Понятие и признаки юридического лица. Классификация юридических лиц

Согласно ст. 48 ГК РФ "юридическим лицом признается организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести соответствующие обязанности, быть истцом и ответчиком в суде".

В данном определении указываютсяпризнакиЮрлицА - это такие внутренние присущие ему свойства, каждое из которых необходимо, а все вместе - достаточны для того, чтобы организация могла признаваться субъектом гражданского права.

Все ЮрлицА в России проходят государственную регистрацию, а подавляющее большинство имеет печати и расчетные счета в банках, однако все эти внешние атрибуты не отражают сущности ЮрлицА. Обязательной государственной регистрации подлежат граждане-предприниматели и некоторые неправосубъектные организации, например филиалы и представительства иностранных компаний, не имеющие статуса ЮрлицА, которые также могут иметь свои печати и банковские счета, но юридическими лицами по российскому законодательству не являются.

Правовая доктрина традиционно выделяетчетыре основополагающих признака ЮрлицА. Рассмотрим их подробнее.

· Организационное единство. Юрлицо должно быть определенным образом организовано в качестве единого целого, внутренняя структура которого отвечала бы целям и задачам его деятельности, и должно иметь органы, осуществляющие его правосубъектность.

· Учредительный договор ЮрлицА заключается, а устав утверждается его участниками. Юрлицо, созданное, в соответствии с ГК РФ, одним учредителем, действует на основании устава, утвержденного этим учредителем. В уставе определяются: наименование организации, ее местонахождение, порядок управления деятельностью ЮрлицА, а также другие сведения, предусмотренные законом для юридических лиц соответствующего вида. В учредительном договоре учредители обязуются создать Юрлицо, определяют порядок совместной деятельности по его созданию, условия передачи ему своего имущества и участие в его деятельности, условия и порядок распределения между участниками прибыли и убытка, управления деятельностью ЮрлицА, выхода учредителей из его состава

· Имущественная обособленность.

Признакомимущественной обособленности является наличие:

· уставного капитала, т.е. совокупности числящегося на балансе данной организации имущества;

· самостоятельного баланса - бухгалтерского отражения состояния средств организации, а для финансируемых собственником учреждений - самостоятельная смета расходов.

· Выступление в гражданском обороте от собственного имени

Таким образом, Юрлицо в российском гражданском праве - это признанная государством в качестве субъекта права организация, которая обладает обособленным имуществом, самостоятельно отвечает этим имуществом по своим обязательствам и выступает в гражданском обороте от своего имени.

Юрлицо как любой субъект гражданского права должен обладать правоспособностью и дееспособностью, которые совпадают с момента его возникновения, т.к. организации и предприятия возникают для осуществления определенной предпринимательской деятельности.

Правоспособность и дееспособность ЮрлицА может быть специальной и универсальной. Принцип специальной правоспособностивыражается в том, что содержание и объем правоспособности ЮрлицА зависит от целей и задач, предусмотренных в учредительных документах.

Анализ гражданского законодательства говорит о том, что принцип специальной правоспособности действует в отношении лишь прямо указанных юридических лиц (ст. 49 ГК РФ). В частности, к ним относятся некоммерческие организации, указанные в ГК РФ, учреждения, а также некоторые коммерческие организации - государственные и муниципальные предприятия, казенные предприятия и другие прямо указанные в законе некоммерческие организации.

Хозяйственные товарищества и общества, а также производственные кооперативы, относящиеся к коммерческим организациям и построенные на началах членства, могут иметь гражданские права и обязанности, необходимые для осуществления любых видов деятельности, не запрещенных законом (п. 1 ч. 2 ст. 59 ГК РФ), т.е. имеет место универсальная правоспособность.

Виды юридических лиц:

Конструкция ЮЛ эффективный правовой способ организации хозяйственной деятельности. Юридически самостоятельные, имущественно обособленные организации составляют основную группу участников развитого товарного оборота. Появление, функционирование и развитие ЮЛ определяются господствующим в экономике типом хозяйственного механизма: рыночным, планово-централизованным или смешанным (переходным).

· В централизованной экономике статусом ЮЛ наделяется производственное предприятие, являющееся собственностью государства –учредителя, которое не только не отвечает по его долгам, но и не запрещает кредиторам обращать взыскания на его «основные фонды».

· В рыночной экономике ЮЛ становятся прежде всего организации коммерческие – различные торговые общества и товарищества – а находящиеся в их собственности предприятия производственного характера рассматриваются как объекта, а не субъекты права.

