Обжалование и опротестование постановления по делу об административном правонарушении
Данная стадия производства по делу является факультативной, так как нарушитель, другие лица могут признать наложенное административное взыскание справедливым.
Постановление может быть обжалованолицом, в отношении которого оно вынесено, от его имени его адвокатом, а также потерпевшим в течение 10 днейсо дня вынесения постановления. Если срок пропущен по уважительным причинам, он может быть восстановлен.
Постановление административной комиссии может быть обжаловано в соответствующую администрацию или в суд. Решение поселковой, сельской администрации — в вышестоящую администрацию или суд. Постановление иного органа о наложении штрафа — в вышестоящий орган или суд; о наложении иного взыскания — сначала в вышестоящий орган и только после этого в суд. Предупреждение, зафиксированное на месте правонарушения путем составления протокола, обжалуется в вышестоящий орган.
Районный (городской) суд (суд первого звена) является последней инстанцией, правомочной принимать решения по делам об административных правонарушениях. Его решение обжалованию не подлежит.
Подача жалобы приостанавливает исполнение обжалуемого постановления, за исключением обжалования предупреждения, административного ареста, штрафа, налагаемого на месте совершения правонарушения. Жалоба рассматриваетсяправомочным органом в десятидневный сроксо дня ее поступления.
Орган, рассматривающий жалобу, может оставить постановление без изменения; отменить постановление и направить дело на новое рассмотрение; отменить постановление и прекра-
г, 6 5 4 Глава 1 5 . Бюджетный процесс
тить дело, а также изменить меру взыскания в пределах, предусмотренных нормативным актом об ответственности, с тем, однако, чтобы взыскание не было усилено.
Отмена постановления с прекращением дела влечет за собой возврат взысканных денежных сумм, возмездно изъятых и конфискованных предметов, а также отмену других ограничений, связанных с ранее принятым постановлением. При невозможности возврата предмета возвращается его стоимость.
Опротестованиепостановления о наложении административного взыскания осуществляется прокурором.Кроме того, прокурор может опротестовать и решение, принятое по жалобе (протест приносится в данном случае в вышестоящий орган по отношению к органу, принявшему решение по жалобе).
Глава 15 БЮДЖЕТНЫЙ ПРОЦЕСС
Понятие бюджетного процесса
Финансовый год в Российской Федерации устанавливается в 12 месяцев (с 1 января по 31 декабря). Это означает, что существует необходимость в принятии актов о бюджете с периодичностью в один год. Именно это и обусловило существование такого явления, как бюджетный процесс.
Бюджетный процесс — это регламентированная законом деятельность органов государственной власти и местного самоуправления по составлению, рассмотрению, утверждению и исполнению бюджетов соответствующих уровней.
Составной частью бюджетного процесса является бюджетное регулирование, представляющее собой частичное перераспределение финансовых ресурсов между бюджетами разных уровней.
Можно выделить несколько стадий бюджетного процесса:
1) составление бюджета;
2) рассмотрение и утверждение бюджета;
3) исполнение бюджета, контроль за исполнением бюджета;
4) составление и утверждение отчета за исполнением бюджета.
§ 2. Общие положения бюджетного процесса в РФ 6 5 5
Как известно, элементами бюджетной системы Российской Федерации являются бюджеты различных уровней. К ведению Российской Федерации относятся федеральный бюджет и установление общих принципов, основ бюджетного процесса для бюджетов остальных уровней. Детально бюджетный процесс в субъекте РФ, в муниципальном образовании регулируется соответственно законами субъектов РФ и уставом муниципального образования. Поэтому достаточно определенно можно рассматривать лишь процесс по формированию и исполнению бюджета Российской Федерации, а применительно к бюджетному процессу других уровней целесообразно говорить лишь об общих положениях.
Общие положения бюджетного процесса в Российской Федерации
Составление бюджетов.Это является функцией органов исполнительной власти или администрации муниципального образования и производится в соответствии с прогнозом и программами социально-экономического развития соответствующей территории. На основе программ и прогнозов, а также итогов социально-экономического развития территории за предыдущий год, оценки исполнения бюджета текущего года определяются предполагаемый объем доходов соответствующего бюджета, основные направления расходования средств бюджета.
