Управление финансами и кредитом
1.Общее руководство:Правительство РФ (Департамент финансов, бюджета и денежного обращения)
2.Непосредственное управление:Министерство финансов, В его составе: Федеральное казначейство; Центральный Банк, Внешэкономбанк, Министерство по налогам и сборам. Федеральная служба налоговой полиции
3.Финансовый контроль;те же органы, а также Федеральная служба налоговой полиции и др.
Рис. 4.3. Государственное управление в сфере экономики
Государственная служба
Государственное управление ад ми нистрати в но- политической сферой | |||
Управление обороной 1, Общее руководство:Президент РФ' (как Верховный Главнокомандующий), Правительство РФ 2, Непосредственное руководство:Министерство обороны 3, Оперативное управление вооружен ными силами:Генеральный штаб Воо руженных Сип; командование военного округа, округа ПВО, флота; штабы, управления, отделы округа (флота); командиры соединений, воинских частей 4, Совещательные органы:Военные Советы в видах вооруженных сил, родах войск, в военных округах, армиях, фло тилиях 5, Военные комиссариаты | Управление безопасностью 1< Общее руководство:Президент РФ. Правительство РФ 2> Непосредственное управление: Федеральная служба безопасности (ФСБ — контрразведывательная деятельность и борьба с преступностью). Служба внешней разведки; в обеспечении безопасности играют роль также Вооруженные Силы, органы внутренних дел, министерства по залогам и сборам, формирования гражданской обороны, пограничные войска | ||
Управление внутренними делами 1. Общее руководство:Президент РФ, Правительство РФ 2 г Непосредственное руководство: органы внутренних дел (Министерство внутренних дел РФ, министерства, управления внутренних дел субъектов РФ; отделы внутренних дел муниципальных образований, управления внутренних дел на транспорте, внутренние войска). Важную роль играют органы местного самоуправления 3> Милиция;криминальная и общественной безопасности (входит в систему МВД РФ), самостоятельные подразделения ОВД РФ 4, Государственная инспекция безопасности дорожного движения(ГИБДД — входит в систему МВД); Главное управление ГИБДД МВД РФ, ГИБДД субъектов РФ, муниципальных образований | Управление иностранными делами Непосредственное управление:Президент РФ (определяет основные направления внешней политики и др.). Правительство РФ, Министерство иностранных дел РФ, дипломатические представительства (посольства и миссии), кон-сульства^ Кроме того* Министерство внутренних дел {выдача заграничных паспортов) | ||
Управление юстицией 1 l Непосредственное руководство: Министерство юстиции РФ, министерства, управления, отделы юстиции субъектов РФ, муниципальных образований; экзаменационные комиссии при органах юстиции (принятие квалификационного экзамена на должность судьи); органы записи актов гражданского состояния (ЗАГС) при органах юстиции 2. Управление детарнатодг;нотариаль ные палаты (руководство частными нотариусами): Министерство юстиции (руководство государственными нотари альными конторами и определенное воз действие нз частных нотариусое) 3. Управление адвокатурой:коллегии адвокатов (общественная организация) руководят юридическими консультаци ями | |||
Рис. 4.4. Государственное управление административно-политической сферой
Глава 4. Административное право
Государственное управление социально-культурной сферой | |||
Управление образованием 1. Общее руководство:Правительство РФ, правительства, администрации субъ ектов РФ 2. Непосредственное управление обра зованием:Министерство образования РФ; министерства, комитеты, департа менты, управления, отделы образования всубъектах РФ и муниципальных образова ниях; важную роль играют органы местно го самоуправления 3. Контроль:Высший аттестационный комитет | Управление здравоохранением 1. Общее руководство:Президент РФ и Правительство РФ 2. Непосредственное управление:Ми нистерство здравоохранения; Управление государственной систе мой здравоохранения:министерства, департаменты, отделы, управления здра воохранения в субъектах РФ Управление муниципальной системой здравоохранения:управления здравоох ранения в муниципальных образованиях Управление ведомственной системой здравоохранения:медицинские службы Министерства обороны, МВД, ФСБ и т. д. (всего 23 министерства и ведомства) 3. Надзор:санитарно-эпидемиологи ческий надзор при Минздраве России и его территориальные отделения; органы ведомственного сан итарноэ пи демиол о - гического надзора | ||
Управление наукой 1. Общее руководство:Правительство РФ 2. Непосредственноеруководство: Ми нистерство промышленности, науки и тех нологий; Высший аттестационный коми тет (ВАК) РФ; Российская Академия наук, отраслевые академии наук {обществен ные организации) — управление фун даментальной наукой; Министерство об разования (управление вузовской на укой); отделы различных ведомств (управ ление ведомственной наукой) | Управление культурой 1. Общее руководство:Правительство РФ (Департамент культуры); Прави тельства и администрации субъектов РФ 2. Непосредственное осуществление государственной политики в сфере культуры:Министерство культуры РФ 3. Управление отдельными отраслями культурной сферы:Госкомитет РФ по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций; Госко митет по физической культуре, спорту и туризму РФ 4. Контроль:Государственная техничес кая инспекция по телерадиовещанию | ||
