль за расходами лиц, оказывающих ему финансовое содействие в приобретении этого имущества. Хотелось бы обратить внимание на то, что, по мнению работников налоговых органов одним из наиболее часто упоминаемых источников средств проверяемого лица, указывается получение займа от другого физического лица. Законные же возможности налоговых органов по проверке этих сведений крайне ограничены.
Еще одной причиной неэффективности осуществления налогового контроля за соответствием расходов физического лица его доходам, является то, что налоговые органы сопоставляют расходы физического лица с его доходами за предыдущий налоговый период, в то время как зачастую налогоплательщик в обоснование произведенных расходов ссылается на с наличие у него денежных средств, полученных в более ранние сроки. Налоговые органы же вправе производить налоговую проверку только за 3 прошедших года.
Таким образом, недостатки в правовом регулировании проведения контроля за соответствием расходов физического лица его доходам, сказались на эффективности этого вида деятельности, что послужило основанием для его отмены.
Вместе с тем представляется, что отмена данного вида контроля является преждевременным, так как к настоящему времени у налогоплательщиков еще не выработана «налоговая культура» по полному и своевременному внесению в бюджет причитающихся платежей. Поэтому, по нашему мнению, данный вид контроля нуждался реформировании, путем установления стоимости сделок, подлежащих контролю, наделения инспекторов дополнительными полномочиями и усилением ответственности за нарушения налогового законодательства.
Вывод.
В третьей главе представлены направления совершенствования системы налогообложения доходов физических лиц.Приоритетными направлениями развития налогообложений доходов физических лиц являются:изменение порядка предоставления социальных и имущественных налоговых вычетов;увеличение размера медицинского вычета и включение в сумму вычетов расходов по медицинскому страхованию; введение необлагаемого налогомна доходы физических лиц минимума равного величине прожиточного минимума;установление связи налога на доходы физических лиц и единого, социального налога при установлении налоговых ставок;пересмотрподходов к налоговым ставкам по налогу на доходы, осуществление перехода к прогрессивной шкале налогообложения;введение в практику механизма налогообложения семейного дохода;обеспечение возможностиправового регулирования осуществления налогового контроля за соответствием расходов физических лиц их доходам.
Заключение
Доходы физических лиц как объект налогообложения и источник уплаты налогов имеет характерные особенности, которые реализуются через интересы экономических субъектов. Налог на доходы физических лиц в большей степени выполняет фискальною, социальную и контрольную функции, абазовым принципом, положенным в основу налога на доходыявляется принцип социальной справедливости. Обзор историческогоопыта налогообложения доходов граждан позволяет сделать вывод о том, что при совершенствовании подоходного налогообложения следует учитывать теорию и опыт прошлого.
Система подоходного налогообложения прошла с 1991 гг. значительный путь в направлении реформирования. В результате за налогом на доходы физических лиц закрепилась роль устойчивого источника доходов бюджетной системы; поступления от данного налога занимают третье место после налога на добавленную стоимость и налога на прибыль организаций вобщем объеме налоговых доходов консолидированного бюджета РФ.
Основным недостатком налоговой системы РФ является преимущественно фискальная ориентация на пополнение доходной части бюджета путем изъятия доходов налогоплательщиков – при недостаточном учете связи налоговой политики с динамикой доходов с развитием активности населения. Для совершенствования налогообложения доходов физических лиц в Российской Федерации, на наш взгляд, целесообразно:
- ввести необлагаемый налогом на доходы физических лиц минимум равный величине прожиточного минимума;
- способствовать повышению налоговой культуры через раскрытие информации о направлениях использования уплачиваемых физическими лицами налогов, о порядке предоставления социальных и имущественных вычетов;
- пересмотреть подходы к налоговым ставкам по налогу на доходы, осуществить переход к прогрессивной шкале налогообложения;
- изменитьпорядок предоставления социальных, и имущественных налоговых вычетов;
- установить связь налога на доходы физических лиц и единого, социального налога при установлении налоговых ставок;
- обеспечить возможность правового регулирования осуществления налогового контроля за соответствием расходов физических лиц их доходам.
