Право на результаты творческой деятельности
Гражданский кодекс РФ в числе объектов гражданских прав упоминает и так называемую интеллектуальную собственность, т. е. исключительное право на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации юридического лица, его продукции, выполняемых работ или услуг и т. п.
Следует иметь в виду, что термин «интеллектуальная собственность» достаточно условен и имеет мало общего с правом собственности. Такое наименование возникло после того, как король Франции назвал Бомарше собственником его произведения «Фигаро». Однако, как скоро выяснилось, применение правил права собственности ни к чему хорошему не привело, а, наоборот, поставило такого «собственника» в неприятное положение.
Дело в том, что объектом отношений «интеллектуальной собственности» являются не какие-либо вещи (книга, магнитофонная лента и т. д.), а некие нематериальные образы, идеи. Почему же термин «интеллектуальная собственность» условен?
1. Невозможно физически обладать идеями, образами, мож
но лишь обладать материальным носителем (бумага, на которой
написан текст, магнитофонная лента).
2. Нельзя также говорить и о классическом правомочии
пользования, так как идеи могут одновременно находиться в
пользовании бесконечного круга лиц.
3. Идеи, образы не потребляются, не амортизируются в физическим смысле.
4. Для вещи обязательно свойственно местонахождение, в то время как идеям, образам открыты все границы.
5. Информации присущ особый порядок распространения:
появление ее в новом месте не означает ее утрату у прежнего
обладателя. Поэтому к идеям неприменимы правила о купле-
продаже вещи и т. п.
Следовательно, применительно к результатам творческой деятельности более корректно говорить о категории исключительных прав, т. е. таких субъективных прав абсолютного характера, которые позволяют их носителям и только им совершать различные действия по использованию результатов творчества.
17 Основы российского права
5 0 0 Г л а в а 1 0 . Авторское право
Главное правомочие здесь — это правомочие по запуску произведения в оборот, благодаря которому информация становится доступной для неопределенного круга лиц.
Вообще, под творческой деятельностью понимается интеллектуальная деятельность, имеющая своим результатом создание принципиально новой информации, идеи. Другими словами, эта деятельность обладает внутренне присущими ей продуцирующими свойствами. Ее нужно отличать от выявления уже существующих в природе закономерностей, связей, объектов. Такой деятельности, конечно, тоже не чужд элемент творчества, однако, строго говоря, речь идет не о создании чего-то нового, а о поиске и открытии уже существующего. Открытая закономерность объективно не поддается монополизации, поэтому открытия не являются объектами правовой охраны результатов творческой деятельности.
Законодатель исходит из необходимости признания за кем-либо исключительных прав на результат творческой деятельности. В зависимости от вида объекта исключительных прав (изобретение, литературное произведение и т. д.) выработано два способа закрепления таких прав за определенным лицом:
1) для некоторых объектов (например, для изобретения) важен прежде всего принцип, основная идея, суть результата, т. е. то, что называется содержанием. Поэтому для того, ,чтобы признать лицо изобретателем, для защиты его изобретения от плагиата, незаконного использования необходимо официальное признание компетентного органа, что выражается в регистрации. Такая охрана называется патентной;
2) для других произведений прежде всего важна форма (музыкальное, литературное произведение), поэтому для получения защиты государства автору не нужна специальная регистрация, акт признания авторства государством, а достаточно самого факта выхода произведения в свет. Этот порядок называется авторско-правовой защитой.
Объекты авторского права
Авторское право — это совокупность норм права, регулирующих отношения по поводу создания и использования произведений науки, литературы, искусства.
§ 2. Объекты авторского права 5 0 1
Объектами авторского права являются: произведения науки, искусства, литературы, каждое из которых для того, чтобы получить защиту авторского права, должно удовлетворять двум требованиям.
1. Такое произведение должно быть результатом творческой
деятельности, т. е. интеллектуальной деятельности, направлен
ной на создание нового. Новизна произведения, являющегося
объектом авторского права, относится прежде всего к теме,
идее, содержанию, форме. Однако сами по себе идеи, методы,
процессы, системы, способы, концепции не защищаются с по
мощью авторского права. Дело в том, что авторское право в
большей мере имеет дело с формой произведения, так как те
мы, идеи, образы с трудом поддаются идентификации. Автор
ское право пресекает лишь наиболее откровенные формы пла
гиата. Ввиду отсутствия признака новизны не обладают автор-
ско-правовой защитой перепечатка рукописи, телефонный
справочник и т. п.
