Система методов, используемых в криминологии.
Методология – система принципов научного исследования, которым руководствуются специалисты. Большинство руководствуются принципами диалектического материализма.
Методика – совокупность приемов, способов, средств сбора, обработки и анализа криминологической информации.
Метод – конкретный прием, используемый в науке.
Классификация методов:
▪ Теоретические – логический, исторический, сравнительный, метод системно-структурного анализа и др.
▪ Эмпирические – социологические методы – анкетирование, наблюдение, эксперимент, статистические, психологические, математические.
▪ Общенаучные – в различных областях научного знания (сравнительный, метод системно-структурного анализа и др).
▪ Частнонаучные – статистические, социологические, правовые, психологические и математические методы.
Психологические:
Тестирование – при исследовании личности преступника.
Социометрия – исследование межличностных связей, отношений в малых социальных группах.
Правовые:
Метод сравнительного правоведения – оценивают эффективность уголовно-правовой, уголовно-процессуальной эффективности систем в разных странах мира.
Математические:
Метод математического моделирования, строит матричные модели различных криминологических явлений.
Корреляционный анализ (изучает вероятностные зависимости).
2. Статистические методы криминологического исследования
Статистические методы основаны на изучении различных форм статистики и направлены на выявление статистических закономерностей преступности. Это закономерности, которые проявляются в большой массе явлений (чем раньше человек совершил преступление, тем серьезнее будет его рецидив и прочие).
Одним из источников криминалистической информации выступает статистика.
Государственная система уголовной статистики основана на принципе единого учета преступлений. Эта система функционирует с 60-х годов XX века (1965 год).
В настоящее время учет преступлений осуществляется в соответствии с совместным приказом ведомств от 29 декабря 2009 года № 309 «О едином учете преступлений». Он обязателен для всех правоохранительных органов кроме ФСБ и Военной прокуратуры. Данные этих ведомств не входят в публикуемую уголовную статистику.
В 30-е – 80-е годы сведения о преступности и деятельности правоохранительных органов были засекречены. Лишь в 1989 году сняли гриф секретности, но эти сборники носят ведомствнный характер
Криминальная информация попадает в глвный информационно-аналитический центр (ГИАЦ) МВД, где она обощается и распространяется.
ГИАЦ предоставляет государственный статистический отчет о состоянии отчетности.
Mvd.ru Прессцентр – статистика – состояние преступности – период: январь – декабрь 2012 года.
Система единого учета преступлений основана на следующих принципах:
❖ регистрация преступлений по моменту возбуждения уголовного дела или отказа в возбуждении уголовного дела по нереабилитирующим основаниям;
❖ регистрация лиц, совершивших преступления, по моменту утверждения прокурором обвинительного заключения, обвинительного акта либо прекращения уголовного дела по нереабилитирующим основаниям;
❖ судебная отчетность по приговору и решению судов.
Сначала информация о преступности отражается в документах учета (статистические карточки) их 8.
Криминологический учет в России один из самых разработанных, детальных.
Общее число сведений, отраженных в карточках – несколько тысяч признаков.
Статистическое исследование включает в себя 3 этапа:
1) Статистическое наблюдение – сбор первичной информации (из статистических каточек, отчетов МВД, материалов уголовных дел и т.д.).
2) Сводка и группировка собранных данных. На этом этапе первичные данные систематизируются, подсчитывается их общее количество, а затем они классифицируются, группируются по разным признакам. 3 вида группировки:
типологическая группировка – все явления делят по качественному признаку (по видам в зависимости от места совершения преступления);
вариационная группировка – по количественному, варьирующемуся, изменяющемуся признаку (преступников делят по возрасту, по количеству судимости);
аналитическая группировка – устанавливает взаимосвязь между изучаемыми явлениями (между преступностью и образованием, пьянством, семейным положением и т.д.).
3) Анализ собранных данных при помощи обощающих показателей. На этом этапе устанавливаются закономерности криминальных явлений, их взаимосвязь. Абсолютные цифры не пригодны для сравнения. Для сравнения прибегают к обощающим показателям.
3 группы обощающих показателей:
● относительные величины: (их 3 вида)
- относительные величины, характеризующие долю (отношение части к целому) – (доля тяжких и особо тяжких преступлений в общем объеме зарегистрированных преступлений в 2012 – году 25%, доля женщин – 15%, доля краж – 43 %);
- отосительные величины, характеризующие динамику (темпы роста и темпы прироста преступности) характеризует изменения каких-либо явлений)
Уровень ряда – это абсолютный показатель преступности за определенный период:
1991 – 2173074
2006 – 3855373
2012 – 2302168
Абсолютный прирост- разность между сравниваемым и базисным уровнем ряда:
3855373 – 2173074 = 1682299
2302168 – 3855373 = - 1553205 (59,7 % темп роста) (-40,3% - темп прироста)
Темпы роста преступности – это процентное соотношение сравниваемого уровня ряда к базисному:
3855373 / 2173074 * 100 % = 177,4%
Темпы прироста преступности – это процентное отношение абсолютного прироста сравниваемого периода к базисному уровню ряда.
1682299 / 2173074 * 100 % = 77,4%
Базисный способ – 1991 год принимем за базу, все остальные высчитываем по отношению к нему
Цепной способ – каждый последующий период высчитываем к предыдущему.
