Прекращение арбитражного разбирательства
1. После того, как состав арбитража сочтет, что все обстоятельства, связанные со спором, достаточно выяснены, он объявляет устное слушание дела законченным и приступает к вынесению решения.
2.Решение принимается большинством голосов состава арбитража. Если решение не может быть принято большинством голосов, оно принимается председателем состава арбитража. Арбитр, не согласный с принятым решением, может изложить в письменном виде свое особое мнение, которое приобщается к решению.
3.Состав арбитража может выносить отдельные арбитражные решения по отдельным вопросам или части требований.
4.Если в ходе арбитражного разбирательства стороны урегулируют спор, то разбирательство прекращается. По просьбе сторон состав арбитража может зафиксировать это урегулирование в виде арбитражного решения на согласованных условиях.
5. Исполнение решенияРешение МКАС является окончательным и обязательным с даты его вынесения. Решение МКАС исполняется сторонами добровольно в установленный в решении срок. Если срок исполнения в решении не указан, оно подлежит немедленному исполнению. Решение, не исполненное добровольно в указанный срок, приводится в исполнение в соответствии с законом и международными договорами.
- МКАС при ТПП.
Международный коммерческий арбитражный суд при Торгово-промышленной палате Российской Федерации (сокращенно - МКАС при ТПП РФ или МКАС) - негосударственный орган по разрешению внешнеэкономических споров, преемник образованной в 1932 году Внешнеторговой арбитражной комиссии при Всесоюзной торговой палате.
Закон РФ «О международном коммерческом арбитраже» - основной законодательный акт, регулирующий порядок рассмотрения международных коммерческих споров в России, который был разработан на основе Типового закона, принятого в 1985 г. Комиссией ООН по праву международной торговли (ЮНСИТРАЛ), и одобрен Генеральной Ассамблеей ООН. Следует учитывать, что правила Федерального закона 2002 г. «О третейских судах в Российской Федерации» не распространяются на международный коммерческий арбитраж, в т.ч. и на разбирательство споров в МКАС.
В соответствии с п. 2 Положения о МКАС (приложение 1 к Закону РФ от 7 июля 1993 г. «О международном коммерческом арбитраже»), п. 1 § 2 Регламента МКАС, на рассмотрение МКАС могут по соглашению сторон передаваться:
· споры из договорных и иных гражданско-правовых отношений, возникающие при осуществлении внешнеторговых и иных видов международных экономических связей, если коммерческое предприятие хотя бы одной из сторон спора находится за границей, а также
· споры предприятий с иностранными инвестициями и международных объединений и организаций, созданных на территории Российской Федерации, между собой, споры между их участниками, а равно их споры с другими субъектами права Российской Федерации.
Положением о МКАС и Регламентом МКАС установлен перечень гражданско-правовых отношений, споры из которых могут быть переданы на рассмотрение МКАС. Этот перечень не исчерпывающий. В него включены, в частности, отношения по купле-продаже (поставке) товаров, выполнению работ, оказанию услуг, обмену товарами и (или) услугами, перевозке грузов и пассажиров, торговому представительству и посредничеству, аренде (лизингу), научно-техническому обмену, обмену другими результатами творческой деятельности, сооружению промышленных и иных объектов, лицензионным операциям, инвестициям, кредитно-расчетным операциям, страхованию, совместному предпринимательству и другим формам промышленной и предпринимательской кооперации.
МКАС принимает к своему рассмотрению и споры, подлежащие его юрисдикции в силу международных договоров Российской Федерации.
Вместе с тем Закон «О международном коммерческом арбитраже» (далее - Закон о МКА) не затрагивает действия какого-либо другого закона Российской Федерации, в силу которого определенные споры не могут передаваться в арбитраж или могут быть переданы в арбитраж только в соответствии с положениями иными, нежели те, которые содержатся в указанном Законе.
Иск подается в МКАС при наличии уплаченного регистрационного сбора, который в соответствии с Приложением к Регламенту МКАС при ТПП РФ, введенным в действие с 1 марта 2006 г., составляет 1000 долларов США или 30 000 российских рублей.
До уплаты регистрационного сбора иск считается не поданным.
В соответствии с § 15 Регламента все документы должны быть представлены в МКАС в пяти экземплярах, а в случаях рассмотрения спора единоличным арбитром - в трех экземплярах.
Вышеупомянутые документы, как правило, представляются на языке контракта или на языке, на котором стороны вели между собой переписку, или на русском языке. Письменные доказательства представляются на языке оригинала.
