Вопрос. Реформы парламента в Англии 1911 и 1949 гг. Избирательные реформы 1918, 1928, 1948, 1969

Реформа 1911 г. По сво­ему социальному составу палата лордов была оплотом аристокра­тии и являлась по сути дела продолжением консервативной пар­тии в парламенте. Когда консерваторы оказывались в меньшинст­ве и терпели поражение по какому-либо важному вопросу, палата лордов, используя свою сдерживающую функцию, обеспечивала защиту одной из борющихся сторон. Тем самым извращался ис­тинный смысл двухпалатной системы.

Это не могло не беспокоить либералов, стремившихся преобра­зовать палату лордов либо добиться ее роспуска. В результате борьбы либералов с палатой лордов появился Акт о парламенте 1911 г. Согласно этому Акту нефинансовый билль, прошедший па­лату общин в трех последовательных сессиях и всякий раз отвер­гавшийся палатой лордов, после третьего раза направлялся на ко­ролевское утверждение, минуя палату лордов, при условии, что ме­жду вторым чтением в первой сессии и последним чтением в третьей сессии прошло не менее двух лет. Проведение финансо­вых биллей вовсе не требовало согласия палаты лордов. Характер билля определял спикер палаты общин. Этим же Актом устанавли­валась продолжительность парламентской легислатуры в пять лет.

Реформу 1911 г. нельзя объяснить лишь борьбой партий. Ее проведению способствовали и усиление позиции кабинета ми­нистров, и изменение социального состава палаты лордов. К нача­лу XX в. произошло слияние родовой аристократии и буржуазии при явном преобладании последней. Буржуазия, не отказываясь полностью от верхней палаты, делала ставку на сильный кабинет министров, который при слабой нижней палате имел возможность достаточно полно обеспечить ее интересы.

В 1911 г. было также введено вознаграждение членам палаты общин.

888 год - ликвидируется английское “местное самоуправление”, находившееся в руках помещика и священника; эта реформа дала графствам такие же выборные советы, какие с 1835 года существовали в городах.

Ход времени сказался на палате лордов изменением ее состава. Все большее число лордов оказывалось выходцами из буржуазии. Тем не менее, лорды оставались в большинстве своем ториями. Общим правилом было положение: финансы есть компетенция нижней палаты.

1911 год Акт о парламенте:

всякий билль, который спикер палаты общин найдет “финансовым”, идет на подпись королю, минуя палату лордов;

всякий иной билль (публичный закон), если он отклонен палатой лордов, возвращается в палату общин для нового голосования. Будучи подтвержденным и вновь отклоненным трижды (в течение двух лет), этот билль направляется на подпись королю, минуя палату лордов.

всякое свидетельство (о качестве билля), выданное Спикером палаты общин окончательно во всех отношениях и не может быть оспариваемо ни перед каким судом.

С 1911 года депутаты нижней палаты стали получать жалованье.

С 1906 года появляется партия лейбористов. Образовалась из различных социалистических групп и организаций, объединяемых общим намерением осуществлять постепенный прогресс в “социалистическом направлении” при посредстве реформ, основанных на законе, без существенных изменений английской конституции.

Реформу палаты лордов считают обыкновенно победой палаты общин. Еще в большей степени она была победой правительства над парламентом.

16 декабря 1949 года Закон об изменении Акта о парламенте:

изменение срока рассмотрения и отклонения публичного закона Палатой лордов с двух лет до 1 года; с 3 сессий до 2;

данный закон именовался «Закон о Парламенте» и рассматривался с Актом о парламенте 1911 г. как один закон.

Растущей мощи правительства способствовали вновь изобретенные средства тормозить или вовсе приостанавливать прения, могущие служить на пользу оппозиции:

“предварительный вопрос” - право любого депутата потребовать, чтобы законопроект обсуждался без прений: такое предложение, если против него не возражает спикер, ставится на голосование и принимается простым большинством;

“гильотина” - постановление, обязывающее спикера поставить обсуждаемый билль на голосование в заранее намеченный день и час независимо от состояния прений;

“кенгуру-гильотина” - право спикера по собственному разумению, но, конечно, в осуществление правительственной политики отводить те поправки к законопроекту, которые он считает “несущественными”.

Они подорвали старый английский парламентаризм с его неограниченной свободой прений. Спикер - лицо, председательствующее в нижней палате; назначение его стало зависеть от правительства, креатурой которого он и сделался. Исторически спикер ведет свое начало от тех уполномоченных депутатов, которым палата общин поручала вести переговоры с королем.

