Прогрессия при налогообложении физических лиц
Установление основной налоговой ставки в размере13% резко снизило налоговую нагрузку на налогоплательщиков, имеющих средние и высокие доходы, в то время, как налоговое бремя граждан с низкими доходами, фактически, усилилось.
Пониженную плоскую ставку подоходного налога в размере 13% следовало бы установить только по тем видам деятельности, где действительно скрываются огромные доходы из–за высоких ставок налогообложения. Налоги,уплачиваемые с доходов от такой деятельности, следовало бы оставить полностью в распоряжении бюджетов органов местного самоуправления. Большинству граждан было бы спокойнее заплатить налог от доходов от этих видов деятельности по ставке 13%, чем укрывать их [46].
Для всех других видов доходов, т.е. для основных групп населения, следовою бы сохранить прогрессивную шкалу ставок налога, уменьшив нижнюю ставку налога до 7–8 % для лиц, получающих заработную плату и другие совокупные доходы в пределах средней заработной платы по стране, но оставить ставку в размере 30% для тех категорий, которые получают действительно значительные доходы, сопоставимые с доходами, облагаемыми в других странах по максимальной ставке. Необходимо при этом подчеркнуть, что практически нигде в мире не существует плоской шкалы подоходного налога. При этом прогрессия в большинстве стран достигаем больших величин.
Отсутствие однозначного ответа на вопрос о характере перераспределительных свойств подоходною налога в отношении совокупных доходов населения свидетельствует о том, что требуются разработка и внедрение комплекса мер по усилению прогрессивности налогообложения, которая также является, на наш взгляд, приоритетным направлением развития налогообложении физических лиц.
В последнее время активно обсуждается вопрос о необходимости введения прогрессивной шкалы налога на доходы физических лиц. На первый взгляд всё правильно, закономерно и социально справедливо. Но это только на первый взгляд.
В настоящее время максимальный размер выплат, который налогом не облагается (так называемый стандартный налоговый вычет) равен 4800 рублей в год (400 руб. х 12 мес). Это – в случае, если общий доход с начала года не превысит 40 тыс. руб. Для некоторых групп налогоплательщиков установлены и другие (повышенные или дополнительные) вычеты, но их размер не принципиально отличается от названного. Для сравнения: в США не облагаетсяналогом сумма, примерно эквивалентная нашим 300 тыс. руб. Более того, тем, кто эту сумму заработать не может, бюджет еще и доплачивает.
Казалось бы, реформу налога на доходы физических лиц надо начинать с повышения необлагаемого минимума (повышения стандартных вычетов), тем самым постепенно повышая уровень реальных выплат наиболее бедным. Однако, бедныхвРоссийской Федерации не так уж и мало, а значит, любое снижение налога для них мгновенно отразится на наполняемости бюджета, и компенсировать его повышенным налогом для богатых вряд ли полупится.
Напрашивается вопрос, а кто, прежде всего «пострадает» от введения прогрессивной ставки налога на доходы физических лип? Люди, получающие сверхдоходы? Вряд ли. Их доход формируется не только (и не столько) из сумм, прописанныхв платежной ведомости. И, значит, они смогут минимизировать, а то и полностью нивелировать возможный убыток за счет других налогов. А то и вовсе назначат себе зарплату в размере 40 тыс. руб. в год, а остальное будут получить через дивиденды, тем более ставка по ним более выгодная. Выиграют ли менее бедные слои населения? После введения единой ставки налога, налоговая нагрузка на лиц, получающих невысокие доходы увеличилась.
Помимо этого, плоская шкала подоходного вступает в противоречие с регрессной шкалой единого социального налога. Необходимо, чтобы ставки единого социального налога были тесно связаны с прогрессией ставок подоходного налога. Это требует тех же параметров прогрессии ставок подоходного налога, что и регрессия единого социального налога, т.е. необходима зеркальная регрессия. Кроме всего прочего, это не позволит недобросовестным работодателям, платя легально низкую заработную штату своим работникам, уходить от высоких ставок единого социального налога, перекладывая заработную плату большинства работников на нескольких человек.
Предполагаемая шкала налогообложения обеспечит прогрессию в отношении доходов физических лиц, умеренное налогообложение доходов лиц, получающих низкие и средние доходы, и более высокие ставки налогообложения лиц, получающих высокие доходы.Реформирование налогообложения доходов физических лиц предлагаетсяпроводить в два этапа.
