Задачи, полномочия и система налоговых органов

Основной объем работ по надзору за соблюдением налого­вого законодательства налогоплательщиками исполняют госу­дарственные органы, относящиеся к различным ветвям власти. Они бывают трех видов.

1. Налоговые инспекции.Они входят в единую государствен­ную систему налоговых органов Российской Федерации, дея­тельность которой регулируется Налоговым кодексом РФ.

Единая независимая централизованная система налоговых органов РФ состоит из трех звеньев:

1) Министерство РФ по налогам и сборам;

2) государственные налоговые инспекции республик, краев, областей, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Пе­тербурга;

3) налоговые инспекции городов, районов, районов в горо­дах.

Основное назначение этих органов заключается в осуществ­лении контроля за налогоплательщиками. Функции налоговых инспекций довольно обширны. Налоговые инспекции:

а) обеспечивают учет налогоплательщиков;

б) контролируют своевременность представления налого­
плательщиками необходимых финансовых документов и опре­
деляют их достоверность;

в) обеспечивают правильность применения финансовых
санкций;

г) осуществляют осмотр, фиксацию содержания и изъятие
необходимых документов;

§ 1, Задачи, полномочия и система налоговых органов 6 6 5

д) получают от предприятий, банков необходимые финансо­
вые доказательства;

е) приостанавливают операции организаций по расчетным и
другим счетам и осуществляют другие функции.

Как видим, налоговые инспекции являются самостоятель­ным государственным органом, который может проводить не­обходимые процессуальные действия и налагать меры налого­вой ответственности.

2. О р г а н ы налоговой полиции.Согласно Закону РФ от 24 июня 1993 г. «О федеральных органах налоговой полиции»1 они при­званы обеспечить экономическую безопасность России.

Систему федеральных органов налоговой полиции составляют:

• Федеральная служба налоговой полиции Российской Фе­дерации (далее — ФСНП РФ);

• органы налоговой полиции в республиках, автономных краях, областях, городах Москве и Санкт-Петербурге (управле­ния, отделы) — территориальные органы налоговой полиции;

• органы налоговой полиции городов, районов, а" также межрайонные отделы управлений ФСНП (местные органы на­логовой полиции).

В федеральных органах налоговой полиции в пределах выде­ленных средств могут создаваться строительные, автотранс­портные, медицинские и другие подразделения для обеспече­ния их деятельности.

Задачами органов налоговой полиции являются выявление, предупреждение и пресечение налоговых правонарушений, и преж-• де всего налоговых преступлений.

Для выполнения этой очень важной задачи органы налого­вой полиции наделяются большими полномочиями, к числу которых, в частности, относятся:

1) проводить оперативно-розыскные мероприятия, дознание и предварительное следствие с целью выявления, предупрежде­ния преступлений и пресечения фактов сокрытия доходов от налогообложения;

2) осуществлять проверки налогоплательщиков и применять соответствующие санкции;

3) приостанавливать операции налогоплательщиков по сче­там в банках на срок до одного месяца в случаях непредстав-

См.: Ведомости Верховного Совета РФ. 1993. № 29. Ст. 1 1 1 4 .



Глава 1 6 . Налогово-процессуальное право

ления документов, связанных с исчислением и уплатой нало­гов;

4) беспрепятственно входить в помещения, используемые в целях извлечения доходов, и обследовать их;

5) выносить письменные предостережения с требованиями устранения нарушений налогового законодательства;

6) осуществлять административное задержание;

7) налагать административный арест на имущество органи­заций и граждан.

3. О р г а н ы Федерального казначейства.Эти органы находятся в подчинении Министерства финансов РФ. В их систему вхо­дят:

• Главное управление Федерального казначейства;

• федеральные казначейства республик, краев, областей, ав­тономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга;

• казначейства районов в городах.

Эти органы созданы в целях проведения государственной бюд­жетной политики, эффективного управления доходами и расхода­ми в процессе исполнения федерального бюджета.

Среди прав, которыми наделены органы Федерального ка­значейства Указом Президента РФ от 8 декабря 1992 г. и Поло­жением о Федеральном казначействе РФ от 27 августа 1993 г.1, имеется и право применять меры принудительного воздейст­вия:

• требовать от руководителей и других должностных лиц про­веряемых органов государственной власти и предприятий, орга­низаций и учреждений установления выявленных нарушений;

• приостанавливать операции по их счетам;

• выдавать предписания о взыскании с предприятий в бес­спорном порядке бюджетных или внебюджетных средств, ис­пользуемых не по целевому назначению;

• налагать на предприятия штрафы в размере действующей учетной ставки Центрального банка РФ;

• налагать штрафы на банки в случаях несвоевременного за­числения ими средств, поступивших в бюджет.

Автономное существование налогового законодательства, особенности, присущие налоговому праву, как представляется, заставляют думать о возникновении и особой процессуальной

'См.: Ведомости Верховного Совета РФ. 1 9 9 2 . № 50. Ст. 2978; Собрание актов Президента и Правительства РФ. 1 9 9 3 . № 35. Ст. 3320.

§ 2. Санкции за нарушение налогового законодательства 6 6 7

отрасли — налогово-процессуального права. Об этом свиде­тельствует появление не только специальных финансовых орга­нов, имеющих право налагать санкции за нарушение налогово­го законодательства, но и особого процессуального порядка на­ложения финансовых санкций. К сожалению, далеко не все, касающееся процесса наложения санкций, нашло отражение в законодательстве. Это и понятно. Финансовое право существо­вало ранее в сублимированном, неразвитом виде. Налоговая система в нашей стране практически отсутствовала, и налого­вое законодательство в том числе. В настоящее время в связи с введением налогов развитие получает прежде всего материаль­ное финансовое право и налоговое право в его составе. Налого-во-процессуальные нормы в небольшом количестве разбросаны в различных недавно изданных нормативных актах. Поскольку далеко не все, касающееся налогово-процессуального права, нашло отражение в законодательстве, приходится субсидиарно, т. е. дополнительно, применять нормы права, регулирующие сходные общественные отношения, и прежде всего нормы ад­министративно-процессуального права. Многие ученые, осно­вываясь на этом, считают финансовые санкции разновидно­стью административных взысканий (только непонятно, почему же они не отражены в Кодексе об административных правона­рушениях), а процесс их наложения — разновидностью адми­нистративно-процессуального права. Думается, что они не пра­вы, поскольку финансовые санкции имеют большую специфи­ку, но еще более специфичны процессуальные действия финансовых органов, налагающих эти санкции.

Наши рекомендации