Порядок наложения санкций за нарушение налогового законодательства
I. Возбуждение дела о нарушении налогового законодательства.С данной стадии начинается процесс наложения налоговых санкций.
Особенности налогового процесса отнюдь не освобождают финансовые органы от необходимости соблюдать общие для всех отраслей права принципы и положения.
При обнаружении признаков одного из финансовых проступков (см. гл. 5 данного учебника) государственный налоговый инспектор прежде всего должен убедиться в отсутствии обстоятельств, исключающих производство по делу.
6 6 8 Глава 1 6 , Налогово-процессуальное право
Такими обстоятельствами являются следующие.
1. Отсутствие события налогового проступка. Например, нотариус ведет учет своих доходов и расходов в произвольной форме, но такое ведение учета не является правонарушением. Или в ходе проверки предприятия налоговый инспектор установил занижение прибыли, однако при перепроверке оказалось, что занижение прибыли не имело места, все дело в арифметической ошибке проверяющего.
2. Отсутствие состава налогового правонарушения. Например, если банк задержал исполнение поручения налогоплательщика на перечисление налогов, но не использовал эти суммы в качестве кредитных ресурсов, то в такой ситуации имеет место отсутствие объективной стороны налогового правонарушения.
3. Недостижение лицом на момент совершения правонарушения необходимого возраста. Таковым признается возраст 16 лет: согласно ГК РФ предпринимательской деятельностью могут заниматься лица, достигшие 16 лет, с этого же возраста можно заключать трудовой договор и т. п.
4. Невменяемость лица, т. е. неспособность отдавать отчет в своих действиях или руководить ими вследствие хронической душевной болезни или иного болезненного состояния. Учитывая события и социальные потрясения последних лет, в результате которых существенно пополнилось число пациентов психоневрологических диспансеров, работникам налоговых органов следует для подстраховки убедиться, что тот или иной руководитель не состоит на учете у психиатра.
5. Наличие по этому же факту постановлений о наложении налоговой санкции или привлечении по данному делу к уголовной ответственности. Это имеет особую актуальность в связи с тем, что подведомственность налоговых дел тем или иным финансовым органам в законе еще до конца не прорисована.
6. Истечение к моменту рассмотрения дела о нарушении налогового законодательства сроков давности наложения санкций. Срок давности по претензиям, которые предъявляются к физическим лицам по взысканию налогов в бюджет, составляет три года.
Бесспорный порядок взыскания недоимок по налогам с юридических лиц может быть применен также в течение трех лет с момента образования недоимки. В других же случаях следует руководствоваться ст. 4.5 КоАП, где определен двухмесячный срок с момента совершения проступка, а при длящемся проступке —
§ 2. Санкции за нарушение налогового законодательства 6 6 9
два месяца со дня его обнаружения, спустя который наложение санкций за налоговое правонарушение уже нельзя признать правомерным. К длящимся проступкам относится, например, отсутствие бухгалтерского учета на предприятии или уклонение гражданина от государственной регистрации в качестве предпринимателя.
Убедившись в отсутствии обстоятельств, исключающих производство по делу о нарушении налогового законодательства, налоговый инспектор в обязательном порядке составляет протокол. В протоколе указываются следующие данные:
• дата и место его составления;
• должность, фамилия, имя и отчество лица, составившего протокол;
• сведения о личности нарушителя;
• место, время совершения и существо правонарушения;
• нормативный акт, предусматривающий ответственность за данное правонарушение;
• фамилии, адреса свидетелей, если они имеются;
• иные сведения, необходимые для разрешения дела.
Протокол подписывается лицом, его составившим, и лицом,
совершившим правонарушение. При наличии свидетелей протокол может быть подписан также и ими.
При составлении протокола нарушителю должны быть разъяснены его права и обязанности, а именно то, что он вправе:
• знакомиться с материалами дела;
• давать объяснения;
• представлять доказательства своей невиновности;
• заявлять ходатайства и отводы;
• при рассмотрении дела пользоваться юридической помощью адвоката;
• выступать на родном языке и пользоваться услугами переводчика;
• обжаловать решение по делу о своем правонарушении.
Дела предприятий-недоимщиков начинаются либо с проверки сигналов, поступивших в устной или письменной форме, о нарушении налогового законодательства (что бывает крайне редко), либо с плановой, выборочной или иной проверки, в ходе которой налоговые правонарушения становятся заметными.
6 7 0 Г л а в а 1 6 . Налогово-процессуальное п р а в о
II. Сбор доказательств.Факт нарушения должен быть доказан. Для сбора доказательств налоговые органы наделяются правом проводить определенные процессуальные действия.