Творческая деятельность может протекать в двух формах:
а) создание принципиально нового произведения (напри
мер, написание абсолютно оригинальной книги, музыкального
произведения и т. д.);
б) переложение, переработка уже существующего произведе
ния (творческий перевод, обработка, аннотация, реферат, об
зор, инсценировка, создание составных произведений (сборни
ков), где результатом творческого труда являются подбор и рас
положение материала. Главное — переработка существующего
произведения должна быть творческой, т. е. обладать призна
ком новизны.
2. Произведение науки, искусства, литературы для того, что
бы получить авторско-правовую охрану, должно иметь объек
тивное выражение, существовать в объективной форме, т. е. в
форме рукописи, машинописи, нотной записи, звуко- или ви
деозаписи, изображения или должно быть публично исполнено
(объективная устная форма) и др. Объективная форма выраже
ния всегда связывается с возможностью воспроизведения, тира
жирования произведения без участия автора.
Для признания объектом авторского права произведение не обязательно должно быть законченным. Обладают авторско-пра-вовой охраной эскизы, планы, отрывки произведений и т. п.
Конкретными объектами авторского права являются литературные, драматические, хореографические, музыкальные произведения, пантомимы, кино-, теле- и видеофильмы, диафиль-
5 0 2 Глава 1 0 . Авторское право
мы, другие кино-, телепроизведения, произведения живописи, скульптуры, графики, дизайна, произведения декоративно-прикладного и сценографического искусства, программы для ЭВМ, фотографические произведения, географические карты, планы и другие произведения.
Не являются объектами авторского права официальные документы (законы, судебные решения и др.), государственные символы и знаки, сообщения о событиях и фактах, имеющие информационный характер.
Субъекты авторского права
Прежде всего субъектом авторского права признается автор, т. е. физическое лицо, творческим трудом которого создано произведение. Возникновение прав автора не зависит от дееспособности, возраста, состояния здоровья, выпуска произведения в свет и т. д. Иностранный гражданин становится субъектом авторского права в РФ в случае, если его произведение выпущено в свет на территории РФ либо не выпущено, но находится на ее территории в какой-либо объективной форме. Во всех других случаях авторские права иностранного гражданина будут защищаться лишь при наличии соответствующего международного договора.
Если произведение создано творческим трудом нескольких лиц, то принято говорить о соавторстве.Авторское право на такое произведение принадлежит соавторам независимо от того, образует ли такое произведение единое целое или состоит из частей, каждая из которых имеет самостоятельное значение.
Соавторство на произведение возникает тогда, когда второе лицо вносит свой вклад в создание произведения на любой стадии творчества. Однако такой вклад должен отвечать требованию творческого характера произведения. Не обладает творческим характером, а потому не порождает соавторство техническая помощь автору (перепечатка рукописи, подстрочный перевод и т. п.).
Соавторство может быть раздельным и нераздельным. Под раздельным соавторством понимается авторство нескольких лиц на произведение, состоящее из отдельных самостоятельных частей, которые могут быть использованы независимо друг от друга. Например, это музыка и поэтический текст песни, текст и иллюстрации книги, разные главы учебника, если
§ 4. Права авторов 503
указано, кто над какой главой работал. Автор части коллективного произведения имеет на нее авторское право и может использовать ее отдельно от других частей, если иное не предусмотрено соглашением.
Нераздельное соавторство — это ситуация, когда соавторам принадлежит авторское право на все произведение в целом (например, плакаты Кукрыниксов).
Субъектами авторских прав признаются также и правопреемники авторов.Это лица, к которым переходят отдельные правомочия автора по наследству, по закону, по договору с автором. Правопреемниками автора могут быть:
1) физические лица, получившие права автора по наследству. Не переходят по наследству права авторства, право на имя и право на защиту репутации автора произведения. Наследники лишь вправе осуществлять защиту указанных прав;
2) юридические лица могут приобретать отдельные права автора в следующих ситуациях:
в случае создания произведения в порядке выполнения служебных обязанностей права на использование произведения принадлежат лицу, нанявшему автора;
в случае если издательства выпускают энциклопедии, газеты, журналы, сборники научных трудов л другие продолжающиеся издания, они приобретают право использования произведения в целом, а также в других случаях;
3) государство становится субъектом авторского права в слу
чае:
ликвидации юридического лица, обладавшего авторским правом;
когда государство становится наследником носителя авторских прав и др.
