Новые направления развития норм о зачете и возврате излишне уплаченных налогов и сборов
Переплата в случаях, когда российские организации выполняют свои налоговые обязанности с помощью налоговых агентов, может образоваться, например, из-за ошибки, допущенной при исчислении и удержании налога.
Кроме того, налоговый агент может проигнорировать документы, заблаговременно представленные ему для удержания налога в меньшем размере, или не применить предусмотренные законодательством льготы и освобождения.
Проблема возникает и в ситуации, когда налоговый агент не согласен с позицией налогоплательщика по вопросу о величине подлежащего удержанию налога и отказывается доплачивать причитающуюся сумму дохода и (или) представлять в инспекцию уточненную налоговую декларацию[42].
Зависит ли реализация права налогоплательщика на возврат излишне уплаченного налога исключительно от действий налогового агента? Или же организация может самостоятельно заявить соответствующее требование в налоговый орган по месту своего учета, а в случае отказа обратиться в суд?
Возврат в порядке, предусмотренном Налоговым кодексом РФ, осуществляется следующим образом. Право налогоплательщика на самостоятельное обращение в налоговый орган по месту своего учета. До недавнего времени в правоприменительной практике отсутствовала единая позиция по этому вопросу. Фискальные органы указывали, что реализация налогоплательщиком права на возврат излишне уплаченной суммы налога зависит исключительно от действий налогового агента, который имеет фактическую возможность подтвердить переплату, представив уточненную декларацию. Отсутствие последней рассматривалось как основание для отказа в удовлетворении заявленного требования. Такой вывод усматривался из норм пункта I статьи 54 и пункта 6 статьи 81 Налогового Кодекса Российской Федерации, обязывающих налогового агента внести необходимые изменения и представить уточненную декларацию, если в поданном им расчете найдена ошибка.
Однако Президиум ВАС РФ высказал совсем иную позицию, отметив, что правила, по которым возвращается переплата, в равной степени применимы и к налогоплательщикам, и к налоговым агентам. Возврат налога должен производиться налоговым органом по месту учета лица, обратившегося с соответствующим заявлением. При этом требование инспекции, чтобы налогоплательщик представил уточненную налоговую декларацию, является необоснованным, а статья 78 Налогового Кодекса Российской Федерации также не связывает право на возврат переплаты с подачей налоговым агентом уточненной декларации. Отметим, что ранее лишь некоторые суды, фискальные и финансовые органы придерживались такого подхода.
Таким образом, бездействие налогового агента не может ограничивать право налогоплательщика на возврат излишне уплаченного налога из бюджета.
Подтверждение переплаты в судебном порядке рассмотрено далее.
Позиция Президиума ВАС РФ не решила всех вопросов, поскольку налогоплательщик может столкнуться с серьезными трудностями из-за необходимости подтвердить факт излишнего удержания налога. Они возникают, когда налоговый агент уклоняется от подачи уточненной декларации, что лишает инспекцию возможности осуществить проверку правильности заявленного требования.
В связи с этим высшая судебная инстанция отметила, что отказ налогового органа в удовлетворении требования налогоплательщика по мотиву неподтверждения размера переплаты является обоснованным[43].
В результате налогоплательщик попадает в замкнутый круг, единственный выход из которого Президиум ВАС РФ нашел в возможности урегулировать спор в судебном порядке. При этом суд должен привлечь к участию в новом деле наряду с налоговым органом, отказавшим в удовлетворении требования налогоплательщика, также налогового агента и инспекцию по месту нахождения юридического лица. Только в таком составе участников в полной мере может исследоваться вопрос о наличии переплаты и оснований для ее возврата.
К такому выводу Президиум ВАС РФ пришел, исходя из отсутствия в Налоговом кодексе РФ четкого механизма, регламентирующего порядок взаимодействия налоговых органов друг с другом при обращении налогоплательщика с заявлением о возврате излишне уплаченного посредством налогового агента налога на прибыль. Как показывает практика, в тех немногочисленных случаях, когда попытка взаимодействия налоговых органов все же предпринималась, отказ мотивируется непредставлением налоговым агентом уточненной декларации.
Подобная ситуация влечет множество злоупотреблений, фактически сводя на нет заложенный в статье 78 Налогового Кодекса Российской Федерациимеханизм внесудебного порядка возврата излишне уплаченного налога.
Предлагаемые изменения в законодательство, позволяющие разрешать споры о переплате во внесудебном порядке. Рассмотренные проблемы свидетельствуют о том, что стремление законодателя к максимально возможному урегулированию налоговых споров во внесудебном порядке пока не нашло полноценного воплощения в нормах Налогового кодекса РФ.
