Формы межгосударственного устройства

Форма государства зависит и от того, с какими государства­ми оно взаимодействует, какого рода связи с ними поддержи­вает. Вступая в отношения с другими государствами, субъекты международной жизни должны в определенной мере посту­питься собственной самостоятельностью ради достижения об­щих для этих государств целей.

Различают добровольные и насильственные межгосударст­венные объединения.

К добровольнымформам объединения государств относятся конфедерации, содружества, сообщества, ассоциации.

Конфедерацииобычно создаются путем подписания между­народных договоров представителями соответствующих госу­дарств для достижения экономических, политических или иных целей, что позволяет обеспечить более благоприятные условия для их развития. Государства, входящие в конфедерацию, не теряют своей государственности и в любой момент могут выйти из состава конфедерации. В конфедерации образуются полити­ко-административные органы, власть которых признается госу­дарствами-членами, как в Швейцарской конфедерации или в ЕС. Как правило, конфедерация ведет к дальнейшему слиянию государств в единое государство. Отношения между ними чаще всего симметричные. Однако государства, объединившиеся в конфедерацию, сохраняют неограниченное право отделения в тот момент, когда они сочтут необходимым.

Что же касается внутренней организации конфедерации, то следует отметить следующие моменты: а) финансовые средства образуются за счет добровольных взносов государств-членов;

б) в законодательный орган входят обладающие равными пол­
номочиями представители всех объединенных государств;

в) исполнительные органы имеют коллегиальный характер;

г) нормы права становятся обязательными, если они опублико­
ваны каждым государством-членом; д) вооруженные силы при­
надлежат каждому из государств-членов, хотя могут формально
находиться под общим командованием; е) международная по-

§ 6. Форма межгосударственного устройства 23

литика проводится совместно, хотя это не исключает самостоя­тельности в конкретных вопросах.

Содружество — это объединение государств, характеризую­щихся определенной однородностью, обусловленной экономи­ческой общностью, интеграцией хозяйственных связей (как, например, у стран СНГ), либо языковым единством (как у стран Британского Содружества Наций), либо общностью пра­вовой системы, культуры, религии (как у стран, входящих в Лигу арабских стран). Связи между членами содружества менее тесные, нежели у участников конфедераций, а потому порядок вступления и выхода из содружества более простой.

Сообщество— объединение государств для решения вопро­сов, от которых зависят жизнеспособность государства и его статус (экономический, политический) в мировом сообществе, например Организация стран — экспортеров нефти.

Ассоциация— это объединение государств по вопросам, от­носящимся к разряду глобальных мировых проблем (сохране­ние мира, охрана окружающей среды, рациональное использо­вание природных ресурсов и т. п.). В качестве примера можно привести Ассоциацию стран тихоокеанского региона — АСЕАН, розданную для поддержания мира и порядка в этой зоне.

К насильственнымформам объединения государств относят­ся союзы и империи. Правда, такие объединения скорее из об­ласти прошлого, хотя и не столь отдаленного.

Союзы— объединения государств, основанные далеко не всегда на истинной добровольности. В союзы объединяются государства, как правило, вынужденно, поскольку в против­ном случае им придется испытать куда более неблагоприятные последствия и нести серьезные издержки. К примеру, это страны Балтийского союза — Литва, Латвия, Эстония, поста­вившие себе в качестве цели отдаление от России, некоторые среднеазиатские республики бывшего СССР, на протяжении многих веков испытывавшие на себе давление своих южных соседей.

Империиобразуются путем либо физического завоевания (Османская империя, Римская империя), либо оказания эконо­мического, политического и другого вида давления (например, СССР). Как правило, империи имеют следующие характери­стики: а) обширная территория; б) сильно централизованная власть; в) стремящаяся к экспансии элита; г) асимметричные отношения господства и подчинения между центром и перифе-

24Глава 1. Теория государства

рией; д) разнородный этнический, культурный и националь­ный состав. Империя держится на применении или угрозе при­менения принуждения (военного, экономического, политиче­ского, идеологического), и как только этот фундамент исчезает, империя рушится. Имперские же элиты, жертвы миражей бес­смертия и иллюзий мирового господства, мечтают о распро­странении своей власти на всю планету и ради этой цели спо­собны развязывать опустошительные войны. Мировое сообще­ство, к счастью, теперь уже в состоянии их обуздать.