· Существующая в РФ система ЮЛ обусловлена переходным характером экономики. В ее составе сохраняются преобладавшие в централизованной экономике унитарные (ГП и МП) производственные предприятия, а также некоторые некоммерческие организации-несобственники (учреждения). Наряду с ними развиваются обычные для рыночной экономики субъекты – акционерные и другие хозяйственные общества и товарищества.

Названные обстоятельства обуславливают особые критерии классификации ЮЛ в российском ГП, например их деление на собственников и несобственников закрепленного за ними имущества.

Классификация юридических лиц

1.По целям деятельности юридические лица делятся на:

А)коммерческие, б)некоммерческие (ст. 50 ГК).

Различия между ними:

· основная цель коммерческих организаций - извлечение прибыли, тогда как некоммерческие могут заниматься предпринимательской деятельно­стью лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых они созданы, и соответствует им;

· прибыль коммерческих организаций делится между их участниками, а прибыль некоммерческих организаций идет на достижение тех целей, для исполнения которых они созданы;

· коммерческие организации обладаютобщей правоспособностью, а не­коммерческие -специальной,

· коммерческие организации могут создаваться только вформе хозяйствен­ных товариществ и обществ, производственных кооперативов, госу­дарственных и муниципальных унитарных предприятий; а некоммерчес­кие - в формах, предусмотренных ГК Российской Федерации и другими законами.

2. В зависимости от характера прав учредителей (участников) юридического лица на его имущество юридические лица делятся на те, в отношении кото­рых их учредители (участники) имеют:

· вещные права (унитарные предприятия и учреждения);

· обязательственные права (хозяйственные товарищества и общества, ко­оперативы);

· не имеют никаких прав (фонды, общественные объединения).

2.По субъектному составу учредителей юридические лица делятся на: корпорации, создаваемые несколькими лицами и имеющие членство; учреждения - организации, не имеющие членства.

11.Образование юридических лиц. Учредительные документы. Государственная регистрация ЮЛ. Традиционно существуют 3 способа образования ЮЛ: распорядительный, разрешительный и явочно-нормативный. Распорядительный порядок предполагает, что ЮЛ возникает на основе одного лишь распоряжения учредителя, а специальной государственной регистрации организации не требуется. При разрешительном порядке инициатива исходит от учредителей ЮЛ, однако необходимо согласие соответствующих государственных или муниципальных органов на его создание (создание банков). При нормативно-явочном порядке для образования ЮЛ согласия каких-либо третьих лиц, включая государственные органы не требуется. Регистрирующий орган лишь проверяет, соответствуют ли закону учредительные документы организации и соблюден ли установленный порядок ее образования, после чего обязан зарегистрировать ЮЛ. Правовой основой деятельности любого ЮЛ являются его учредительные документы.Состав учредительных документов для разных видов ЮЛ различен. Так, общества с ограниченной или дополнительной ответственностью, ассоциации и союзы действуют на основе учредительного договора и устава. Правовой базой деятельности хозяйственных товариществ (полных и на вере) является учредительный договор. Для остальных ЮЛ единственным учредительным документом считается их устав. Учредительный договор - это консенсуальный гражданско-правовой договор, регулирующий отношения между учредителями в процессе создания и деятельности юридического лица. Он может заключаться только в письменной форме (простой или нотариальной) и вступает в силу с момента заключения. Устав не заключается, а утверждается учредителями. Устав подписывают не все учредители, а специально уполномоченные ими лица. Устав вступает в силу с момента регистрации самого ЮЛ. Содержание учредительных документов в общем виде определяется ст. 52 ГК, а для отдельных видов ЮЛ- в соответствующих разделах ГК и специальных нормативных актах. Государственная регистрация является завершающим этапом образованияЮЛ, на котором компетентный орган проверяет соблюдение условий, необходимых для создания нового субъекта права, и принимает решение о признании организации юридическим лицом. После этого основные данные об организации включаются в единый государственный реестр ЮЛ и становятся доступными для всеобщего ознакомления. В соответствии со ст. 51 ГК проведение регистрации всех ЮЛ возложено на органы юстиции. Однако постановлением Правительства РФ «Об уполномоченном федеральном органе исполнительной власти, осуществляющем государственную регистрацию юридических лиц», эти функции с 1 июля 2002 г. возложены на Министерство РФ по налогам и сборы. ЮЛ считается созданным со дня внесения соответствующей записи в единый государственный реестр юридических лиц. Для регистрации ЮЛ в регистрирующий орган представляются следующие документы: а) подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной Правительством РФ; б)решение о создании ЮЛ в виде протокола, договора или иного документа в соответствии с действующим законодательством; в) учредительные документы юридического лица (подлинники или нотариально удостоверенные копии); г)документ об уплате государственной пошлины за регистрацию. Отказ в регистрации может последовать лишь в случаях представления неполного комплекта требуемых при регистрации документов либо представления их в ненадлежащий регистрирующий орган. Решение об отказе в регистрации может быть обжаловано в судебном порядке.