В связи с этим рекомендуется внести законодательные изменения, четко регламентировав порядок взаимодействия налоговых органов при обращении налогоплательщика за возвратом излишне уплаченной суммы налога.
Налоговые органы любых уровней могут и обязаны обеспечить внутренний обмен и передачу информации в электронном виде. Переплата должна быть «передана» на лицевой счет налогоплательщика в его инспекцию из инспекции налогового агента. При необходимости налоговый орган по месту нахождения налогового агента обязан запросить у него соответствующие документы. Размер переплаты должен устанавливаться путем сравнения сумм налога, подлежащих уплате за определенный налоговый период на основании подтверждающих документов, с платежными документами, относящимися к тому же периоду. При этом также принимаются во внимание сведения о расчетах налогоплательщика (налогового агента) с бюджетами.
Если переплата была подтверждена, а затем возвращена налогоплательщику, инспекция по месту его учета должна проинформировать об этом факте налоговый орган по месту нахождения налогового агента, чтобы можно было избежать повторного возврата налога.
«Второй шанс» для возврата переплаты. Правовое значение ранее принятых решений налогового органа и суда. Постановление Президиума ВАС РФ от 29.10.2013 № 7764/13 предоставило принципиальную возможность вернуть переплату тем налогоплательщикам, которые до этого в налоговых органах по месту учета получали отказ.
Следует обратить внимание на необходимость разграничения переплаты в зависимости от субъекта, у которого она возникла.
Налогоплательщик вправе выбрать способ восстановления нарушенного права.
Таким образом, в Налоговый кодекс РФ включены лишь некоторые нормы, регулирующие порядок зачета и возврата излишне уплаченных (взысканных) сумм налогов. Часть пробелов ликвидирована на подзаконном уровне, порой с некоторым искажением положений Налогового кодекса РФ. Как результат, наличие значительного числа вопросов теоретического и практического характера.
Число споров, связанных с возвратом и зачетом излишне уплаченных (взысканных) сумм налогов только увеличивается (при этом они касаются как действующих, так и отмененных налогов), а правоприменительная практика противоречива, особенно в разных арбитражных округах.В пользу большого количества споров играют дефекты налогового законодательства, регулирующего данные отношения. Механизм возврата и зачета излишне уплаченных (взысканных) сумм налогов, сборов и пени далек от совершенства, о чем говорит не единообразная правоприменительная практика.
Существующие пробелы в законодательстве остаются без должного внимания со стороны высших судебных инстанций, в то время как «суды путем прецедентного регулирования способны оказать позитивное воздействие на становление новой правовой системы, выработку единых общих правил поведения в конкретных фактических ситуациях».
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Статья 78 Налогового Кодекса России описывает процедуру зачета излишне уплаченных налогов, сборов и штрафов, а также регламентирует процесс их возврата. Статья 79 Налогового Кодекса Российской Федерациитак же касается механизма возврата налогов и других бюджетных платежей, но тех, которые были излишне взысканы.
Для разрешения споров в суде, связанных с применением отдельных статей и положений Налогового Кодекса Российской Федерации, Пленумом ВАС было принято Постановление № 57 от 30 июля 2013 года, которое разъясняет некоторые спорные вопросы.
Пункт 32 данного Постановления определяет зачет как форму принудительного взыскания налогов, по которой должны применяться общие положения и нормы Налогового Кодекса Российской Федерации. Таким образом, зачет излишне уплаченных или взысканных пеней не может быть произведен по инициативе налоговой инспекции, если:
- возможность такого взыскания утрачена;
- задолженность подлежит взысканию по решению суда (согласно статье 45 Налогового Кодекса Российской Федерации).
При осуществлении зачета и возврата излишне уплаченных и излишне взысканных налоговых платежей Российская Федерация вмешивается в процесс исполнения бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов по доходам, в то время как принцип самостоятельности бюджетов, закрепленный в ст. 31 Бюджетного кодекса РФ, предполагает право и обязанность органов государственной власти и органов местного самоуправления самостоятельно осуществлять бюджетный процесс.
Таким образом, можно сделать вывод о наличии некоторого противоречия между положениями Бюджетного кодекса РФ, определяющими принципы бюджетной системы и регулирующими осуществление бюджетного процесса, которое вряд ли может быть оценено положительно.
По проблемам зачета и возврата, излишне уплаченных и излишне взысканных сумм нет ни одного информационного письма по обзору судебной практики от Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ.
Высшим судебным инстанциям целесообразно уделять больше внимания проблемам института, поскольку, несмотря на все законодательные изменения, новые правоотношения будут ставить новые не урегулированные законодательством вопросы и только судебные органы могут давать необходимые ответы более оперативно, тем самым, закрывая пробелы права.