Политический режим

Политический режим — это способ властвования, который ха­рактеризует взаимоотношения правящей элиты и населения и представляет собой совокупность методов практического осущест­вления государственной власти.

Политический режим определяет уровень политической сво­боды в обществе, правовое положение личности, дает ответы на вопросы о том, каким образом осуществляется государственная власть, в какой мере население допускается к управлению делами общества, и в том числе к правотворчеству.

На протяжении многовековой истории существования госу­дарства как социального явления находили применение семь видов политического режима (рис. 1.5).

1. Деспотический режим(от греч. despoteia — неограниченная власть). Этот режим характерен для абсолютной монархии. При деспотии власть осуществляется исключительно одним лицом. Но поскольку фактически деспот один управлять не может, он вы­нужден перепоручать некоторые управленческие дела другому лицу, пользующемуся у него особым доверием (в России это были Малюта Скуратов, Меншиков, Аракчеев). На Востоке это лицо называли визирем. За собой деспот непременно оставлял карательную и налоговую функции.

Воля деспота произвольна и иной раз проявляется не только как самовластие, но и как самодурство. Главное в деспотиче­ском государстве — повиновение, исполнение воли правителя. Но есть сила, способная противостоять воле деспота, это — ре­лигия, она является обязательной и для государя.

§ 7. Политический режим



Формы межгосударственного устройства - student2.ru

Рис. 1.5. Виды политических режимов

Для деспотии характерно жестокое подавление любой само­стоятельности, недовольства, возмущения и даже несогласия подвластных. Санкции, применяемые при этом, потрясают сво­ей суровостью, причем они, как правило, не соответствуют со­деянному, а определяются произвольно. Главной санкцией, применяемой наиболее часто, является смертная казнь. При этом власть стремится к ее наглядности, с тем чтобы посеять в народе страх и обеспечить его повиновение.

Деспотический режим характеризуется полнейшим бесправием подданных. Отсутствие элементарных прав и свобод сводит их на положение скотины. Речь может идти лишь об удовлетворении физиологических потребностей, да и то не в полной мере.

Деспотия — это в основном уже историческое прошлое. Со­временный мир ее не приемлет.

2. Тиранический режим(от греч. — мучитель) устанавливает­ся, как правило, на территории, подвергшейся военному завоева­нию. Он основан на единоличном правлении, однако характе­ризуется наличием института наместника, а не института до­веренного лица (визиря). Власть тирана жестокая. Стремясь подавить сопротивление, он казнит не только за выраженное неповиновение, но и за обнаруженный умысел на этот счет, т. е. превентивно, чтобы посеять страх среди населения.

26 Глава 1. Теория государства

Овладение территорией и населением другой страны связа­но, как правило, с физическим и моральным насилием не только над людьми, но и над обычаями народа. Когда новые правители вводят порядки, противные образу жизни и мыслей людей, особенно если навязывают иные религиозные нормы, народ переживает тираническую власть очень тяжело (Османская им­перия). Законы не действуют, поскольку тираническая власть, как правило, не успевает их создать.

Тираническое правление воспринимается народом как гнет, а тиран как угнетатель. Такой режим также существовал на ранних этапах развития человечества (Древний мир, раннее Средневековье). По сравнению с деспотией тирания представ­ляется все же чуть менее суровым режимом. «Смягчающим об­стоятельством» служит здесь факт угнетения не своего, а чужо­го народа.

3. Тоталитарный режим(от позднелат. — полный, целый, всеобъемлющий) иначе можно назвать всеохватывающей вла­стью. Экономической основой тоталитаризма является крупная собственность: феодальная, монополистическая, государствен­ная. Тоталитарное государство характеризуется наличием одной официальной идеологии. Совокупность представлений о социаль­ной жизни задается правящей элитой. Среди таких представле­ний выделяется главная «историческая» идея: религиозная (в Ираке, Иране), коммунистическая (в бывшем СССР: ны­нешнее поколение будет жить при коммунизме), экономиче­ская (в Китае: догнать и перегнать путем большого скачка За­пад), патриотическая или державная и др. Причем идея форму­лируется настолько популярно, просто, что ее могут понять и принять к руководству все слои общества, даже самые необра­зованные. Искренней поддержке власти населением способст­вует монополия государства на средства массовой информации. Существует одна правящая партия, которая объявляет себя ве­дущей силой общества. Поскольку эта партия дает «самые пра­вильные установки», ей в руки отдаются бразды правления: происходит сращивание партийного и государственного аппара­тов.

