Участники производства по делам об административных правонарушениях. Их правовой статус.

Производство по делам об административных правонарушениях складыва­ется из действий ряда органов и лиц. Важную роль в этой деятельности играют государственные и общественные органы, их должностные лица, которые уполномочены принимать предусмотренные законом меры по выявлению и предупреждению административных проступков, применению и исполнению взысканий.

В производстве участвуют и другие субъекты. Одни из них защищают свои интересы. Другие привлекаются лишь при производстве отдельных процессуальных действий, содействуют производству. В зависимости от роли и назначения, содержания и объема полномочий, форм и методов участия органов (должностных лиц) в деле их можно разделить на несколько групп:

1. компетентные органы и должностные лица, наделенные правом издавать властные акты, составлять правовые документы, определяющие движение и судьбу дела: составляют протоколы о правонарушениях, направляют дела по подведомственности, опротестовывают постановления;

2. органы и должностные лица, которые могут принимать постановления по делу (о применении санкции, прекращении дела и т.д.), отменять и изменять их;

3. органы и должностные лица, которые исполняют постановления (бухгалтеры, судебные исполнители и т.д.).

Четкого размежевания процессуальных функций, как в уголовном процессе, в производстве по делам об административных правонарушениях нет. Нередко функции расследования, разрешения дела и исполнения постановления о наложении взыскания выполняют одни и те же органы или должностные лица (например, органы охот надзора).

Субъекты, имеющие личный интерес в деле: лицо, привлекаемое к ответственности, потерпевший и его законные представители (родители, усыно­вители, опекуны, попечители, адвокаты). В отличие от субъектов первой группы никто из представителей данной группы не пользуется властными полномочиями.

Лицо, привлекаемое к административной ответственности, имеет пра­во знакомиться с материалами дела, давать объяснения, представлять доказа­тельства, заявлять ходатайства; при рассмотрении дела пользоваться юриди­ческой помощью адвоката; выступать на родном языке и пользоваться услугами переводчика, если не владеет языком, на котором ведется производство; обжа­ловать постановление по делу. Дело об административном правонарушении рассматривается в присутствии лица, привлекаемого к административной ответственности. В отсутствии этого лица дело может быть рассмотрено лишь в случаях, когда имеются данные о своевременном его извещении, о месте и времени рассмотрения дела и если от него не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела. При рассмотрении некоторых категорий дел присутствие лица, привлекаемого к ответственности обязательно: мелкое хулиганство, распитие спиртных напитков в общественных местах или появление в пьяном виде, оскорбляющем человеческое достоинство и общественную нравственность в общественных местах и др. В случае его уклонения от явки по вызову органа, рассматривающего дело, это лицо может быть подвергнуто приводу.

Потерпевшим является лицо, которому административным правонаруше­нием причинен моральный, физический или имущественный вред. Потерпевший вправе знакомиться с материалами дела, заявлять ходатайства, приносить жалобу на постановление об административном правонарушении.

Свидетелемпо делу об административном правонарушении может быть вызвано любое лицо, которому могут быть известны какие-либо обстоятельства, подлежащие установлению по данному делу. Свидетель обязан явиться по вызову органа (должностного лица), в производстве которого находится административное дело и дать правдивые показания.

Законные представители (родители, опекуны, попечители, усыновители) вправе представлять законные интересы лица, привлекаемого к административной ответственности, и потерпевшего, являющихся несовершеннолетними, или если в силу своих психических и физических недостатков они не могут сами осуществлять свои права по делу об административном правонарушении.

Адвокатможет участвовать в рассмотрении дела об административном правонарушении для оказания юридической помощи лицу, привлекаемому к административной ответственности. Полномочия адвоката удостоверяются ордером, выдаваемым юридической консультацией. Адвокат имеет право знакомиться с материалами дела, заявлять ходатайства, по поручению лица, пригласившего его, приносить от его имени жалобы на постановления по делу.

Эксперт назначается органом (должностным лицом), в производстве которого находится дело об административном правонарушении в случае, когда возникает необходимость в специальных познаниях. Имеет право знакомиться с материалами дела, присутствовать при рассмотрении дела, заявлять ходатайства и др.

Переводчикназначается органом (должностным лицом), в производстве которого находится дело об административном правонарушении. Переводчик обязан явиться по вызову органа (должностного лица) и выполнить полно и точно порученный ему перевод.