1918 год - Акт о народном представительстве:

Избирателем может быть совершеннолетний мужчина, не ограниченный в правах и имеющий требуемую оседлость или деловые помещения (за которое платят не менее 10 фунтов стерлингов в год, используют в деловых и профессиональных целях) в округе; проживающий весь квалификационный период (6 месяцев, конец 15.01 или 15.07) в округе.

Избирателем может быть женщина: достигшая 30 лет; не ограниченная в правах; занимающая в округе помещение для деловых занятий (приносящее не менее 5 фунтов стерлингов годового дохода).

Выборы 1921 года: консерваторы - 344 места, либералы - 118, лейбористы - 142, коммунисты - 2. Внеочередные выборы 1923 года: консерваторы - 258 мест, лейбористы - 191, либералы - 159. Консерваторы потеряли 86 мандатов и потому должны были перейти в оппозицию. Либералы оставались третьей партией. Согласно английским парламентским традициям правительственная власть переходила в руки лейбористов. Первое в истории Англии однопартийное “социалистическое” правительство. Лейбористы показали себя не худшими колонизаторами, чем их противники. Широкие массы избирателей не скрывали разочарования. На выборах 1924 года консерваторы вернули себе власть. 1926 год - крупнейшая в истории Англии (и Европы) всеобщая забастовка рабочих. Началось с конфликта в угольной промышленности: шахтовладельцы требовали сокращения зарплаты на 10%, добивались увеличения рабочего времени; горняки и поддерживавшие их железнодорожники вынесли решение о всеобщей стачке. Всеобщая английская стачка из экономической перерастала в политическую акцию, направленную против существующего общественного строя. Законом 1927 года всеобщая стачка была запрещена на будущее под угрозой уголовного преследования. Точно так же запрещались забастовки солидарности и массовое пикетирование.

1928 год - Акт о народном представительстве:

женское избирательное право перестало отличаться от мужского (Статья 1 начинается так: «Всякое лицо имеет быть право внесенным в список»). Предоставляя избирательное право женщинам, консерваторы рассчитывали на их голоса. Рассуждали так: женщина набожна, она послушается священника, священник, по традиции, - тори. Расчет не оправдался. Большая часть новых голосов была подана за лейбористов;

единственный избирательный ценз - ценз оседлости (три месяца).

избирательное право стало всеобщим.

Благодаря судьям английская полиция приобрела новые полномочия для расправы с демократическим движением: судебное решение 1933 года, расширившее право полиции на производство обысков, и два решения 1935 года: одним из них полиция наделялась правом разгонять любой политической митинг, другим - вторгаться в частные жилища под предлогом предотвращения “беспорядков” и пр.

1948 год - Акт о народном представительстве:

для выборов в парламент в графствах и местечках создаются избирательные округа, в каждом избирают 1 члена Парламента;

право голоса при выборах в парламент - совершеннолетние лица, которые проживают в округе, являются британскими подданными и неограниченны в правах;

никто не может голосовать более чем в одном округе.

1969 год - Акт о народном представительстве:

для реализации целей Акта о народном представительстве лицо считается достигшим требуемого для участия в выборах возраста, если ему исполнилось 18 и более лет.

Вопрос

Образование США. Декларация независимости. Статьи конфедерации

Американские колонии Англии. Первая английская колония на Атлантическом побережье Северной Америки была основана в начале XVII в. В последующее время (XVI—XVIII вв.), было создано еще 12 колоний, вытянувшихся вдоль средней части побе­режья Северной Америки. Колонисты захватывали земли индей­цев, которых оттесняли в глубь материка или беспощадно уничто­жали. В колониях использовался труд рабов-африканцев, насиль­ственно вывезенных с их родины. Рабство особенно широко было распространено в южной группе колоний, где выращивались са­харный тростник, хлопок, табак.

Иной характер приобретала экономика северной группы коло­ний, так называемой Новой Англии, где начали развиваться фер­мерские хозяйства, мануфактуры. Несколько колоний, оказавших­ся между Севером и Югом, в социально-экономическом плане за­няли промежуточное положение. Направления развития экономики северных и южных колоний во многом определялись неодинако­вым составом господствующих слоев населения. На Юге домини­ровали плантаторы-рабовладельцы — потомки английской аристо­кратии. Многие из них переселились в Америку во время англий­ской революции. На Севере руководящее положение занимали купцы, мануфактуристы, а основную часть населения составляли фермеры и ремесленники. Немалое их число покинуло Англию в послереволюционный период, спасаясь от гонений реставраторов монархии. К 70-м годам XVIII в. население колоний достигло 3,5 млн. человек, включая 500 тыс. рабов.