Правительство РФ организует работу по доведению не позднее чем за семь месяцев до начала финансового годадо органов представительной и исполнительной власти субъектов РФ инструктивного письма об особенностях составления расчетов к проектам бюджетов на следующий финансовый год, в, том числе и о централизованно установленных социальных и финансовых нормативах, которые необходимо учитывать при составлении бюджета. В свою очередь органы исполнительной власти субъектов РФ в установленные их представительными органами власти сроки доводят до представительных и исполнительных органов власти (чаще муниципальных органов) соответствующие указания по разработке проектов бюджетов, включая социальные и финансовые нормативы Российской Федерации и субъектов РФ.
В том случае, если предполагаемый объем доходов соответствующих бюджетов не соответствует нормативам минималь-
656 Глава 15. Бюджетный процесс
ной бюджетной обеспеченности (ниже минимально необходимых расходов), соответствующие органы исполнительной власти представляют в вышестоящий орган исполнительной власти в установленные сроки необходимые расчеты для обоснования размеров отчислений от регулирующих доходов, размера дотаций, субвенций, подлежащих передаче из вышестоящих бюджетов.
Таким образом, исполнительный орган власти соответствующего уровня, составляя бюджет, аккумулирует следующую информацию:
• проектируемые проценты отчислений от регулирующих доходов вышестоящего бюджета;
• размер дотаций и субвенций, намечаемых к предоставлению из вышестоящего бюджета;
• перечень доходов, закрепленных за соответствующим бюджетом, их ожидаемый уровень;
• перечень обязательных расходов, передаваемый из Российской Федерации субъекту РФ;
• прогнозы, программы развития соответствующих территорий, проекты смет бюджетных учреждений и др.
Органы исполнительной власти вправе вносить свои предложения по изменению и уточнению проектируемых вышестоящим органом процентов отчислений, размеров дотаций, субвенций и др. Эти предложения вначале рассматриваются органом исполнительной власти вышестоящего уровня. В случае отрицательного ответа составляется протокол разногласий, содержащий обоснование предложений и отказов, а также образуется на паритетных началах согласительная комиссия. Окончательное решение принимается соответствующим вышестоящим представительным органом власти.
На основе вышеизложенной информации органы исполни-! тельной власти, а реально — соответствующие финансовые отделы, управления и т. д. составляют проект бюджета на предстоящий финансовый год.
Утверждение бюджета.Орган исполнительной власти вносит проект бюджета в представительный орган соответствующей территории, к чьей исключительной компетенции относится утверждение бюджета.
Утверждению предшествует работа с текстом бюджета в комиссиях, комитетах представительного органа, где проверяются обоснованность, достаточность расходов, реальность получения предполагаемых доходов.
§ 2. Общие положения бюджетного процесса в РФ 6 5 7
Утверждение бюджетов осуществляется постатейно. Ассигнования на финансирование деятельности органов законодательной, исполнительной и судебной власти включаются в бюджеты соответствующего уровня в качестве самостоятельных статей расходов.
Принятые бюджеты оформляются соответственно законами РФ, законами субъектов РФ, решениями представительного органа муниципального образования.
Исполнение бюджета. Входе исполнения бюджета исполнительный орган вправе принимать решения о внесении изменений по статьям расходов в пределах утвержденных ассигнований по каждому направлению расходования средств. Более серьезные изменения требуют принятия акта соответствующего представительного органа о внесении изменений и дополнений в бюджет.
Кассовое исполнение бюджетов осуществляется соответствующими учреждениями Центрального банка РФ, а в случае их отсутствия по согласованию с соответствующим представительным органом власти — любыми другими банками без взимания комиссионного вознаграждения.
В случаях, когда при исполнении бюджета уровень дефицита бюджета превышает установленный или происходит значительное снижение поступлений от доходных источников, представительный орган власти по предложению исполнительного органа принимает решение о введении механизма секвестрарасходов. Механизм секвестра может вводиться также, если в ходе исполнения бюджета дефицит не уменьшается, результатом чего является невозможность финансирования предусмотренных в бюджете мероприятий.