Приоритетными направлениями развития налогообложения доходов физических лиц являются снижение налоговой нагрузки на население, увеличение размеров налоговых вычетов, повышение роли налоговых льгот, внедрение механизма семейного налогообложения.
В современной социально–экономической ситуации в Российской Федерации, в условиях безработицы и социальной незащищенности большей части населения, введение практики семейного налогообложения могло бы обеспечить справедливое перераспределение налоговой нагрузки между плательщиками с различным составом семей и стать реальной мерой по реализациии претворению в жизнь закрепленных в Конституции РФ прав человека. В целях сглаживания экономического неравенства, в обществе целесообразно ввести прогрессивные ставки налогообложения с учетом семейного положения и количества детей. Предлагаемая шкала состоит из пяти разрядов и предполагает учет коэффициента, размер которого зависит от количества несовершеннолетия детей.
Список использованной литературы
1. Конституция Российской Федерации.– М. Юрайт, 2013.– 49 с.
2. Налоговый кодекс Российской Федерации. Части первая и вторая – М.: НОРМА, 2012.– 393 с.
3. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30 декабря 2001 г. № 197–ФЗ // Российская газета. – 2014. – 31 дек.
4. Семейный кодекс Российской Федерации от 29 декабря 1995 г. № 223–ФЗ // Российская газета. – 2014. – 27 янв.
5. Акимова В.М. Налог на доходы физических лиц. М.: Изд–во «МарТ», 2012г. –63 с.
6. Алиев Б.Х. Теоретические основы налогообложения: учеб.пособие / под ред. А.З.Дадашева. –М.: ЮНИТИ–ДАНА, 2014. –298 с.
7. Блауг М. Экономическая мысль в ретроспективе. – М.: Дело ЛТД, 2012. – 54 с.
8. Болдырев Г.И. Подоходный налог на Западе и в России.М.:Прогресс, 2014. – 79 с.
9. ВиговскийЕ.В. Реформирование налогового законодательства. НДФЛ. // Законодательство. – 2010г.– №1. – С. 25–32.
10. Волошина А.Н. Налог на доходы физических лиц, обязанности и ответственность налогоплательщика и налогового агента. // Налоговый вестник. – 2010 г. – № 2. – С. 34–37.
11. Гольбах, Поль Анри. Избранные произведения: В 2 т. Т. 2. – М.: Соцэкгиз, 1963. С. 350–351.
12. Горбунова О.П., Грачева Е.Ю. Финансовое право: Учебник. – М.: ТК Велби, Издательство Проспект, 2014. –536 с.
13. Горохов С.С. Агент доложит о доходах. //Российский налоговый курьер.– 2012г.– №14. – С. 25–27.
14. ГорскийИ.В. Налоги в рыночной экономике. М.:Прогресс, 2014. – 316 с.
15. Евстигнеев Е.Н. Основы налогообложения и налогового права: Учебное пособие. – М. ИНФРА–М, 2011.– 120 с.
16. ЗолотыхА.О. Налог на доходы физических лиц, налоговая декларация и налоговые вычеты //Законодательство. – 2010. – №3. – С. 23–28.
17. Казаков А.А. Как разрешить проблему «Черных зарплат» // Налоговый вестник.– 2012. – № 5. – С.22–25.
18. Карамышев М.С. Проблемы правового регулирования осуществления налогового контроля за соответствием расходов физических лиц их доходам // Налоговый вестник. – 2010. – № 8. – С.46–48.
19. Кашин С.П. О применении главы 23 «Налог на доходы физических лиц» Налогового кодекса РФ. //Финансовое право. – 2011.– №9 –С.36–41.
20. Князев В.Г. Тенденции развития налоговых систем в зарубежных странах // Налоговый Вестник. –2014. –№9. – С. 54–57.
21. Козырин А.Н. Налоговое право зарубежных стран:вопросы теории и практики. М: ЮНИТИ–ДАНА, 2009. – 446 с.
22. Кравченко П.А. Проблемы административной ответственности за налоговые правонарушения юридических и физических лиц. // Финансовое право. – 2012.– №12. – с. 29– 31.
