Лассификация налогов и сборов в современной теории и практике налогообложения
Налог – обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.
Видовое многообразие налогов способствует их классификации по различным основаниям:
1) в зависимости от плательщика:
– налоги с организаций – обязательные платежи, взыскиваемые только с налогоплательщиков-организаций (налог на прибыль, налог на игорный бизнес и др.).
– налоги с физических лиц – обязательные платежи, взимаемые с граждан РФ, иностранных граждан и лиц без гражданства в определенных законом случаях (налог на доходы физических лиц, налог на имущество физических лиц);
– общие налоги для физических лиц и организаций – обязательные платежи, уплачиваемые всеми категориями налогоплательщиков независимо от их организационно-правового статуса, и определяется наличием какого-либо объекта в собственности лица (земельный налог, водный налог);
2) в зависимости от формы обложения:
а) прямые (подоходно-имущественные) – налоги, взимаемые в процессе приобретения материальных благ, определяемые размером объекта обложения и уплачиваемые производителем или собственником:
– личные – налоги, уплачиваемые налогоплательщиком за счет и в зависимости от полученного дохода (прибыли) и учитывающие финансовую состоятельность плательщика (налог на доходы физических лиц, налог на прибыль (доход) организаций);
– реальные – налоги, уплачиваемые с имущества, в основе которых лежит не реальный, а предполагаемый средний доход, получение которого только ожидается (налог на доходы по операциям с ценными бумагами, земельный налог);
б) косвенные (на потребление) – налоги, взимаемые в процессе расходования материальных благ потребления (акцизы, налог на добавленную стоимость).
3) по территориальному уровню:
а) к федеральным налогам и сборам относятся:
– налог на добавленную стоимость;
– акцизы;
– налог на доходы физических лиц;
– единый социальный налог;
– налог на прибыль организаций;
– налог на добычу полезных ископаемых;
– налог на наследование и дарение;
– водный налог;
– сборы за пользование объектами животного мира и объектами водных биологических ресурсов;
– государственная пошлина.
б) к региональных налогов и сборов:
– налог на имущество организаций;
– налог на игорный бизнес;
– транспортный налог.
в) к местным налогам относятся:
– земельный налог;
– налог на имущество физических лиц.
4) в зависимости от канала поступления:
– государственные налоги – полностью зачисляемые в государственные бюджеты;
– местные налоги – полностью зачисляемые в муниципальные бюджеты;
– пропорциональные налоги – распределяемые между бюджетами различных уровней по определенным квотам;
– внебюджетные налоги – поступающие в определенные внебюджетные фонды;
5) в зависимости от характера использования:
– налоги общего значения – используемые на общие цели, без конкретных мероприятий или затрат, на которые они расходуются;
– целевые налоги – зачисляемые в целевые внебюджетные фонды или выделяемые в бюджете отдельной строкой и предназначенные для финансирования конкретно определенных мероприятий;
6) в зависимости от периодичности взимания:
– разовые налоги – уплачиваемые один раз в течение определенного периода при совершении конкретных действий;
– регулярные налоги – взимаемые систематически, через определенные промежутки времени и в течение всего периода владения или деятельности плательщика.
1. По назначению налоги подразделяют на общиеиспециальные (целевые). Общие налоги обезличиваются и поступают в единый бюджет соответствующего территориального образования (федеральный, территориальный, местный). Целевые же налоги имеют целевое, вполне определенное назначение и обычно формируют внебюджетные фонды (пенсионный, дорожный, медицинский, страховой и т. д.).
Классификация налогов
В настоящее время виды налогов и сборов как важнейшей составляющей налоговой системы весьма разнообразны. Налоги можно классифицировать по разным признакам.
Все налоги, действующие на территории РФ, в зависимости от уровня установления подразделяются на три вида:
· федеральные:
· региональные;
· местные.
Федеральные налоги устанавливаются, отменяются и изменяются НК РФ и обязательны к уплате на всей территории РФ.
Региональные налоги устанавливаются НК РФ и обязательны к уплате на всей территории соответствующих субъектов РФ. Правительство субъектов Федерации наделено правом вводить или отменять региональные налоги на своей территории и изменять некоторые элементы налогообложения в соответствии с действующим федеральным законодательством.