Контроль за исполнениембюджета осуществляет соответствующий представительный орган власти, который самостоятельно определяет организационные формы такого контроля. Исполнительный орган власти обязан осуществлять контроль за правильностью использования предприятиями, учреждениями выделенных им из бюджета ассигнований, средств внебюджетных фондов. Представительный орган власти может принять решение о привлечении аудитора для проведения проверки исполнения бюджета исполнительным органом власти.
Отчет об исполнении бюджетаисполнительный орган власти обязан в установленный срок представить соответствующему представительному органу по всем показателям доходов и расходов с необходимым анализом исполнения доходов и расходования средств. Отчет подлежит обязательному опубликованию в печати.
6 5 8 Глава 1 5 . Бюджетный процесс
§ 3. Процесс по формированию и исполнению федерального бюджета
Составление проекта федерального бюджета.Решение о начале работы над составлением проекта федерального бюджета принимается за 10 месяцевдо начала соответствующего финансового года.
1. В течение первых трех месяцев производятся разработка
прогноза социально-экономического развития Российской Фе
дерации, составление сводного баланса финансовых ресурсов,
определение основных направлений бюджетной политики, расчет
контрольных цифр проекта федерального бюджета на соответст
вующий период.
Руководители учреждений и организаций, находящихся на сметно-бюджетном финансировании, составляют проекты смет, которые представляются в соответствующие министерства и ведомства РФ, где они обобщаются. Министерства и ведомства в свою очередь представляют Министерству финансов и Министерству экономического развития и торговли РФ расчеты и обоснования проектируемых расходов.
Кроме того, органы исполнительной власти субъектов РФ в установленные сроки должны представить в Министерство финансов запросы и обоснования для получения отчислений от регулирующих доходов, дотаций и субвенций из федерального бюджета.
2. В течение следующих четырех месяцев Министерство финансов РФ анализирует всю представленную информацию и разрабатывает контрольные цифры проекта федерального бюджета, которые затем согласовываются с территориальными органами исполнительной власти. Эти органы могут вносить предложения по корректировке показателей отчислений, дотаций, субвенций и др.
3. Затем составляется окончательный вариант проекта федерального бюджета, который представляется Правительством РФ в Федеральное Собрание для рассмотрения и утверждения.
Рассмотрение и утверждение федерального бюджета.Необходимо отметить, что на данный момент существует стабильная процедура рассмотрения и утверждения федерального бюджета, предусмотренная Бюджетным кодексом РФ. На сегодняшний день она выглядит следующим образом.
§ 3. Формирование и исполнение федерального б ю д ж е т а 6 5 9
Правительство РФ представляет Государственной Думе до 15 августа следующие документы:
• проект Закона «О федеральном бюджете»;
• предварительные итоги социально-экономического развития Российской Федерации за текущий год;
• прогноз социально-экономического развития на предстоящий год;
• прогноз консолидированного бюджета Российской Федерации;
• федеральные целевые программы и программы по развитию регионов, предусмотренные к финансированию за счет средств федерального бюджета;
• итоги исполнения федерального бюджета за первое полугодие текущего года и другие документы.
Кроме того, вместе с проектом федерального бюджета должны представляться проекты изменений и дополнений в законодательство о налогах.
До рассмотрения проекта Федерального закона «О федеральном бюджете» в первом чтении данный проект обсуждается в комитетах и комиссиях Государственной Думы. Предложения по поводу законопроекта обобщаются в комитете по бюджету, налогам, банкам и финансам, который готовит заключение по проекту федерального бюджета и представляет его на рассмотрение Государственной Думы.
Проект федерального бюджета рассматривается Государственной Думой в четырех чтениях.
При рассмотрении проекта в первом чтении Государственная Дума рассматривает концепцию, прогноз социально-экономического развития, основные направления бюджетной и налоговой политики и утверждает основные показатели федерального бюджета:
• распределение доходов от федеральных налогов и сборов между федеральным бюджетом и бюджетами субъектов РФ;
• доходы федерального бюджета в разрезе классификации доходов и по видам доходов;
• размеры дефицита федерального бюджета;
• расходы федерального бюджета в целом.