Метод укрупнения интервалов – весь период разбивается на интервалы и расчет поизводится внутри интервала:
91…95 96….2000 прибегают чтобы выявить генеральные колебания за отдельный период
- относительные величины степени – показывают соотношение между собой величин, не связанных как часть и целое (число осужденных мужчин к числу осужденных женщин: 6 : 1; соотношение несовершеннолетних и взрослых преступников: 1 : 18).
- средние величины
Это обощенная характеристика совокупности явлений по количественному признаку, например, средний возраст осужденных, средний срок ЛС и т.д.
- коэффициенты – это количество изучаемых явлений в расчете на определенную численность населения.
После этого формулируются выводы и разрабатываются рекомендации.
3. Социологические методы криминологии
Анкетирование, интервьирование, наблюдение, эксперимент, метод экспертных оценок.
Анкетирование – письменный опрос
Преимущества:
- позволяет получить данные, не отраженные в статистике;
- мобилен и экономичен (можно в короткий срок при небольших материальных затратах опросить большую группу людей);
- анонимность;
- простота технического обеспечения;
- возможность быстрого проведения повторных вопросов
Недостатки:
- ответы в анкете носят вербальный и субъективный характер;
- возможны ошибочные записи в анкете из-за непонимания вопроса;
- неполный возврат анкет;
- трудно преодолеть нежелание опрашиваемых отвечать;
- трудно исключить взаимовлияние.
Все вопросы, используемые в анкете, делятся:
1) по содержанию:
- вопросы о фактах сознания (мнения, оценки, пожелания, планы),
- вопросы о фактах поведения,
- вопросы о личности респондента;
2) по форме:
- открытые (ответ в произвольной форме), закрытые (предлагают исчерпывающий перечень готовых ответов) и частично закрытые (перечень ответов есть, но он неполный),
- прямые (требуют оценки какого-либо события, ситуации из жизни респондента) и косвенные (отстранены от личности респондента);
3) по функции:
- основные (сбор инормации об изучаемом явлении),
- контрольные (проверка надежности информации, устойчивости мнения опрашиваемого).
Анкетирование должно длиться не более 45 минут.
Сначала в анкете должна быть вводная часть, обращение к опрашиваемому, правила заполнения анкеты. Далее статусная часть – вопросы о личности опрашиваемого. 3-я часть – основная часть - вопросы по теме. Заключительная часть – опрашиваемому предоставляется возможность свободно высказаться по изучаемой проблеме (статусная и заключительные части анкеты не обязательны).
Анкета должна начинаться с простых вопросов, чтобы респондент привык к анкете, в середине самые сложные вопросы, в конце – простые вопросы.
Вопросы в анкете должны быть расположены в определенной логической последовательности, должны быть сгруппированы по тематическим блокам.
Интервьирование – это беседа, в которой один участник отвечает на вопросы другого.
3 вида интервью:
1) формализованное интервью – в основе лежит детально разработанный вопросник. Интервьюер не имеет права менять последовательность и формулировку вопросов.
2) фокусированное интервью – не стандартизированная процедура. Также заранее готовится вопросник, но он является лишь ориентиром для исследователя = может менять последовательность и формулировку вопросов
3) свободное интервью – интервьюер не связан заранее подготовленным вопросником. Вопросы формулируются по ходу дела.
Преимущества:
1. Дает возможность установить более глубокий психологический контакт с опрашиваемым.
2. Этот метод мобилен и гибок – интервьюер может разъяснить формулировку вопроса, может корректировать ход беседы, задавать уточняющие вопросы, в какой-то мере может контролировать чистосердечность опроса.
Недостатки:
Трудоемок, требует больших затрат времени и привлечения значительного кол-ва специалистов.
Панельное интервью – неоднократное интервьюирование одних и тех же лиц через определенный промежуток времени для установления динамики их взглядов.
Наблюдение – это непосредственное восприятие значимой для криминолога информации.
2 вида наблюдения:
- простое – исследователь пассивно наблюдает ситуацию со стороны, сам в ней не участвует;
- включенное – исседователь инкогнито включается в группу, коллектив, становится одним из его членов и осуществляет наблюдение изнутри. Проблемы – допустимая степень интеграции с преступной группой. Поэтому сфера применения включенного наблюдения ограничена.
Недостатки:
1. Большие затраты времени для получения достаточного для научных выводов количества наблюдаемых фактов.
2. Сложность внедрения в группу.
3. Наличие «кризиса терпения» - наблюдаемые иногда начинают сопротивляться наблюдению (при простом наблюдении).
Плюс: это единственный метод, который позволяет получить объективные данные.
Экспермент – это научно поставленный опыт. Это специально организованное целенаправленное воздействие на объект исследования с целью фиксации его поведения или состояния в заданных условиях.
Сфера применения эксперимента в криминологии ограничена выявлением действия социально-положительных факторов, поверкой эффективности профилактической работы.
Примеры: осужденным позволяют краткосрочный отпуск за пределами колонии, эксперимент с судом присяжных, с введением колонии-поселения. Эксперимент с ювенальной юстицией и др.
Нельзя воспроизводить какую-либо негативную ситуацию!
Метод экспертных оценок – получение мнения по поставленным вопросам научных и практических работников в области борьбы с преступностью. Широко применяется для прогнозирования преступности, оценки уровня латентности преступности, при исследовании эффективности различных норм и институтов УП.
Сущность заключается в том, что группе научных или практических работников, которые знают криминологическую ситуацию в регионе, предлагают высказать свое мнение по тем или иным вопросам.
Недостатки:
1. Оценка эксперта носит субъективный характер.
2. Всегда возникает проблема с отбором группы экспертов.
3. Трудоемкий метод.