Конституционно-правовой статус Парламента РК

Законодательная власть страны осуществляется общегосударственным представительным органом, который может иметь разные названия (национальное, народное собрание, конгресс и т.д.), но за ним утвердилось обобщенное часто используемое название "парламент".

Конституция характеризует Парламенткак высший представитель­ный орган Республики, существляющий законодательные функции. Как высший представительный орган Парламент Республики Казахстан высту­пает в качестве органа представительной демократии.

Наряду с законодательными функциями Парламент исполняет в ограниченном объеме, контрольные функции за исполнительной властью. Парламент:

1. утверждает республиканский бюджет;

2. отчет Правительства и Счетного комитета по контролю за испол­нением республиканского бюджета о его исполнении;

3. вносит изменения и дополнения в бюджет;

4. может одобрить или отклонить Программу Правительства;

5. может выразить вотум недоверия Правительству.

Парламент Республики Казахстан состоит из двух палат: Сената и Мажилиса, действующих на постоянной основе. Срок полномочий депута­тов Сената - 6 лет, срок полномочий депутатов Мажилиса - 5 лет.

Сенат образуют депутаты, избираемые по два человека от каждой области, города республиканского значения и столицы республики на со­вместном заседании депутатов всех представительных органов соответст­венно области, города республиканского значения и столицы республики.

Основные Внутренние функции

Основные внутренние функции: экономическая; социальная; развития культуры, науки и образования; налогообложения и взимания налогов; экологическая; охраны прав и свобод граждан, всех форм собственности, правопорядка.

Основный внешние функции

Основные внешние функции: оборону страны; обеспечение мира и поддержание мирового порядка; сотрудничество и укрепление связей со странами СНГ; интеграцию в мировую экономику и сотрудничество с другими странами в решении глобальных проблем.

Соответственно одно из важнейших направлений внешнеполитической деятельности государства — обеспечение его военной безопасности.


64. Республика Казахстан - правовое государство

Правовое государство - это такая форма организации государственной жизни, которая строится на основе норм права.

В юридической литературе в качестве основных признаков правового государства обычно выделяются следующие:

- верховенство права, юридическая защищенность всех общественных субъектов от произвольных решений кого бы то ни было;

- принцип разделения властей, т.е. самостоятельное и независимое функционирование трех ветвей власти: законодательной, исполнительной, судебной; и правовая организация системы государственной власти;

- приоритет прав и свобод граждан и единство их прав и обязанностей;

- взаимная ответственность государства и личности.

Республика Казахстан - социальное государство

Под «социальным государством» понимается государство, обладающее особыми качествами и функциями. Существование и деятельность социального государства тесно связана с такими общественными явлениями, как демократия, гражданское общество, правовое государство, свобода и равенство, права человека.

В Республике Казахстан, как сказано в Конституции, строится социальноегосударство. Это означает, что в соответствии с Конституцией и законами народ не делится на классы. Государство заботится обо всех группах населения: о крестьянах, рабочих, предпринимателях, служащих, учителях, ученых, студентах, учащихся, матерях, пенсионерах, сиротах и т.д. Разумеется, государство учитывает, что отдельные группы людей требуют большей заботы, материальной и иной поддержки для того, чтобы они не терпели лишений, бедствий

65. ФОРМА ГОСУДАРСТВА - сложное общественное явление, которое включает в себя три взаимосвязанных элемента: форму правления, форму государственного устройства и форму государственного режима.

Форма правления

Форма правления представляет собой структуру высших органов государственной власти, порядок их образования и распределение компетенции между ними.

Форма государственного правления дает возможность уяснить:

как создаются высшие органы государства и каково их строение;

как строятся взаимоотношения между высшими и другими государственными органами;

как строятся взаимоотношения между верховной государственной властью и населением страны;

в какой мере организация высших органов государства позволяет обеспечивать права и свободы гражданина.

По указанным признакам формы государственного правления подразделяются на:

монархические (единоличные, наследственные)

республиканские (коллегиальные, выборные)

Наши рекомендации