Потерпевшим, свидетелям, экспертам и переводчикам возмещаются в уста­новленном порядке расходы, понесенные ими в связи с явкой в орган (к должностному лицу), в производстве которого находится дело об административном правонарушении.

За лицами, вызываемыми в качестве потерпевших, свидетелей, экспертов и переводчиков, сохраняется в установленном порядке средний заработок по месту их работы за время отсутствия в связи с явкой в орган (к должностному лицу), в производстве которого находится дело об административном правонарушении. Лицам, не являющимся рабочими или служащими, выплачивается вознаграж­дение за отрыв их от обычных занятий.

Эксперт и переводчик имеют право на вознаграждение за выполнение своих обязанностей, кроме тех случаев, когда эти обязанности выполнялись в порядке служебного задания.

2. Расходы за явку по вызову и выплате вознаграждения несет тот орган, в ведении которого находится дело об административном правонарушении. Порядок выплаты и размеры сумм, которые следует выплатить, устанав-ливаются Советом Министров Республики Беларусь.
71. Расследование и возбуждение дела об административном правонару­шении, протокол об административном правонарушении, его процес­-суальное значение.

Уполномоченный орган (должностное лицо) оценивает собранные доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела, в их совокупности, руководствуясь законом и правосознанием.Если при рассмотрении дела уполномоченный орган (должностное лицо) придет к выводу, что в нарушении содержатся признаки преступления, он передает материалы прокурору, органу предварительного следствия или дознания.

72. Расследование и возбуждение дела об административном правонару­-шении, протокол об административном правонарушении, его процес­суальное значение.

Начальную стадию производства по делам об административных правонарушениях называют стадией возбуждения и расследования дела об административном проступке. В некоторых случаях эта стадия «сливается» с последующей - со стадией рассмотрения дела по существу (ускоренное производство, когда, например, штраф налагается на месте совершения правонарушения Стадия возбуждения и расследования дела об административном правонарушении, будучи начальным этапом производства по делу, имеет предопределяющее значение для всего правоприменительного процесса. На этой стадии по абсолютному большинству дел компетентными должностными лицами совершается комплекс процессуально-процедурных действий, в ходе которых производится установление факта проступка, его фиксация в протоколе об административном правонарушении, определяется круг возможных доказательств, решается вопрос о направлении дела для рассмотрения по существу органу, правомочному принимать решение о применении предусмотренных законом мер административного взыскания.

Закон не устанавливает срока, в течение которого по возбужденному делу об административном правонарушении должна быть закончена предварительная подготовка, а дело направлено по подведомственности.

Поводами к возбуждению и расследованию дела об административном правонарушении могут быть: заявления (как письменные, так и устные) свидетелей, потерпевших, родственников и других граждан; сообщения должностных лиц, администрации предприятий, учреждений, организаций, судебно-следственных органов, сигналы печати и других средств массовой информации и др.

Возбуждение дела по своему юридическому значению можно квалифицировать в качестве процессуального действия, являющегося юридическим фактом; оно влечет за собой возникновение конкретного административно-процессуального отношения. Разумеется, что исходным юридическим фактом при этом является совершение административного правонарушения. Однако, таковое должно быть, во-первых, обнаружено, и, во-вторых, процессуально оформлено, чему способствует составление протокола. Налицо - сложный юридический факт.

Установлены определенные требования к содержанию протокола с целью обеспечения последующего ведения производства с наибольшей эффективностью и законностью.

В протоколе указывается: дата и место его составления, должность, фамилия, имя, отчество лица, составившего протокол; сведения о личности нарушителя (фамилия, имя, отчество, возраст, род занятий, размер заработка, если нарушитель работает, место жительства, семейное положение, документ, удостоверяющий личность нарушителя); место, время совершения и существо административного правонарушения: нормативный акт, предусматривающий ответственность за данное правонарушение; фамилии, адреса свидетели и потерпевших, если они имеются; объяснения нарушителя; иные сведения, необходимые для разрешения дела.

Протокол подписывается лицом, его составившим, и лицом, совершившим административное правонарушение. Если по делу имеются свидетели и потерпевший, то протокол может быть подписан и этими лицами.

