В. Структура и особенности судебной системы ЕС

ТЕМА – Судебная система ЕС

В. Структура и особенности судебной системы ЕС

В.Состав и порядок формирования Суда ЕС

В. Юрисдикция Суда ЕС

В. Статус и полномочия Трибунала

В. Статус и полномочия Трибунала по делам гражданской службы

В.

Структура и особенности судебной системы ЕС

Судебная система ЕС выступает как самостоятельный наднациональный институт неполитического характера. Самостоятельная автономия, правовая система и независимый судебный механизм, обеспечивающий соблюдение и реализацию права, — важнейшая гарантия интеграции.

Согласно Лиссабонскому Договору (2009 г) под Судом Европейского Союза (Судебной системой) понимается вся совокупность судебных органов, созданных функционирующих на основании учредительных договоров Союза, а именно:

- Суд ЕС. Он функционирует с 1952 г.

- Трибунал (бывший Трибунал первой инстанции)

- Трибунал по делам гражданской службы и иные специализированные трибуналы (бывшие «судебные палаты»)

Решения Трибунала по делам публичной службы и иных специализированных трибуналов могут быть обжалованы в Трибунал, а решения последнего - в Суд ЕС. Решения Суда являются обязательными для исполнения всеми государствами, институтами, гражданами и юридическими лицами ЕС. Обжалованию или опротестованию в какие-либо другие инстанции они не подлежат.

Основной задачей Суда – обеспечивать «соблюдения права при толковании и применении учредительных Договоров». При рассмотрении дел он совмещает функции суда общей юрисдикции, административного, конституционного, а также международного суда.

Предъявляются высокие требования к кандидатам на занятие судейских должностей. По сути, требование высокого профессионализма кандидата обычно подтверждается либо занятием в прошлом высоких судейских должностей в национальных государствах, либо известностью у юридической общественности своими правовыми знаниями. Обязательны высокие моральные качества и признанная репутация независимого судейства.

Те же требования предъявляются и к генеральным адвокатам. Последние, образуя особую категорию членов Суда, призваны давать объективное и беспристрастное заключение по иску, рассматриваемому в Суде ЕС. Будучи членами судейского корпуса, генеральные адвокаты, однако, не принимают участие в вынесении судебных решений.

Статут Суда ЕС был принят в 2001 году в качестве приложения к Ниццкому договору.

Местонахождение звеньев Суда ЕС является г. Люксембург. Статут Суда содержит требование, согласно которому все его члены «обязаны проживать в месте нахождения Суда»

В.

В.

Юрисдикция Суда ЕС

Дело относится к юрисдикции Суда ЕС, если оно имеет особо важное, исключительное значение, могущее повлиять на единство и целостность права ЕС.По своему содержанию юрисдикция Суда включает три основные группы полномочий:

- разрешение споров, связанных с правоотношениями, возникающими на основании норм учредительных договоров и законодательства ЕС – прямая юрисдикция,

- рассмотрение запросов судебных органов государств-членов, которые сталкиваются с проблемами толкования и применения норм права ЕС, преюдициальная юрисдикция,

- рассмотрение дел в порядке предварительного контроля.

Дела прямой юрисдикции – это споры, возникающие в ходе реализации в жизнь норм права ЕС, т.е. дела искового производства.

Суд ЕС, по общему правилу, не рассматривает иски к частным лицам, а равно к должностным лицам государств- членов. К его юрисдикции отнесены те споры, которые являются наиболее сложными и важными с политической точки зрения и затрагивают интересы и ЕС в целом. В компетенции Суда ЕС относятся иски к государствам-членам, иски к органам ЕС и их должностным лицам.

В.

В.

Тема - Европейская Счетная палата

В. Состав и порядок формирования Счетной палаты,

В. Внутренняя организация Счетной палаты,

В. Порядок принятия решений и полномочия Счетной палаты.

В.

Европейская Счетная палата начала функционировать в полном объеме в октябре 1977г. Предшественниками Счетной палаты были органы финансового контроля, существовавшие в каждом из Сообществ при его образовании. В ЕОУС таким органом являлся аудитор. В ЕЭС (Европейское Экономическое Сообщество) и Евратоме существовали более приближенные к классическим счетным палатам Финансовые советы. После слияния институтов Сообществ в 1967г. на базе этих органов был образован единый орган финансового контроля - Аудиторский совет. Именно на его основе и была создана Счетная палата.

На момент своего создания она не была включена в число институтов Сообщества. Это произошло после принятия Маастрихтского договора 1992г.

Согласно ст.246 ДЕС (Маастрихтского договора 1992г.) «Счетная палата осуществляет аудит» Это позволяет говорить о Счетной палате как о независимом органе финансового контроля.

Счетная палата находится в г.Люксембурге. Отдельный офис Счетной палаты расположен в г. Брюсселе.

Счетная палата состоит из 28 членов (аудиторов). Срок полномочий аудиторов - шесть лет и может быть продлен.

Аудиторы назначаются Советом Европейского Союза, квалифицированным большинством, по предложению государств-членов и после консультации с Европейским парламентом.