12. Способы прекращения ЮЛ.

Ст.49 ГК РФ гласит, что правоспособность юридического лица возникает в момент его создания и прекращается в момент внесения записи о его исключении из Единого государственного реестра ЮЛ. Первый способ прекращения правоспособности ЮЛ осуществляется путем реорганизации. Реорганизация в согласно ст.57 ГК РФ может производиться в пяти формах: слияние, присоединение, разделение, выделение, преобразование. При слиянии два (или более) ЮЛ прекращают свою деятельность - и возникает одно новое ЮЛ. В случае присоединения одно ЮЛ прекращает деятельность и вливается в состав другого. Реорганизация в форме слияния считается завершенной с момента государственной регистрации вновь возникшего ЮЛ, а реорганизованные ЮЛ считаются прекратившими свою деятельность. Реорганизация в форме присоединения считается завершенной с момента внесения в государственный реестр записи о прекращении деятельности последнего из присоединенных ЮЛ. В случае разделения одно ЮЛ разделяется на два (или более), в результате чего разделяемое ЮЛ прекращает деятельность - и на его месте возникает две (или более) организации. Выделение - из состава определенного ЮЛ выделяется одно (или более) новое ЮЛ, при этом прежнее сохраняет свой статус, но наряду с ним начинает функционировать новое (выделенное)ЮЛ. Реорганизация в форме разделения считается завершенной с момента государственной регистрации последнего из вновь возникших ЮЛ, а реорганизованное ЮЛ считается прекратившим свою деятельность. Реорганизация в форме выделения - с момента государственной регистрации последнего из вновь возникших ЮЛ. При реорганизации в форме преобразования происходит изменение организационно-правовой формы ЮЛ. Реорганизация ЮЛ в форме преобразования считается завершенной с момента государственной регистрации вновь возникшего ЮЛ, при этом преобразованное ЮЛ считается прекратившим свою деятельность. При всех формах реорганизации возникает правопреемство с переходом прав и обязанностей либо к вновь созданным ЮЛ либо к уже действующей организации. Второй способ прекращения деятельности ЮЛ– это ликвидация. ЮЛ согласно ст.61 ГК РФ может быть ликвидировано: а) по решению его учредителей либо органа ЮЛ, уполномоченного на то учредительными документами, в том числе в связи с истечением срока, на который создано ЮЛ, с достижением цели, ради которой оно создано; б) по решению суда в случае допущенных при его создании грубых нарушений закона, если эти нарушения носят неустранимый характер, либо осуществления деятельности без надлежащего разрешения, либо запрещенной законом, а также в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом.ЮЛ, за исключением казенного предприятия, учреждения, политической партии и религиозной организации, может быть ликвидировано в соответствии со ст.65 ГК РФ вследствие признания его несостоятельным (банкротом). Т. е. банкротство организации – это вид ликвидации организации. Следующий способ прекращения деятельности ЮЛ– это исключение ЮЛ из Единого государственного реестра юридических лиц по решению регистрирующего органа. В соответствии со ст. 21.1 Закона №129-ФЗ ЮЛ, которое в течение последних 12 месяцев, предшествующих моменту принятия регистрирующим органом соответствующего решения, не представляло документы отчетности, предусмотренные законодательством РФ о налогах и сборах, и не осуществляло операций хотя бы по одному банковскому счету, признается фактически прекратившим свою деятельность (недействующим). Еще одним способом прекращения деятельности ЮЛ является продажа или внесение имущественного комплекса унитарного предприятия либо имущества учреждения в уставный капитал акционерного общества или передача имущественного комплекса унитарного предприятия или имущества учреждения в собственность государственной корпорации в качестве имущественного взноса РФ в случаях, предусмотренных законодательством РФ. Указанный способ прекращения деятельности юридического лица относится к: унитарным предприятиям; учреждениям.

13. Хозяйственные товарищества: полное тов-во, товарищество на вере (коммандитное тов-во).