В случае отказа лица, совершившего правонарушение, от подписи протокола, в нем делается запись об этом.

Лицо, совершившее правонарушение, вправе представить прилагаемые к протоколу объяснения и замечания по содержанию протокола, а так же изложить мотивы своего отказа от его подписи.

При составлении протокола нарушителю разъясняются его права и обязанности, о чем делается отметка в протоколе.

Протокол - основание для дальнейшего производства по делу об административном правонарушении.

73. Рассмотрение дела об административном правонарушении как стадия производства

Рассмотрение дела о правонарушении - это основная, центральная стадия производства, в рамках которой проявляются черты юрисдикционной административно-процессуальной деятельности.

Дело об административном правонарушении рассматривается по месту его совершения, если иное не установлено текущим законодательством в 15-дневный срок со дня получения органом (должностным лицом) протокола. Соответственно дело может быть рассмотрено, например, по месту учета транспортного средства, по месту жительства правонарушителя, по месту нахождения таможенного органа. Законодательством Республики Беларусь может быть предусмотрено и иное место рассмотрения дела об административном правонарушении.

Орган (должностное лицо) при поступлении дела о правонарушении разрешает следующие вопросы: относится ли к его компетенции рассмотрение данного дела; правильно ли составлены протоколы и другие материалы дела об административном правонарушении; извещены ли лица, участвующие в рассмотрении дела, о времени и месте его рассмотрения; истребованы ли необходимые дополнительные материалы по делу, о ходатайстве лица, привлекаемого к административной ответственности, потерпевшего, законных представителей, адвоката.

С целью повышения воспитательной и предупредительной роли производства дела об административных правонарушениях рассматриваются открыто.

Рассмотрение дела начинается с объявления состава коллегиального органа или представления должностного лица, рассматривающего данное дело. Председательствующий в заседании коллегиального органа или должностное лицо, рассматривающее дело, объявляет, какое дело подлежит рассмотрению, кто привлекается к административной ответственности, разъясняет лицам, участвующим в рассмотрении дела, их права и обязанности. Затем оглашается протокол об административном правонарушении. На заседании заслушиваются лица, участвующие в рассмотрении дела, исследуются доказательства и разрешаются ходатайства. Если в заседании участвует прокурор, то заслушивается его заключение. Разбирая дело, необходимо установить: был ли совершен проступок, виновно ли лицо, подлежит ли оно ответственности, причинен ли имущественный ущерб, а также выяснить смягчающие и отягчающие обстоятельства, причины и условия, способствовавшие правонарушению; имеются ли основания для передачи дела на рассмотрение общественности.

При рассмотрении дела об административном правонарушении коллегиальным органом ведется протокол заседания, в котором указывается: дата и место заседания; наименование и состав органа, рассматривающего дело; содержание данного дела; сведения о явке лиц, участвующих в нем; объяснения, а также ходатайства заинтересованных лиц, результаты их рассмотрения; документы и вещественные доказательства, исследуемые при рассмотрении дела; сведения об оглашении принятого постановления и разъяснении порядка и сроков его обжалования. Протокол подписывается председательствующим в заседании и секретарем.

74. Вынесение постановления об административном правонарушении, егосодержание, виды постановлений

Подведение итога всей предшествующей работы - принятие постановления. В нем дается окончательная оценка поведения лица, привлеченного к административной ответственности, устанавливается его виновность или невиновность, определяется мера воздействия.

Постановление принимается только на основе данных, имеющихся в деле. В зависимости от результатов рассмотрения дела компетентный орган принимает один из двух вариантов постановления по делу:

о наложении административного взыскания;

о прекращении дела производством.

Законодательством предусматриваются материальные и процессуальные основания для вынесения постановления о прекращении дела:

Если не установлена виновность лица, дело которого разбирается, принимается постановление о признании его невиновным и прекращении дела.

Дело прекращается, если акт, за нарушение которого привлекается правонарушитель, утратил силу в связи с актом амнистии, в связи с душевным заболеванием виновного и в других случаях, предусмотренных ст. 227 КоАП.

При малозначительности проступка дело может быть прекращено, а гражданину сделано устное замечание.