Управление в области социальной защиты граждан 1. Общее руководство:Президент РФ и Правительство РФ 2. Непосредственное управление:Ми нистерство труда и социального развития РФ. Велика роль органов местного само управления: управление учреждениями социального обеспечения, органами опе ки и попечительства и др, | |||
Рис. 4.5. Государственное управление социально-культурной сферой
§ 4. Государственная служба 1 9 9
ние. Слово «служащий» в основном определялось по контрасту с понятием «рабочий» и обозначало работника не физического, а умственного труда, труд которого связан с созданием духовных ценностей, оказанием социальных услуг населению. Соответственно государственным служащим считался такой работник, который осуществлял свои функции на государственном предприятии, в учреждении и т. п. Таким образом, почти все работники нефизического труда оказывались государственными служащими. В настоящее время такое определение государственного служащего потеряло смысл, так как граница между рабочим и служащим в этом понимании все более оказывается размытой, труд рабочих и служащих во многом сближается. На сегодняшний день юридическая наука оперирует другим определением государственной службы и государственного служащего.
Государственная служба — это не просто работа по найму в государственном органе или в учреждении, а профессиональная деятельность по обеспечению полномочий органов государственной власти Российской Федерации и субъектов РФ за денежное вознаграждение, выплачиваемое за счет средств федерального бюджета или средств бюджета субъекта РФ.
Понятие и виды государственных должностей.Необходимо различать два понятия: должность и государственная должность.
Должностью признается штатная единица организации, учреждения, которой соответствует служебное полномочие, определяемое кругом прав и обязанностей служащего, положенных ему по занимаемой должности. В теории выделяют следующие виды должностей. Во-первых, это должности представителей власти (лиц, которые, работая в государственных органах и учреждениях, наделены правом в пределах своей компетенции принимать решения, обязательные для исполнения неподчиненными им субъектами). Во-вторых, это должности, связанные с выполнением организационно-распределительных функций (функций по осуществлению руководства трудовым коллективом, участком работы и т. п.). В-третьих, это должности, связанные с осуществлением административно-хозяйственных обязанностей (обязанностей по управлению и распоряжению имуществом).
Но говорить о государственной службе позволяет осуществление не любой должности, а только осуществление государствен-
2 0 0 Глава 4s, Административное право
ных должностей, к ним относятся только должности в федеральных органах государственной власти, органах государственной власти субъектов РФ, в иных государственных органах с установленным кругом обязанностей по исполнению и обеспечению полномочий данного государственного органа, денежным содержанием и ответственностью за исполнение этих обязанностей.
Все государственные должности можно подразделить на трикатегории:
1) государственные должности категории А:должности, установленные Конституцией РФ, федеральными законами, конституциями и уставами субъектов РФ для непосредственного исполнения полномочий государственных органов (Президент РФ, Председатель Правительства РФ, председатели палат Федерального Собрания РФ, депутаты, министры, судьи и др.);
2) государственные должности категории Б:должности, учреждаемые для непосредственного обеспечения исполнения полномочий лиц, занимающих должности категории А;
3) государственные должности категории В:должности, учреждаемые государственными органами для исполнения и обеспечения их полномочий.
Статус лиц, занимающих должности категории А, отличается большим своеобразием и регулируется Конституцией РФ, отдельными федеральными законами, конституциями, уставами субъектов РФ. Поэтому законодательство не относит исполнение должностных обязанностей этих лиц к государственной службе. К государственной службе относится лишь исполнение должностных обязанностей лицами, замещающими государственные должности группы Б и В.
Государственные должности государственной службы (должности категории Б и В) законодательство подразделяет на определенные группы:
1) высшие государственные должности государственной службы. Этой группе должностей соответствует квалификационный разряд действительного государственного советника Российской Федерации 1-го, 2-го и 3-го класса;
2) главные государственные должности государственной службы(государственный советник Российской Федерации 1-го, 2-го и 3-го класса). Лица, занимающие должности этих двух групп должны иметь высшее образование по специализации государственных должностей;
3) ведущие государственные должности государственной службы (советник Российской Федерации 1-го, 2-го и 3-го класса);
§ 4. Государственная служба 201
4) старшие государственные должности государственной службы (советник государственной службы 1-го, 2-го и 3-го класса). Лица, замещающие должности этих двух групп, могут иметь кроме высшего образования по специализации должности еще и высшее образование по специальности «государственное управление»;
5) младшие государственные должности государственной службы (референт государственной службы 1-го, 2-го и 3-го класса). Для замещения должности данной группы необходимо иметь среднее профессиональное образование по специализации должностей.