На первом этапе необходимоосуществить дифференциацию населения по трем группам в соответствии с уровнем дохода:
- население с уровнем доходов на уровне прожиточного минимума;
- средний класс населения с доходами более одного прожиточного минимума, но не превышающими 10–кратный размер среднего дохода;
- высокообеспеченное население с доходами, превышающими 10–кратный размер среднего дохода.
При этом необлагаемый минимум должен быть зафиксирован на уровне одного прожиточного минимума. Таким образом, первая группа будет освобождена от налогообложения.
Второй этап является по сути формальным, так как предлагается повышение диапазона доходов для отнесения населения к первой группе, в результате чего, необлагаемый размер дохода составит два прожиточных минимума. Необходимо отметить, что при значительном изменении уровня жизни, возможен пересмотр абсолютного значения уровня доходов для отнесения населения к той или иной группе. Таким образом, повысятся не только доходы населения, но и эффективность налогового механизма регулирования доходов населения в целях соблюдении принципа социальной справедливости.
Следует отметить, что помимо налоговых вычетов, направлением реализации социальной справедливости является установление оптимальной системы налоговых ставок. В настоящее время единая ставка налога на доходы физических лиц (ст. 224 НК РФ) создаст ситуацию, при которой налоговые обязательства распределены между плательщиками крайне неравномерно, без учета их реальной платежеспособности. Справедливо распределить налоговые обязательства можно только, применяя прогрессивную шкалу налогообложения, как это принято во всем мире.
Справедливость налогообложения предполагаетвзимание налога в точном соответствии с материальными возможностями физического лица, при этом, повышение дохода должно сопровождаться ростом налоговой ставки.
Разработка прогрессивной шкалы налогообложения предполагает установление таких параметров, как нижняя граница обложения, уровень доходов, с которых начинается прогрессия, максимальная ставка налога. Указанные параметры зависят от политики, проводимой государством по отношению к различным группамнаселения, роли налога на доходы физических лицв регулировании доходов населения и формировании налоговых поступлений в бюджеты разных уровней.
Основополагающим условием при установлении шкалы налогообложения должно стать привлечение к уплате налога платежеспособных лиц, что предполагает освобождение от уплаты налога доходов, не превышающих прожиточный минимум,
Установление границ доходов, с учетом которых применяются прогрессивные ставки, должно основываться на статистических исследованиях об отнесении той или иной категории физических лиц к бедным, среднеобеспеченным, богатым и сверхбогатым. Прожиточный минимум является наиболее объективным показателем, характеризующим уровень жизни населения, поэтому ставки налога на доходы физических лиц следует установить в суммах, кратных прожиточному минимуму, с ежегодным утверждением с учетом действия инфляции.Преимуществом данного порядка установления шкалы налогообложения является автоматический учет инфляционного роста доходов в шкале налогообложения, соблюдение установленного соотношения при обложении доходов различных слоев населения.
Нами предлагаемся установить следующую шкалу ставок налога и внести изменения в ст. 224 НК РФ (табл. 3.1).
Сравнение действующей в настоящее время шкале ставок и предлагаемой показывают, что налоговые поступления увеличатся, однако это требует ужесточения налогового контроля со стороны налоговых органов, при условии, как отмечалось ранее, увеличения заработной платы налоговиков, носящего симулирующей характер.
Таблица 3.1
Предлагаемая шкала ставок по налогу на доходы физических лиц
Размер дохода в месяц, руб. (определяется как количество прожиточных минимумов) | Ставка налога, % |
До 1 пм, включительно | |
От 1 пм до 6 пм, включительно | |
От 6 пм до 10 пм, включительно | |
От 10 пм до 20 пм, включительно | |
Более 20 пм |
Достаточно важным фактором прогрессивности являются социальные и имущественные вычеты. Наличие действующих вычетов обеспечивает определенную прогрессивность налога, однако, при низком уровне дохода населения Российской Федерации основным объектом налогообложения остается заработная плата, и, следовательно, упрощениеи совершенствование процедуры получения социальных и имущественных вычетов в момент их совершения, а не по результатам налогового периода, усилит их значимость.