Аудиторы должны быть гражданами государств-членов. Существуют жесткие требования к их профессиональной подготовке. До своего назначения на должность аудиторов Счетной палаты они должны иметь опыт работы в «органах внешнего аудита» в своих государствах-членах, либо «обладать достаточной квалификацией для занятия этой должности». При этом «их независимость не должна вызывать сомнений».

В случае если аудиторы в течение срока своих полномочий утратят гражданство своего государства-члена или же нарушат любое из ограничений на их деятельность, они могут быть досрочно освобождены от своей должности решением Суда по заявлению Счетной палаты.

В.

Счетную палату возглавляет ее председатель, который избирается самими аудиторами из своего состава. Срок полномочий председателя – три года, возможно переизбрание на новый срок.

К обязанностям председателя относится координация и контроль за деятельностью Счетной палаты. Председатель представляет Счетную палату при работе с институтами ЕС, а также в международных организациях.

Аудиторы объединены в четыре основных аудиторских группы, возглавляемых старшим аудитором группы.

Первая группа состоит из трех аудиторов и осуществляет контроль за расходованием средств ЕС из целевого бюджетного Европейского сельскохозяйственного фонда.

Вторая группа состоит из четырех аудиторов и осуществляет контроль за расходованием средств ЕС в рамках структурных фондов. Эта группа изучает расходование денег из бюджета ЕС в таких сферах, как социальная политика, внутренние политики, научные исследования, общая политика в области рыболовства, региональная политика и др.

Третья группа состоит из трех аудиторов. Она контролирует расходование средств, выделенных на всевозможные международные программы ЕС по оказанию помощи другим странам.

Четвертая группа, состоит из трех аудиторов, контролирует доходную часть бюджета ЕС, а также расходование средств на нужды институтов и органов ЕС.

Два аудитора, один из которых является председателем Счетной палаты, не входят в состав аудиторских групп и возглавляют дополнительно отдельные группы ADAR и DAS.

ADAR - группа возглавляемая председателем Счетной палаты и отвечающая за методическое обеспечение деятельности Счетной палаты и подготовку годового отчета Счетной палаты.

DAS – занимается координацией аудиторских проверок и подготовкой проектов декларации Счетной палаты о состоянии бухгалтерской документации ЕС.

Обеспечением деятельности аудиторов занимается секретариат Счетной палаты, возглавляемый генеральным секретарем. Среди прочего, он руководит собственно секретариатом, бухгалтерией палаты, ее кадровыми подразделениями, а также переводческими службами.

В.

Годовые отчеты, специальные отчеты и заключения Счетной палаты принимает большинством голосов. На практике в связи с тем, что проекты заключений Счетной палаты подготавливаются в профильных аудиторских группах, принятие их в такой группе почти всегда означает принятие из и всеми аудиторами Счетной палаты. То же относится и к проекту годового отчета Счетной палаты, который готовится в рамках групппы ADAR. Если он без возражения принимается этой группой, состоящей из шести аудиторов, то это означает, что проект годового отчета будет утвержден и большинством аудиторов.

Полномочия

Счетная палата проверяет отчеты об исполнении всех доходных и расходных статей бюджета ЕС. Кроме того, палата проверяет отчеты о расходах и доходах всех органов, учрежденных в рамках ЕС, за исключением тех, в чьих учредительных документах напрямую указано на невозможность такой проверки.

Счетная палата также проверяет правильность ведения бухгалтерской отчетности ЕС, законность и правильность операций, лежащих в основе такой отчетности, законность и правильность доходов, а также осуществленных ЕС расходов, исследует вопрос о добросовестности управления финансами ЕС.

Круг объектов контроля очень широк, под него попадают любые юридические или физические лица, имеющие отношения к доходам или расходам ЕС. Счетная палата имеет право проверять любые органы и институты ЕС, государств-членов, распоряжающихся доходами или расходами ЕС.

Для осуществления своих контрольных функций Счетная палата имеет право осуществлять свои контрольно-ревизионные мероприятия, как в собственных помещениях, так и в помещениях проверяемых организаций, получать по своим запросам всю необходимую информацию от других институтов или органов.

Счетная палата также осуществляет полномочия по контролю за исполнением бюджета. Институты ЕС могут обращаться к Счетной палате с вопросами, по которым она должна давать свои заключения. Кроме того, при принятии нормативных актов по целому ряду вопросов, в частности, финансовых регламентов и нормативных актов, регулирующих меры по предотвращению злоупотреблений, воздействующих на финансовые интересы ЕС, Совет ЕС и Европейский парламент должны получить на них заключение Счетной палаты.

Существенный блок полномочий Счетной палаты связан с предоставлением этому институту права на подачу исков в Суд. Так, Счетная палата имеет право подавать иски из бездействия, а также иски об аннулировании.

По результатам проверок Счетной палатой составляются годовые отчеты, специальные отчеты и декларации.

Необходимо отметить, что годовой отчет и декларации Счетной палаты должны учитываться Советом ЕС и Европейским парламентом при утверждении отчета Комиссии об исполнении бюджета ЕС.

ТЕМА – Судебная система ЕС

в. Структура и особенности судебной системы ЕС

Наши рекомендации