Политика Великобритании в отношении ее американских ко­лоний. Неодинаковым было управление в колониях. Некоторые из них считались частными владениями (Пенсильвания, Мэриленд), были колонии с «народным управлением» (Коннектикут, Род-Ай­ленд), а также «королевские колонии», где управление осуществ­лялось губернаторами, назначавшимися правительством метропо­лии. Но почти во всех колониях действовали выборные законода­тельные собрания, составленные из представителей наиболее состоятельных слоев населения. Колонисты считали себя свободны­ми подданными английской короны, на которых распространялось действие права метрополии: Великой хартии вольностей, Билля о правах, «общего права», «права справедливости» и т. д. Жало­ванные колониям королевские хартии, казалось, подтверждают это. Однако правительство рассматривало колонии как сырьевой прида­ток метрополии и рынок сбыта английских товаров и проводило политику ограбления колоний, сдерживания их промышленного раз­вития. Противоречия между метрополией и ее американскими ко­лониями достигли особой остроты к середине XVIII в.

Революционная Война за независимость. Декларация незави­симости. Начались открытые массовые антиправительственные вы­ступления американцев. Для координации борьбы были созданы специальные органы — «комитеты корреспонденции, безопасности, наблюдения». В 1774 г. в городе Филадельфия прошел Первый континентальный конгресс представителей колоний в составе 55 делегатов. Он утвердил Декларацию прав, которая выражала про­тест против таможенной и налоговой политики метрополии. Одно­временно была составлена петиция к королю, где в самой почти­тельной форме колонисты просили прекратить притеснения и не давать повода к окончательному разрыву с короной. В ответ анг­лийское правительство начало военные действия. Тогда в мае 1775 г. собрался Второй континентальный конгресс. Он констати­ровал состояние войны с Англией и принял решение о создании американской армии. Ее главнокомандующим был назначен Дж. Вашингтон. Началась Война за независимость. Каждая колония объявила себя независимой республикой — штатом.

К этому времени американское общество, несмотря на все пре­поны, чинимые метрополией, значительно продвинулось вперед в своем социально-экономическом развитии. Промышленность и сельское хозяйство в основном удовлетворяли потребности страны. Соз­давался единый национальный рынок, формировалась нация северо­американцев.

Во многом благодаря Д. Адамсу, Т. Джефферсону, А. Гамильтону и другим руководителям и идеологам национально-освободительной борьбы были сформулированы основные принципы идейно-теорети­ческого обоснования Войны за независимость. Убедившись в безус­пешности попыток защищать права американцев — подданных коро­ны, ссылаясь на свободы английской Конституции, они обратились к идеям естественного права. Признание ими прав и свобод челове­ка прирожденными и неотъемлемыми, вытекающими из самой «при­роды» и поэтому неотчуждаемыми создавало теоретическую базу для утверждения того, что государство не может нарушать права и сво­боды человека, более того, оно обязано их защищать. Следователь­но, оправданна борьба с государственной властью, попирающей пра­ва человека.

Эти идеи легли в основу важнейших программных документов американской революции, таких, как Декларация прав штата Вирд­жиния и особенно принятая 4 июля 1776 г. вновь созванным Кон­тинентальным конгрессом и соответственно общая для всей страны Декларация независимости. В этом документе, составленном в основном Джефферсоном, объявлялось об окончательном прекра­щении государственной зависимости от метрополии и образовании независимых Соединенных Штатов Америки. Разрыв мотивировался тем, что английское правительство нарушало «естественные» права американцев. «Все люди, — говорилось в Декларации, — сотворены равными, и все они одарены своим Создателем некоторыми неотчу­ждаемыми правами, к числу которых принадлежат жизнь, свобода и стремление к счастью. Для обеспечения этих прав учреждены среди людей правительства, заимствующие свою справедливую власть из согласия управляемых. Если же данная форма правитель­ства становится гибельной для этой цели, то народ имеет право из­менить или уничтожить ее и учредить новое правительство, осно­ванное на таких принципах и с такой организацией власти, какие, по мнению этого народа, более всего могут способствовать его безопасности и счастью». Далее следовал перечень злоупотребле­ний и нарушений прав, совершенных английским правительством. Так на основании естественно-правовой теории провозглашался принцип национального суверенитета, т. е. полновластия нации, включая обладание реальной возможностью ее отделения и образо­вания самостоятельного государства. За народом признавалось пра­во на революцию.