Хозяйственными товариществами и обществами признаются коммерческие организации с разделенными на доли (вклады) учредителей (участников) уставным (складочным) капиталом. Имущество, созданное за счет вкладов учредителей (участников), а также произведенное и приобретенное хозяйственным товариществом или обществом в процессе его деятельности, принадлежит ему на праве собственности. Хозяйственные товарищества (ст 69-86 ГК РФ) могут создаваться в форме полного товарищества и товарищества на вере (коммандитного товарищества). Полное товарищество(ПТ). Полным признается товарищество, участники которого в соответствии с заключенным между ними договором занимаются предпрнимательской деятельностью от имени товарищества и несут ответственность по его обязательствам принадлежащим им имуществом. Участниками полных и коммандитных товариществ могут быть как индивидуальные предприниматели, так и коммерческие организации. Имущество таких товариществ, созданное за счет вкладов, произведенное и приобретенное в процессе хозяйственной деятельности, принадлежит товариществу на праве собственности. Лицо может быть полным товарищем только одного товарищества. Участников полного товарищества не может быть менее двух. Единственный учредительный документ товарищества — его учредительный договор. Он должен быть подписан всеми полными товарищами. Вкладом в складочный капитал могут быть деньги, ценные бумаги, а также имущественные права, имеющие денежную цену. Управление деятельностью ПТ осуществляется по общему согласию всех его участников. Каждый участник ПТ вправе действовать от имени товарищества, если учредительным договором не установлено, что все его участники ведут дела совместно. При совместном ведениии дел товарищества его участниками для совершения каждой сделки требуется согласие всех участников товарищества. Прибыль и убытки ПТ распределяются между участниками пропорционально их долям в складочном капитале. Товарищество на вере (ТВ). ТВ (ст. 82 — 86 ГК РФ), называемое также коммандитным товариществом, отличается от ПТ тем, что в нем наряду с полными товарищами имеется 1 или несколько участников вкладчиков (коммандистов). Последние несут риск убытков, связанных с деятельностью товарищества, в пределах сумм внесенных ими вкладов и не принимают участия в осуществлении товариществом предпринимательской деятельности. Поэтому вкладчиками могут быть граждане и любые юридические лица, а не только индивидуальные предприниматели и коммерческие организации. Государственные органы и органы местного самоуправления не вправе стать вкладчиками в ТВ, если иное не установлено законом. ТВ создается и действует на основании учредительного договора.

Вкладчики не вправе участвовать в управлении и ведении дел товарищества на вере, выступать от его имени иначе, как по доверенности. Вкладчик ТВ имеет право: получать часть прибыли товарищества, причитающуюся на его долю в складочном капитале; знакомиться с годовыми отчетами и балансами товарищества. ТВ ликвидируется при выбытии всех участвовавших в нем вкладчиков. Однако полные товарищи вправе вместо ликвидации преобразовать товарищество на вере в полное товарищество.

14. Общество с ограниченной ответственностью.

Общество с ограниченной ответственностью — это учрежденное одним или несколькими лицами хозяйственное общество, учредительный капитал которого разделен на доли определенных учредительными документами размеров и число участников которого ограничено по Закону об обществах с ограниченной ответственностью. Участники ООО не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных с деятельностью общества, в пределах стоимости принадлежащих им долей. Учредительными документами ООО выступают учредительный договор, подписанный его участниками, и утвержденный ими устав. Если общество создается одним лицом, его учредительным документом будет устав. Уставный капитал общества составляется из стоимости вкладов его участников. Размер уставного капитала общества не должен быть менее суммы, равной 100-кратному размеру минимальной оплаты труда в месяц. Высший орган ООО— общее собрание его участников. К исключительной компетенции общего собрания относятся: 1.изменение устава общества;2.изменение размера уставного капитала;3.образование исполнительных органов общества и досрочное прекращение их полномочий;4.учреждение годовых отчетов и бухгалтерских балансов;5.распределение прибыли и убытков общества;6.решение о реорганизации или ликвидации общества;7.избрание ревизионной комиссии. Число участников любого ООО не может быть более 50, в случае превышения установленной численности оно должно быть преобразовано в акционерное общество или производственный кооператив. ООО не может иметь в качестве единственного участника другое хозяйственное общество, состоящее из одного лица. Основные достоинства ООО: участники общества несут риск только в пределах их вкладов в уставный капитал и не несут ответственности по обязательствам общества; самостоятельно устанавливают структуру организации и управления обществом; закрытость общества от других участников рынка и общества; общество не обязано публиковать сведения о своей деятельности (бухгалтерские балансы, счета прибылей и убытков и др.). Основные недостатки ООО: выход одного из партнеров из общества вынуждает изымать его долю из уставного капитала, что может отрицательно сказаться на бизнесе; большое значение личного фактора в организации и деятельности общества; каждый из компаньонов вынужден для принятия решения принимать во внимание мнение остальных участников. ООО— наиболее распространенная форма организации бизнеса для мелких и средних предприятий. Оно часто используется для объединения капиталов лиц, хорошо знающих друг друга, например, членов одной семьи, родственников.