В случае отклонения проекта федерального бюджета в первом чтении образуется согласительная комиссия из представителей Государственной Думы, Совета Федерации и Правительства РФ, ко-
22 Основы российского права
6 6 0 Глава 1 5 . Бюджетный процесс
торая представляет уточненный проект федерального бюджета на рассмотрение Государственной Думы повторно в первом чтении.
При рассмотрении проекта федерального бюджета во втором чтении Государственная Дума обсуждает и утверждает ассигнования по разделам бюджетной классификации и определяет перечень защищенных статей и др.
В третьем чтении утверждаются расходы бюджета по подразделам бюджетной классификации.
В четвертом чтении проект выносится на голосование для принятия в целом. Внесение поправок не допускается.
В дальнейшем процесс утверждения проекта федерального бюджета происходит в порядке, установленном Конституцией РФ.
В случае непринятия до 1 января проекта Федерального закона «О федеральном бюджете» Государственная Дума принимает федеральный закон о финансировании государственных расходов из федерального бюджета на I квартал.
Исполнение федерального бюджета.Исполнение бюджета — это практическая реализация бюджета по всем предусмотренным показателям его доходной и расходной частей. Исполнение бюджетов относится к функциям исполнительной ветви власти. В процессе исполнения бюджета Правительство РФ может вносить изменения по статьям расходов бюджетной классификации в пределах утвержденных ассигнований по каждому направлению расходования средств.
Оперативное исполнение бюджета осуществляется в соответствии с бюджетной росписью (росписью доходов и расходов), утверждаемой Министерством финансов РФ. Оперативное исполнение бюджета заключается в принятии мер к поступлению запланированных доходов, в предоставлении финансовых средств на мероприятия, предусмотренные бюджетной росписью, контроле за правильным их использованием.
В исполнении бюджета в какой-то мере участвуют все государственные органы, бюджетные предприятия, учреждения и другие организации. Однако наиболее существенная роль в этой области принадлежит органам налоговой службы, ответственным за собирание денежных средств, финансовым органам и кредитным учреждениям.
Главной задачей Министерства РФ по налогам и сборам является контроль за соблюдением налогового законодательства, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет государственных налогов и других платежей. Как видно из определения, данное Мини-
§ 3. Формирование и исполнение федерального бюджета 6 6 1
стерство в основном обеспечивает исполнение доходной части бюджета. Для этого оно наделено существенными правами:
а) производить проверки денежных документов, бухгалтер
ских книг, отчетов, планов, связанных с учетом налогов, полу
чать необходимую информацию, справки, объяснения;
б) обследовать складские, торговые и иные помещения
предприятий и граждан;
в) приостанавливать операции по расчетным и другим сче
там в банках в случае непредставления бухгалтерских отчетов,
балансов, расчетов и других документов;
г) применять к предприятиям, учреждениям, организациям
и гражданам финансовые санкции, налагать административные
штрафы и др.
Ключевая роль в исполнении бюджета принадлежит Федеральному казначейству, которое является структурным подразделением Министерства финансов РФ. Его основными задачами являются:
а) организация, осуществление и контроль за исполнением
федерального бюджета;
б) управление доходами и расходами федерального бюджета
на счетах казначейства в банках;
в) сбор, обработка и анализ информации о состоянии госу
дарственных финансов и др.
В целях осуществления данных задач Главное управление Федерального казначейства Министерства финансов РФ:
• организует бюджетное и финансовое исполнение федерального бюджета;
• доводит до территориальных органов Федерального казначейства размеры ассигнований из федерального бюджета по обслуживаемым этими органами территориям;
• ведет сводный реестр распорядителей средств федерального бюджета;
• организует и осуществляет краткосрочное прогнозирование средств федерального бюджета;
• организует и осуществляет сводный учет операций по движению средств федерального бюджета;
• организует и осуществляет управление доходами и расходами федерального бюджета.
Непосредственной же работой по целевому финансированию предприятий, учреждений, организаций, по осуществле-
6 6 2 Глава 1 5 . Бюджетный процесс
нию операций со средствами федерального бюджета занимаются органы Федерального казначейства по городам, районам.
