Тема 4. Личность преступника

Вопросы, выносимые на занятие:

1. Понятие личности преступника и соотношение со смежными понятиями (подозреваемый, обвиняемый, подсудимый, осужденный).

2. Структура и основные признаки личности преступника.

3. Классификация и типология личности преступника.

4. Практическое значение изучения личности преступника в деятельности сотрудников правоохранительных органов.

5. Практическое значение криминологического анализа личности преступника.

Методические рекомендации

Изучая данную тему, необходимо, прежде всего, разобраться в содержании социальной сущности лица, совершившего преступление, выраженной в совокупности свойств и признаков, характеризующих это лицо в различных его проявлениях и обусловливающих его пре­ступное поведение. Важно правильно представлять себе соотношение понятий: "лицо, совершившее преступление", "субъект преступле­ния", "обвиняемый" и др. Важно также разобраться во временных рамках рассматриваемого понятия, которое применимо лишь к лицу, признанному судом виновным в совершении преступления, хотя со­вокупность свойств и признаков, образующих данное понятие, фор­мируется и существует до преступления, обусловливая его соверше­ние.

Весьма важным является вопрос о соотношении и взаимодей­ствии социального и биологического в структуре личности субъектов, совершивших преступления. Правильное его решение состоит в том, что преступление, будучи формой социального поведения, оценивае­мого правовой нормой, обусловлено социальными свойствами лично­сти, которые, однако, не изолированы от биологических особенностей человека, а находятся с ними в определенном взаимодействии.

Изучение лиц, совершивших преступления, предполагает уровневый подход: выделение общего, преимущественно теоретиче­ского по своему содержанию понятия; затем группового понятия, ха­рактеризующего различные категории преступников - корыстных, насильственных, несовершеннолетних, рецидивистов, по виду пре­ступления - убийц, насильников, хулиганов, воров, взяточников и т.д. И, наконец, на уровне отдельной личности - конкретного человека, совершившего преступление. Каждый из этих уровней изучения лич­ности имеет определенное научное и практическое значение, о кото­ром надо знать, чтобы уметь использовать в своей будущей профес­сиональной деятельности.

Практическое задание № 1

Ниже приведены некоторые признаки и особенности человека. Определите, какие из них характеризуют индивида как личность:

общительность, трудолюбие, плохое зрение, замкнутость, ста­рательность, слабая сообразительность, аккуратность, быстрая реак­ция на внешние обстоятельства, высокая эмоциональная возбуди­мость, физическое уродство, упрямство, правдивость, неуверенность в себе, целеустремленность, равнодушие, рассеянность, мнительность, музыкальная одаренность, невыразительность речи, эгоизм, конфор­мизм, зависть.

Какие из перечисленных признаков могут детерминировать антиобщественное поведение, а какие являются криминологически нейтральными?

Практическое задание № 2

Определите, какие из перечисленных психофизиологических особенностей преступников относятся к числу факторов, детермини­рующих преступность, какие служат благоприятным фоном антиоб­щественного поведения, а какие являются криминологически ней­тральными:

а) унаследованные или приобретенные физические или психи­ческие дефекты;

б) физические травмы, полученные в результате несчастного случая или заболевания;

в) врожденные или приобретенные психические нарушения (слабоумие, психопатия);

г) умственные и психосоматические расстройства (психозы, психоневрозы);

д) патологии, связанные с половыми извращениями, алкого­лизмом, наркоманией;

е) низкий интеллектуальный уровень, умственная ограничен­ность, невежество, наивность;

ж) гормональные аномалии, связанные с повышенной сексу­альностью, импотенцией, и т.п.

Практическое задание № 3

Ознакомьтесь с нижеприведенной справкой по делу М. и от­ветьте на поставленные в конце текста вопросы.

М., 35 лет. Родителей потерял в малолетнем возрасте, воспи­тывался в детском доме. По специальности - квалифицированный столяр с 10-летним стажем работы, образование - 6 классов общеоб­разовательной школы, женат, имеет 8-летнего сына. Проживал с семьей в отдельной двухкомнатной квартире. Заработок - средний. Ранее был условно осужден за подделку больничных листов, затем за хулиганство - к лишению свободы. Хулиганство совершил при сле­дующих обстоятельствах. Во время выпивки на квартире своего при­ятеля М. допустил непристойное высказывание в отношении жены последнего. В ответ на замечание приятеля М. неожиданно ударил его бутылкой по голове, избил жену и сына, разбил окно в их квартире, нарушил покой соседей, одного из них беспричинно ударил, "чтобы сорвать злость", как впоследствии пояснил сам М. на суде. После от­бытия наказания возвратился к семье, был трудоустроен на ту же ме­бельную фабрику, где работал до осуждения. По работе характеризу­ется в целом положительно, однако отмечены выпивки в рабочее вре­мя, факты использования оборудования предприятия в корыстных целях. По истечении десяти месяцев со времени освобождения из ко­лонии совершил кражу, один раз привлекался к ответственности за мелкое хулиганство. Кражу совершил при следующих обстоятельст­вах.:

