Мероприятия по совершенствованию налоговой системы Российской Федерации

Основываясь на опыт Испании в сфере налогообложения можно выделить следующие основные направлениями налоговой политики РФ:

1. Контроль за трансфертным ценообразованием в целях налогообложения: определение взаимозависимости лиц, установление закрытого перечня контролируемых сделок, введение обязательного представления специального декларирования контролируемых сделок и требований к перечню документов, обосновывающих применение налогоплательщиком трансфертные цены в сделках с взаимозависимыми лицами, введение института предварительных соглашений о ценообразовании с налоговыми органами, введение новых требований к методам оценки диапазона рыночных цен и принципам их применения.

2. Налогообложение дивидендов, выплачиваемых российским лицам: освобождение от обложения налогом на прибыль дивидендов, получаемых при стратегическом участии отечественной компании в российской и иностранной организации, выплачивающей дивиденды, снижение ставки налога на дивиденды, выплачиваемые физическими лицам, не являющихся налоговыми резидентами РФ, до 15% в настоящее время - 30%.

3. Регулирование налогообложения контролируемых иностранных компаний: введение принципа налогообложения нераспределенной прибыли иностранных контролируемых компаний, введение понятия иностранной контролируемой компании на основе определенной взаимозависимости лиц и стратегического участия в организации, установление обязанности российских компаний или компаний-резидентов указывать в налоговых декларациях свои иностранные компании, определение условий возникновения налоговой обязанности у российских налогоплательщиков в отношении прибыли, полученной иностранными контролируемыми компаниями, предоставление налогоплательщиком сведений о его доле в контролируемой иностранной компании и уплате налога с соответствующей доли нераспределенного дохода этой компании, обеспечение возможности эффективного налогового администрирования в части получения налоговыми органами необходимых сведений: данных, идентифицирующих национальных акционеров, подпадающих под режим контролируемых иностранных компаний, и финансовой информации, необходимой для расчета полученного дохода. Подобные изменения потребуют корректировки главы 23 и 25 НК РФ.

4. Проблемы определения налогового резиденства юридических лиц: введение понятия резидентства юридических лиц на основе критериев места управления и резиденства участников юрлица, владеющих в нем контрольным пакетом.

5. Введение института консолидированной налоговой отчетности при исчислении налога на прибыль.

6. Совершенствование НДС.

7. Индексация ставок акцизов.

8. Налогообложение налогом на прибыль при совершении операций с ценными бумагами.

9. Налогообложение НДФЛ при совершении операций с ценными бумагами.

10. Совершенствование налога на имущество (введение налога на недвижимость).

11. Совершенствование системы вычетов, предоставляемых по НДФЛ.

Скорейшая реализация указанных мер реформирования налоговой системы позволит привести налоговую систему в соответствие с задачами достижения экономического роста, существенно повысить собираемость налогов. Либерализация налоговой системы и заметное усиление защищенности налогоплательщиков будут способствовать улучшению инвестиционного климата и возврату капиталов в легальную сферу.

Заключение

Налоговые системы Российской Федерации и Испании во многом схожи. Налогообложение в Испании, как и в Российской Федерации, осуществляется на трех уровнях: государственном, региональном и местном, что свидетельствует о возможности сочетания государственных интересов с интересами автономных областей и провинций. Некоторые виды испанских налогов перекликаются с российскими: НДС, подоходный налог с физических лиц, налог на прибыль организаций, акцизы и др. Каждая страна имеет свою специфику экономического развития, поэтому присутствуют налоги не похожие на наши, например, в Испании существуют налоги на водопровод и систему водоснабжения и канализации.

В Российской Федерации, как и в Испании, основу федерального бюджета составляют налоговые поступления.

Однако, принимая во внимание молодость испанской системы, нельзя отвергать полезные новшества, такие как регистрация и учет налогоплательщиков через единый информационный центр, присвоение юридическим и физическим лицам идентификационных номеров. Некоторые моменты из налоговой системы Испании налоговые органы России могли бы заимствовать и с успехом внести в свое законодательство. Например, проблему занятости населения правительство Испании решает путем установления специальных льгот для предприятий, создающих новые рабочие места; предприниматели, использующие труд инвалидов и лиц, старше 45 лет, получают прямые субсидии.

Список литературы

1. Конституция РФ

2. Налоговый Кодекс РФ

3. Гончаренко Л. И. Налоги и налоговая система РФ. Уч. пособие. 2009

4. Мещерякова О. Налоговые системы развитых стран мира. Справочник. - М., 2007.