Государственная служба может подразделяться на государственную службу в законодательных органах власти, исполнительных, судебных органах, а также в органах прокуратуры.
Принципы государственной службы.Деятельность любого государственного служащего должна определяться следующими основными принципами, установленными законодательством Российской Федерации:
1) верховенство Конституции РФ, законов Российской Федерации над иными нормативно-правовыми актами, должностными инструкциями. Данный принцип появился в законодательстве как реакция на совершенно обратное положение, когда все регулировалось инструкцией, приказом, а закон становился «голым королем»;
2) приоритет прав и свобод человека и гражданина, их непосредственное действие. Государственные служащие обязаны соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина;
3) принцип равного доступа к государственной службе. Этот принцип не отрицает, однако, установления определенных требований к способностям, профессиональной подготовке, возрасту, иногда к здоровью и др. Важно, чтобы не устанавливались требования к полу, расе, национальности, языку, социальному происхождению, имущественному положению, месту жительства, отношению к религиозным и общественным объединениям и т. п. К сожалению, негласно этот принцип иногда нарушается;
4) принцип обязательности для государственных служащих решений, принимаемых вышестоящими государственными органами и руководителями в пределах их полномочий и в соответствии с законом. Можно без преувеличения сказать, что на данном принципе строится вся деятельность государственного аппарата, на его основе создаются иерархии, которые позволяют функционировать государственным органам как единой системе;
202 Глава 4.-Административное право
5) принцип единства основных требований, предъявляемых к
государственной службе;
6) принцип гласности в осуществлении государственной
службы; .
7) принцип ответственности государственных служащих за подготавливаемые и принимаемые решения, неисполнение либо ненадлежащее исполнение своих должностных обязанностей. Данный принцип является ключевым звеном механизма обеспечения эффективного функционирования системы исполнительной власти. Практика показывает, что главная причина сбоев в работе органов государственной власти заключается в безответственности чиновников. Реализация данного принципа требует создания эффективной системы контроля и надзора за деятельностью органов исполнительной власти;
8) принцип внепартийности и внерелигиозности государственной службы, отделения религиозных объединений от государства. В системе государственной службы не допускается создание политических партий и движений, государственные служащие при исполнении своих обязанностей не связаны решениями политических и религиозных организаций. Кроме того, не допускается возложение отдельных государственных функций на религиозные или политические объединения.
Рис. 4.6. Статус государственных служащих |
Основы статуса государственных служащих.Статус государственных служащих состоит из двух частей: общегражданские права и обязанности и служебные (рис. 4.6).
[ § 4. Государственная служба 203
Служе:бные права иоб: язаннос; ти не могут выходить за преде-I лы прав и обязанностей органа, где проходят службу государст-; венные служащие. Чаще всего права должностного лица одно!. временно являются и его обязанностями, а осуществление этих i прав гарантируется государственным принуждением. Служеб-I ные права и обязанности каждого государственного служащего \ можно разделить на общие для всех служащих и специальные, \ т. е. такие права и обязанности, которые свойственны только | определенной должности и вытекают из полномочий конкрет-| ного государственного органа. Специальные права и обязанно! сти определяются в законах, должностных инструкциях и т. п.
Служебные права, общие для всех госслужащих.Государственный служащий имеет право на: , • посещение в установленном порядке для исполнения \ должностных обязанностей предприятий, учреждений и орга-. низаций независимо от форм собственности; ? • принятие решений и участия в их подготовке в соответст-; вии с должностными обязанностями;
; • участие по своей инициативе в конкурсе на замещение ва-• кантной государственной должности государственной службы;
• продвижение по службе, увеличение денежного содержания с учетом результатов и стажа его работы, уровня квалификации;
• ознакомление со всеми материалами своего личного дела (на каждого служащего заводится личное дело, где отражаются все этапы прохождения им государственной службы);
• пенсионное обеспечение с учетом стажа работы;
• проведение по его требованию служебного расследования для опровержения сведений, порочащих его честь и достоинство;
• обращение в суд для разрешения споров, связанных с государственной службой, и др.