Около 22 часов, находясь в нетрезвом состоянии, М. возвра­щался домой. Проходя мимо соседнего дома, заметил на подоконнике дамскую сумочку, ударом кулака разбил окно и украл находившийся в сумочке кошелек. Преступление совершил без какой-либо подго­товки. В частности, находился ли кто-нибудь в доме в момент кражи, не интересовался. Похищенные деньги израсходовал с приятелями на выпивки. Виновным себя признал и неоднократно выражал сожаление о случившемся. Добровольно возместил ущерб.

По отзывам сотрудников колонии (по месту отбывания по­следнего наказания), М. встал на путь исправления, добросовестно трудился, освоил профессию пилорамщика, сторонился осужденных, которые характеризуются отрицательно. С момента прибытия в коло­нию имел одно нарушение, выразившееся в том, что затеял ссору и драку с другим осужденным, который насмешливо отозвался об об­стоятельствах, повлекших осуждение М.

В культурно-воспитательных мероприятиях участвует неохот­но. Пассивен во всем, кроме работы на производстве. Книг не читает. Изредка просматривает газеты, интересуется главным образом спор­тивными новостями

При опросе научным сотрудником выяснилось, что М. школу бросил потому, что "не давалось учение и хотелось скорее начать за­рабатывать себе на жизнь". Оставался на второй год в 5-м классе. Объясняя свое нежелание продолжать учебу в настоящее время, М. заявил, что, конечно, неплохо было бы получить хотя бы неполное среднее образование, но "уже поздно, да и забыл все". В беседе не мог назвать ни одного произведения А.С.Пушкина, Л.Н.Толстого, не зна­ет, кто такие И.Е.Репин, П.И.Чайковский. В театре был один раз в жизни в школьные годы, какой смотрел спектакль и в каком театре, не помнит. В возрасте 16-18 лет занимался в волейбольной секции, имел второй спортивный разряд. Других выраженных увлечений позитив­ного характера не выявлено. Социальной активностью не отличался.

Планы на будущее сводятся к тому, чтобы "освободиться и жить с семьей". Когда в ходе беседы разговор зашел о семье, М. за­метно заволновался, на глазах у него появились слезы.

На вопрос о том, что привело его к неоднократному соверше­нию преступлений. М. ответил: "Сам виноват. Дурость своя да вод­ка".

1. Укажите основные социальные роли М.

2. Дайте обобщенную оценку такого элемента структуры личности М., как социальные роли и статусы.

3. Опишите раздельно интеллектуальные, эмоциональные и волевые свойства личности М.

4. Охарактеризуйте культурный уровень М.

5. Дайте обобщенную нравственно-психологическую характе­ристику личности М.

6. Можно ли, судя по приведенным данным, говорить о том, что личности М. присуща устойчивая антисоциальная ориентация корыстного характера (корыстная установка)?

7. Можно ли отнести М. к числу опасных преступников, в по­ведении которых наблюдаются элементы преступного профессиона­лизма?

Практическое задание № 4

В целях изучения криминологической классификации пре­ступников ознакомьтесь с нижеперечисленными справками по уго­ловным делам и определите в каждом случае тип преступника в соот­ветствии с классификацией, принятой в криминологии.

1. Р., 48 лет, по специальности шофер, образование среднее, женат, имеет двоих детей, ранее судим за нарушение правил дорож­ного движения и эксплуатации транспортных средств, приговорен к пяти годам лишения свободы. Преступление совершил в результате грубого нарушения Правил дорожного движения (наезд со смертель­ным исходом при обгоне транспортного средства на участке автомо­бильной трассы, где обгон запрещен). Потерпевшему оказал первую доврачебную помощь, а затем доставил его в больницу. На следствии и в суде чистосердечно раскаялся в совершенном преступлении. Во время отбывания наказания в колонии оказывал материальную по­мощь сыну погибшего, обучавшемуся в институте. Характеристика из колонии положительная. После отбытия наказания (освобожден ус­ловно-досрочно как доказавший свое исправление примерным пове­дением и честным отношением к труду) возвратился в семью, на прежнее место жительства и работы. Характеризуется по работе по­ложительно. Во второй раз привлечен к уголовной ответственности за причинение смерти по неосторожности, которое совершил при сле­дующих обстоятельствах: домой возвратился раньше обычного и за­стал в квартире жену с ее сослуживцем Ф. за распитием спиртных напитков Снял со стены заряженное охотничье ружье, взвел курки и. держа ружье в руках, предложил последнему уйти. Открывая дверь, ударил ее прикладом, в результате чего произошел выстрел и Ф. по­лучил смертельное ранение.

