Мероприятия по совершенствованию налоговой системы Российской Федерации
Основываясь на опыт Испании в сфере налогообложения можно выделить следующие основные направлениями налоговой политики РФ:
1. Контроль за трансфертным ценообразованием в целях налогообложения: определение взаимозависимости лиц, установление закрытого перечня контролируемых сделок, введение обязательного представления специального декларирования контролируемых сделок и требований к перечню документов, обосновывающих применение налогоплательщиком трансфертные цены в сделках с взаимозависимыми лицами, введение института предварительных соглашений о ценообразовании с налоговыми органами, введение новых требований к методам оценки диапазона рыночных цен и принципам их применения.
2. Налогообложение дивидендов, выплачиваемых российским лицам: освобождение от обложения налогом на прибыль дивидендов, получаемых при стратегическом участии отечественной компании в российской и иностранной организации, выплачивающей дивиденды, снижение ставки налога на дивиденды, выплачиваемые физическими лицам, не являющихся налоговыми резидентами РФ, до 15% в настоящее время - 30%.
3. Регулирование налогообложения контролируемых иностранных компаний: введение принципа налогообложения нераспределенной прибыли иностранных контролируемых компаний, введение понятия иностранной контролируемой компании на основе определенной взаимозависимости лиц и стратегического участия в организации, установление обязанности российских компаний или компаний-резидентов указывать в налоговых декларациях свои иностранные компании, определение условий возникновения налоговой обязанности у российских налогоплательщиков в отношении прибыли, полученной иностранными контролируемыми компаниями, предоставление налогоплательщиком сведений о его доле в контролируемой иностранной компании и уплате налога с соответствующей доли нераспределенного дохода этой компании, обеспечение возможности эффективного налогового администрирования в части получения налоговыми органами необходимых сведений: данных, идентифицирующих национальных акционеров, подпадающих под режим контролируемых иностранных компаний, и финансовой информации, необходимой для расчета полученного дохода. Подобные изменения потребуют корректировки главы 23 и 25 НК РФ.
4. Проблемы определения налогового резиденства юридических лиц: введение понятия резидентства юридических лиц на основе критериев места управления и резиденства участников юрлица, владеющих в нем контрольным пакетом.
5. Введение института консолидированной налоговой отчетности при исчислении налога на прибыль.
6. Совершенствование НДС.
7. Индексация ставок акцизов.
8. Налогообложение налогом на прибыль при совершении операций с ценными бумагами.
9. Налогообложение НДФЛ при совершении операций с ценными бумагами.
10. Совершенствование налога на имущество (введение налога на недвижимость).
11. Совершенствование системы вычетов, предоставляемых по НДФЛ.
Скорейшая реализация указанных мер реформирования налоговой системы позволит привести налоговую систему в соответствие с задачами достижения экономического роста, существенно повысить собираемость налогов. Либерализация налоговой системы и заметное усиление защищенности налогоплательщиков будут способствовать улучшению инвестиционного климата и возврату капиталов в легальную сферу.
Заключение
Налоговые системы Российской Федерации и Испании во многом схожи. Налогообложение в Испании, как и в Российской Федерации, осуществляется на трех уровнях: государственном, региональном и местном, что свидетельствует о возможности сочетания государственных интересов с интересами автономных областей и провинций. Некоторые виды испанских налогов перекликаются с российскими: НДС, подоходный налог с физических лиц, налог на прибыль организаций, акцизы и др. Каждая страна имеет свою специфику экономического развития, поэтому присутствуют налоги не похожие на наши, например, в Испании существуют налоги на водопровод и систему водоснабжения и канализации.
В Российской Федерации, как и в Испании, основу федерального бюджета составляют налоговые поступления.
Однако, принимая во внимание молодость испанской системы, нельзя отвергать полезные новшества, такие как регистрация и учет налогоплательщиков через единый информационный центр, присвоение юридическим и физическим лицам идентификационных номеров. Некоторые моменты из налоговой системы Испании налоговые органы России могли бы заимствовать и с успехом внести в свое законодательство. Например, проблему занятости населения правительство Испании решает путем установления специальных льгот для предприятий, создающих новые рабочие места; предприниматели, использующие труд инвалидов и лиц, старше 45 лет, получают прямые субсидии.
Список литературы
1. Конституция РФ
2. Налоговый Кодекс РФ
3. Гончаренко Л. И. Налоги и налоговая система РФ. Уч. пособие. 2009
4. Мещерякова О. Налоговые системы развитых стран мира. Справочник. - М., 2007.