Тоталитаризм характеризуется крайним центризмом. Цен­тром же тоталитарной системы является вождь. Его положение сродни божественному. Он объявляется самым мудрым, непо­грешимым, справедливым, неустанно думающим о благе наро­да. Какое-либо критическое отношение к нему жестоко пресле­дуется. На фоне этого происходит усиление мощи исполнитель-

§ 7. Политический режим 27

ных органов. Среди государственных органов выделяется «силовой кулак» (милиция, органы госбезопасности, прокура­тура и т. д.). Карательные органы постоянно разрастаются, по­скольку именно им предстоит применять насилие, носящее ха­рактер террора — физического и психического. Устанавливается контроль над всеми сферами жизни общества: политической, экономической, личной и др., а посему жизнь в таком государ­стве становится как за стеклянной перегородкой. Личность ог­раничивается в правах и свободах, хотя формально они могут да­же провозглашаться.

Одна из основных характеристик тоталитаризма — милита­ризация. Идея о военной опасности, об «осажденной крепости» необходима для сплочения общества по принципу военного ла­геря. Тоталитарный режим агрессивен по своей сути и не прочь поживиться за счет других стран и народов (Ирак, бывший СССР). Агрессия помогает добиться сразу нескольких целей: отвлечь народ от мыслей о его бедственном положении, обога­титься, удовлетворить тщеславие вождя.

Тоталитарный режим Западная Европа испытала на себе в Средние века (религиозный тоталитаризм). В настоящее время он существует во многих странах Азии, в недавнем прошлом — в СССР и странах Восточной Европы.

4. Фашистский (расистский) режим (от лат. — пучок, связка, объединение) отличается от тоталитаризма тем, что он замешан на националистической (расистской, шовинистической) идеоло­гии, которая возводится в ранг государственной. Главная посыл­ка фашистской идеологии такова: люди отнюдь не равны перед законом, их права и обязанности зависят от национальности. Одна нация объявляется ведущей в государстве или даже в ми­ровом сообществе, а посему достойной лучших жизненных ус­ловий. Существование других наций допускается, но на под­собных ролях.

Фашизм, будучи «озабочен» судьбой мирового сообщества, предлагает избранную нацию в качестве ведущей не только в своем государстве. Шовинистические (расистские) круги снача­ла выражают лишь желание «облагородить» этой нацией весь мир, а затем нередко приступают к практическому осуществле­нию своих замыслов: начинают агрессию против других стран. Милитаризация, поиск внешнего врага, склонность к развязыва­нию войн и, наконец, военная экспансия существенно отличают фашизм от тоталитаризма, который ищет врагов внутри госу­дарства и на них обращает всю мощь карательного аппарата.

28Глава ]. Теория государства

Таковы основные отличительные признаки фашизма. В ос­тальном он сходен с тоталитаризмом, и поэтому многие счита­ют фашизм как бы разновидностью тоталитаризма. Сходство этих двух видов политического режима проявляется и в геноци­де. Однако в тоталитарном государстве он осуществляется в от­ношении собственного народа, а в фашистском — в большей мере против некоренных наций или наций других государств.

В настоящее время фашизм в его классической форме нигде не существует. Однако всплески фашистской идеологии можно увидеть во многих странах.

5. Авторитарный режим(от лат. — властный), хотя по сравне­нию с рассмотренными выше видами режима и является более мягким, все же нельзя отнести к режимам, при которых людям дышится свободно.

При авторитарном режиме власть не формируется и не кон­тролируется народом. Несмотря на то что существуют предста­вительные органы, реально они в государстве никакой роли не играют, а существуют лишь для декора, придания власти неко­ей цивилизованности, выборы ее проводятся, но формально. Реально жизнь в стране направляется волей правящей элиты, которая себя не ограничивает правом, а живет по своим прави­лам. Внутри правящей элиты выделяется лидер. Его влияние очень значительно, однако он в отличие от вождя не склонен принимать решения единолично. Лидером обычно становится сильная личность.

В авторитарном государстве управление чрезмерно централи­зовано. Инициатива с мест не допускается, если на то не полу­чено разрешение из центра.

