Третья республика во Франции. Конституционные законы 1875 года.

Политическая проблема первых послевоенных лет была связана с будущим государственным строем страны. При­нятие Конституции должно было стать делом Учредительного собрания. Однако по настоянию пра­вительства функции такого органа были вручены Национально­му собранию. Его состав был крайне консервативным. Подавляющее большинство составляли монархисты.

Но во Франции уже не было достаточной социальной базы для монархии. Это вынудило монархическое большинство в Со­брании временно отказаться от восстановления монархии. Собра­ние несколько изменило свою политику, суть которой создать строй максимально приближенный к монархии, чтобы затем вернутся к ней.

Конституционные законы 1875 г. Было принято три основных закона, которые в совокупности и составили новую Конституцию страны: Конституционный закон об организации государственных властей, Закон об организации сената и Закон об отношениях го­сударственных властей. Конституционные акты определяли струк­туру и компетенцию отдельных высших органов государственной власти. Ни одна статья прямо не утверждала республику. Лишь наличие президентской власти свидетельствовало о немонархической форме правления да в самом Законе употреблялся термин «президент республики». В Конституции не были упомянуты демократические права и свободы граждан.

Но в целом три конституционных закона устанавливали рес­публиканский строй во главе с президентом, парламентом как высшим органом законодательной власти и парламентским прави­тельством.

Президент избирался на семь лет абсолютным большинством голосов сената и палаты депутатов, соединенных для этой цели в единое Национальное собрание. Он мог быть переизбран. Ему было предоставлено право законодательной инициативы, опубли­кования законов, наблюдения за их исполнением. Он мог отсро­чить заседания палат, потребовать повторного обсуждения законо­проекта, уже согласованного палатами. С согласия сената он рас­пускал палату депутатов до истечения законного срока ее полномочий. Президент являлся главой вооруженных сил. Ему предоставлялось право назначения на все высшие военные и гражданские должности. Он имел право помилования.

Законодательная власть должна была осуществляться пала­той депутатов и сенатом. Констатирование парламентских учреждений преследовало прежде всего цель нейтрализовать пала­ту депутатов — по существу единственный орган в системе госу­дарственного механизма, комплектуемый на основе прямых выбо­ров, поэтому в какой-то мере зависящий от мнения избирателей. В качестве противовеса нижней палате учреждался сенат. Сенат был независим от рядовых избирателей. Вместе стем сенату предоставлялись равные с палатой депутатов права в области законодательства. Устанавливалось только, что палата депутатов первой рассматривает финансовые законопроек­ты. Фактически создавалось положение, когда без согласия сената ни один законопроект не мог получить силу закона. Более того, сенат имел ряд преимуществ по сравнению с палатой депутатов. С его согласия президент мог распустить палату депутатов, сенат же роспуску не подлежал. Сенат мог быть превращен в верхов­ный судебный орган для суда над президентом и министрами.

В Конституции не было специального раздела, посвященного высшим органам государственного управления. Законы содержали отдельные фрагментарные положения, касающиеся деятельности министров. Так, говорилось о солидарной ответственности минист­ров перед палатами за общую политику правительства, о праве министров иметь доступ в обе палаты и т. д.

Всем этим по существу и ограничивалось содержание консти­туционных законов.

Борьба между монархистами и рес­публиканцами продолжалась и после 1875 г. Содержание борьбы во мно­гом определялось стремлением отдельных групп монархически на­строенных банкиров, крупных предпринимателей и землевладельцев занять особо привилегированное положение в государстве. Против претендентов на «монополию власти» выступала вся остальная Франция. Это и обусловило конечную победу республиканцев.

Упрочение республики привело к важному изменению фактического конституционного режима. Это касалось прежде всего президентской власти. Широкие полномочия президента стали предметом резкой критики. В то же время в конституционных полномочиях главы государства новые правящие круги видели важную гаран­тию на случай внутриполитических осложнений. Выход был найден в фактическом ограничении роли и функций президента. Стали выбирать мало­значительных деятелей, не способных к проведению самостоятельной политической линии. Большая часть правомочий президента фактически перешла парламенту и правительству. При фактическом сужении его полномочий ему отводилась роль своеобразного резерва власти на случай возмож­ного кризиса парламентских и правительственных структур.