Согласно § 9 Регламента МКАС исковое заявление должно содержать:
а) наименование и почтовые адреса, номера телефонов, факсов и адреса электронной почты сторон;
б) требования истца;
в) обоснование компетенции МКАС;
г) изложение фактических обстоятельств, на которых основаны исковые требования;
д) подтверждающие эти обстоятельства доказательства;
е) обоснование исковых требований с учетом применимых норм права;
ж) цена иска;
з) расчет суммы каждого требования;
и) перечень документов, прилагаемых к исковому заявлению.
Исковое заявление подписывается полномочным лицом с документальным подтверждением его полномочий. Относительно оформления исковых материалов. Рекомендуем нумеровать прилагаемые к исковому заявлению материалы и составлять их опись. Исковое заявление (отзыв, пояснение) просим набирать шрифтом не менее 12. Если объем документов значителен, то рекомендуем проделать отверстия на левых полях листа двухточечным дыроколом и отделить каждый комплект документов.
- Признание и принудительное исполнение решений МКА.
В современном МЧП признание и исполнение иностранного арбитражного решения возможны по двум основаниям: в силу прямого указания внутригосударственного права и в силу международного договора. В последнем случае основополагающее значение имеют нормы Нью-Йоркской конвенции 1958 г., целиком посвященной указанной проблеме.
В соответствии с п. 1 ст. I Конвенции она применяется к арбитражным решениям, вынесенным "на территории государства иного, чем то государство, где испрашивается признание и приведение в исполнение таких решений, по спорам, сторонами в которых могут быть как физические, так и юридические лица". Кроме того, Конвенций применяется к арбитражным решениям, "которые не считаются внутренними решениями в том государстве, где испрашивается их признание и приведение в исполнение". Важно также отметить, что действие рассматриваемого международно-правового акта распространяется. На решения как изолированных, так и институционных арбитражных органов (п. 2 ст. I).
По общему смыслу Конвенции для исполнения в соответствии с ней арбитражного решения не требуется, чтобы обе стороны спора имели национальность ев государства-члена или являлись субъектами права различных стран.
В соответствии с п. 1 ст. II Конвенции каждое договаривающееся государство признает письменное соглашение, по которому стороны обязуются передавать в арбитраж все или какие-либо споры, возникшие или могущие возникнуть между ними в связи с каким-либо договорным или иным правоотношением, объект которого может быте предметом арбитражного разбирательства. При этом термин “письменное соглашение” охватывает как арбитражную оговорку в контракте, так и арбитражное соглашение, подписанное сторонами или содержащееся в обмен письмами или телеграммами (п. 2 ст. II).
Каждое государство — участник Конвенции признает арбитражные решения как обязательные и приводит их в исполнение в соответствии с процессуальными не нормами той территории, где испрашивается признание и приведение в исполнение таких решений. К признанию и приведению в исполнение арбитражных решений, к которым применяется Конвенция, не должны применяться существенно более обременительные условия или более высокие пошлины и сборы, чем те, которые существуют для признания и приведения в исполнение внутренних арбитражных решений.
Конвенция устанавливает ограниченный перечень оснований для отказа в признании и исполнении иностранных арбитражных решений. Он является исчерпывающим и не подлежит расширительному толкованию (ст. V). Перечень включает две группы оснований для отказа: 1) принимаемые во внимание судом только по просьбе стороны спора, против которой вынесено решение; 2) применяемые судом ex officio, то есть по собственной инициативе.
В первом случае в признании и приведении в исполнение иностранного арбитражного решения может быть отказано, если заинтересованная сторона представит компетентным органам соответствующего государства доказательства того, что:
• стороны арбитражного соглашения были в какой- либо мере недееспособны по применимому к ним закону или само это соглашение недействительно по закону, которому стороны его подчинили, либо при отсутствии такого указания — по закону страны, где это решение было вынесено;
• сторона, против которой вынесено решение, не была должным образом уведомлена о назначении арбитра или об арбитражном разбирательстве или по другим причинам не могла представить свои объяснения;
• решение вынесено по спору, выходящему за пределы арбитражного соглашения;
• состав арбитража или арбитражный процесс не соответствовали соглашению сторон либо закону той страны, где состоялся арбитраж;
• решение еще не стало окончательным для сторон или было отменено или приостановлено исполнением компетентным органом страны, где оно было вынесено, или страны, закон которой применяется.