2. Л., 32 лет, ранее судимый за хулиганство и мелкое хищение, женат, работает разнорабочим в строительной организации. Характе­ризуется отрицательно: опаздывает на работу, употребляет спиртные напитки в рабочее время, оказывает отрицательное влияние на моло­дых рабочих. По месту жительства характеризуется отрицательно:пьяница, воспитанием детей не занимается, свободное время прово­дит у пивной палатки в компании подобных ему лиц, злоупотреб­ляющих спиртными напитками. Состоит на учете в психоневрологи­ческом диспансере как хронический алкоголик.

По характеру общительный, вспыльчивый, безвольный, зави­стливый. В характеристике из колонии, где Л. отбывал наказание, указывается, что он не встал на путь исправления, систематически нарушал режим, работал плохо, книг и газет не читал. Преступление совершил при следующих обстоятельствах.

Л. вместе с приятелями распивал спиртные напитки. После то­го как все было выпито, приятели предложили ему сходить в магазин и купить еще спиртного. Л. идти в магазин отказался. В ответ на на­стойчивые требования вспылил и ударил одного из приятелей бутыл­кой по голове, отчего тот, не приходя в сознание, скончался.

3. П., 27 лет, женат, имеет двоих детей, по специальности электрик 4-го разряда, работает на мебельной фабрике. По работе ха­рактеризуется в основном положительно, учится в среднем специаль­ном учебном заведении.

После сдачи экзаменов однокурсники пригласили его "отметить" переход на третий курс. Согласившись с предложением товарищей, П. выпил около ста граммов водки.

Принимавший участие в выпивке С, приятель П., опьянел и П., поскольку он был относительно трезвым, было поручено доста­вить С. домой. Доведя пьяного С. до дома, П. ключом, который взял из его кармана, открыл дверь квартиры, раздел его, положил на кро­вать и, воспользовавшись тем, что дома никого не было, похитил из шкафа мужской костюм и деньги, которые нашел там же. Украденный костюм П. продал.

4. Д., 32 лет, по специальности шофер, образование среднее, ранее не судимый. По работе характеризуется положительно, много читает, посещает спортивные мероприятия, увлекается разведением певчих птиц. По характеру вспыльчивый, малоразговорчивый, спирт­ные напитки употребляет редко.

В день совершения преступления у Д имелись билеты на фи­нальный футбольный матч, где играла команда, болельщиком которой он являлся. Около 12 часов дня Д. позвонили с работы и попросили его заменить неожиданно заболевшего шофера. Д. согласился, но предупредил, что у него имеется билет на футбол и в 17 часов он за­кончит работу, поскольку матч состоится в 19 часов 30 минут.

В 15 час. 40 мин. на маршруте случилась поломка в двигателе автобуса. Вызвав по телефону машину технической помощи для бук­сировки неисправного автобуса в парк, Д. ожидал прибытия машины до 20 часов. Вернувшись в гараж, Д. узнал, что "его" команда проиг­рала, расстроился, высказал претензии относительно плохой органи­зации работы автопарка.

Находясь в возбужденном состоянии, около 22 часов Д. воз­вращался домой и во дворе увидел на скамейке двух подростков в возрасте 16-17 лет, один из которых играл на гитаре, а другой пел. Подойдя к подросткам, Д. в грубой форме предложил им уйти в дру­гое место, на что один из подростков сказал: "Иди и воспитывай сво­их детей". В ответ на это Д. поднял с земли палку и избил обоих под­ростков, причинив тяжкий вред здоровью одного из них.

В совершенном преступлении Д. раскаялся, выражая сожале­ние о случившемся, до заключения под стражу оказывал материаль­ную помощь матери потерпевшего.

5. Е., 27 лет, холост. Проживает с родителями в отдельной квартире. Образование среднетехническое. Работает техником-смотрителем в РЭУ. Характеристика с места работы положительная. Однако в подъезде, где живет, неоднократно устраивал скандалы, на­ходясь в нетрезвом состоянии. Дважды привлекался к администра­тивной ответственности за мелкое хулиганство. Привлечен к уголов­ной ответственности за умышленное причинение легкого вреда здо­ровью.