Декларация независимости, составленная в демократическом духе, явилась выдающимся, прогрессивным документом эпохи. Вместе с тем ей была присуща определенная историческая огра­ниченность. Под давлением плантаторов-южан из проекта Декла­рации был исключен пункт, осуждавший рабство. Ничего не гово­рилось об индейцах, за которыми, как и за рабами, не признава­лись права человека.

Образование конфедерации. Декларация независимости сти­мулировала законодательный процесс в штатах, включая принятие ими республиканских конституций, вводной частью которых были Декларация, или Билль, о правах и свободах граждан. К этому времени стала особенно очевидной необходимость консолидации штатов: война, шедшая с переменным успехом, требовала даль­нейшего объединения сил. Однако этот процесс шел не всегда гладко: некоторые штаты не хотели ограничивать свою только что завоеванную независимость. Но на основе компромисса все же удалось составить проект союза штатов, который в 1781 г. был утвержден конгрессом из представителей штатов и явился первым конституционным документом, ставшим известным как Статьи конфедерации. Штаты вступали в «вечный союз» — конфедерацию, именуемую Соединенными Штатами Аме­рики. Каждый штат сохранял свою независимость, равно как и все права, за исключением тех, которые передавались конфеде­рации в лице ее органов. Штаты брали на себя обязательства взаимной помощи и невмешательства в дела друг друга. Их граж­дане наделялись всеми торговыми и промышленными привилегия­ми и льготами в равной степени во всех штатах, правом свобод­ного выезда и въезда. «В каждом из штатов должно быть оказы­ваемо полное доверие к постановлениям и распоряжениям судов и должностных лиц каждого другого штата». Но каждый штат мог вводить свои налоги и собирать их.

Для ведения общих дел Соединенных Штатов учреждался Кон­гресс, формируемый из делегатов, ежегодно избираемых в каждом штате по 2—7 человек. При этом при решении вопросов в Кон­грессе каждый штат должен был иметь один голос. В Конгрессе предусматривались свобода слова и прений, а также неприкосно­венность депутатов. Этому органу предоставлялось право заклю­чать международные договоры, решать вопросы войны и мира, распоряжаться средствами, собранными штатами, для военных расходов, утверждать назначения основной части командного со­става армии. Ему поручалось рассматривать возможные конфлик­ты между штатами. Но большинство решений по этим вопросам приобретало законную силу только после одобрения их не менее чем девятью штатами. Вне рамок указанной компетенции Кон­гресс не мог рассматривать внутренние дела штатов.

В период между сессиями Конгресса, который не мог превы­шать 6 месяцев, выполнение некоторых из его правомочий возла­галось на Комитет штатов, составленный из делегатов (по од­ному от каждого штата). Постановления Конгресса должны были выполнять исполнительные власти штатов.

Таким образом, предусматривалось не создание единого госу­дарства, а государственно-правовое упорядочение союза госу­дарств — конфедерации. Учреждение конфедерации содействовало дальнейшему объединению сил страны в Войне за независимость и в немалой степени обеспечило ее победоносное завершение. В 1783 г. был подписан мирный договор, по которому признава­лась полная независимость США.

Образование федерации. После окончания войны государст­венная власть в штатах оказалась в руках политических группиро­вок, которые в конечном счете выражали интересы мануфактури­стов, купцов в северных штатах и рабовладельцев-плантаторов в южных. Между тем бедствия прошедшей войны основной своей тяжестью легли на плечи рядовых граждан. Многие ветераны вой­ны нашли свои семьи бедствующими, опутанными долгами. В стране не прекращались волнения, нередко перераставшие в вооруженные выступления. Особенно значительным было воору­женное выступление под руководством отставного капитана Д. Шейса. И хотя это восстание, как и многие другие, было по­давлено, оно тем не менее в немалой степени способствовало из­менению умонастроений правящих кругов относительно будущего государственного устройства США. Осознавалась необходимость создания более прочного государственного единства, чем конфеде­рация. Этому способствовали и другие обстоятельства, каждое из которых было равнозначно важным: упрочение экономических связей, усиление военной мощи государства, необходимой как для обороны, так и для захвата новых земель, окончательного порабо­щения индейцев.

Наши рекомендации