Постановление по делу об административном правонарушении представляет собой юридически властный акт государственного органа, обязательный как для нарушителя, так и для государственных органов и общественных организаций, призванных его исполнять. Оно должно надлежащим образом оформляться и содержать установленные законом реквизиты: наименование органа (должностного лица), принявшего акт, время и место принятия; данные о нарушителе (фамилия, имя, отчество, возраст, место работы, учебы, жительства); время, место и сущность нарушения; указание на норму права, предусматривающую ответственность за данное административное правонарушение; характер решения (вид и размер взыскания и др.).

Постановление подписывается должностным лицом, вынесшим его, а постановление коллегиального органа - председательствующим и секретарем.

В постановлении по делу должен быть решен вопрос об изъятых вещах и документах.

75. Обжалование и опротестование постановления по делу об администра тивном правонарушении. Последствия обжалования и опротестования.

Эта стадия, как и все другие стадии, осуществляется строго на нормативной основе. Постановление может быть обжаловано лицом, в отношении которого оно вынесено, а также потерпевшим. Постановление районного (городского) народного суда (народного судьи) о наложении административного взыскания является окончательным и обжалованию в порядке производства по делам об административных правонарушениях не подлежит.

В юридической литературе эту стадию называют пересмотром постановлений (см. Д.Н. Бахрах. Производство по делам об административных правонарушениях. М., 1989, с. 73-76).

В отличие от других стадий производства по делам об административных правонарушениях стадия пересмотра является факультативной, необязательной. Лишь небольшое количество дел рассматривается в порядке контроля. Но сам факт существования такой стадии имеет большое предупредительное значение, дисциплинирует тех, кому поручено применять административные взыскания.

Административное законодательство установило два канала, по которым правонарушитель или потерпевший может подать жалобу на принятое постановление:

· вышестоящему органу;

· в районный (городской) народный суд.

Иными словами, постановления органов управления обжалуются либо в административном, либо в судебном порядке. Законодательством четко определены инстанции и различные варианты обжалования постановлений.

Таких вариантов несколько:

1. постановление административной комиссии, комиссии по делам несовершеннолетних - в местный исполнительный и распорядительный орган или в районный (городской) суд. Решение местного исполнительного и распорядительного органа может быть обжаловано в суд;

2. решение сельского, поселкового исполнительного комитета - в районный, городской исполнительный и распорядительный орган или в суд. Решение районного, городского исполнительного и распорядительного органа может быть обжаловано в суд;

3. постановление иного органа (должностного лица) о наложении административного взыскания в виде штрафа - в вышестоящий орган (вышестоящему должностному лицу) или в районный (городской) суд. Решение вышестоящего органа (вышестоящего должностного лица) может быть обжаловано в суд.

Постановление о наложении иного административного взыскания обжалуется в вышестоящий орган (вышестоящему должностному лицу), после чего жалоба может быть по выбору лица, обжалующего постановление, обжаловано в порядке, установленном для основного либо для дополнительного взыскания;

4. постановление органа внутренних дел (должностного лица) о наложении административного взыскания в виде предупреждения, зафиксированного на месте совершения правонарушения без составления протокола, - в вышестоящий орган (вышестоящему должностному лицу) или в суд. Решение вышестоящего органа (вышестоящего должностного лица) может быть обжаловано в суд;

5. постановление должностного лица военной автомобильной инспекции о наложении административного взыскания в виде предупреждения, зафиксированного на месте совершения правонарушения без составления протокола, - вышестоящему должностному лицу, правомочному рассматривать жалобу, или в суд. Решение вышестоящего должностного лица может быть обжаловано в суд.

Жалоба направляется в орган (должностному лицу), вынесший постановление по делу, если иное не установлено законодательством. Поступившая жалоба в течение трех суток направляется вместе с делом в орган (должностному лицу), правомочный ее рассматривать, и которому она адресована.

Обжалование постановления по делу об административном правонарушении может быть произведено в течение 10 дней со дня вынесения постановления. В случае пропуска указанного срока по уважительным причинам этот срок по заявлению лица, в отношении которого вынесено постановление, может быть восстановлен органом (должностным лицом), правомочным рассматривать жалобу.

Подача жалобы в 10-дневный срок приостанавливает исполнение постановления о наложении административного взыскания до рассмотрения жалобы за исключением постановлений о применении таких мер взыскания, как предупреждение и административный арест, а также в случаях наложения штрафа, взимаемого на месте совершения правонарушения.