Во втором случае в признании и исполнении арбитражного решения может быть отказано, если компетентный орган государства, в котором испрашивается такое признание и исполнение, найдет, что:
• объект спора не может быть предметом арбитражного разбирательства по законам этой страны;
• признание и приведение в исполнение иностранного арбитражного решения противоречит публичному порядку государства, где оно должно быть принудительно исполнено.
Анализ приведенных выше положений показывает, что компетентный государственный орган страны, в которой испрашивается исполнение иностранного арбитражного решения, не может пересмотреть его по существу, так как фактическая или юридическая ошибка арбитра не включены в Конвенции в перечень оснований для отказа.
В соответствии со ст. 35 Закона РФ "О международном коммерческом арбитраже" 1993 г. "арбитражное решение, независимо от того, в какой стране оно было вынесено, признается обязательным и при подаче в компетентный суд письменного ходатайства приводится в исполнение". Для этого сторона, основывающаяся на арбитражном решении или ходатайствующая о приведении его в исполнение, должна представить в указанный орган: 1) должным образом заверенное подлинное арбитражное решение или должным образом заверенную копию этого решения; 2) подлинное, арбитражное соглашение или его заверенную копию. Если арбитражное решение или соглашение изложены на иностранном языке, то сторона должна предоставить также заверенный перевод этих документов на русский язык.
Согласно ст. 36 этого Закона в определенных строго ограниченных случаях может быть отказано в признании или приведении в исполнение арбитражного решения (недействительность арбитражного соглашения, недееспособность стороны в таком соглашении, неуведомление стороны о назначении арбитра и об арбитражном разбирательстве и др.). Кроме того, в признании и приведении в исполнение может быть отказано, если суд найдет, что объект спора не может быть предметом арбитражного разбирательства по закону РФ или признание я приведение в исполнение этого арбитражного решения противоречат публичному порядку РФ. Таким образом, перечень оснований для отказа в признании и приведении в исполнение арбитражного решения, оговариваемых Законом, практически полностью совпадает с перечнем оснований, предусмотренных в Конвенции 1958 г.
На основании решения иностранного арбитража и вступившего в законную силу определения компетентного российского суда выдается исполнительный лист, который направляется в суд по месту исполнения арбитражного решения. Конкретные действия по принудительному исполнению решения производятся судебным исполнителем в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Федеральным законом "Об исполнительном производстве" от 27 июля 1997 г. установлено, что исполнительные листы, выдаваемые судами на основании решений Международного коммерческого арбитража и иных третейских судов, могут быть предъявлены к исполнению в течение шести месяцев. Этот срок исчисляется со дня вступления в законную силу судебного акта или окончания срока, установленного при отсрочке или рассрочке его исполнения, либо со дня вынесения определения о восстановлении срока, пропущенного для предъявления исполнительного документа к реализации. В тех случаях, когда судебный акт подлежит немедленному исполнению указанный срок исчисляется со следующего дня после вынесения такого акта (ст. 14).
- Общая характеристика регулирования отношений по поводу результатов интеллектуальной деятельности, осложненных иностранным элементом.
Государства, желая внести вклад в лучшее взаимопонимание и сотрудничество между государствами в интересах их взаимной выгоды на основе уважения суверенитета и равенства, стремясь в целях поощрения творческой деятельности содействовать охране интеллектуальной собственности во всем мире, модернизировать и сделать более эффективной администрацию союзов, образованных в области охраны промышленной собственности и в области охраны литературных и художественных произведений, при полном уважении самостоятельности каждого из союзов, подписали Конвенцию, учреждающую Всемирную организацию интеллектуальной собственности (Стокгольм, 14 июля 1967 г.) (изменена 2 октября 1979 г.).
В данной Конвенции дается перечень прав,которые включаются в понятие интеллектуальной собственности,а именно права, относящиеся:
– к литературным, художественным и научным произведениям;
– исполнительской деятельности артистов, звукозаписи, радио– и телевизионным передачам;
– изобретениям во всех областях человеческой деятельности;
– научным открытиям;
– промышленным образцам;
– товарным знакам, знакам обслуживания, фирменным наименованиям и коммерческим обозначениям;
– защите против недобросовестной конкуренции;
– а также все другие права, относящиеся к интеллектуальной деятельности в производственной, научной, литературной и художественной областях. Настоящей Конвенцией учреждается Всемирная организация интеллектуальной собственности.
