Понятие и структура криминалистической версии
Основой планирования расследования преступлений являются криминалистические версии.
Начало разработки учения о криминалистической версии и планировании судебного исследования относится к двадцатым годам и связано с работами В.И. Громова. Изданная в 1925 г. под редакцией и с предисловием Н.В. Крыленко его работа «Дознание и предварительное следствие (теория и техника расследования преступлений)» содержала первые в советской литературе рекомендации по планированию расследования и построению умозаключений при работе с доказательствами.
Криминалистическая версия - это основанное на фактических данных предположение о сущности или отдельных обстоятельствах события, имеющего признаки преступления, принятое к проверке следователем либо иным уполномоченным на то лицом при решении вопроса о возбуждении уголовного дела, расследовании или судебном разбирательстве по делу. С позиций логики версия - это разновидность гипотезы, представляющей собой форму мышления, с помощью которой осуществляется переход от вероятного знания к достоверному.[2]
Криминалистическую версиюможно определить следующим образом - это логически построенное и основанное на фактических данных обоснованное предположительное умозаключение следователя (других субъектов познавательной деятельности по уголовному делу) о сути исследуемого деяния, отдельных его обстоятельствах и деталях и их связи между собой, требующее соответствующей проверки и направленное на выяснение истины по делу.[3]
Она представляет собой специфическую разновидность гипотезы и характеризуется рядом определенных признаков и свойств, к числу которых относятся следующие:
а) использование в такой области общественной жизни, как расследование преступлений;
б) формируется и проверяется субъектами раскрытия и расследования преступлений методами, предусмотренными действующим уголовно-процессуальным законодательством;
в) должна быть обоснованной (базироваться на известных фактах), реальной и конкретной.
В структуре криминалистической версии выделяют следующие элементы:
- фактическое основание - информация, полученная в ходе анализа и оценки следственной ситуации;
- теоретическая база - данные науки или опытные положения, которые используются при построении версии;
- содержание (формула) версии - предположительное суждение, объясняющее сущность или отдельные обстоятельства события преступления.
Классификация криминалистических версий осуществляется по нескольким основаниям.
1) По субъекту выдвижения криминалистические версии разделяются на следственные, оперативно-розыскные, экспертные, судебные.
Различные предположения могут высказываться подозреваемыми, обвиняемыми, подсудимыми, защитниками, потерпевшими, гражданскими истцами и ответчиками. Высказанные ими вероятные суждения приобретают значение криминалистических версий лишь тогда, когда принимаются к проверке субъектами выдвижения версии.
2) По объему объясняемых фактов криминалистические версии подразделяют на общие и частные. Общие криминалистические версии объясняют сущность и содержание всего расследуемого события, а частные версии объясняют только отдельные его обстоятельства (элементы) - место, время совершения преступления, субъект, способ преступления и др.
3) По степени определенности различают криминалистические версии: типичные и конкретные. Под типичной версией понимается наиболее характерное для данной ситуации предположительное объяснение отдельных фактов или события в целом. Они выдвигаются, как правило, на первоначальном этапе расследования в условиях недостаточности исходных данных. В ходе дальнейшего расследования подтверждающаяся типичная версия детализируется, и на ее основе строятся конкретные версии применительно к конкретному расследуемому событию и его элементам. Таким образом, типичные версии строятся на теоретической основе, на базе предшествующего опыта расследования, а конкретные - на фактической базе.
4) По степени вероятности выделяются наиболее вероятные и
маловероятные криминалистические версии. Независимо от степени вероятности и те, и другие версии должны проверяться параллельно. Следственной практике известны случаи, когда именно проверка маловероятных версий способствовала раскрытию преступления.
5) По времени построения криминалистические версии подразделяются на первоначальные и последующие. Такое деление версий на виды обусловлено этапом расследования, на котором они выдвигаются и проверяются.
6) По отношению к предмету доказывания различают обвинительные и оправдательные вереи и (контрверсии).
Субъекты выдвижения версий
В процессе расследования и судебного следствия криминалистические версии могут выдвигаться следователем, работниками оперативно-розыскных органов, экспертом и судом.
В связи с этим по субъектам выдвижения различаются:
· следственные;
· оперативно-розыскные;
· экспертные и судебные версии.
Следственные версии формулируются лишь применительно к фактам, обстоятельствам, их связям между собой, их совокупностям, лежащим в области предварительного расследования преступлений. Данная версии формулируются и проверяются лишь профессиональными участниками уголовно-процессуального исследования преступлений, в нашем случае — осуществляющими уголовное преследование: дознавателем, следователем, прокурором[4]. Проверка таких гипотез осуществляется посредством направленной на то информационно-познавательной деятельности, осуществляемой в рамках правоотношений и институтов, установленных уголовно-процессуальной формой таковой деятельности для этих ее субъектов, и средствами, либо прямо предусмотренными, либо не противоречащими действующему уголовно-процессуальному законодательству.
Таким образом, следственная версия есть обоснованное предположение субъекта уголовного преследования (дознавателя, следователя, прокурора) о сути и значении отдельных фактов, обстоятельств, их связях между собой и совокупностях, лежащих в области и пределах уголовно-процессуального исследования преступлений, формулируемое в целях объективизации и оптимизации достижения результатов последнего и проверяемое в рамках уголовного судопроизводства.
Из многочисленных оснований весьма различных классификаций следственных версий, на наш взгляд, наибольшую как теоретическую, так и практическую значимость имеют те, которые проводятся по субъекту, объему степени определенности, отношению к предмету доказывания (их рассмотрение, думаем мы, может глубже понять и само содержание криминалистических версий).
Оперативно-розыскные версии выдвигает оперативный работник, проводящий по поручению следователя проверку тех или иных обстоятельств по уголовному делу, находящемуся в производстве следователя. Оперативно-розыскные версии могут быть только частными.
Экспертная версия - это предположение эксперта, принятое им к проверке при производстве экспертного исследования. Она может быть только частной.
Наконец, судебная версия - это предположение суда, принятое им к проверке при рассмотрении дела. Суд получает дело, в котором сформулирована только одна общая версия - та, которая осталась в итоге расследования, после того, как все остальные версии, проверявшиеся по делу, отпали. Это так называемая «версия обвинения», сформулированная в обвинительном заключении[5]. Суд обязан тщательно проверить эту версию, выдвинув контрверсию, а по каждой из частных версий - соответствующие частные контрверсии («имело место не кража, а другое преступление»; «преступление совершил не обвиняемый Н., а другое лицо»). Практически это значит, что каждое доказательство, представленное суду, подвергается тщательной проверке.