В 1884 г. в обстановке оживления демократического движения в стране были приняты некоторые важные поправки и дополнения к Конституции 1875 г. В частности, запрещалось пересматривать республиканскую форму правления; представители династий, пра­вивших во Франции, лишались права избираться на пост прези­дента; был изменен порядок комплектования сената (упразднялась категория несменяемых сенаторов — теперь их всех избирали вы­борщики от коммун; причем коммуны с большей численностью населения избирали большее количество выборщиков).

В итоге фактический конституционный строй претерпел важ­ные изменения. В конце XIX в. в стране утвердилась парла­ментская республика. Парламент занял доминирующее положе­ние в государственном механизме. Это прежде всего неограничен­ные полномочия в области законодательства и расширение влияния на деятельность правительства. Совет министров форми­руется из представителей партий, получивших большинство на вы­борах и составивших парламентское большинство. Правительство ответственно перед парламентом (вотум недоверия, вынесенный хотя бы одной из палат парламента, обязывал правительство вый­ти в отставку). Произошло умаление власти президента. Наделен­ный конституционными законами значительными полномочиями, он на практике не оказывал существенного влияния на государст­венную работу.

Важным элементом механизма власти, утвер­дившейся в стране, стали политические партии. К концу XIX в. исчезло прежнее деление партий на монархические и республиканские. Бывшие крайние монархисты составили небольшую, пользующуюся незначительным влиянием консервативную партию. Не выступая открыто против республики, она пыталась помешать всем мероприятиям, способствующим демократизации государст­венного строя.

Республиканцы разделились на несколько политических груп­пировок, основными из которых были левые республиканцы, ле­вые демократы, республиканско-демократический союз. Они не представляли сколько-нибудь устойчивых объединений. Непрерывно следовавшие одно за другим соци­ально-политические потрясения препятствовали консолидации политических сил.

В конце XIX в. возникли рабочие партии. Парламент оставался основным звеном государственных властей. В этой связи особое значение имел порядок выборов депутатов. Па­лата депутатов избиралась на основе прямого избирательного права по мажоритарной системе в два тура. Страна делилась на избирательные округа. От каждого округа мог быть избран один депутат. В пер­вом туре избранным считался кандидат, собравший абсолютное боль­шинство голосов

В выборах могли участвовать лица, имевшие французское гра­жданство, достигшие 21 года и проживавшие в одном месте не менее шести месяцев. Избирательных прав были лишены женщи­ны, военнослужащие и коренные жители колоний.

Сенаторы избирались путем непрямого всеобщего голосова­ния. Каждая коммуна выбирала одного выборщика. Выборщики избирали сенаторов. Избирательными ок­ругами для них были департаменты. Для избрания в сенаторы тре­бовалось абсолютное большинство голосов в первых двух турах. В третьем туре достаточно было относительного большинства.

Правительство.Многопартийный состав парламента приводил к частой смене кабинетов министров. Срок функцио­нирования правительства в период с 1875 по 1918 г. не превышал в среднем одного года.

Местное управление.Республика в основном сохранила преж­нее административно-территориальное деление, унаследованное от Первой империи. Отдельные министерства имели департамен­ты, а в ряде случаев в более мелких административных единицах свои территориальные управления. Полномочным представителем центральной власти в департаменте, концентрировавшим почти всю полноту власти на местах, являлся префект, назначавшийся на пост декретом президента. Во главе округа находился супрефект, назначав­шийся министром внутренних дел и подчиненный префекту.

Выборные местные органы.Департаментские генеральные сове­ты, окружные советы, муниципалитеты в коммунах ведали вопросами местного благоустройства, раскладки налогов и т. д.

Наши рекомендации