Основные служебные обязанности, общие для всех госслужащих.Государственный служащий обязан:
• обеспечивать поддержку конституционного строя и реали
зацию законов, соблюдая при этом Конституцию РФ;
• • добросовестно исполнять должностные обязанности;
• обеспечивать соблюдение и защиту прав и законных интересов граждан;
• исполнять приказы, распоряжения и указания вышестоящих в порядке подчиненности руководителей, отданные в пределах их полномочий, за исключением незаконных;
204 Глава 4. Административное право
• своевременно рассматривать обращения граждан, юридических лиц, государственных и муниципальных органов и принимать по ним решения;
• поддерживать уровень квалификации, достаточный для исполнения своих должностных обязанностей;
• хранить государственную и иную охраняемую законом тайну;
• представлять в органы налоговой службы при поступлении на госслужбу и ежегодно сведения о полученных ими доходах и имуществе, принадлежащем им на праве собственности и т. д.
Общегражданские права и обязанностигосударственных служащих являются предметом изучения науки конституционного права. В рамках административного права рассматривается лишь один аспект этой проблемы: ограничения, налагаемые на государственных служащих. Они устанавливаются в интересах эффективной работы государственного аппарата. Государственный служащий не вправе:
• заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме педагогической;
• быть депутатом представительного органа Российской Федерации, субъекта РФ, муниципального образования;
• заниматься предпринимательской деятельностью лично или через доверенных лиц; на время прохождения госслужбы госслужащий обязан передавать в доверительное управление находящиеся в его собственности доли (акции) в уставном фонде коммерческих юридических лиц;
• состоять членом органа управления коммерческой организации, если это не следует из его служебных обязанностей;
• использовать в неслужебных целях имущество, денежные средства, принадлежащие государству, служебную информацию;
• получать гонорары за публикации и выступления в качестве госслужащего;
• получать от физических и юридических лиц вознаграждения, связанные с исполнением должностных обязанностей, в том числе и после выхода на пенсию (подарки, денежные вознаграждения, ссуды, услуги, оплату развлечений, отдыха, транспортных расходов и т. д.);
• принимать без разрешения Президента РФ награды, почетные и специальные звания иностранных государств, международных и иностранных организаций;
§ 4. Государственная служба 2 0 5
• использовать свое служебное положение в интересах политических партий, общественных, религиозных объединений для пропаганды отношения к ним.
Существуют и другие ограничения.
В качестве мер дисциплинарной ответственности законодательство предусматривает замечание, выговор, предупреждение о неполном служебном соответствии, увольнение. В случае исполнения отданного ему неправомерного распоряжения госслужащий не несет ответственности только в том случае, если до его выполнения получит письменное подтверждение отданного распоряжения (кроме случаев, когда его исполнение влечет административную или уголовную ответственность).
Прохождение государственной службы.Прохождение государственной службы включает несколько этапов.
Поступление на госслужбу.Законодательством установлен принцип равного доступа к государственной службе. Право поступления на государственную службу имеют граждане РФ не моложе 18 лет, владеющие государственным языком. Определенные требования предъявляются к уровню подготовки, стажу, возрасту, здоровью. Предусматривается перечень ситуаций, когда гражданин не может быть призван на государственную службу: недееспособность, ограниченная дееспособность; решение суда, запрещающее занимать определенные должности; наличие заболевания, препятствующего исполнению должностных обязанностей; близкое родство или свойство с государственным служащим, если их государственная служба связана с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью одного другому; наличие гражданства иностранного государства и др.
Способом замещения государственной должности государственной службы является назначение, т. е. юридический акт компетентного государственного органа или должностного лица, определяющий момент официального возложения на служащего прав и обязанностей, соответствующих занимаемой должности. В ряде ситуаций акт назначения может состояться только в случае успешного прохождения конкурса на замещение вакантной должности либо в форме конкурса документов, когда конкурсная комиссия оценивает участников конкурса на основании документов об образовании, о прохождении государственной службы, другой трудовой деятельности и др., либо в форме конкурса-испытания на соответствующую государственную должность.
2 0 6 Глава 4. Административное право
После назначения на должность гражданин заключает трудовой договор на неопределенный срок либо на срок не более пяти лет.
Прохождение госслужбы.При прохождении государственной службы на гражданина распространяются нормы трудового права с особенностями, установленными Федеральным законом о госслужбе. Так, закон устанавливает в качестве обязательного требования прохождение госслужащим аттестации не чаще одного раза в два года, но не реже одного раза в четыре года.
Прекращение госслужбы.Законодательство предусматривает расширенный по сравнению с трудовым законодательством перечень оснований для увольнения госслужащего по инициативе руководителя государственного органа. Так, кроме оснований, предусмотренных ТК РФ, руководитель может уволить госслужащего в следующих случаях:
• достижение госслужащим предельного возраста нахождения на госслужбе (он установлен в 60 лет);
• прекращение гражданства Российской Федерации;
• несоблюдение обязанностей и ограничений, установленных для госслужащего;
• разглашение государственной и иной охраняемой законом тайны;
• возникновение обстоятельств, препятствующих поступлению на госслужбу.