Статус и полномочия трибунала
Состав Трибунала формируется также по принципу «одно государство -один судья». Подобная система комплектования необходима не только для достижения равноправия государств - членов, сколько целесообразностью представительства всех национальных правовых систем, что должно служить целям эффективности при рассмотрении дел в Суде.
Статуссудей и порядок их назначения аналогичны принятому в Суде ЕС. Решение об утверждении судей Трибунала принимается Советом ЕС. Он же вправе решать вопрос о генеральных адвокатах Трибунала. Срок полномочий судей и порядок обновления состава аналогичны принятому в Суде ЕС.
Согласно, Лиссабонского договора и Устава Суда ЕС данная судебная инстанция рассматривает все судебные дела за исключением тех, которые входят в юрисдикцию Суда ЕС или специализированных судов. Эти последние рассматривают по первой инстанции определенные категории дел в узко специализированной сфере или требующие специальных познаний.
К юрисдикции Трибунала отнесено разрешение споров о законности актов, принятых иными институтами, нежели Суд ЕС, исков о бездействии, споров, касающихся возмещения вреда, споров на основе арбитражной оговорки. Более того, Трибунал рассматривает дела, связанные с нарушением права конкуренции и свободы торговли. Также Трибунал наделен правом разрешать вопросы, передаваемые ему в преюдициальном порядке. Если национальный суд сталкивается с необходимостью применить норму права ЕС, то он может, а в ряде случаев обязан сначала обратится в Трибунал за официальным разъяснением. Такого рода запросы судебных органов государств-членов называются преюдициальными. Решение Трибунала обязательно для национального суда, направившего преюдициальный вопрос.
Трибунал осуществляет функцию кассационной инстанции по отношению к Трибуналам по делам публичной службы и иных специализированных трибуналов.
В.
Статус и полномочия Трибунала по делам гражданской службы и иные специализированные трибуналы
Один из первых специализированных судебных органов был создан в 2004 году в лице Суда по делам гражданской службы
Члены таких судов должны отвечать требованиям, предъявляемым для выполнения высших судебных функций. Решение об учреждении таких судов принимается по предложению Европейской Комиссии или Суда. Трибуналы по делам гражданской службы и иные специализированные трибуналы по согласованию с Судом ЕС принимают свой процессуальный регламент, подлежащий одобрению квалифицированным большинством голосов со стороны Совета.
К полномочиям данной категории судов относятся споры между ЕС и его служащими.
Тема - Европейская Счетная палата
В. Состав и порядок формирования Счетной палаты,
В. Внутренняя организация Счетной палаты,
В. Порядок принятия решений и полномочия Счетной палаты.
В.
Европейская Счетная палата начала функционировать в полном объеме в октябре 1977г. Предшественниками Счетной палаты были органы финансового контроля, существовавшие в каждом из Сообществ при его образовании. В ЕОУС таким органом являлся аудитор. В ЕЭС (Европейское Экономическое Сообщество) и Евратоме существовали более приближенные к классическим счетным палатам Финансовые советы. После слияния институтов Сообществ в 1967г. на базе этих органов был образован единый орган финансового контроля - Аудиторский совет. Именно на его основе и была создана Счетная палата.
На момент своего создания она не была включена в число институтов Сообщества. Это произошло после принятия Маастрихтского договора 1992г.
Согласно ст.246 ДЕС (Маастрихтского договора 1992г.) «Счетная палата осуществляет аудит» Это позволяет говорить о Счетной палате как о независимом органе финансового контроля.
Счетная палата находится в г.Люксембурге. Отдельный офис Счетной палаты расположен в г. Брюсселе.
Счетная палата состоит из 28 членов (аудиторов). Срок полномочий аудиторов - шесть лет и может быть продлен.
Аудиторы назначаются Советом Европейского Союза, квалифицированным большинством, по предложению государств-членов и после консультации с Европейским парламентом.
Аудиторы должны быть гражданами государств-членов. Существуют жесткие требования к их профессиональной подготовке. До своего назначения на должность аудиторов Счетной палаты они должны иметь опыт работы в «органах внешнего аудита» в своих государствах-членах, либо «обладать достаточной квалификацией для занятия этой должности». При этом «их независимость не должна вызывать сомнений».
В случае если аудиторы в течение срока своих полномочий утратят гражданство своего государства-члена или же нарушат любое из ограничений на их деятельность, они могут быть досрочно освобождены от своей должности решением Суда по заявлению Счетной палаты.
В.