Постановление по делу об административном правонарушении и решение по жалобе могут быть опротестованы прокурором. Принесение прокурором протеста приостанавливает исполнение постановления до рассмотрения протеста. В соответствии с законом жалоба и протест на постановление по делу об административном правонарушении рассматриваются правомочными на то органами (должностными лицами) в 10-дневный срок со дня их поступления.

Орган (должностное лицо) при рассмотрении жалобы или протеста на постановление по делу об административном правонарушении проверяет законность и объективность вынесенного постановления. Вышестоящий орган, суд, пересматривая дело об административном правонарушении, вправе принять одно из следующих решений:

1. оставить постановление без изменения, а жалобу или протест без удовлетворения;

2. отменить постановление и направить дело на новое рассмотрение. Чаще всего это связано с недостаточным выяснением обстоятельств по делу на стадиях расследования и рассмотрения, с нарушением процессуальных требований, таких, как отсутствие кворума в составе органа, рассматривающего дело в первой инстанции; подписей членов комиссии, председательствующего в постановлении о наложении взыскания.

Если при рассмотрении жалобы будет установлено, что постановление вынесено органом (должностным лицом), который не был правомочен решать данное дело, то оно отменяется и дело направляется на рассмотрение компетентного органа (должностного лица);

3. отменить постановление и прекратить дело об административном правонарушении;

4. изменить меру и вид взыскания в пределах, предусмотренных нормативным актом об ответственности за административное правонарушение, с тем, однако, чтобы взыскание не было усилено.

Возможны следующие варианты уменьшения взыскания:

· снижение его размера (суммы штрафа, срока лишения прав и т.д.);

· если норма права имеет альтернативную санкцию, замена одного взыскания другим - более мягким (например, ареста - штрафом, штрафа - предупреждением);

· отмена дополнительного взыскания;

· сокращение числа конфискованных или возмездно изъятых вещей.

Во всех случаях пересмотра дел в решение (постановление) возможно включение еще одного пункта - об изменении постановления в части взыскания имущественного ущерба. Размер взыскиваемой суммы может быть уменьшен либо постановление в части взыскания ущерба может быть полностью отменено.

Еще раз подчеркнем, что при пересмотре дела в порядке производства по делам об административных правонарушениях по жалобе гражданина, протесту прокурора, усмотрению председателя вышестоящего суда взыскание не может быть усилено. Копия решения по жалобе или протесту прокурора на постановление по делу об административном правонарушении в течение 3 дней высылается лицу, в отношении которого оно вынесено, потерпевшему - по его просьбе. О результатах рассмотрения протеста сообщается прокурору.

Постановление народного судьи по делам об административных правонарушениях, которое обжалованию в порядке производства не подлежит, может быть отменено или изменено по протесту прокурора самим народным судьей, а также независимо от наличия протеста прокурора председателем вышестоящего суда.

Отмена постановления с прекращением дела об административном правонарушении влечет за собой возврат взысканных денежных сумм, возмездно изъятых и конфискованных предметов, а также отмену других ограничений, связанных с ранее принятым постановлением. При невозможности возврата предмета возмещается его стоимость.

Возмещение ущерба, причиненного гражданину незаконным наложением взыскания в виде ареста или исправительных работ, производится в порядке, установленном законодательством.

76. Исполнение постановлений о наложении административных взыска­ний, общие положения.

Это завершающая стадия производства по делам об административных правонарушениях. Ее сущность заключается в практической реализации административного взыскания, назначенного правонарушителю постанов-лением. В процессе исполнения постановления гражданин, совершивший административный проступок, претерпевает соответствующие лишения и ограничения личного, морального или материального характера.

Постановление о наложении административного взыскания является обяза­тельным для исполнения государственными и общественными органами, предприятиями, учреждениями, организациями, должностными лицами и гражданами. Оно подлежит исполнению с момента его вынесения, если иное не установлено законодательством. При обжаловании или опротестовании постановления оно подлежит исполнению после оставления жалобы или протеста без удовлетворения, за исключением постановлений о применении меры взыскания в виде предупреждения, а также в случаях наложения штрафа, взимаемого на месте совершения административного правонарушения.