Местные налогирегламентируются законодательными актами федеральных органов власти и законами субъектов РФ. Органам местного самоуправления в соответствии с НК РФ предоставлено право вводить или отменять на территории муниципального образования местные налоги и сборы.
Классификация налогов в РФ в зависимости от уровня установления
Уровень установления | Налоги |
Федеральные | · Налог на добавленную стоимость; · Акцизы; · Налог на доходы физических лиц; · Налог на прибыль организаций; · Налог на добычу полезных ископаемых; · Водный налог; · Сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов · Государственная пошлина. |
Региональные | · Налог на имущество организаций; · Транспортный налог; · Налог на игорный бизнес. |
Местные | · Земельный налог; · Налог на имущество физических лиц. |
При введении в действие на территории соответствующего субъекта РФ налога на недвижимость прекращается действие налога на имущество организаций, налога на имущество физических лиц и земельного налога.
В зависимости от метода взимания налоги подразделяются следующим образом:
· прямые;
· косвенные.
Прямые налоги устанавливаются непосредственно на доход или имущество налогоплательщика, владение и пользование которым служит основанием для налогообложения. К прямым налогам относятся:
· налог на доходы физических лиц;
· налог на прибыль организаций;
· налоги на имущество как юридических, так и физических лиц.
Косвенные налоги нередко называются налогами на потребление, непосредственно включаются в цену товара (работы, услуги) в виде надбавки и уплачиваются потребителями. Эти налоги предназначены для перенесения реального налогового бремени на конечного потребителя. При косвенном налогообложении субъектом налога является продавец товара (работы, услуги), а носителем и фактическим плательщиком данного налога выступает потребитель. К косвенным налогам относятся:
· налог на добавленную стоимость;
· акцизы;
· таможенные пошлины и др.
Косвенные налоги — наиболее простые для государства с точки зрения их взимания, но достаточно сложные для налогоплательщика с точки зрения укрывательства от их уплаты. Привлекательны для государства эти налоги еще и потому, что их поступления в казну прямо не привязаны к финансово-хозяйственной деятельности субъекта налогообложения и фискальный эффект достигается в условиях падения производства и даже убыточной работы организаций.
Вместе с тем государство в силу этих особенностей косвенного налогообложения вынуждено использовать и прямые налоги, чтобы под налоговое воздействие подпало как можно большее число объектов деятельности налогоплательщика. Все это в комплексе создает достаточную устойчивость налоговых поступлений и одновременно усиливает зависимость размера уплачиваемых налогоплательщиком налогов от эффективности его деятельности.
Нередко на практике проводят разделение налогов в зависимости от их использования:
· общие;
· специальные.
К общим налогам относятся большинство взимаемых в любой налоговой системе налогов. Их отличительная особенность заключается том, что после поступления в бюджет они обезличиваются и расходуются на цели, определенные в соответствующем бюджете.
В отличие от них специальные налоги имеют строго целевое предназначение и «закреплены» за определенными видами расходов. В частности, в РФ примером специальных налогов могут служить:
· транспортный налог;
· налог на воспроизводство минерально-сырьевой базы.
В зависимости от установленных ставок налогообложения налоги бывают:
· твердыми;
· процентными (пропорциональными, прогрессивными и регрессивными).
В зависимости от финансово-экономической целесообразности и отражения в бухгалтерском учете налоги классифицируются следующим образом:
· включаемые в продажную цену товаров (работ, услуг);
· относимые на издержки обращения и затраты производства;
· относимые на финансовые результаты;
· уплачиваемые за счет чистой прибыли, остающейся в распоряжении налогоплательщика.
В зависимости от принадлежности к уровню бюджета налоги можно подразделить так:
· закрепленные;
· регулирующие.
Закрепленные налоги непосредственно и целиком поступают в конкретный бюджет или во внебюджетный фонд. Среди них выделяют налоги, поступающие в федеральный, региональный и местные бюджеты.
Регулирующие налоги поступают одновременно в бюджеты разных уровней в пропорции, определенной бюджетным законодательством.
Особая категория налогов — так называемые специальные налоговые режимы. В НК РФ предусмотрена возможность установления четырех таких режимов.