Счетную палату возглавляет ее председатель, который избирается самими аудиторами из своего состава. Срок полномочий председателя – три года, возможно переизбрание на новый срок.
К обязанностям председателя относится координация и контроль за деятельностью Счетной палаты. Председатель представляет Счетную палату при работе с институтами ЕС, а также в международных организациях.
Аудиторы объединены в четыре основных аудиторских группы, возглавляемых старшим аудитором группы.
Первая группа состоит из трех аудиторов и осуществляет контроль за расходованием средств ЕС из целевого бюджетного Европейского сельскохозяйственного фонда.
Вторая группа состоит из четырех аудиторов и осуществляет контроль за расходованием средств ЕС в рамках структурных фондов. Эта группа изучает расходование денег из бюджета ЕС в таких сферах, как социальная политика, внутренние политики, научные исследования, общая политика в области рыболовства, региональная политика и др.
Третья группа состоит из трех аудиторов. Она контролирует расходование средств, выделенных на всевозможные международные программы ЕС по оказанию помощи другим странам.
Четвертая группа, состоит из трех аудиторов, контролирует доходную часть бюджета ЕС, а также расходование средств на нужды институтов и органов ЕС.
Два аудитора, один из которых является председателем Счетной палаты, не входят в состав аудиторских групп и возглавляют дополнительно отдельные группы ADAR и DAS.
ADAR - группа возглавляемая председателем Счетной палаты и отвечающая за методическое обеспечение деятельности Счетной палаты и подготовку годового отчета Счетной палаты.
DAS – занимается координацией аудиторских проверок и подготовкой проектов декларации Счетной палаты о состоянии бухгалтерской документации ЕС.
Обеспечением деятельности аудиторов занимается секретариат Счетной палаты, возглавляемый генеральным секретарем. Среди прочего, он руководит собственно секретариатом, бухгалтерией палаты, ее кадровыми подразделениями, а также переводческими службами.
В.
Годовые отчеты, специальные отчеты и заключения Счетной палаты принимает большинством голосов. На практике в связи с тем, что проекты заключений Счетной палаты подготавливаются в профильных аудиторских группах, принятие их в такой группе почти всегда означает принятие из и всеми аудиторами Счетной палаты. То же относится и к проекту годового отчета Счетной палаты, который готовится в рамках групппы ADAR. Если он без возражения принимается этой группой, состоящей из шести аудиторов, то это означает, что проект годового отчета будет утвержден и большинством аудиторов.
Полномочия
Счетная палата проверяет отчеты об исполнении всех доходных и расходных статей бюджета ЕС. Кроме того, палата проверяет отчеты о расходах и доходах всех органов, учрежденных в рамках ЕС, за исключением тех, в чьих учредительных документах напрямую указано на невозможность такой проверки.
Счетная палата также проверяет правильность ведения бухгалтерской отчетности ЕС, законность и правильность операций, лежащих в основе такой отчетности, законность и правильность доходов, а также осуществленных ЕС расходов, исследует вопрос о добросовестности управления финансами ЕС.
Круг объектов контроля очень широк, под него попадают любые юридические или физические лица, имеющие отношения к доходам или расходам ЕС. Счетная палата имеет право проверять любые органы и институты ЕС, государств-членов, распоряжающихся доходами или расходами ЕС.
Для осуществления своих контрольных функций Счетная палата имеет право осуществлять свои контрольно-ревизионные мероприятия, как в собственных помещениях, так и в помещениях проверяемых организаций, получать по своим запросам всю необходимую информацию от других институтов или органов.
Счетная палата также осуществляет полномочия по контролю за исполнением бюджета. Институты ЕС могут обращаться к Счетной палате с вопросами, по которым она должна давать свои заключения. Кроме того, при принятии нормативных актов по целому ряду вопросов, в частности, финансовых регламентов и нормативных актов, регулирующих меры по предотвращению злоупотреблений, воздействующих на финансовые интересы ЕС, Совет ЕС и Европейский парламент должны получить на них заключение Счетной палаты.
Существенный блок полномочий Счетной палаты связан с предоставлением этому институту права на подачу исков в Суд. Так, Счетная палата имеет право подавать иски из бездействия, а также иски об аннулировании.
По результатам проверок Счетной палатой составляются годовые отчеты, специальные отчеты и декларации.
Необходимо отметить, что годовой отчет и декларации Счетной палаты должны учитываться Советом ЕС и Европейским парламентом при утверждении отчета Комиссии об исполнении бюджета ЕС.