Исполнением постановлений заняты различные государственные органы. При этом они осуществляют двоякую по своему характеру деятельность: по обращению постановлений к исполнению и по непосредст-венному приведению их в исполнение.

Первую из них, осуществляют юрисдикционные орга­ны (должностные лица), то есть те, которые решают вопрос об ответственности виновных и выносят постановления о наложении административных взысканий. Вторую - осуществляют специально уполномоченные на то органы государства в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь. И та, и другая деятельность образуют единую стадию исполнения постановлений, но являются ее разными этапами.

На первом этапе - обращение постановления к исполнению - соответству­ющий орган, прежде всего, должен своевременно направить вынесенное постановление органу - исполнителю.

Исполнение постановления прекращается в связи с изданием акта амнистии, он устраняет применение административного взыскания; в виду отмены акта, устанавливающего административную ответственность; в случае смерти лица, в отношении которого вынесено постановление.

Законодательство устанавливаетсрок давности исполнения постановленияо наложении административных взысканий. Не подлежит исполнению постановление о наложении административного взыскания, если оно не было обращено к исполнению в течение трех месяцев со дня вынесения. В этот срок не включается время, на которое исполнение приостанавливается в связи с отсрочкой, связанной с принесением протеста или подачей жалобы. Позднее истечения 3 месячного срока исполнительное производство начинать нельзя, это было бы нарушением закона. Но если исполнение начато до окончания срока давности, его можно продолжать столько, сколько необходимо. Закон не устанавливает предельного срока исполнительного производства.

Законодательством Республики Беларусь могут быть установлены иные, более длительные сроки для исполнения постановлений по делам об отдельных видах административных правонарушений. Например, конфискация контрабанды производится независимо от времени обнаружения. Контроль за правильным и своевременным исполнением постановления о наложении административного взыскания возлагается на орган (должностное лицо), вынесший постановление.

Полномочия прокурора в процессе административного произ-водства.

Прокурор вправе возбуждать производство об административном правонарушении, знакомиться с материалами дела, проверять законность действий органов (должностных лиц) при производстве по делу, участвовать в рассмотрении дела, заявлять ходатайства, давать заключения по вопросам, возникающим во время рассмотрения дела, проверять правильность применения мер воздействия, опротестовывать постановления и решения по жалобе, приостанавливать исполнение постановления, совершать другие предусмотренные законом действия.

77. Законность и дисциплина в государственном управлении.

Законность означает идею, требование и систему (режим) реального выражения права в законах государства, в самом зако­нотворчестве, в подзаконном нормотворчестве.

Главное в содержании законности применительно к сфере ве­домственного нормотворчества заключается не только в его полно­те, беспробельности, непротиворечивости и т. д., как это подчерки­вается в юридической литературе, но и в оценке его с точки зрения последовательной реализации и воплощения в нем права, адекват­но отраженного в нормах конституций и других законов, направ­ленных на обеспечение неотъемлемых прав и свобод человека, на достижение социальной справедливости, сочетания личных, обще­ственных и иных интересов.

Нарушением законности является принятие ведомственных актов (приказов, инструкций, положений и др.), которые противо­речат конституционным положениям, нормам закона.

Законность приобретает особо важное значение в государственном управлении, составляет организационную и правовую основу деятельности всех субъектов административного права. Многочисленные органы госу-дарственного управления, должностные лица и другие служащие этих органов ежедневно связаны с решением дел, затрагиваю­щих интересы государства, граждан, государственных и общественных органи­заций.

Дисциплина – это определенный порядок поведения людей, отвечающий сложившийся в обществе нормам права и морали, а также требованиям, необходимым той или иной организации для осуществления ее функций и задач. Дисциплина определяется существующими общест-венными отношениями и служит для устойчивости.

Государственная дисциплина заключается в соблюдении и точном и неуклонном исполнении государственными организациями, рабочими и служащими, общественными организациями и гражданами установленных государством правил и конкретных предписаний по практическому осуществлению задач и функций.

Государственная дисциплина делится на виды- плановая, трудовая, финансовая, технологическая и др.

Хотя законность и дисциплина являются самостоятельными катего-риями, они находятся в неразрывной связи, взаимодействуют друг с другом. Их взаи­мосвязь заключается в том, что законность служит основой, ядром дисциплины, поскольку одним из требований дисциплины является соблюдение законов и других нормативных актов.