Преступление совершил при следующих обстоятельствах. Поздно вечером в состоянии легкого алкогольного опьянения возвра­щался домой от приятеля, которому помогал оборудовать квартиру. Перед тем как войти в подъезд, присел на скамейку и задремал. В это время из окна второго этажа кто-то выбросил зажженную сигарету, которая попала ему за воротник. Установив по открытому окну ме­стонахождение квартиры, он подошел к двери и постучал, предвари­тельно сняв с ноги ботинок. Дверь открыла соседка, с которой Е. час­то скандалил. Дважды ударив ее по лицу ботинком, Е. молча обулся и ушел к себе домой.

6. М., 33 лет, женат второй раз, проживает в квартире жены. От первого брака имеет 8-летнего сына. Образование 5 классов, по специальности слесарь. Воспитывался без родителей. Дважды отбы­вал наказание в местах лишения свободы за злостное хулиганство. Состоит на учете в психоневрологическом диспансере как хрониче­ский алкоголик. Последнее преступление - убийство - совершил при следующих обстоятельствах.

В день зарплаты М. пришел домой с друзьями и устроил пьян­ку. После ухода друзей допил остатки спиртного и лег спать. Остав­шиеся от зарплаты деньги жена спрятала. Проснувшись утром и не обнаружив их на месте, стал требовать у нее деньги на выпивку. По­лучив категорический отказ, пришел в ярость, схватил попавшийся под руку утюг и бросил его в жену, сидевшую на диване. Острым уг­лом утюг попал в висок потерпевшей, отчего она скончалась. После происшедшего М. оделся, собрал винную посуду, сдал ее и приобрел бутылку водки. По возвращении домой в состоянии сильного опьяне­ния расчленил труп жены, сложил в чемодан и вышел из дома, но на улице был задержан милицией.

Л И Т Е Р А Т У Р А

Основная:

1. Аванесов Г.А., Иншаков С.М., Лебедев С.Я., Эриашвили Н.Д. Криминология: Учебник / Под ред. Г.А. Аванесова. - 4-е изд., перераб. и доп. М., ЮНИТИ -ДАНА. 2006.

2. Криминология: Учебник / Под ред. В.Д. Малкова. - М.: ЮСТИЦИН ФОРМ. 2006.

3. Криминология: Учебник / Под ред. акад. В.Н. Кудрявцева и проф. В.Е. Эминова. - 3-е изд., перераб. и доп. М., 2005.

4. Криминология: Учебник / Под ред. проф. А.И. Долговой. - 3-е изд., перераб. и доп. М., 2005.

5. Криминология: Учебник / Под ред. С.Я. Лебедева и М.А. Кочубей. М., ЮНИТИ -ДАНА. 2007.

Дополнительная:

1. Абельцев С.Н. Личность преступника и проблемы криминального насилия. М., 2000.

2. Антонян Ю.М. Криминология. Избранные лекции. М., 2004.

3. Антонян Ю.М., Еникеев М.И., Эминов В.Е. Психология преступника и расследование преступлений. М., 1996.

4. Бурлаков В.Н. Личность преступника как объект профилактической деятельности органов внутренних дел. СПб., 1995.

5. Кириллов С.И. Личность преступника (проблемы типологии). Учебное пособие. Курск, 1998.

6. Костенко А.Н. Криминальный произвол: социопсихология воли и сознания преступника. Киев, 1990.

7. Ломброзо Ч. Преступление. Новейшие успехи науки о преступнике. Анархисты. М., 2004.

8. Овчинский В.С. Криминология и биотехнологии. М., 2005.

9. Тард Г. Преступник и преступление. Сравнительная преступность. Преступления толпы. М., 2004.

10. Тарасов Н.В. Криминологическая характеристика сотрудников милиции, совершающих преступления. М., 2000.

11. Ферри Э. Уголовная социология. М., 2005.

12. Чучаев А.И. Личность преступника и вопросы наказания. М., 1990.

Контрольные вопросы для самоподготовки:

1. Каковы основные признаки криминологического понятия личности преступника?

2. В чем заключаются особенности преступного поведения?

3. Каково соотношение понятий личности преступника и понятий субъекта преступления, обвиняемого, осужденного?

4. Назовите признаки структуры личности преступника.

5. Назовите, какие особенности личности играют основную роль в детерминации преступного поведения.

6. Как следует рассматривать соотношение биологического и социального в формировании личности преступника?

7. Дайте характеристику основных типов личности преступника в зависимости от степени антиобщественной направленности.

8. В чем заключается практическое назначение типологии личности преступников?

9. Назовите основные методы сбора информации о личности преступника в деятельности органов внутренних дел.

10. Назовите основные источники информации о личности преступника.

Наши рекомендации