Организация имеет цели:содействовать охране интеллектуальной собственности во всем мире путем сотрудничества государств и в соответствующих случаях во взаимодействии с любой другой международной организацией, обеспечивать административное сотрудничество союзов.
Для достижения своих целей организация через свои соответствующие органы и при уважении компетенции каждого из союзов выполняет следующие функции:содействует разработке мероприятий, рассчитанных на улучшение охраны интеллектуальной собственности во всем мире и на гармонизацию национальных законодательств в этой области; выполняет административные функции Парижского союза, специальных союзов, образованных в связи с этим союзом, и Бернского союза; может согласиться принять на себя администрацию по осуществлению любого другого международного соглашения, призванного содействовать охране интеллектуальной собственности, или участвовать в такой администрации; способствует заключению международных соглашений, призванных содействовать охране интеллектуальной собственности; предлагает свое сотрудничество государствам, запрашивающим юридико-техническую помощь в области интеллектуальной собственности; предпринимает любые другие надлежащие действия.
Также Россия участвует во Всемирной конвенции об авторском праве, подписанной в Женеве 6 сентября 1952 г. Она пересмотрена в Париже 24 июля 1971 г.
В соответствии с данной Конвенцией каждое Договаривающееся Государство обязуется принять все меры, необходимые для обеспечения достаточной и эффективной охраны прав авторов и всех других обладателей авторских прав на литературные, научные и художественные произведения, как то: произведения письменные, музыкальные, драматические и кинематографические, произведения живописи, графики и скульптуры.
Объектом «посягательства» на интеллектуальную собственность является не вещественная форма, а содержание результатов творческой деятельности. Например, защите подлежат не книги, не сборники документов, не ноты, а содержащаяся в них информация, которая, наряду с официальным печатным изданием, может быть выражена в черновиках или отдельных записях автора.
Так сложилось исторически: считалось, что только право собственности может защитить результаты творческой деятельности. Именно поэтому наряду с существованием классического понятия права собственности появилось другое понятие — «интеллектуальная собственность».
Права на интеллектуальную собственность обладают рядом особенностей по сравнению с вещными правами.
В юридической литературе в качестве основной особенности прав на интеллектуальную собственность (включая авторские, изобретательские и смежные права) указывается на отсутствие экстерриториального действия этих прав.
Отсутствие экстерриториального действия (или территориальный характер) прав на интеллектуальную собственность состоит в том, что лицо, опубликовавшее произведение (или запатентовавшее изобретение) на территории одного государства, будет иметь защиту на территории только этого государства. Для признания своих прав в других государствах авторы или изобретатели должны повторно «заявлять» о своих правах: либо путем издания книги (для защиты авторского права), либо путем получения нового патента (для защиты права на изобретение) на территории соответствующего иностранного государства.
В настоящее время такой необходимости в «дублировании» своих действий у авторов и изобретателей уже практически не существует, поскольку в области авторского и изобретательского права принято достаточно много международных конвенций, позволяющих преодолевать «барьер» территориальности. Первоначально на региональном, а впоследствии и на универсальном уровне были приняты международные конвенции, в которые была включена норма о взаимном признании государствами-участниками прав на интеллектуальную собственность граждан этих государств.
Помимо территориального характера, права на интеллектуальную собственность имеют ряд других особенностей. К ним относятся:
• ограниченный срок защиты;
• специфическое содержание;
• особый порядок передачи;
• неотчуждаемость исключительных авторских прав;
• качественный состав субъектов.
- Авторское право в МЧП.
Территориальный характер авторского права является серьезным препятствием для международного сотрудничества в области обмена результатами творческой деятельности. Необходимость международно-правовой защиты авторских прав и их признание на территории других государств стала очевидной более 100 лет назад. В связи с этим унификация авторского права началась уже в XIX в. В 1886 г. была принята Бернская конвенция по охране литературных и художественных произведений (действует в редакции 1971 г.). Государства-участники основали Бернский союз для охраны прав авторов литературных и художественных произведений. Его административные функции выполняет ВОИС. Россия присоединилась к Бернской конвенции в 1995 г.
Основа Конвенции – материально-правовые нормы об охраняемых произведениях и их авторах. Коллизионное регулирование – применение права страны, где испрашивается охрана авторских прав, или закона суда.