В ходе работы по усовершенствованию института возврата и зачета излишне уплаченных или излишне взысканных сумм налогов при тщательном и взвешенном подходе с учетом существующих отраслевых различий могут быть успешно использованы многие наработки гражданского права, а именно категории обязательства вследствие неосновательного обогащения.
Практически все проблемы правоприменения в данной области - это проблемы законодательства, которое либо не отвечает реально сложившимся отношениям, либо отсутствует вовсе. Законодателю необходимо внести изменения и дополнения в ст.ст. 78 и 79 Налогового Кодекса Российской Федерации, а именно: целесообразно применить к обязательствам по зачету или возврату излишне уплаченных (взысканных) сумм нормы о возмещении убытков (ст. 15 Гражданского кодекса Российской Федерации); четко указать в каких случаях суммы налогов, сборов и пени признаются излишне уплаченными (взысканными); предоставить налогоплательщикам право на зачет в счет предстоящих платежей излишне взысканные суммы налогов; разрешить налогоплательщикам подавать заявлениео зачете или о возврате суммы излишне уплаченного (взысканного) налога в течение 3 лет со дня обнаружения факта излишней уплаты (излишнего взыскания) налога; распространить нормы о сверке платежей и на отношения по возврату излишне взысканных сумм; обязать налоговые органы возвращать излишне уплаченные суммы налога со дня подачи налогоплательщиком заявления о возврате излишне уплаченных сумм и распространить данное правило и на отношения по возврату излишне взысканных сумм налогов; предоставить налогоплательщикам право выбора зачета или возврата основных сумм налогов отдельно от сумм процентов, подлежащих уплате за несвоевременный возврат излишне уплаченных (взысканных) сумм, начисленных на суммы излишне уплаченных (взысканных) налогов; распространить правила начисления процентов за нарушение налоговым органом установленных сроков возврата излишне уплаченных сумм налогов, (сборов, пени) на случаи зачета указанных сумм; установить ответственность налоговых органов за неисполнение обязанности по информированию налогоплательщика об обнаруженных фактах излишней уплаты (взыскания) налога; установить в ст.78 Налогового Кодекса Российской Федерациичеткие сроки начала и окончания исчисления процентов.
Большинство вносимых изменений практически не меняют общего смысла действующих норм: они по большей части только уточняют отдельные моменты, которые выработала наука финансового права и судебная практика по вопросам зачета и возврата излишне уплаченных (взысканных) сумм налогов, однако некоторые предлагаемые поправки являются новационными.
Рассмотренные проблемы свидетельствуют о том, что стремление законодателя к максимально возможному урегулированию налоговых споров во внесудебном порядке пока не нашло полноценного воплощения в нормах Налогового кодекса РФ.
В связи с этим рекомендуется внести законодательные изменения, четко регламентировав порядок взаимодействия налоговых органов при обращении налогоплательщика за возвратом излишне уплаченной суммы налога.
Налоговые органы любых уровней могут и обязаны обеспечить внутренний обмен и передачу информации в электронном виде.
Следует обратить внимание на необходимость разграничения переплаты в зависимости от субъекта, у которого она возникла.
Налогоплательщик вправе выбрать способ восстановления нарушенного права.
Таким образом, в Налоговый кодекс Российской Федерации включены лишь некоторые нормы, регулирующие порядок зачета и возврата излишне уплаченных (взысканных) сумм налогов. Часть пробелов ликвидирована на подзаконном уровне, порой с некоторым искажением положений Налогового кодекса РФ. Как результат, наличие значительного числа вопросов теоретического и практического характера.
Существующие пробелы в законодательстве остаются без должного внимания со стороны высших судебных инстанций, в то время как «суды путем прецедентного регулирования способны оказать позитивное воздействие на становление новой правовой системы, выработку единых общих правил поведения в конкретных фактических ситуациях».
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Нормативно-правовые акты
1. Конституция Российской Федерации» (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ. – 03.03.2014. – № 9. – Ст. 851.
2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11. 1994 № 51-ФЗ (ред. от 05.05.2014, с изм. от 23.06.2014) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.07.2014) // Собрание законодательства РФ. – 05.12.1994. – № 32. – Ст. 3301.
3. Налоговый кодекс Российской Федерации (в ред. Федеральных законов от 28.12.2016 № 464-ФЗ, от 28.12.2016 № 475-ФЗ.
4. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ (ред. от 28.12.2016) (с изм. и доп., вступ. в силу с 29.01.2017).
5. Федеральный закон от 30.11.2016 № 401-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации».
6. Федеральный закон от 02.12.1990 N 395-1 (ред. от 01.05.2017) «О банках и банковской деятельности» (с изм. и доп., вступ. в силу с 16.06.2017).