Решения центральной власти, не учитывающие экономиче­ские, национальные, географические и другие особенности тех или иных групп населения, исполняются отнюдь не доброволь­но, и поэтому приходится в немалой дозе применять принужде­ние. Вот почему авторитарное государство опирается на поли­цейский и военный аппарат (Испания периода правления Фран­ко, Чили периода власти Пиночета). Суд в таком государстве — вспомогательный инструмент. Широко используются также вне­судебные методы расправы (психиатрические больницы, выдво­рение за границу).

Оппозиция при авторитарном режиме не допускается. В по­литической жизни могут участвовать и несколько партий, но они должны ориентироваться на линию, выработанную правя­щей партией, в противном случае они будут разогнаны.

§ 7. Политический режим 29

Личность не пользуется конституционными правами и свобо­дами, даже если они и провозглашаются на бумаге. Она лишена также гарантий безопасности во взаимоотношениях с властью. Провозглашается полный приоритет интересов государства над личностными.

На фоне абсолютного контроля авторитарного государства в политической сфере наблюдается относительная свобода в иных сферах, особенно в духовной. Таким образом, авторитар­ное государство, в отличие от тоталитарного, уже не стремится к всеохватывающей регламентации общественной жизни.

История показывает, что зачастую авторитарное государст­во демонстрирует лучшую, по сравнению с демократическими государствами, способность к преодолению трудностей (эко­номических, социальных). Это вызвало неоднозначность в оценке таких государств. Более того, многие считают такой режим наиболее приемлемым для государств, осуществляющих реформы, находящихся в процессе политической модерниза­ции.

В настоящее время авторитарный режим отнюдь не является редкостью (Китай, Вьетнам). К примеру, он существовал в СССР на момент провозглашения перехода страны к рыноч­ным отношениям.

6. Либеральный режим (от лат. — свободный) существует в тех странах, где получили развитие рыночные отношения. Ис­торически он возник как реакция на чрезмерную регламента­цию общественной жизни и опирается на либеральную идеоло­гию, основанием которой является требование ограничения до минимума вмешательства госудшрства в частную жизнь граж­дан.

Рыночные отношения, характерные для развитого буржу­азного государства, могут существовать только между равны­ми и самостоятельными субъектами. Либеральное государство как раз и провозглашает формальное равенство всех граждан. Фактического же равенства в условиях невмешательства госу­дарства в социальную сферу пока нет и быть не может. Про­возглашается свобода слова. Плюрализм мнений выглядит час­то как вольнодумство и даже как попустительство (отноше­ние к сексуальным меньшинствам, к роли женщины в обществе).

Экономическую основу либерализма составляет частная соб­ственность. Государство освобождает производителей от опеки, не вмешивается в экономическую деятельность людей, а только

30Глава 1. Теория государства

устанавливает общие рамки свободной конкуренции товаро­производителей. Оно же выступает и в качестве арбитра при разрешении между ними споров.

Либеральный режим допускает существование оппозиции. Более того, при устойчивом либерализме принимаются меры к ее культивированию и даже финансовой поддержке (например, теневых кабинетов в парламентах). Многопартийность — необ­ходимый атрибут либерального общества.

Государственные органы формируются путем выборов, исход которых зависит не только от мнения народа, но и от финансо­вых возможностей тех или иных партий или отдельных канди­датов. Государственное управление осуществляется на основе принципа разделения властей. Система сдержек и противовесов уменьшает возможность злоупотребления властью. Государст­венные решения принимаются в основном путем большинства голосов.

Государственное управление и правовое регулирование осу­ществляются на основе децентрализации: центральная власть берет на себя решение только тех вопросов, которые не может решить местная власть, сами организации и граждане.

Либеральный режим существует в развитых странах Европы, США и Японии и других, отличающихся высоким уровнем экономического, политического и социального развития. Рос­сия же только начинает вступать в эпоху либерализма.

7. Демократический режим(от греч. — народовластие) — это во многом режим будущего. Некоторые развитые страны (Шве­ция, Финляндия, Норвегия) подошли к нему вплотную. Он предоставляет гражданам широкие права и свободы, а также обеспечивает социально-экономическую основу их осуществле­ния всеми гражданами.

