Судоустройство и судопроизводство по Судебным уставам 1864.
по «Учреждению судебных установлений» 1864 г.Провозглашается отделение судебной власти от административной, независимость и несменяемость судей. Отменяется сословный принцип построения судебной системы и вводится всесословный суд. Сокращается число судебных инстанций, судебные органы строятся по значимости рассматриваемых уголовных дел. Мировой суд - выборный. Для рассмотрения уголовных дел в окружных судах вводится институт присяжных заседателей. Впервые в истории России учреждается адвокатура .
Задачи прокуратуры охватывают надзор за единообразным соблюдением законов, возбуждение уголовного преследования. Судебная реформа предусмотрела включение в судебное ведомство и изъятой у полиции в 1860 году следственной части. Эти основополагающие принципы судоустройства, провозглашенные при принятии судебных уставов, существенно дополняли демократические основания судопроизводства - гласность, состязательность, устность, непосредственность и право на защиту.
по «Уставу уголовного судопроизводства» 1864 г.С принятием судебных уставов на смену инквизиционному розыскному процессу приходит процесс состязательный. В России была смешанная форма судопроизводства, при которой уголовное разбирательство осуществляется в две стадии. Первая -предварительное разбирательство, негласное, письменное, не знающее равноправия сторон. Вторая стадия - судебное разбирательство, оно основывается на гласности, устности. Только по малозначительным делам разделение уголовного судопроизводства на стадии отсутствует. В основу нового судопроизводства были положены следующие начала: 1) концепция формальных доказательств отменяется; 2) приговор может быть или осуждающим, или оправдывающим подсудимого
Полицейская и Военная реформы 60-х – 80-х г.г. XIX в
Из компетенции полиции было изъято предварительное следствие и передано в ведение судебных следователей. Объединена земская и городская полиция. Были созданы единые уездные полицейские управления во главе с исправниками, назначаемыми губернатором. В губернских городах создавались самостоятельные полицейские управления или конторы. Вся губернская полиция подчиняется губернаторам и Департаменту исполнительной полиции МВД. Были учреждены должности урядников в сельской местности и конно-полицейская стража в городах, чтобы охранять общественный порядок, вести оперативную работу. Полиция в уезде состояла из исправника, станового пристава, урядника, сотского и десятского. В крупных городах создаются сыскные отделения. Объединили общую и политическую полиция. Ликвидировали 3 отделение, его полномочия передали Департаменту гос. полиции МВД. Компетенция Департамента государственной полиции: охрана общественного порядка, предупреждение и пресечение преступлений, дознание и следствие по государственным преступлениям, надзор за соблюдением паспортного режима, надзор за изготовлением и торговлей оружия и взрывчатых веществ, регистрация общественных организаций и надзор за ними.
Военная
Поражение России в Крымской войне показало, что армия нуждается в коренной реорганизации. Напряженная международная обстановка, задачи внешней политики страны заставили правительство Александра II осуществить реформы в военной сфере. Одна из задач военной реформы - сокращение численности армии в военное время и создание возможностей для значительного увеличения ее в военное время. Огромный вклад внес ДА. Милютин. В стране вводилась всеобщая военная повинность для лиц мужского пола, достигших 21 года, сокращались сроки службы для тех, кто имел образование. Срок службы в пехоте устанавливался в шесть лет с дальнейшим зачислением в запас на девять лет, на флоте срок службы составлял семь лет и три года в запасе. В 1864 г. была проведена реформа в системе подготовки офицеров и военных специалистов. Создавались военные гимназии и юнкерские школы - учебные заведения среднего звена образования. Расширялась система высшего военного образования. В 1867 г. началось перевооружение армии - замена чугунных и бронзовых орудий на стальные, приняты были первые нарезные орудия
В результате реформы вооруженные силы России превратились в армию буржуазного типа, сохранившую некоторые феодальные пережитки (дворянский офицерский корпус, система обращения офицеров с солдатами, телесные наказания и др.)..
38.Законодательство об изменении государственного строя.
Манифест «Об усовершенствовании государственного порядка» от 17 октября 1905г. Манифест стал новым этапом демократизации политического режима. Состоял из 3 пунктов. 1). Провозглашалось дарование населению демократических гражданских прав и свобод, а именно: неприкосновенность личности, свобода совести, слова, собраний и союзов. 2) подтверждался созыва Государственной Думы с обещанием расширения избирательных прав и проведения принципа всеобщих выборов. 3) Дума провозглашалась законодательным органом, наделялась правом контроля за деятельностью исполнительной власти. То есть документ обещал основные принципы демократического устройства государства, гражданские права и свободы, демократическое избирательное право, разделение властей. Манифест учреждал парламент, без одобрения которого не мог вступать в силу ни один закон. В то же время за Императором сохранялось право распускать Думу и блокировать её решения своим правом вето
Законы о Государственной Думе от 6 августа 1905г. Под влиянием революции политический режим делает поворот от авторитарного в сторону демократического. Правовым основанием создания Думы стали Манифест об учреждении Думы и Положение о выборах в ГД, подписанные царем 6 августа 1905 г. Манифестом Николая II было обещано учреждение Думы как особого законосовещательного органа, коему предоставляется предварительная разработка и обсуждение законодательных предложений, и рассмотрение государственных доходов и расходов.