15. Общество с дополнительной ответственностью.

Общество с дополнительной ответственностью – самостоятельный субъект гражданского оборота. Общество с дополнительной ответственностью (ОДО) представляет собой промежуточное звено между товариществом и ООО, поскольку структура ОДО характерна для общества, а характер ответственности его участников – для товарищества. При этом ОДО позволяет довольно эффективно управлять организацией и в то же время защищать интересы кредиторов общества наиболее надежным образом. ОДО структурно и организационно имеет одинаковое строение с ООО. Эти две организации являются наиболее близкими. Их правовое положение настолько близко, что ст. 95 ГК РФ «Основные положения об обществах с дополнительной ответственностью» дает отсылку к нормам, регулирующим положение общества с ограниченной ответственностью. Согласно этой статье к обществу с дополнительной ответственностью применяются правила ГК РФ об обществе с ограниченной ответственностью постольку, поскольку иное не предусмотрено ГК РФ. ОДО признается учрежденное одним или несколькими лицами общество, уставный капитал которого разделен на доли определенных учредительными документами размеров; участники такого общества солидарно несут субсидиарную ответственность по его обязательствам своим имуществом в одинаковом для всех кратном размере к стоимости их вкладов, определяемом учредительными документами общества. При банкротстве одного из участников его ответственность по обязательствам общества распределяется между остальными участниками пропорционально их вкладам, если иной порядок распределения ответственности не предусмотрен учредительными документами общества. ОДО обладают следующими признаками: является организацией; может быть учреждено одним или несколькими лицами; имеет уставный капитал; уставный капитал общества разделен на доли; участники общества несут субсидиарную ответственность по его обязательствам своим имуществом в одинаковом для всех кратном размере к стоимости их вкладов; при банкротстве одного из участников его ответственность по обязательствам общества распределяется между остальными участниками пропорционально их вкладам. Гражданский кодекс РФ содержит требования относительно наименования общества с дополнительной ответственностью. Фирменное наименование общества с дополнительной ответственностью должно содержать наименование общества и слова «с дополнительной ответственностью».

16. Акционерное общество.

Правовое регулирование акционерного общества (АО) наряду с ГК РФ (ст. 96-104) определяется ФЗ от 1995 г. “Об акционерных обществах”, а в части АО, созданных в процессе приватизации государственных (муниципальных) предприятий, акционирования в отраслях сельского хозяйства и акционерных банков — и специальными федеральными законами. Акционерным обществом признается коммерческая организация, уставный капитал которой разделен на определенное число акций, удостоверяющих обязательные права участников (акционеров) (ст. 2 ФЗ “Об акционерных обществах”). АО создаются в учредительном порядке, но ФЗ “Об акционерных обществах” разделяет общий и специальный порядок учреждения АО. Учредителями АО могут выступать как юридические лица, так и граждане, в том числе иностранные лица в соответствии с законом от 1999 г.“Об иностранных инвестициях”. Число учредителей закрытого АО не может превышать 50 лиц. Государственные органы (органы местного самоуправления), если иное не установлено федеральными законами, не могут выступать в качестве учредителей АО. Акционерное общество приобретает права юридического лица с момента его государственной регистрации. Учредительным документом АО является его устав. Устав АО должен содержать все основные характеристики АО, как это определено в п. 3 ст. 98 и п. 2 ст. 52 ГК РФ, ст. 11 ФЗ “Об акционерных обществах”. АО должно иметь наименование и место своего нахождения. При этом наименование АО должно содержать указание на то, что это акционерное общество и его тип. Минимальный размер уставного капитала АО определен законодателем для открытых обществ — не менее 1000-кратной, а закрытого общества — не менее 100-кратной суммы минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на дату регистрации общества. Законодательство различает два типа акционерных обществ: открытые и закрытые — в зависимости от состава учредителей, способа формирования уставного капитала, а соответственно, и статуса его участников (ст. 97 ГК РФ). Закрытым признается общество, акции которого распределяются лишь среди учредителей и иного, указанного заранее круга лиц. Акционеры закрытого общества имеют преимущественное право приобретения акций, продаваемых другими акционерами. В АО предусмотрена трехзвенная система управления: общее собрание, совет директоров (наблюдательный совет), который в обязательном порядке создается, если в обществе более 50 участников, и исполнительный орган (единоличный или коллективный). В компетенцию общего собрания акционеров входит решение вопросов: реорганизация и ликвидация общества; увеличение и уменьшение уставного капитала; образование исполнительного органа; утверждение годовых отчетов, бухгалтерских балансов, счета прибылей и убытков, распределение прибылей и убытков и др. Совет директоров осуществляет общее руководство деятельностью общества, за исключением тех, которые отнесены к исключительной компетенции общего собрания. Руководство текущей деятельностью АО осуществляется единолично или коллегиальным органом. Акционеры не отвечают по обязательствам общества и несут риск, связанный с их деятельностью, в пределах принадлежащих им акций.