В демократическом государстве источником власти является народ. Представительные органы и должностные лица в госу­дарстве здесь также избираются, но критерием избрания явля­ются не политические, а их профессиональные качества. Широ­кое развитие ассоциативных связей на всех уровнях обществен­ной жизни (движения, объединения, союзы, секции, клубы, общества и т. п.) способствует превращению государства-нации в государство-цивилизацию. Референдумы, плебисциты, народ­ные инициативы, обсуждения становятся нормой жизни. Наряду с государственными создается система органов прямого участия граждан в управлении делами общества (советы, общественные

§ 8. Государственный аппарат 31

комитеты и др.)- При принятии решений учитываются и инте­ресы меньшинства.

Нормативное регулирование приобретает качественно но­вый характер: наряду с правом как главным социальным регу­лятором жизни либерального общества все большее значение приобретает мораль. Гуманизм и нравственность — отличитель­ные признаки демократического государства.

Демократия — это явление высокоорганизованного граж­данского общества. Для ее установления необходимы соответ­ствующие предпосылки: высокое экономическое развитие и высокий уровень благосостояния людей, большинство из кото­рых — собственники; высокий уровень развития представи­тельных учреждений и политического сознания людей, их зна­чительный культурный уровень, готовность к сотрудничеству, компромиссу и согласию.

Рассмотрение видов политического режима позволяет сде­лать следующие выводы:

1) политические режимы отличаются друг от друга уровнем свободы, предоставляемой людям, и могут быть схематично представлены в виде ступеней лестницы, по которой поднима­ется человечество;

2) разные страны и народы переходят от одного вида поли­тического режима к другому разновременно, по мере того как складываются соответствующие социально-экономические ус­ловия;

3) смена основных видов политического режима (деспотии, тоталитаризма, авторитаризма, либерализма и демократии) про­исходит, как правило, постепенно и последовательно; опыт на­шей страны показывает, что «перескакивание» через отдельные их виды чревато катастрофическими последствиями.

Государственный аппарат

Государственный аппарат (механизм государства) — это ие­рархическая система государственных органов, осуществляющих практическую работу по реализации функций государства.

Клеточкой, единицей государственного аппарата является государственный орган.Он весьма существенно отличается, на­пример, от политических партий, хозяйственных организаций,

32Глава 1. Теория государства

социально-культурных учреждений. Во-первых, государствен­ный орган призван выполнять управленческую деятельность, от­вечающую интересам если не всех, то многих граждан. Во-вто­рых, он наделяется компетенцией, т. е. кругом целей и задач. В-третьих, он имеет властные полномочия в определенной сфере общественной жизни. Властные полномочия — это право да­вать указания (конкретные, или индивидуальные, либо норма­тивные), имеющие обязательный характер. Например, предпи­сание санэпидстанции закрыть столовую, не отвечающую сани­тарным требованиям, вызов в суд для дачи показаний следует отнести к индивидуальным указаниям, распоряжениям, а та­кие, как установление оплаты проезда в транспорте, налогов, обязанности регистрации вновь организуемой фирмы, — к чис­лу нормативных. В-четвертых, за нарушения распоряжений компетентных государственных органов могут применяться санкции, т. е. неблагоприятные последствия (штраф, лишение свободы, конфискация имущества и др.). В-пятых, каждый го­сударственный орган имеет: а) государственное, казенное имуще­ство, которое находится в его оперативном управлении; б) фи­нансовые средства (свой счет в банке), основной источник ко­торых — государственный бюджет; в) установленную для него организационную структуру, связанную с ней систему служеб­ной подчиненности и служебную дисциплину.

Деятельность государственного аппарата протекает в основ­ном в правовых формах, к которым относятся:

правотворческая— деятельность по подготовке проектов нормативных юридических актов, их принятию и изданию, ко­гда принимаются, изменяются или теряют силу юридические нормы — правовая основа деятельности людей и организаций;

правоисполнительная— деятельность по реализации юриди­ческих норм, в том числе по изданию индивидуально-конкрет­ных предписаний, например, о приватизации предприятия, о назначении пенсии, об установлении льготы, награждении ор­деном;

правоохранительная— деятельность по надзору и контролю за соблюдением законов, привлечению виновных лиц к юриди­ческой ответственности, рассмотрению споров в судах, в других юрисдикционных органах, исполнению их решений, проведе­нию в жизнь карательных и правовосстановительных мер.

Каждый государственный орган состоит из государственных служащих, т. е. работников, выполняющих работу и получаю­щих заработную плату в государственном органе согласно зани-

§ 8. Государственный аппарат 33

маемой должности и подчиненных служебной дисциплине. Их правовой статус зафиксирован в законе, а объем и порядок ис­пользования ими властных полномочий — в должностной ин­струкции.