Классификация налогов в РФ в зависимости от субъектов налогообложения
Субъект налогообложения | Налоги |
Налоги, уплачиваемые юридическими лицами | · Налог на прибыль; · Налог на имущество организаций. |
Налоги, уплачиваемые физическими лицами | · Налог на доходы физических лиц; · Налог на имущество физических лиц. |
Смешанные налоги | · Налог на добавленную стоимость; · Транспортный налог; · Налог на игорный бизнес. |
Специальные налоговые режимы в соответствии с НК РФ:
· система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности;
· упрощенная система налогообложения;
· система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей;
· система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции.
Особенность этих налогов состоит в том, что со дня их введения на территории соответствующих субъектов Федерации с налогоплательщиков, как правило, прекращается взимание большинства налогов, предусмотренных НК РФ.
7.Порядок установления, введения и отмены федеральных налогов и сборов.
1. Налог считается установленным лишь в том случае, когда определены налогоплательщики и элементы налогообложения, а именно:
Объект налогообложения — реализация товаров (работ, услуг), имущество, прибыль, доход, расход или иное обстоятельство, имеющее стоимостную, количественную или физическую характеристику, с наличием которого законодательство о налогах и сборах связывает возникновение у налогоплательщика обязанности по уплате налога.
Налоговая база – стоимостная, физическая или иная характеристики объекта налогообложения. Является одним из обязательных элементов налога. налоговый период;
Налоговая ставка — величина налоговых начислений на единицу измерения налоговой базы. Является одним из обязательных элементов налога. порядок исчисления налога; (твёрдые, пропорциональные, регрессирующие).
порядок и сроки уплаты налога – определены в конкретных главах 2-й части.
Налоговый период – срок, в течении которого формируется налоговая база и окончательно определяется сумма налога, подлежащая к уплате в бюджет. (кал.год, квартал, месяц).
Налогоплательщики — организации и физические лица, на которых в соответствии с НКРФ возложена обязанность уплачивать налоги и сборы.
2. В необходимых случаях при установлении налога в акте законодательства о налогах и сборах могут также предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком.
3. При установлении сборов определяются их плательщики и элементы обложения применительно к конкретным сборам.
Экономические отношения налогоплательщиков и государства строятся по принципу резиденства:
Субъекты н-облжя : резиденты и нерезиденты.
Резиденты – физические лица, находящиеся на территории РФ более 183 дней в году, и организации, юр.лица, созданные в соответствии с законодательством РФ и местоположением управленческих органов в РФ.
Налоговый агент — лица, на которых в соответствии с НКРФ возложена обязанность по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению в бюджет налогов.
Льготами по налогам и сборам признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов предусмотренные законодательством о налогах и сборах преимущества по сравнению с другими участниками налоговых отношений, включая возможность не уплачивать налог или сбор, либо уплачивать их в меньшем размере.
Льготы:
— изъятие – выводят из под налогообложения отдельные объекты;
— скидки – льготы, направленные на сокращение налоговой базы. Бывают: общие, специальные, стандартные(НДФЛ).
— налоговые кредиты – льготы, направленные на уменьшение налоговой ставки или налога (отсрочка, рассрочка налога, возврат части ранее уплаченного налога, налоговый кредит).
Способы уплаты налогов:
1. Налоговая декларация. Представляет собой письменное заявление налогоплательщика о полученных доходах, произведённых расходах, источниках доходов, налоговых льготах и исчисленной сумме налога и др. данные. НД представляется каждым налогоплательщиком по каждому налогу, подлежащему уплате в налоговый орган.
2. Уплата налогов у источника дохода (НДФЛ, автоматическое удержание, безналичный способ).
3. Кадастровый способ (земельный, имущественный, трудоёмкий и др.)
4. Уплата налога в момент расходования доходов (косвенное НО)
5. Уплата налога в процессе потребления или использования имущества.
1) Налог на прибыль организаций — прямой налог, взимаемый с прибыли организации (предприятия, банка, страховой компании и т. д.). Прибыль для целей данного налога, как правило, определяется как доход от деятельности компании за минусом суммы установленных вычетов и скидок.
Базовая ставка составляет 20 % (до 1 января 2009 года составлял 24 %): 2 % — зачисляется в федеральный бюджет, 18 % — зачисляется в бюджеты субъектов Российской Федерации.
Налоговый период: календ. Год. Отчётный период: квартал, полугодие, 9 месяцев.