17. Государственное и муниципальное унитарное предприятие. Казенное предприятие.

Особенность унитарных предприятий (УП) заключается в отсутствии права собственности на имущество. Унитарное предприятие-коммерческая организация, не наделенная правом собственности на имущество, закрепленное за ней собственником этого имущества. Унитарным государственное (муниципальное) предприятие считается еще и потому, что его имущество неделимо и не может быть распределено по вкладам, и между работниками предприятия. Унитарность характеризуется: созданием ЮЛ путем выделения собственником определенной имущественной массы, а не объединения собственности нескольких лиц; сохранением права собственности на имущество за учредителем; закреплением имущества за ЮЛ на ограниченном вещном праве; неделимостью имущества; отсутствием членства; единоличными органами управления. Цель деятельности УП-решение государственных задач на коммерческой основе. Правила ст. 113-115, 294-297 ГК РФ регулируют только правовое положение предприятий и не затрагивают права и обязанности работников. Права и обязанности работников определяются трудовым правом. Если УП с согласия собственника внесло вклад в хозяйственное общество, то получаемая прибыль не может распределяться между работниками предприятия, она становится имуществом этого предприятия в целом. Имущество, выделяемое унитарному предприятию при его создании, находится в государственной или муниципальной собственности и принадлежит ему на праве хозяйственного ведения или оперативного управления. Фирменное наименование УП должно содержать указание на собственника его имущества. В уставе должно быть четко указано, кому принадлежит имущество унитарного предприятия на праве собственности. УП отвечает по своим обязательствам всем своим имуществом и не несет ответственности по обязательствам собственника его имущества. Органом УП выступает руководитель, который назначается собственником или уполномоченным собственником органом и им подотчетен. В соответствии с ГК РФ унитарные предприятия могут создаваться только в форме государственных и муниципальных предприятий, основанных: на праве хозяйственного ведения (ГУПы и МУПы); либо на праве оперативного управления-федеральные казенные предприятия. Унитарные предприятия, основанные на праве хозяйственного ведения (ст. 114 ГК РФ), создаются по решению уполномоченного на то государственного органа или органа местного самоуправления. Учредительным документом унитарного предприятия считается его устав, утверждаемый министерством, ведомством или другим федеральным органом. Устав государственного и муниципального предприятия должен содержать, кроме обычных сведений, необходимых для любого ЮЛ, данные о предмете и целях его деятельности, а также о размере уставного фонда предприятия. Унитарное предприятие-единственная коммерческая организация, обладающая гражданскими правами и обязанностями, прямо связанными с той деятельностью, которая указана в уставе. Уставный фонд предприятия должен быть полностью оплачен собственником в течение трех месяцев с момента государственной регистрации. Унитарные предприятия, основанные на праве оперативного управления, — казенные предприятия (ст. 115 ГК РФ) образуются на базе имущества, находящегося в федеральной собственности, собственности субъектов РФ и муниципальной собственности. Учредительным документом казенного предприятия является устав, утвержденный правительством РФ, субъектом РФ или органом местного самоуправления.

Казенное предприятие не вправе распоряжаться движимым и недвижимым имуществом без специального на то разрешения со стороны собственника. Фирменное наименование предприятия, основанного на праве оперативного управления, должно содержать указание на то, что предприятие является казенным. РФ, субъект РФ или муниципальное образование несут субсидиарную ответственность по обязательствам казенного предприятия при недостаточности его имущества. Казенное предприятие может быть реорганизовано или ликвидировано по решению правительства РФ, субъекта РФ или органа местного самоуправления.

18. Виды некоммерческих организаций.