Одним из главных является счетная проверка денежных документов, регистров бухгалтерского учета, отчетов, планов, смет, деклараций и других документов, касающихся платежей в бюджет. Результаты проверки оформляются актами, в которых отражаются выявленные нарушения законодательства о налогах и других платежах в бюджет и факт невыполнения требований должностных лиц государственных налоговых инспекций, а также даются указания об устранении выявленных нарушений и о внесении причитающихся сумм в бюджет.
Проверки (плановые и внеплановые, выборочные и полные, камеральные и выездные и т. п.) проводятся и до возбуждения дела о нарушении налогового законодательства. Но после возбуждения дела часто появляется необходимость произвести проверку более тщательную, комплексную и целевую, с достоверностью подтверждающую не только факт нарушения налогового законодательства, но и его объем и т. п.
Акт проверки подписывается должностными лицами налоговых органов, другими участниками проверки, руководителем и главным (старшим) бухгалтером проверяемого предприятия. В тех случаях, когда имеет место несогласие с фактами, изложенными в акте проверки, руководитель и главный (старший) бухгалтер предприятия, учреждения, организации могут сделать запись о возражениях, приложив одновременно письменные пояснения и документы, подтверждающие эти возражения.
Налоговые органы могут осуществлять осмотр, фиксацию содержания и изъятие у предприятий, учреждений, организаций документов, свидетельствующих о сокрытии (занижении) прибыли (доходов) или иных объектов налогообложения. Объем и состав изымаемых документов определяются инструкцией Министерства РФ по налогам и сборам. Основанием для изъятия соответствующих документов является письменное мотивированное постановление должностного лица налогового органа.
Для того чтобы решить вопрос о возможности наложения налоговых санкций, налоговые органы могут затребовать от предприятий, учреждений, организаций, финансовых органов и банков документы, на основании которых ведут оперативно-бухгалтерский учет суммы налогов, подлежащих уплате и фактически поступивших в бюджет, а также рассчитывают суммы финансовых санкций.
§ 2. Санкции за нарушение налогового законодательства 6 7 1
Иногда налоговым органам приходится применять меры весьма жесткого реагирования, как, например, приостанавливать операции предприятий, учреждений, организаций и граждан по расчетным и другим счетам в банках. Обычно это имеет место в случаях непредставления (или отказа представить) государственным налоговым инспекциям и их должностным лицам бухгалтерских отчетов, балансов, расчетов, деклараций и других документов, связанных с исчислением и уплатой налогов и иных обязательных платежей в бюджет.
Налоговые органы могут вызывать граждан, лиц без гражданства и иностранных граждан с целью получения объяснений, справок, сведений по вопросам, относящимся к компетенции федеральных налоговых органов.
В определенных случаях (и это право предоставлено законом) налоговые органы могут беспрепятственно входить в любые производственные, складские, торговые и иные помещения независимо от форм собственности и места их нахождения, используемые налогоплательщиками для извлечения доходов (прибыли), и обследовать их. Однако обо всех случаях проникновения в жилые помещения, используемые для индивидуальной предпринимательской деятельности, против воли проживающих в них граждан органы налоговой полиции, в частности, должны уведомить прокурора в течение 24 часов с момента проникновения.
И конечно, налоговые органы при ведении дел о правонарушениях, относящихся к их компетенции, могут проверять у граждан и должностных лиц документы, удостоверяющие личность, если имеются достаточные основания подозревать их в совершении налогового правонарушения.
Наиболее сильным является процессуальное действие, выполняемое совместно с налоговой полицией, которое выражается в наложении административного ареста на имущество юридических и физических лиц с последующей реализацией этого имущества в установленном порядке в случаях невыполнения указанными лицами обязанностей по уплате налогов, сборов и других обязательных платежей для обеспечения своевременного поступления сумм сокрытых налогов, сборов в соответствующий бюджет.
Вообще же доказательствами по делу о нарушении налогового законодательства являются любые фактические данные, с достоверностью свидетельствующие о факте наличия или отсутствия налогового правонарушения,о виновности налогоплатель-
6 7 2 Г л а в а 1 6 . Налогово-процессуалыюе п р а в о
шика и др. Эти данные могут содержаться в актах проверки, в протоколах о совершении налоговых правонарушений, в объяснениях лиц, привлекаемых к финансовой ответственности, показаниях свидетелей, заключениях экспертов, показаниях специальных технических средств, вещественных доказательствах, протоколах об изьятии документов и в иных документах.