Третья республика. Государственный строй Франции по Конституции 1875 г.

После подавления Парижской коммуны между буржуазными партиями начинается спор по поводу дальнейшего развития государственности, о том, какой политический строй лучше защитит эксплуататорские классы от новой революции.

Президентом стал один из виновников Сиданськои катастрофы, открытый монархист-маршал Э. Мак-Магон. Однако и это не привело к восстановлению монархии. Французский народ - рабочие, крестьяне, мелкая буржуазия - ясно высказывались за сохранение республики. В 1871-1874 гг. на дополнительных выборах в Национальное собрание и некоторых городских органов власти, они голосовали преимущественно за кандидатов-республиканцев. Это сыграло решающую роль в деле укрепления республики. Именно поэтому средняя и часть крупной буржуазии также высказались за республику, опасаясь, что восстановление монархии приведет к новой революции и поставит под угрозу большую собственность. При таких условиях Национальное собрание вынуждены были примириться. Надеясь, что это лишь временная уступка, они в 1875 г. утвердили республиканский режим, приняв Конституцию Третьей французской республики. Собственно, это была неконсолидированная конституция, состоящая из трех конституционных актов (законов) - "Об организации Сената" (24 февраля 1875), "Об организации государственной власти" (25 февраля 1875), "Об отношениях государственной власти" (26 февраля 1875 ).

По конституционным законам, государственный строй Третьей республики 1875 базировался на принципе разделения властей. Конституция предусматривала создание двухпалатного законодательного органа (парламента) - Национального собрания. Нижняя - Палата депутатов - избиралась один раз в четыре года в количестве 600 человек. Формально провозглашалось всеобщее избирательное право. На самом деле, это право могло воспользоваться только 30% французского населения (мужчины старше 21 года, и не было его у: женщины, военные и население колоний). Действовала мажоритарная система выборов в два тура (первый тур - абсолютное большинство, второй - относительное большинство голосов). Верхняя палата – Сенат - избирался один раз в девять лет в количестве 300 человек, из которых 75 сенаторов были пожизненными и избирались Палатой депутатов, а 225 - особыми коллегиями избирателей по департаментам. Сенат был постоянным органом, его нельзя было распустить, а каждые три года он обновлялся на одну треть. Сенат, при определенных обстоятельствах, мог превращаться в высокий суд над президентом. Сенат и Палата депутатов собирались ежегодно на сессии, которые начинались и заканчивались одновременно (заседания палат могло быть отсрочено президентом, но не более, чем на месяц). Принимать законы имели право и Палата депутатов и Сенат, но без утверждения последнего, ни один из них не мог вступить в силу.

Главой государства был президент, который избирался Национальным собранием один раз в семь лет и мог быть переизбран. Он обладал значительными полномочиями: имел право законодательной инициативы; объявлял законы, принятые обеими палатами, следил за их выполнением; осуществлял помилование; распоряжался вооруженными силами; назначал на все гражданские и военные должности, с согласия Сената мог распустить Палату депутатов.

Предполагалось создание Совета министров, но детального определения его правового статуса Конституционные законы не давали. Сохранялся Государственный совет, основанный еще при Наполеоне I, и состоял из представителей высшей бюрократии, назначенных президентом. Он выполнял при правительстве консультативные функции. О местном управлении и судебной ветви власти в конституционных законах 1875 тоже ничего не упоминалось.

Несмотря на недемократичность этой Конституции, ее принятие все же было важным шагом на пути политического развития Франции, поскольку она закрепляла республиканский строй, а это соответствовало попыткой и интересам французского народа. С определенными изменениями и дополнениями (с перерывом на период оккупации фашистской Германией), Конституционные законы 1875 действовали до 1945 г., когда были отменены решением референдума.

Наши рекомендации