При определении субъектов охраны в Бернской конвенции используется территориальный принцип охраны. Предпочтение имеет страна происхождения произведения (страна первого опубликования). Решающим признаком является не национальность (гражданство) автора, а национальность произведения, однако в отдельных случаях учитывается и национальность автора. Авторы из стран-членов Союза пользуются в других странах Союза (кроме страны происхождения произведения) в отношении своих произведений правами, которыми в этих странах пользуются их собственные граждане (т. е. национальным режимом), а также правами, специально оговоренными в Конвенции. Такая же охрана предоставляется авторам – гражданам государств, не входящих в Союз, если их произведения опубликованы в одной из стран Союза.
Охрана неопубликованных произведений предоставляется только гражданам государств – членов Союза. Таким образом, Конвенция определяет различные условия охраны опубликованных и неопубликованных произведений.
Максимальный срок охраны авторских прав составляет все время жизни автора и 50 лет после его смерти. Возможно увеличение сроков охраны в соответствии с национальным законодательством. В случае возникновения спора о сроках охраны применяется право государства первой публикации произведения. На переводы, фотографии, кинофильмы и другие объекты сроки охраны снижены.
Отличительные особенности Бернской конвенции – существенные ограничения свободного использования произведений, наличие ряда формальностей по регистрации произведений, обратная сила действия положений Конвенции (однако каждое государство само определяет применение на своей территории этого начала). Объекты охраны – права автора на все произведения в области литературы, науки и искусства, выраженные любым способом и в любой форме. Конвенция устанавливает примерный (неисчерпывающий) перечень видов таких произведений.
С точки зрения формальных условий охраны авторских прав на произведение Бернская конвенция придерживается концепции европейского права, выраженной в национальном законодательстве большинства европейских стран. Возникновение охраняемых авторских прав не связано с выполнением каких-либо формальностей. Право собственности на нематериальную вещь возникает от одного лишь факта создания произведения.
Объем авторских прав определяется законом того государства, где испрашивается охрана. В данном случае автору предоставляются национальный режим и специальные права, предусмотренные в Бернской конвенции. Объем охраняемых прав не зависит от охраны произведения в стране его происхождения. Это относится и к материальным правам, и к судебной защите. Право на судебную защиту основано на принципе национального режима.
Бернская конвенция представляет собой чрезвычайно высокий международный стандарт охраны авторских прав, поэтому ее положения оказались неприемлемыми для развивающихся государств. Таким государствам экономически невыгодно присоединение к Конвенции, поскольку для них практически недостижим такой высокий уровень охраны авторских прав на перевод и другие способы использования иностранных произведений.
В 1952 г. по инициативе ЮНЕСКО была принята Всемирная (Женевская) конвенция об авторском праве (действующая редакция 1971 г.), имеющая более универсальный характер, чем Бернская. Россия участвует в этой Конвенции с 1973 г. как правопреемник СССР. В преамбуле Конвенции подчеркивается, что ее цель – дополнить уже действующие нормы международного авторского права, но не заменить или нарушить их. Всемирная конвенция содержит большое количество отсылок к национальному законодательству, меньший объем материально-правовых предписаний, чем в Бернской конвенции. Для стран – участниц Всемирной конвенции нет необходимости изменять свои особые национальные системы авторского права.
Всемирная конвенция устанавливает ряд существенных льгот для развивающихся государств: выдача государством принудительных лицензий на перевод произведений в целях развития национальной науки, культуры и образования; право свободного перевода произведения по истечении 10 лет после его опубликования; свобода радио-и телепередач и свободное использование опубликованных произведений в учебных и научных целях. Нормы Конвенции не имеют обратной силы. Срок охраны авторских прав определяется законом государства, в котором испрашивается защита, но не короче продолжительности жизни автора плюс 25 лет после его смерти. Установлен также принцип сравнения сроков.
Конвенция содержит примерный перечень охраняемых объектов авторского права, полностью совпадающий с перечнем, определенным в Бернской конвенции. Всемирная конвенция вводит понятие «выпуск произведения в свет» как его воспроизведение в какой-либо материальной форме и предоставление неопределенному кругу лиц возможности ознакомления с этим произведением. Введен специальный знак охраны авторских прав (copyright) в виде символа, указания обладателей авторского права, года первого выпуска произведения.
Всемирная конвенция (как и Бернская) исходит из принципа национального режима. Объем авторских прав определяется национальным законодательством государств-участников. Всемирная конвенция устанавливает единственное специальное право автора – исключительное право автора на перевод и переиздание своего произведения. Для получения права на перевод чужого произведения создана специальная лицензионная система. Всемирная конвенция предусматривает идентичное Бернской коллизионное регулирование – применение права государства, где испрашивается защита авторских прав, или закона суда.