Приложения
Приложение 1. Классификация налогов по различным признакам в России.
Признак | Налоги |
1. По принадлежности к уровню власти | · Федеральные ( на добычу п/и) · Региональные (на имущество) · Местные (земельный) |
2. По методу взимания | · Прямые (на прибыль организации) · Косвенные (НДС) |
3. По субъекту уплаты | · С юридических лиц (на имущество организации) · С физических лиц (НДФЛ) · Смежные (земельный) |
4. По объекту налогообложения | · Реальные (имущественные) · Ресурсные (рентные) · Личные · С выплат и иных вознаграждений |
5. По способу обложения | · «У источника» (НДФЛ) · «По декларации» (на имущество) · «По кадастру» (земельный) |
6. По назначению | · Абстрактные/Общие (НДС) · Целевые/Специальные (ЕСН) |
7. По характеру отражения в бухгалтерском учете (по источнику) | · Включаемые в себестоимость (транспортный) · Уменьшающие финансовый результат до уплаты налога на прибыль (на игорный бизнес) · Уплачиваемые за счет налогооблагаемой прибыли (на прибыль организации) · Включаемые в цену продукции (НДС) · Удерживаемые из доходов работника (НДФЛ) |
8. По порядку введения | · Общеобязательные (НДФЛ) · Факультативные (налог с продаж) |
9. По срокам уплаты | · Срочные (до 2006 г. на наследование) · Периодично-календарные (На прибыль организации) |
10. По применяемой ставке | · с твердыми (специфическими) ставками (транспортный) · с пропорциональными ставками(на имущество) · с прогрессивными ставками (до 2001г. подоходный) · с регрессивными ставками (ЕСН) |
Приложение 2. Отличительные признаки сборов от налогов
Признак | Налог | Сбор |
Индивидуальная возмездность | Налоги индивидуально безвозмездны и не предполагают персонально -обменных отношений налогоплательщика с государством. Какое-либо встречное удовлетворение для частного лица здесь не предусматривается | Сборы уплачиваются в связи с оказанием их плательщику государством некоторых публично-правовых услуг, в которых плательщик индивидуально заинтересован. Например: выдача лицензий, регистрационные действия, совершение нотариальных действий |
Свобода выбора | Отсутствует, т.к. уплата налога установлена законом и является обязанностью, а не правом | Уплата сбора связана со свободой выбора, например: автор изобретения может подать заявку на выдачу патента и только тогда будет обязан уплатить пошлину, а может и не претендовать на приобретение соответствующих прав, льгот и преимуществ, вытекающих из патента |
Взнос, а не платеж | Налог всегда выступает только в виде денежного платежа | Сбор может быть внесен различными способами. |
Компенсационный характер | Цель налогообложения — покрытие совокупных расходов публичной власти. Согласно ст. 8 НК РФ налог уплачивается для финансового обеспечения деятельности государства и муниципальных образований | Целевое назначение сбора — компенсировать дополнительные издержки государства на оказание плательщику индивидуально-конкретных услуг публично-правового характера |
Ограниченный состав элементов | Налог считается установленным лишь тогда, когда исчерпывающе определены налогоплательщики и все перечисленные в НК РФ элементы налогообложения, включая объект налогообложения, налоговую базу, налоговый период, налоговую ставку, порядок исчисления налога, порядок и сроки его уплаты, а в необходимых случаях — налоговые льготы | При установлении сборов их плательщики и элементы обложения определяются применительно к конкретным сборам |
Нерегулярный характер | Уплата налога предполагает определенную регулярность, систематичность, периодичность | Сборы носят разовый характер, уплачиваются в строго определенных ситуациях |
Предварительный характер уплаты | Объект налога как юридический факт особого рода возникает у налогоплательщика до исполнения налоговой обязанности | Объект сбора как право на юридически значимые действия со стороны государства — уже после уплаты сбора, по принципу «утром деньги — вечером стулья» |
Соразмерность | При установлении налогов учитывается фактическая способность налогоплательщика к уплате налога | Размер сбора одинаков для всех плательщиков, в отношении которых государством совершаются одинаковые действия |
Штрафные санкции | Неуплата налога влечет за собой принудительное изъятие недоимки и пени, а также привлечение налогоплательщика или иных субъектов к налоговой ответственности | При неуплате сбора государство отказывает плательщику в совершении юридически значимых действий, без применения какого-либо рода санкций |