Вопрос 46. Обязательства как бы из договора
1. Понятие и виды обязательств как бы из договора
2. Ведение чужих дел без поручения
3. Неосновательное обогащение
1. Обязательства как бы из договора — это обязательства, которые возникали при отсутствии между сторонами договора; при этом по своему содержанию они были очень сходны с договорными обязательствами.
Основанием возникновения таких обязательств чаще всего были односторонние сделки либо другие юридические факты, не относящиеся ни к договору, ни к деликту. К как бы договорным обязательствам применялись положения того договора, который в наибольшей степени соответствовал характеру возникшего обязательства.
Основными видами как бы договорных обязательств являлись:
• ведение чужих дел без поручения;
• неосновательное обогащение.
2. Ведение чужих дел без поручения (negotium gestio) — это обязательство, возникавшее в случае если одно лицо (гестор) вело дела или действовало в интересах другого лица, не имея на то специального поручения данного лица.
"В преторском эдикте сказано: "Если кто-либо будет вести дела другого лица или дела какого-нибудь умершего лица, я дам на этом основании иск" (Д.З.5.З.рг.).
Необходимые условия для возникновения данного обязательства:
Ø ведение чужих дел или совершение действий в чужих интересах. Действие в чужих интересах могло выражаться как в совершении юридических, так и фактических действий (например спасение от пожара чужого имущества);
Ø на лице, которое действует в чужом интересе (гесторе), нет никакой обязанности совершать данные действия. Обязанность действовать в чужом интересе могла вытекать из договора или закона (например договор поручения, опекунство и т. д.);
Ø действия в чужих интересах совершались за счет другого лица. Это означало, что гестор имеет намерение отнести расходы, возникшие у него в связи с ведением чужих дел, на то лицо, в интересах которого он действовал;
Ø ведение чужих дел осуществлялось безвозмездно, то есть гестор не получал вознаграждения за свои действия.
Лицо, бравшееся за ведение чужого дела (гестор), должно было относиться очень внимательно к нему, и поэтому гестор отвечал за всякую свою вину, в том числе и за легкую небрежность.
После выполнения всех необходимых действий гестор должен был отчитаться перед лицом, в пользу которого он действовал. Данное лицо было обязано возместить гестору понесенные им расходы. Однако если действия тестера нельзя было признать целесообразными (необходимыми), то хозяин дела мог отказать в компенсации расходов.
Более того, если действия гестора нельзя было признать целесообразными и вследствие этого лицо отказалось их одобрить, гестор терял право не только на получение компенсации, но и был обязан восстановить то положение, которое существовало до совершения им своих действий.
Лицо не могло безосновательно отказать в одобрении действий гестора, если по существу они были целесообразными.
Если лицо одобрило действия гестора, то в дальнейшем отношения между ними регулировались по тем же правилам, что и при договоре поручения.
По прямому иску заинтересованного лица гестор был обязан компенсировать убытки, вызванные неправильным ведением дел. По обратному иску гестор мог взыскать с заинтересованного лица произведенные им расходы.
3. Обязательство вследствие неосновательного обогащения возникало в том случае, когда какое-либо лицо (приобретатель) без установленных законом или сделкой основании приобрело или сберегло имущество за счет другого липа (потерпевшего).
Основные случаи неосновательного обогащения по римскому праву:
Ø платеж несуществующего долга;
Ø иск о возврате предоставления, основание (цель) которого не осуществилось;
Ø иск о возврате полученного в результате кражи.
Для возврата ошибочно произведенного платежа (платеж несуществующего долга) давался иск о возврате уплаченного.
Необходимые условия для истребования платежа обратно:
а) сам факт платежа, направленного на погашение определенного долга;
б) отсутствие долга, на погашение которого был направлен платеж;
в) платеж произведен ошибочно вследствие добросовестного заблуждения плательщика.
Уплаченное раньше срока не считалось ошибочно уплаченным и возврату не подлежало.
Если долг, хотя и существовал, но кредитором являлся не тот, кому был совершен платеж, или должником — не тот, кто платит, платеж признавался совершенным по несуществующему долгу.
В случае если, например, одно лицо передавало другому лицу имущество под условием, что и это лицо должно было что-то передать или исполнить, однако получивший не исполнил обещанного, то есть основание передачи не осуществилось, то передавший имел право требовать возврата переданного как неосновательного обогащения другого лица - иск о возврате предоставления, основание (цель) которого не осуществилось.
Собственник вместо предъявления виндикационного иска мог предъявить к вору иск из неосновательного обогащения - иск о возврате полученного в результате кражи.
Данный иск принадлежал только собственнику похищенного имущества и этим отличался от делнктного иска из кражи, который мог быть предъявлен не только собственником, но и иным заинтересованным лицом, например хранителем нети.
Ответчиком по иску являлся только вор. Соучастники кражи отвечали по деликтному иску.
Вор отвечал и за случайную гибель имущества.
Если похищенная вещь погибала, то собственник вправе был требовать денежного возмещения ее стоимости. Размер денежного возмещения соответствовал наивысшей цене, какую имела вещь между похищением и присуждением.
Иск из неосновательного обогащения применялся и в том случае, когда возникшее обязательство не подпадало прямо под понятие ошибочно полученного.
Например, передача одним гражданином другому чего-либо по основаниям, запрещенным нормами морали (заем у малолетнего).
В этом случае виновное лицо обязано было полностью возместить причиненный вред, а не только возвратить незаконно полученное.