Конституционно-правовой статус Парламента РК
Законодательная власть страны осуществляется общегосударственным представительным органом, который может иметь разные названия (национальное, народное собрание, конгресс и т.д.), но за ним утвердилось обобщенное часто используемое название "парламент".
Конституция характеризует Парламенткак высший представительный орган Республики, существляющий законодательные функции. Как высший представительный орган Парламент Республики Казахстан выступает в качестве органа представительной демократии.
Наряду с законодательными функциями Парламент исполняет в ограниченном объеме, контрольные функции за исполнительной властью. Парламент:
1. утверждает республиканский бюджет;
2. отчет Правительства и Счетного комитета по контролю за исполнением республиканского бюджета о его исполнении;
3. вносит изменения и дополнения в бюджет;
4. может одобрить или отклонить Программу Правительства;
5. может выразить вотум недоверия Правительству.
Парламент Республики Казахстан состоит из двух палат: Сената и Мажилиса, действующих на постоянной основе. Срок полномочий депутатов Сената - 6 лет, срок полномочий депутатов Мажилиса - 5 лет.
Сенат образуют депутаты, избираемые по два человека от каждой области, города республиканского значения и столицы республики на совместном заседании депутатов всех представительных органов соответственно области, города республиканского значения и столицы республики.
Основные Внутренние функции
Основные внутренние функции: экономическая; социальная; развития культуры, науки и образования; налогообложения и взимания налогов; экологическая; охраны прав и свобод граждан, всех форм собственности, правопорядка.
Основный внешние функции
Основные внешние функции: оборону страны; обеспечение мира и поддержание мирового порядка; сотрудничество и укрепление связей со странами СНГ; интеграцию в мировую экономику и сотрудничество с другими странами в решении глобальных проблем.
Соответственно одно из важнейших направлений внешнеполитической деятельности государства — обеспечение его военной безопасности.
64. Республика Казахстан - правовое государство
Правовое государство - это такая форма организации государственной жизни, которая строится на основе норм права.
В юридической литературе в качестве основных признаков правового государства обычно выделяются следующие:
- верховенство права, юридическая защищенность всех общественных субъектов от произвольных решений кого бы то ни было;
- принцип разделения властей, т.е. самостоятельное и независимое функционирование трех ветвей власти: законодательной, исполнительной, судебной; и правовая организация системы государственной власти;
- приоритет прав и свобод граждан и единство их прав и обязанностей;
- взаимная ответственность государства и личности.
Республика Казахстан - социальное государство
Под «социальным государством» понимается государство, обладающее особыми качествами и функциями. Существование и деятельность социального государства тесно связана с такими общественными явлениями, как демократия, гражданское общество, правовое государство, свобода и равенство, права человека.
В Республике Казахстан, как сказано в Конституции, строится социальноегосударство. Это означает, что в соответствии с Конституцией и законами народ не делится на классы. Государство заботится обо всех группах населения: о крестьянах, рабочих, предпринимателях, служащих, учителях, ученых, студентах, учащихся, матерях, пенсионерах, сиротах и т.д. Разумеется, государство учитывает, что отдельные группы людей требуют большей заботы, материальной и иной поддержки для того, чтобы они не терпели лишений, бедствий
65. ФОРМА ГОСУДАРСТВА - сложное общественное явление, которое включает в себя три взаимосвязанных элемента: форму правления, форму государственного устройства и форму государственного режима.
Форма правления
Форма правления представляет собой структуру высших органов государственной власти, порядок их образования и распределение компетенции между ними.
Форма государственного правления дает возможность уяснить:
как создаются высшие органы государства и каково их строение;
как строятся взаимоотношения между высшими и другими государственными органами;
как строятся взаимоотношения между верховной государственной властью и населением страны;
в какой мере организация высших органов государства позволяет обеспечивать права и свободы гражданина.
По указанным признакам формы государственного правления подразделяются на:
монархические (единоличные, наследственные)
республиканские (коллегиальные, выборные)