Понятие и признаки юридического лица. Виды юридических лиц.

По российскому законодательству, далеко не все организации и учреждения могут выступать в качестве юридических лиц, а только те, которые отвечают определенным условиям. Признаки юридического лица сформулированы в ст. 48 ГК РФ. Это: 1) имущественная обособленность; 2) способность от своего имени приобретать соответствующие права и нести обязанности; 3) быть истцом и ответчиком в суде. Само понятие юридического лица имеет значение главным образом в гражданском праве, т.е. в имущественных, обязательственных отношениях.

Контрольно-измерительный материал №21.

Судебный прецедент.

Судебный прецедент – это решение по конкретному делу, являющееся обязательным для судов той же или низшей инстанции при решении аналогичных дел либо служащее примерным образцом толкования законов. Судебный прецедент, как источник, права характеризуется следующими особенностями:

Казуистичность.

Прецедент всегда максимально конкретен, максимально приближен к практической ситуации, поскольку он вырабатывается на основе конкретных единичных случаев – казусов.

Множественность.

Существует достаточно большое количество инстанций, которые могут создавать прецеденты, и данное обстоятельство вместе со значительной продолжительностью действия прецедентов, а они, например в Англии, действуют от 10 до 100 лет, в совокупности образуют большой объем прецедентного права.

Противоречивость и гибкость.

Даже среди нормативных актов, издаваемых одним органом государства, иногда встречаются несогласованности, противоречия, и тем более не удивительно, что решения различных судебных инстанций по сходным делам могут значительно друг от друга отличаться, что и определяет гибкость судебного прецедента как источника права, потому что во многих случаях имеется возможность выбора разрешения ситуации из имеющихся прецедентов, тогда как писаное право такого выбора не предоставляет.

Отечественная наука считает, что судебная практика не может быть источником права и еще официальная доктрина советских времен стояла на такой позиции: «суды должны применять право, а не творить его». Однако в Российской Федерации судебная практика является неофициальным источником права. Эта позиция исходит из того, что право, содержащееся в нормативно-правовых актах, оставляет очень много неясных вопросов, оно окончательно не регулирует общественные отношения. Но вывод о том, что судебная практика может быть источником права, находит свое подтверждение в действительности. Так, например, нижестоящие судебные инстанции следят за деятельностью вышестоящих судебных инстанций, стараются ей следовать при разрешении аналогичных дел, поскольку в противном случае их приговоры и решения могут быть отменены вышестоящими судами в кассационном или надзорном порядке.

Самостоятельной проблемой является определение юридической природы постановлений Пленума Верховного Суда по отдельным категориям дел, которые выносятся на основе обобщения судебной практики. Данная проблема применительно к руководящим разъяснениям Пленума Верховного Суда СССР десятилетиями дискутировалась в советской юридической науке. Одни авторы склонялись к отрицанию нормативного характера этих документов, ссылаясь на то, что в них отсутствует формы права, поэтому называли их актами толкования права. Другие, наоборот, признавали нормативную природу постановлений Пленума Верховного Суда и предлагали считать их ведомственными нормативными актами.

Еще одна научная позиция состоит в признании обобщений судебной практики как самостоятельных источников права.

Функции права.

Функции права - это основные пути (каналы) правового воздействия, выражающие роль права в упорядочении общественных отношений. Имеются в виду методы воздействия права на общественные отношения, которые отражают его сущность и природу, необходимость самого данного явления.

┌───────────────────────────────────┐

│ ФУНКЦИИ ПРАВА │

└─────────────────┬─────────────────┘

┌─────────────────────┴──────────────────┐

┌─────────┴──────────┐ ┌──────────────┴─────────────┐

│ Общесоциальные │ │ Специально-юридические │

├────────────────────┘ └────────────────────────────┤

│ │

│ ┌───────────────┐ ┌───────────────────────┐ │

├──┤ экономическая │ │регулятивная (развития)├──┤

│ └───────────────┘ └───────────────────────┘ │

│ ┌───────────────┐ ┌───────────────────────┐ │

├──┤ политическая │ │ охранительная ├──┘

│ └───────────────┘ └───────────────────────┘

│ ┌───────────────┐

├──┤воспитательная │

│ └───────────────┘

│ ┌───────────────┐

└──┤коммуникативная│

└───────────────┘

С помощью понятия "функции права" можно познать социальное назначение права в обществе, его динамику. Главное предназначение права состоит в создании и обеспечении правопорядка, в чем заинтересованы общество, государство, иные субъекты. Право придает действиям лиц необходимую организованность, согласованность, устойчивость, уверенность.

Функции права рассматривают в двух плоскостях, а именно в зависимости от того, освещаются ли они в специально-юридических (узких) или в общесоциальных (более широких) рамках.

Если следовать широкому значению функций права, то среди них можно выделить, например, такие:

экономическая (право, устанавливая "правила игры" в экономической сфере, упорядочивает производственные отношения, закрепляет формы собственности, определяет механизм распределения общественного богатства и т.п.);

политическая (право в своих нормах закрепляет политический строй общества, механизм функционирования государства, регламентирует политические отношения, регулирует деятельность субъектов политической системы и пр.);

воспитательная (право, отражая определенную идеологию, оказывает специфическое педагогическое воздействие на лиц, формирует у субъектов мотивы правомерного поведения);

коммуникативная (право, являясь информационной системой, выступает способом связи между субъектом и объектом управления, специфическим "посредником" между законодателем и обществом, между творцами правовых предписаний и физическими или юридическими лицами).

На специально-юридическом уровне право выполняет регулятивную (развитие общественных отношений) и охранительную функции.

Формами осуществления регулятивной функции выступают: определение соответствующих юридических фактов в гипотезах юридических норм; установление и изменение правового статуса субъектов права, того или иного типа правового регулирования; закрепление в законодательстве мер поощрений, льгот, привилегий, иных дозволений; фиксацию моделей правоотношений.

Охранительная функция реализуется с помощью правовых ограничений (обязанностей, запретов, наказаний, приостановлений) и имеет вторичный характер. Она производна от регулятивной функции и призвана ее обеспечивать, ибо охрана и защита начинают действовать тогда, когда нарушается нормальный процесс развития тех или иных социальных связей, когда он встречает на своем пути какие-либо препятствия. Для преодоления этих препятствий используются правовые ограничения, охраняющие и защищающие интересы лиц. Эта функция права направлена на охрану основополагающих ценностей - жизни, здоровья, чести, достоинства, свободы, собственности, правопорядка, безопасности и т.д.

Наши рекомендации