Налогоплательщики независимо от наличия у них обязанности по уплате налога и (или) авансовых платежей по налогу, особенностей исчисления и уплаты налога обязаны по истечении каждого отчетного и налогового периода представлять в налоговые органы по месту своего нахождения и месту нахождения каждого обособленного подразделения соответствующие налоговые декларации в порядке, определенном настоящей статьей.
Налогоплательщики по итогам отчетного периода представляют налоговые декларации упрощенной формы. Некоммерческие организации, у которых не возникает обязательств по уплате налога, представляют налоговую декларацию по упрощенной форме по истечении налогового периода.
Налоговые декларации по налогу на прибыль представляются по итогам отчетного периода не позднее 28 дней со дня окончания соответствующего отчетного периода (I квартала, I полугодия, 9 месяцев), по итогам налогового периода — не позднее 28 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом (годом) .
Налогоплательщики, исчисляющие суммы ежемесячных авансовых платежей по фактически полученной прибыли, представляют налоговые декларации не позднее 28 календарных дней со дня окончания отчетного периода (1, 2, 3, 4…11 месяцев).
8.Порядок установления, введения и отмены региональных и местных налогов и сборов.
При установлении налогов должны быть соблюдены следующие условия:
1. Налог должен быть предусмотрен Налоговым кодексом РФ
2. По налогу должны быть определены плательщики и все элементы налогообложения.
Федеральные налоги устанавливает федеральный законодатель. Он в главе Налогового кодекса Российской Федерации устанавливает налогоплательщиков, все элементы налогообложения, и тогда налог становится обязательным к уплате на всей территории Российской Федерации.
Региональные и местные налоги устанавливаются в два этапа.
На первом этапе в соответствующей главе Налогового кодекса Российской Федерации Федеральный законодатель определяет плательщиков налога и все основные элементы налогообложения, а для налоговой ставки и срока уплаты налога определенные рамки и основные правила.
На втором этапе региональный или местный законодатель устанавливает на основе и в рамках главы Налогового кодекса Российской Федерации конкретные налоговые ставки, а также порядок и сроки уплаты налога. Только после этого региональный или местный налог считается установленным на территории субъекта РФ или муниципального образования (если налог местный).
Ввод в действие федеральных налогов совмещен с установлением налога. А региональные и местные налоги вводятся с того момента, когда вступит в силу региональный закон или нормативный правовой акт, которые устанавливают этот налог и обязывают налогоплательщиков платить его на конкретной территории (соответственно субъекта РФ или муниципального образования).
Вариантов отмены налогов может быть несколько.
Во-первых, отменить налог любого уровня может только федеральный законодатель, исключив из Налогового кодекса РФ соответствующую главу.
Во-вторых, региональные и местные законодатели могут отменить на своей территории соответственно региональный или местный налог.
Под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.
Под сбором понимается обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий).
Региональными налогами признаются налоги, которые установлены НК РФ и законами субъектов РФ о налогах и обязательны к уплате на территориях соответствующих субъектов РФ, если иное не предусмотрено НК РФ.
Региональные налоги вводятся в действие и прекращают действовать на территориях субъектов РФ в соответствии с НК РФ и законами субъектов РФ о налогах.
При установлении региональных налогов законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов РФ определяются в порядке и пределах, которые предусмотрены НК РФ, следующие элементы налогообложения: налоговые ставки, порядок и сроки уплаты налогов. Иные элементы налогообложения по региональным налогам и налогоплательщики определяются НК РФ.
Законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов Российской Федерации, законами о налогах в порядке и пределах, которые предусмотрены НК РФ, могут устанавливаться налоговые льготы, основания и порядок их применения.
К региональным налогам относятся:
1) налог на имущество организаций;
2) налог на игорный бизнес;
3) транспортный налог.
Объектом налогообложения для российских организаций признается движимое и недвижимое имущество (включая имущество, переданное во временное владение, пользование, распоряжение или доверительное управление, внесенное в совместную деятельность), учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в соответствии с установленным порядком ведения бухгалтерского учета.
Объектом налогообложения для иностранных организаций, осуществляющих деятельность в РФ через постоянные представительства, признается движимое и недвижимое имущество, относящееся к объектам основных средств.
В целях настоящей главы иностранные организации ведут учет объектов налогообложения в соответствии с установленным в РФ порядком ведения бухгалтерского учета.