В 1996 г. Женевская дипломатическая конференция приняла новый универсальный договор – Договор ВОИС по авторскому праву. Этот Договор установил принципиально иной, более высокий уровень охраны объектов авторского права: правовая охрана авторских прав прямо связана со стимулированием литературного и художественного творчества. Впервые в мировой практике указано, что охрана распространяется не только на форму выражения произведения, а на идеи и процессы; объектами охраны объявлены компьютерные программы, компиляции данных или другой информации как результаты интеллектуальной деятельности, «информация об управлении правами», приложенная к произведению. Особо подчеркивается необходимость выработки современных международных правил охраны авторских прав и сохранения баланса прав авторов и интересов общества в области доступа к информации. Договор ВОИС является своеобразным дополнением Бернской конвенции. В соответствии с Договором созданы специальная Ассамблея и Международное бюро ВОИС.
Особое место среди универсальных международных договоров занимает Мадридская конвенция об избежании двойного налогообложения выплат авторского вознаграждения 1979 г., которая предусматривает запрет двойного налогообложения как авторских, так и смежных прав.
Среди региональных соглашений о международно-правовой охране авторских прав следует отметить Межамериканскую конвенцию по охране авторских прав 1946 г., регламенты и директивы ЕС (директива Совета ЕС о правовой охране компьютерных программ 1991 г.), Соглашение стран СНГ о сотрудничестве в области охраны авторского права 1993 г.
Авторское право – это совокупность субъективных прав, возникающих у автора в связи с созданием конкретного произведения литературы, науки и искусства.
По своей сути авторское право есть власть лица над произведением, которая может осуществляться при наличии как имущественных, так и неимущественных прав. Это властное право именуется исключительным правом автора, т.е. определяет то, что только сам обладатель авторского права на произведение может решать вопрос о реализации своих авторских правомочий, и в первую очередь – связанных с использованием произведения.
Функции авторского права прямо вытекают их вышеозначенных нами авторских прав на произведение и определения авторского права. Авторское право выполняет следующие функции:
- устанавливает режим авторства и охраны произведений науки, литературы и искусства с момента его создания.
- устанавливает режим использования произведения.
- наделяет автора и правообладателя комплексом имущественных и неимущественных прав.
- защищает эти права.
Конвенции:
Начало международной системе охраны авторского права положили Бернская конвенция об охране литературных и художественных произведений 1886 г. и Гаванская конвенция об охране литературной и художественной собственности 1928 г.
Бернская конвенция 1886 г. является своего рода образцом «монументальности» действия международных норм. На сегодняшний день участниками Бернской конвенции, в число которых входят Российская Федерация, практически все бывшие союзные республики (за исключением Узбекистана и Туркмении), США, Китай, являются более 150 государств. Российская Федерация присоединилась к Бернской конвенции в редакции Парижского Акта 1971 г.
В соответствии с Бернской конвенцией был создан Бернский союз для охраны прав авторов государств-участников.
В соответствии с Бернской конвенцией страной происхождения произведения считается:
1) для произведений, впервые опубликованных в любой стране Бернского союза, - эта страна;
2) для произведений, опубликованных одновременно в нескольких странах Бернского союза, предоставляющих различные сроки охраны, - страна, законодательство которой устанавливает самый короткий срок охраны;
3) для произведений, опубликованных одновременно в стране, не входящей в Бернский союз, и в одной из стран Союза, - последняя страна;
4) для неопубликованных произведений или для произведений, впервые опубликованных в стране, не входящей в Бернский союз, без одновременного опубликования в какой-либо стране Союза, - та страна Союза, гражданином которой является автор, при условии, что:
- в отношении кинематографических произведений, производитель которых имеет официальное местонахождение или обычное место жительства в стране Бернского союза, страной происхождения является эта страна;
- в отношении произведений архитектуры, сооруженных в какой-либо стране Бернского союза, или других художественных произведений, являющихся частью здания или другого сооружения, расположенного в стране Бернского союза, страной происхождения является эта страна.
В большинстве случаев установление страны происхождения произведения важно для определения срока охраны произведения. Данные нормы Бернской конвенции содержат ряд особо определенных понятий.
Опубликованные произведения (экземпляры произведений) - это произведения, воплощенные в товарах независимо от способа их производства, при условии, что эти товары распространены в количестве, способном удовлетворить разумные потребности публики, принимая во внимание характер произведения.