Права авторов
Авторское право на произведение науки, литературы, искус
ства возникает в силу факта его создания. Для возникновения и
осуществления авторского права не требуется регистрация про
изведения или соблюдение каких-либо формальностей. Значок
© (copyright), помещенный на каждом экземпляре произведе
ния, используется лишь для оповещения о правах автора на
данное произведение. Его отсутствие не означает отсутствие ав-
торско-правовой защиты. . ..
5 0 4 Глава 1 0 . Авторское право
Автор в связи с созданием произведения приобретает для себя ряд конкретных прав, которые можно разделить на личные неимущественные и имущественные права.
Личные неимущественные праванеотделимы от личности автора. К их числу относятся:
1) право авторства, т. е. право признаваться автором произведения, требовать ссылки на автора при его использовании;
2) право на имя, т. е. право использовать или разрешать использовать произведение под подлинным именем автора, псевдонимом либо без обозначения имени;
3) право на обнародование произведения, т. е. совершение с согласия автора действия, которое впервые делает произведение доступным для всеобщего сведения (опубликование, публичное исполнение и т. п.);
4) право на неприкосновенность произведения, которое означает запрет внесения изменений в само произведение, его название, в обозначение имени автора без его согласия при любом способе его использования; особо подчеркивается недопустимость искажения, способного нанести ущерб чести и достоинству автора.
К числу имущественных прав(прав на использование произведения) относятся следующие.
1. Право на воспроизведение, т. е. изготовление одного или более экземпляров произведения или его части в любой материальной форме, осуществляется только на основе договора, заключаемого с автором.
Из этого правила законом предусмотрен ряд исключений:
а) цитирование с указанием на автора и источник заимство
вания допускается в научных, критических, полемических и
других целях в объеме, оправданном целью цитирования;
б) воспроизведение в средствах массовой информации ста
тей по текущим экономическим, политическим, социальным,
религиозным вопросам;
в) воспроизведение в средствах массовой информации пуб
лично произнесенных политических речей, обращений, докла
дов и др.;
г) репродуцирование в единичном экземпляре библиотеками
и архивами для восстановления утраченных экземпляров;
д) репродуцирование образовательными учреждениями для
аудиторных занятий;
е) исполнение музыкальных произведений во время офици
альных и религиозных церемоний, похорон;
§ 4. Права авторов 5 0 5
ж) допускается без согласия автора, но с выплатой ему вознаграждения воспроизведение предмета авторского права в личных целях.
2. Право распространять экземпляры произведения любым способом (продавать, сдавать в прокат и т. д.).
3. Право на публичное исполнение произведения.
4. Право на передачу в эфир.
5. Право на перевод.
6. Право на переработку (аранжировку, обработку и т. п.).
Авторское право действует в течение всей жизни автора и
50 лет после его смерти.Авторское право на произведение, созданное в соавторстве, действует в течение всей жизни и 50 лет после смерти последнего автора, пережившего других соавторов.
Право авторства, право на имя и право на защиту репутации автора охраняются бессрочно. После смерти автора эти права защищаются его наследниками, специально уполномоченным органом Российской Федерации или лицом, на которое специально укажет автор.
По истечении срока действия авторского права произведения переходят в общественное достояние. Такие произведения могут использоваться любым лицом без выплаты авторского вознаграждения с соблюдением прав авторства, права на имя и защиту репутации автора.
Авторский договор.Существует два вида авторских договоров.
1. Авторский договор о передаче имущественных прав.Дело в том, что за редким исключением имущественные права автора могут передаваться только по авторскому договору. Договоры о передаче имущественных прав по содержанию делятся на:
а) авторский договор о передаче исключительных прав, разре
шающий использование произведения только тому лицу, кото
рому эти права определенным способом передаются, и дает та
кому лицу право запрещать использование произведения дру
гими лицами;
б) авторский договор о передаче неисключительных прав, раз
решающий использование произведения наравне с другими ли
цами.
Данным договором определяются способ использования, срок, территория использования, размер вознаграждения и др. Правительством РФ установлены минимальные ставки авторского вознаграждения.
506 Глава 11. Изобретательское право
2. Авторский договор заказа.По договору авторского заказа автор обязуется создать произведение в соответствии с условиями договора и передать его заказчику. Однако творческий процесс зачастую не зависит от желания и усилий автора, он может приложить все усилия и тем не менее не исполнить условия договора заказа. Поэтому, если автор не представил заказанное произведение заказчику, он обязан возместить ему лишь реальный ущерб. Если же условия договора нарушаются заказчиком, автор, кроме того, может претендовать и на возмещение упущенной выгоды.