Порядок разрешения споров в области интеллектуальной собственности.
В зависимости от характера конфликта в сфере интеллектуальной собственности, порядок его разрешения может быть судебным или административным.
Адм. порядок рассмотрения споров относится к компетенции патентного органа, при котором создан апелляционный совет.
К компетенции апелляционного совета относится рассмотрение жалоб, возражений и заявлений, поступающих от физических и юридических лиц.
В апелляционный совет могут быть поданы жалобы:
ü на решение предварительной экспертизы по заявкам на объекты промышленной собственности;
ü на решение патентной экспертизы об отказе в выдаче патента на изобретение, полезную модель, промышленный образец, сорт растения;
ü на решение экспертизы об отказе в регистрации товарного знака;
ü на решение экспертизы по заявке на регистрацию наименования места происхождения товара и предоставление права пользования наименованием места происхождения товара.
Возражения, подаваемые в апелляционный совет:
ü против выдачи патента на изобретение, патента на полезную модель, патента на промышленный образец, патента на сорт растения;
ü против регистрации товарного знака;
ü против регистрации наименования места происхождения товара и против выдачи свидетельства на право пользования наименованием места происхождения товара.
Апелляционный совет рассматривает заявления:
ü о признании товарного знака общеизвестным в Республике Беларусь;
ü о прекращении действия регистрации наименования места происхождения товара и прекращении действия свидетельства на право пользования наименованием места происхождения товара.
Как подать апелляцию?
Ø Жалобы подаются в НЦИС заявителем непосредственно либо его представителем – патентным поверенным Республики Беларусь.
Ø Возражения, за исключением и заявления подаются любым лицом непосредственно либо через его представителя.
Ø К жалобе, возражению или заявлению, подаваемым через патентного поверенного, прилагается доверенность, оформленная в соответствии с действующим законодательством.
Ø К апелляции должен быть приложен документ, подтверждающий уплату пошлины за подачу жалобы, возражения или заявления в установленном порядке (в ином случае считается неподанной).Уплаченная пошлина возврату не подлежит, за исключением случаев, когда уплата была произведена в превышающем размере или когда действие, за которое была уплачена пошлина, не совершилось.
Как происходит рассмотрение апелляций?
l Поступившие жалобы, возражения и заявления регистрируются канцелярией патентного органа и направляются председателю Апелляционного совета. Их копии передаются в соответствующие управления (отделы) экспертиз для ознакомления и подготовки всех необходимых для рассмотрения материалов.
l При принятии к производству жалобы, возражения или заявления лицу, подавшему такую апелляцию, направляется уведомление о принятии апелляции к рассмотрению с указанием номера дела и планируемой даты проведения заседания коллегии Апелляционного совета.
Ø Рассмотрение жалоб, возражений и заявлений осуществляется на заседании коллегии Апелляционного совета в составе не менее трех его членов.
Ø Участниками рассмотрения апелляции могут быть: лицо, подавшее жалобу, возражение, заявление, обладатель оспариваемого патента, регистрации или свидетельства и/или их представители, представитель подразделения патентного органа, проводившего экспертизу.
Ø Заседанием коллегии руководит председатель коллегии. На заседании коллегии ведется протокол заседания.
Последовательность рассмотрения дела в Апелляционном совете.
Ø доклад дела председателем коллегии или одним из членов коллегии;
Ø выступление лица, подавшего жалобу, возражение, заявление и (или) его представителя;
Ø выступление представителя управления (отдела) экспертиз, решение которого оспаривается;
Ø выступление обладателя оспариваемых патента, свидетельства или регистрации и (или) его представителя в случае рассмотрения возражения;
Ø ответы сторон на вопросы членов коллегии.