Некоммерческие организации отличаются от коммерческих целями своей деятельности.

Определение некоммерческих организаций дано в ст. 50 ГК РФ. Они рассматриваются как организации, не преследующие извлечение прибыли в качестве цели своей деятельности и не распределяющие полученную прибыль между участниками. Некоммерческая организация считается созданной как юридическое лицо с момента ее государственной регистрации в установленном законом порядке. В ГК РФ (ст. 116-121) предусмотрены следующие организационно-правовые формы некоммерческих организаций: 1.потребительские кооперативы;2.общественные и религиозные организации;3.фонды;

4.учреждения;5.объединения юридических лиц (ассоциации и союзы).Потребительским кооперативом признается добровольное объединение граждан и ЮЛ на основе членства с целью удовлетворения материальных и иных потребностей участников, осуществляемое путем объединения его членами имущественных паевых взносов. Наименование потребительского кооператива должно содержать указание на основную цель его деятельности, а также слово «кооператив» или слова «потребительский союз» либо «потребительское общество» (ст. 116 ГК РФ). Отличие потребительского кооператива от производственного заключается в том, что он не является коммерческой организацией, хотя при определенных условиях может иметь характерные для нее признаки.

Общественными и религиозными организациями (объединениями) признаются добровольные образования граждан, в установленном законом порядке объединившиеся на основе общности их интересов для удовлетворения духовных или иных нематериальных потребностей. Общественные и религиозные организации могут осуществлять предпринимательскую деятельность лишь для достижения целей, ради которых они созданы, и соответствующую этим целям. Такие объединения могут создаваться в одной из следующих организационно-правовых форм: общественная организация; общественное движение; общественный фонд; общественное учреждение; орган общественной самодеятельности. Общественные организации создаются по инициативе их учредителей — не менее трех физических лиц. В состав учредителей наряду с физическими лицами могут входить юридические лица — общественные объединения. Фондом признается не имеющая членства некоммерческая организация, учрежденная гражданами и (или) юридическими лицами на основе добровольных имущественных взносов и преследующая социальные, благотворительные, культурные, образовательные или иные общественно полезные цели (ст. 118-119 ГК РФ). Имущество, переданное фонду его учредителями, считается собственностью фонда. Учредители не отвечают по обязательствам фонда. Фонд вправе создавать хозяйственные общества или участвовать в них. Учреждение — это организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных и иных функций некоммерческого характера и финансируемая им полностью или частично (ст. 120 ГК РФ). Учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. Учреждение полностью или частично финансируется собственником. Имущество учреждения закрепляется за ним на праве оперативного управления. Объединения юридических лиц — это ассоциации и союзы, которые создаются в целях:

координации предпринимательской деятельности коммерческих организаций; защиты общих имущественных интересов коммерческих организаций; координации защиты интересов. Учредительными документами ассоциаций (союзов) являются учредительный договор, подписанный ее членами, и утвержденный ими устав. Члены ассоциаций (союзов) сохраняют свою самостоятельность и право юридического лица (ст. 121-123 ГК РФ).

19. Несостоятельность (банкротство) юридических лиц.

Понятие «банкротство» определено ст. 2 ФЗ от 2002 г. №127«О несостоятельности (банкротстве)»: «несостоятельность (банкротство) - признанная арбитражным судом неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей. В соответствии со ст. 65 ГК РФ: «Признание ЮЛ банкротом судом влечет его ликвидацию». Основания признания судом ЮЛ несостоятельным (банкротом), порядок ликвидации такого ЮЛ, и очередность удовлетворения требований кредиторов устанавливается №127-ФЗ. Закон №127-ФЗ регулирует порядок, и условия осуществления мер по предупреждению несостоятельности (банкротства), порядок и условия проведения процедур банкротства и иные отношения, возникающие при неспособности должника удовлетворить в полном объеме требования кредиторов. Согласно п. 2 ст. 1 №127-ФЗ действие его распространяется на все ЮЛ, за исключением: казенных предприятий; учреждений; политических партий; религиозных организаций. Казенное предприятие не может быть ликвидировано вследствие несостоятельности (банкротства), так как при недостатке имущества предприятия по обязательствам субсидиарную ответственность несет собственник имущества (РФ, субъект РФ или муниципальное образование). К признакам несостоятельности (банкротства) ЮЛ относятся:1) неспособность удовлетворения требований кредиторов по денежным обязательствам; 2)неспособность исполнения обязанности по уплате обязательных платежей (налогов, сборов); 3)обязательства и обязанность не исполнены юридическим лицом в течение 3 месяцев с даты, когда они должны были быть исполнены. ЮЛ совместно с кредиторами может подать решение об объявлении своего банкротства и о добровольной ликвидации. Если после принятия решения о ликвидации ЮЛ обнаружен недостаток стоимости имущества для удовлетворения требований кредиторов, то ликвидационная комиссия обязана обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании должника банкротом. Заявление о признании должника банкротом в арбитражный суд подается собственником имущества должника, учредителем (участником) должника или руководителем должника после принятия решения о ликвидации ЮЛ и до создания ликвидационной комиссии.