Органы Федерального казначейства наделены достаточно серьезными правами, в частности, правом приостанавливать операции по счетам предприятий, учреждений, использующих средства федерального бюджета, в случае допущения ими определенных нарушений финансовой дисциплины, правом взыскивать с юридических лиц в бесспорном порядке Средства федерального бюджета, используемые не по целевому назначению, и т. п.
Исполнение расходной части бюджетасвязано с распределением средств федерального бюджета. Право распоряжаться денежными средствами, выделенными из бюджета, предоставлено законодательством руководителям учреждений, организаций и др., которые называются распорядителями- бюджетных средств. Распорядители бюджетных средств подразделяются на главных и нижестоящих. К главным распорядителям относятся министры и руководители ведомств РФ. К нижестоящим относятся руководители учреждений, получающих средства от главных распорядителей для распределения между подведомственными учреждениями, а также руководители учреждений, получающих средства для их использования на средства учреждений.
Расходование средств федерального бюджета происходит в различных формах и на различные цели (например, предоставление кредитов иностранным государствам и др.), но основная часть денежных средств распределяется путем финансирования, под которым понимается предоставление средств федерального бюджета в распоряжение предприятий, учреждений на началах безвозвратности и безвозмездности.
Финансирование чаще всего осуществляется на принципах
целенаправленности, другими словами, средства, предоставляе
мые предприятиям, учреждениям, имеют строго целевое назна
чение (выплата заработной платы, стипендий, реконструкция
здания и т. п.). -
Бюджетное финансирование на сегодняшний день возможно в двух формах.
1. Финансирование государственных (унитарных) предприятий.Государственные предприятия ныне выступают в качестве самостоятельных хозяйствующих субъектов, чья деятельность направлена на получение прибыли. Государство чаще всего не может вмешиваться в хозяйственную деятельность унитарных предприятий. Как правило, предприятие должно обеспечивать свои расходы за счет собственных средств. Поэтому бюджетное
§ 3. Формирование и исполнение федерального бюджета 663
финансирование не должно быть основным источником средств для предприятия, однако оно необходимо для убыточных, но социально значимых предприятий.
2. Сметно-бюджетное финансирование учреждений.Учреждения не являются коммерческими юридическими лицами и поэтому, как правило, не имеют собственных доходов, или их объем не бывает значительным. Поэтому все расходы учреждений покрываются за счет средств бюджета на основе финансовых планов — смет расходов, устанавливающих объем, целевое направление и поквартальное распределение средств, выделенных из бюджета. Статьи расходов имеют обязательный характер и не могут быть изменены по воле руководителя учреждения. К учреждениям, находящимся на сметно-бюджетном финансировании, относятся учреждения образования, здравоохранения, науки, государственный аппарат РФ, оборона, правоохранительные органы.
Исполнение бюджетов заканчивается заключением бюджетов, под которым понимается закрытие счетов, используемых для исполнения бюджета (оно происходит 31 декабря).
Отчет об исполнении бюджета.После заключения бюджета начинается работа по составлению отчета об исполнении бюджета, которая практически проводится Министерством финансов на основе сведений, представляемых всеми органами, организациями, распорядителями бюджетных средств, имеющих отношение к исполнению бюджета.
Отчет об исполнении бюджета должен составляться по всем основным показателям доходов и расходов с необходимым анализом использования доходов и расходования средств.
Отчет об исполнении федерального бюджета представляется Правительством в Государственную Думу для утверждения. Оформляется отчет в виде постановления Федерального Собрания, которое должно быть обязательно опубликовано в печати.
Ответственность за нарушение бюджетного законодательства.Она предусматривается Бюджетным кодексом РФза неисполнение или ненадлежащее исполнение порядка рассмотрения проектов бюджетов, исполнения и контроля за исполнением бюджетов всех уровней.
К нарушителям бюджетного законодательства могут быть применены следующие санкции:
• предупреждение;
• блокировка расходов;
Глава 16. Налогово-процессуальное право
• изъятие бюджетных средств;
• приостановление операций по счетам в кредитных организациях;
• наложение штрафа;
• начисление пени;
• другие.