Классификация государственных органов.Государственные органы многообразны. По характеру выполняемых ими задач их можно разделить на три основные группы: 1) законодательные (представительные); 2) исполнительные и 3) правоохранитель­ные органы. Президент является главой государства, координи­рует деятельность всех этих органов.

Законодательные органы.Законодательная власть носит представительный характер, а потому называется еще предста­вительной. Именно на основе выборов граждане передают сво­им депутатам «мандат», т. е. право представлять их интересы и осуществлять государственную власть. И только в этом смысле можно условно говорить о первичности парламента и других представительных органов в аппарате государства, их мораль­ном приоритете и верховенстве. Считать же, что законодатель­ная власть — юридически высшая власть в государстве, — не­верно. В России высшим представительным органом является Федеральное Собрание. Оно состоит из двух палат: Совета Феде­рации и Государственной Думы. Имеются представительные ор­ганы и в субъектах Федерации (областях, краях, республиках), которые носят разные названия: Дума, Законодательное собра­ние, Меджлис, Курултай, Верховный Совет и т. д. На местном уровне представляют интересы народа органы местного само­управления, которые принимают некоторые нормативные по­ложения.

Перед высшим законодательным органом стоят следующие задачи:

1) создавать законы;

2) рассматривать вопросы государственных финансов (гос­бюджет);

3) назначать высших должностных лиц (судей судов высших инстанций, главу Центрального банка, Генерального прокурора и др.);

4) осуществлять контроль за деятельностью правительства.

Являясь одним из высших органов государственной вла­сти, парламент выполняет основную законотворческую рабо­ту. Но его деятельность подвержена ряду ограничений. Во-пер­вых, законы должны отражать волю народа, во-вторых, они максимально должны соответствовать объективной реально-

34Глава 1. Теория государства

сти, в-третьих, не идти вразрез с Конституцией РФ. Эти ог­раничения касаются и других законодательных органов.

Особенность законодательной власти в том, что законода­тельные органы не находятся в состоянии иерархии и напрямую друг другу не подчиняются. Их подчиненность выражается толь­ко через законодательные акты, которые не должны противоре­чить актам, имеющим более высокую юридическую силу.

Исполнительные органы.Исполнительная власть составляет в государстве наиболее многочисленную, разнообразную и раз­ветвленную систему. Исполнительные органы осуществляют го­сударственное управление во исполнение законов, принятых парламентом, т. е. которая носит подзаконный характер. Все действия и акты соответствующих органов основываются на за­коне, направлены на исполнение закона и не должны ему про­тиворечить. Отсюда их название — исполнительные.

Носителем высшей исполнительной власти часто является президент. Он же выполняет функции главы государства. Ему подчинено правительство, которое непосредственно осуществ­ляет управление страной во главе с премьер-министром (предсе­дателем, главой правительства). Центральными исполнитель­ными органами выступают министерства, государственные комитеты, ведомства и другие центральные учреждения. Испол­нительная власть среднего уровня осуществляется администра­циями (правительствами) субъектов Федерации, и, наконец, на местах жизнь.людей организуют местные администрации или органы местного самоуправления.

Особенность исполнительных органов состоит в том, что они объединены в строго иерархическую систему, между ними существует жесткая подчиненность. Эта система опирается на значительные людские, материальные, финансовые ресурсы, в от­ношении которых должностные лица имеют распорядительные полномочия. Помимо этого исполнительная власть опирается на силовые структуры (армия, милиция, прокуратура и т. п.), и при недостаточном контроле возникает возможность узурпации исполнительными органами власти в стране. Вообще же перед исполнительными органами стоят следующие задачи: осущест­вление экономических, социальных функций государства, за­щита конституционного строя, правопорядка и др.

Исполнительные органы имеют право законодательной ини­циативы, и надо отметить, что они пользуются им довольно широко. Около 80% рассматриваемых парламентом законопро­ектов предлагаются правительством. Кроме этого исполнитель-

§ 8. Государственный аппарат 35

ные органы наделены правом делегированного, т. е. переданного им, правотворчества. Они могут издавать подзаконные акты и делают это довольно успешно.

Правоохранительные органы.Названные органы также обра­зуют систему, и эффективность их работы зачастую зависит от слаженного взаимодействия между ними.

Наши рекомендации