23. Кузнецова Е.Е. Спорные вопросы регулирования предмета (объекта) и базы подоходного налога с физических лиц. // Российский налоговый курьер. – 2012. – № 11. – С. 15–20.
24. Морозов Д.В.Актуальные вопросы прогрессивного налогообложения доходов // Финансовое право. – 2013. – №11. – С. 31–32.
25. МостоваГ.Г. Нормы налогового кодекса РФ о налогообложении доходов иностранных физических лиц. М.: Изд–во ЭКСМО, 2012.– 92 с.
26. Мошкович М. Налоги за бумаги. // Налоговые споры: теория и практика. – 2014. – №2. – С. 17–19.
27. Налоговая политика России: проблемы и перспективы. Под ред. И.В. Горского. М.: Финансы и статистика, 2012. – 288 с.
28. НДФЛ: Уроки судебной практики // Налоговые споры. 2011.– №4.
29. Панина Л.А. Начисление пеней и привлечение к налоговой ответственности налогового агента за неуплату налога на доходы физических лиц. // Налоговый вестник. – 2012. №4. – С.52–55.
30. Петрухина Т.Г. О некоторых аспектах уплаты НДФЛ налоговыми агентами. // Налоговый вестник. – 2013. – №11. – С. 12–15.
31. Пигу А. Экономическая теория благосостояния. М.: Прогресс, 1985. –512с.
32. Проблемы исчисления НДФЛ с аванса // Актуальные вопросы бухгалтерского учета и налогообложения.– 2013. – №17.
33. Пушкарева В.М. История финансовой мысли и политики налогов. Учебное пособие. М.: Финансы и статистика, 2012. – 256 с.
34. РомановскийМ.В., ВрублевскаяО.В. Налоги и налогообложение. СПб.: ПИТЕР, 2014. – 544 с.
35. Сажина М.П. Экономическая теория. Учебник для вузов / М.П. Сажина, Г.Г. Чибриков.–М.: Норма, 2012.–456 с.
36. Смирнова Е.Е. Особенности предоставления налоговых вычетов по налогу на доходы физических лиц. // Налоговый вестник. – 2012. – №1. – с. 31–35.
37. Смит А. Исследование о природе и причинах богатства народов. М.: Соцэкиз, 1962,653 с.
38. Сокол М.П. Налог на доходы физических лиц. Права, обязанности и ответственность налогоплательщика и налогового агента. //Налоговый вестник. – 2011.– №12. – С.44–51.
39. Сокол М.П. Налог на доходы физических лиц: доходы, не подлежащие налогообложению.//Налоговый вестник. – 2014. – №10. – С. 17–22.
40. Сокол М.П. Налог на доходы физических лиц: налоговые вычеты. // Налоговый вестник. – 2012. – №11. – С. 12–23.
41. Сокол М.П. Подоходное налогообложение физических лиц в свете современной налоговой политики и мировой практики применения налога на доходы физических лиц. // Налоговый вестник. – 2011.– №2. – с. 33–36.
42. Соколова И.Н. Особенности начисления налога на доходы физических лиц. //Налоговые споры: теория и практика. – 2010. – №8. – С. 41–49.
43. Тарараев С.Е. История возникновения и развития налога на доходы физических лиц // Государство и право. – 2013.– №9. – С. 61–69.
44. Фридман М. Конспект лекций по науке о финансах. М.:Прогресс, 2011. – 612 с.
45. Цущина Е.В. О налоговом резиденстве физических лиц. // Российский налоговый курьер. – 2012. – №17. – С. 45–50.
46. Че А.Ю. Прогрессия при налогообложении доходов физических лиц // Налоговая политика и практика. – 2013. – №7. – С. 21–23.
47. ЧеркашинаО.А. Льготы по налогу на доходы физических лиц. // Финансовое право. – 2011. – №12. – С. 16–21.
48. Чибисова А.В. О налоге на доходы с физических лиц // Налоговый вестник. – 2013. – № 6. – С. 60–65.
49. Официальный сайт Министерства финансов РФ www.minfin.ru
50. Официальный сайт ФНС РФ www.nalog.ru
Приложение 1