Связь законности и дисциплины проявляется также и в том, что используемые государством юридические средства укрепления и обеспечения законности одновременно являются средствами укрепления и дисциплины. В демократическом обществе имеются объективные предпо-сылки поддержания законности, дисциплины, их точного и полного соблюдения. Однако это не означает, что законность поддерживается на высоком уровне как бы сама собой, автоматически.

В жизни общества, особенно на современном переходном этапе его развития, наблюдается бюрократизм, злоупотребления, волокита, всплеск правонарушений н другие отступления от норм поведения, которые, так или иначе, посягают на законность и дисциплину в управлении.

Укрепление законности в Республике Беларусь идет по нескольким основным направлениям, таким, как: разработка и принятие законов и других правовых актов, предупреждение возможных и пресечение совершаемых нарушений прав и законных интересов лиц, принятие мер, усиливающих дисциплину и порядок, наказание виновных, воспитание у членов общества чувства уважения к закону, повышение их правовой культуры, наконец, четкое регламентирование правового статуса госу-дарственных органов, должностных лиц, граждан.

Высокоорганизованному и подлинно демократическому обществу свойственна закономерность: чем выше организованность и дисциплина в нем, тем эффективнее функционирует система демократии, полнее и последователь­нее реализуются права и свободы граждан.

78. Способы обеспечения законности и дисциплины в государственном управлении.

Первостепенное влияние в правовом государстве должно уделяться вопросам правовой защиты лич­ности, упорядочения гарантий осуществления политических, экономических, социальных прав и свобод людей.

В связи с этим государство должно надежно обеспечивать законность и дисциплину в деятельности органов государственного управления.

Обеспечение законности и дисциплины в государственном управлении достигается в процессе повседневной деятельности государственных органов и находит свое выражение в пресечении малейших беззаконий и нарушений дисциплины; принятии мер по ликвидации причин и условий, их порождающих; восстановлении прав и законных интересов граждан, общественных организаций; наказании лиц, виновных в нарушении законности и дисциплины; в создании атмосферы неотвратимости ответственности за нарушение требований законности и дисциплины. Все разновидности правовых санкций призваны гарантировать исполнение закона, осуществлять общую и частную превенцию правонарушений.

В целях обеспечения законности и дисциплины в государственном управлении создан и действует особый государственно-правовой механизм, состоящий из двух основных элементов: организационно-структурных формирований и организационно-правовых методов. В организационно-структурные форми­рования включаются значительное число различных государственных органов, деятельность которых в разной степени связана с обеспечением законности и дисциплины.

Деятельности по обеспечению законности в государственном управлении придается государственно-правовой характер, а органы, ее осуществляющие, наделяются государственно-властными полномочиями.

Применяемые ими различные организационно-правовое методы, практические приемы, операции, формы работы обобщенно называютсяспособами обеспечения законности. В зависимости от содержания, характера применения, юридических последствий в государственном управлении различают следующие способы обеспечения законности: контроль, надзор, право жалобы.

Контроль - необходимое условие поддержания дисциплины, законности, порядка и организованности, охраны свобод и соблюдения прав граждан в процессе деятельности государства, его важнейшей части (исходя из принципа разделения властей) - аппарата государственного управления, в общественной жизни.

Эффективный контроль позволяет судить о фактическом положении дел о том, как реализуются законы в отраслях управления, насколько эффективны подзаконные акты, издаваемые органами государственного управления.

Надзор как способ обеспечения законности в сфере государственного управления заключается в постоянном, систематическом наблюдении специальными государственными органами за деятельностью неподчиненных им органов или лиц с целью предупреждения и выявления нарушений законности.

В зависимости от субъектов, осуществляющих надзор, он делится на про­курорскийи административный надзор.

Различие между административным надзором и контролем в широте охватываемой обследованием сферы деятельности, а также в специфике методов и правовых форм воздействия.

Наиболее характерные черты административного надзора сводятся к следующему:

1. органы административного надзора проверяют соблюдение специальных правил на поднадзорных объектах; органы контроля занимаются проверкой различных сторон деятельности подконтрольных объектов;

2. органы административного надзора осуществляют свои функции и пол­номочия в отношении тех объектов, которые им организационно не подчинены; органы контроля - в основн

Наши рекомендации