К неплатежеспособному ЮЛ применяются процедуры несостоятельности (банкротства) и комплекс мер по предупреждению банкротства и восстановлению платежеспособности ЮЛ. При применении процедур банкротства:1) все дела должника передаются введение специально назначаемого лица (арбитражного управляющего); 2)активы ЮЛ объединяются в единое целое; 3) формируется собрание кредиторов; 4) прекращается индивидуальное удовлетворение требований кредиторов; 5) всем кредиторам предоставляется равные условия удовлетворения их требований в соответствии с установленными законом очередностью и принципами.

20. РФ, субъекты РФ и муниципальные образования как субъекты гражданского права.

В качестве участника отношений, формирующихся в сфере гражданского оборота, вправе выступать и государство. Согласно п. 1 ст. 124 ГК РФ в качестве субъектов гражданских правоотношений могут выступать РФ, субъекты РФ и муниципальные образования. Названным субъектам присущи признаки: организационное единство, наличие обособленного имущества, самостоятельная имущественная ответственность, право от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и неимущественные права, нести обязанности, быть истцами и ответчиками в суде. РФ, ее субъекты и муниципальные образования выступают в гражданских отношениях не только самостоятельно, но и на равных началах с физическими и ЮЛ, не пользуясь в гражданских правоотношениях привилегиями, основанными на властных полномочиях. Все названные субъекты-особые участники гражданских правоотношений. Их особые качества проистекают от объединения в одной структуре и политической организации, облеченной властными полномочиями. Участие РФ, субъектов РФ в гражданских правоотношениях осуществляется через органы государственной власти, участие муниципальных образований-через органы местного самоуправления. Названные органы действуют в рамках компетенции, установленной актами, определяющими их статус (ст. 125 ГК РФ). Возможен и иной механизм участия государства в гражданских правоотношениях. Согласно п.3 ст.125 ГК РФ в ФЗ, указах Президента, постановлениях Правительства, нормативных актах субъектов РФ и муниципальных образований могут быть предусмотрены случаи, когда по их специальному поручению от их имени выступают государственные органы, органы местного самоуправления, а также юридические лица и граждане. В таких ситуациях приобретение государством гражданских прав и осуществление им гражданских обязанностей происходит опосредованно. Что касается ответственности по обязательствам РФ, субъекта РФ, муниципального образования, то имущественная обособленность РФ, государственных и муниципальных образований влечет за собой их самостоятельную имущественную ответственность по своим обязательствам (ст. 126 ГК РФ). Названные субъекты несут ответственность только по своим обязательствам, т.е. по обязательствам, в которых являются стороной. Затем, они отвечают имуществом, принадлежащим им на праве собственности. Согласно ГК РФ имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности, делится на две части. Одна его часть закрепляется на праве хозяйственного ведения или оперативного управления за государственными или муниципальными предприятиями или учреждениями, созданными РФ, ее субъектами и муниципальными образованиями; другая часть имущества составляет соответственно казну РФ, казну субъекта РФ либо муниципальную казну муниципального образования.

Разграничение ответственности производится и между РФ, субъектами РФ и муниципальными образованиями. РФ не отвечает по обязательствам государственных и муниципальных образований, а последние не отвечают по обязательствам РФ. Правило об их раздельной ответственности не применяется, если РФ приняла на себя гарантию (поручительство) по обязательствам субъекта РФ, муниципального образования или ЮЛ либо указанные субъекты приняли на себя гарантию (поручительство) по обязательствам РФ. Коммерческая, иная частно-правовая деятельность государства с участием иностранных ЮЛ, граждан и государств регулируется нормами международного частного права и международного гражданского процесса. Российское государство в отношении совершаемых им сделок может быть подчинено иностранному закону или иностранному суду только при условии, если прямо выразит на то свое согласие; предъявление иска к государству, обеспечение иска, обращение взыскания на имущество государства может быть допущено лишь с согласия компетентных органов РФ.

Наши рекомендации