Приложения

Приложение 1. Классификация налогов по различным признакам в России.

Признак Налоги
1. По принадлежности к уровню власти · Федеральные ( на добычу п/и) · Региональные (на имущество) · Местные (земельный)
2. По методу взимания · Прямые (на прибыль организации) · Косвенные (НДС)
3. По субъекту уплаты · С юридических лиц (на имущество организации) · С физических лиц (НДФЛ) · Смежные (земельный)
4. По объекту налогообложения · Реальные (имущественные) · Ресурсные (рентные) · Личные · С выплат и иных вознаграждений
5. По способу обложения · «У источника» (НДФЛ) · «По декларации» (на имущество) · «По кадастру» (земельный)
6. По назначению · Абстрактные/Общие (НДС) · Целевые/Специальные (ЕСН)
7. По характеру отражения в бухгалтерском учете (по источнику) · Включаемые в себестоимость (транспортный) · Уменьшающие финансовый результат до уплаты налога на прибыль (на игорный бизнес) · Уплачиваемые за счет налогооблагаемой прибыли (на прибыль организации) · Включаемые в цену продукции (НДС) · Удерживаемые из доходов работника (НДФЛ)
8. По порядку введения · Общеобязательные (НДФЛ) · Факультативные (налог с продаж)
9. По срокам уплаты · Срочные (до 2006 г. на наследование) · Периодично-календарные (На прибыль организации)
10. По применяемой ставке · с твердыми (специфическими) ставками (транспортный) · с пропорциональными ставками(на имущество) · с прогрессивными ставками (до 2001г. подоходный) · с регрессивными ставками (ЕСН)

Приложение 2. Отличительные признаки сборов от налогов

Признак Налог Сбор
Индивидуальная возмездность Налоги индивидуально безвозмездны и не предполагают персонально -обменных отношений налогоплательщика с государством. Какое-либо встречное удовлетворение для частного лица здесь не предусматривается Сборы уплачиваются в связи с оказанием их плательщику государством некоторых публично-правовых услуг, в которых плательщик индивидуально заинтересован. Например: выдача лицензий, регистрационные действия, совершение нотариальных действий
Свобода выбора Отсутствует, т.к. уплата налога установлена законом и является обязанностью, а не правом Уплата сбора связана со свободой выбора, например: автор изобретения может подать заявку на выдачу патента и только тогда будет обязан уплатить пошлину, а может и не претендовать на приобретение соответствующих прав, льгот и преимуществ, вытекающих из патента
Взнос, а не платеж Налог всегда выступает только в виде денежного платежа Сбор может быть внесен различными способами.
Компенсационный характер Цель налогообложения — покрытие совокупных расходов публичной власти. Согласно ст. 8 НК РФ налог уплачивается для финансового обеспечения деятельности государства и муниципальных образований Целевое назначение сбора — компенсировать дополнительные издержки государства на оказание плательщику индивидуально-конкретных услуг публично-правового характера
Ограниченный состав элементов Налог считается установленным лишь тогда, когда исчерпывающе определены налогоплательщики и все перечисленные в НК РФ элементы налогообложения, включая объект налогообложения, налоговую базу, налоговый период, налоговую ставку, порядок исчисления налога, порядок и сроки его уплаты, а в необходимых случаях — налоговые льготы При установлении сборов их плательщики и элементы обложения определяются применительно к конкретным сборам
Нерегулярный характер Уплата налога предполагает определенную регулярность, систематичность, периодичность Сборы носят разовый характер, уплачиваются в строго определенных ситуациях
Предварительный характер уплаты Объект налога как юридический факт особого рода возникает у налогоплательщика до исполнения налоговой обязанности Объект сбора как право на юридически значимые действия со стороны государства — уже после уплаты сбора, по принципу «утром деньги — вечером стулья»
Соразмерность При установлении налогов учитывается фактическая способность налогоплательщика к уплате налога Размер сбора одинаков для всех плательщиков, в отношении которых государством совершаются одинаковые действия
Штрафные санкции Неуплата налога влечет за собой принудительное изъятие недоимки и пени, а также привлечение налогоплательщика или иных субъектов к налоговой ответственности При неуплате сбора государство отказывает плательщику в совершении юридически значимых действий, без применения какого-либо рода санкций

Наши рекомендации