Выборы в ГД предполагалось проводить по трем избирательным куриям (уездных землевладельцев, городских избирателей и крестьян-домохозяев) на основе имущественных цензов по принципам сословности и многоступенчатости
Реформы Государственного Совета от 20 февраля 1906г. В начале XX века Николай II провел кардинальную реформу Государственного совета. В высочайшем манифесте от 20 февраля 1906 расширялись его права законодательной деятельности. Государственный совет наделялся не только законосовещательными, но и законодательными полномочиями. Государственный совет фактически превратился в верхнюю палату российского парламента. изменены принципы формирования Госсовета. Состоял из двух категорий членов: назначаемых монархом и выборных. Выборные члены Госсовета избирались на 9 лет. Возглавлял Государственный совет сам император. Из членов совета царь ежегодно назначал председателя и вице-председателя Государственного совета. Во главе канцелярии Государственного совета стоял государственный секретарь. Государственный совет, как и Государственная дума, имел право законодательной инициативы. А главное - без его согласия законопроект, принятый Думой, не представлялся для утверждения.
39. Правовые основы аграрной реформы 1906-1911гг.
Основные мероприятия провел Столыпин. В 1906-1907 гг. были отменены выкупные платежи крестьян, разрешен свободный выход
из общины, предоставлялись кредиты крестьянам на покупку земли, началось переселение крестьян в пустующие районы (Среднюю Азию, Сибирь). Переселенцы получали пособия, налоговые льготы, надолго освобождались от армии. Крестьянскому банку были переданы казенные земли для продажи их нуждающимся крестьянам. Причины незавершенности реформы: незначительные временные сроки; сопротивление со стороны правых и левых политических сил; сложные взаимоотношения окружения царя и Столыпина.
Произошло ускорение процесса расслоения крестьянства; разрушение крестьянской общины. Значительная часть крестьянства не приняла реформы. Они не получили помещичьей земли, что было их главным и непременным требованием. В 1916 из общины выделилось 25-27% крестьянских дворов. Произошел рост сельскохозяйственного производства и увеличение экспорта хлеба за границу. Реформа имела несистемный характер, видоизменяя лишь характер сельских общественных отношений. Создание новых рабочих мест в городах, куда выкидывались массы крестьян, разорившихся в результате развития в деревне рыночных отношений, планами Столыпина не предусматривалось. Численность городского населения начала быстро расти за счет низов.
40.Изменения государственного строя и право в 1915г и 1917.
1 августа 1914 началась 1 Мировая война. В данный период продолжала действовать 4 Государственная Дума. В своем большинстве депутаты поддержали царя и Правительство в данной войне. Только большевики выступили с лозунгом поражения своего правительства, выступали за превращение войны империалистической в гражданскую. Государственный аппарат был не готов к функционированию в чрезвычайных условиях войны. Возникла необходимость в создании специальных органов для координации действий правительства. 17 августа 1915 появляется положение об особом Совещании для обсуждения и объединения мероприятий по обороне государства. Особое совещание по обороне было высшим чрезвычайны органом управления. Его возглавлял военный министр, входили в особое совещание председатель гос.Совета, председатель Гос. Думы; министры важнейших министерств. Его решения и распоряжения были обязательны для исполнения всеми органами власти и управления. Позднее созданы ряд другие совещания: по продовольствию, по топливу, по эвакуации беженцев. Они функционировали на всем протяжении 1 мировой войны. Их функции позднее были переданы высшему совету народного хозяйства, В условиях Мировой войны возникают Всероссийский земский союз и Российский союз городов. В 1915 они объединяются в единую организацию, которая называется Союз Земств и Городов (ЗемГор). Он считался полувоенной организацией. Служившие в Земгоре освобождались от всеобщей воинской повинности. Был создан центральный аппарат земгора, а также представительство Зсмгора на местах. Военно-промышленный комитет - положение появилось 27 августа 1915 года, были созданы как центральный ВПК (военно-промышленный комитет), так и ВПК на местах. Основная задача-содействие в выпуске военной продукции работа по расширению военного производства, распределение военных ресурсов.
1 сентября Россия была монархией без монарха, а этот день провозгласилась республика. По инициативе депутатов Гос. Думы возникло Временное правительство, куда вошли почти все структуры Совета Министров, во главе которого был князь Львов. Другие государственные организации были либо распущены, либо практически не работали. В связи с крушением самодержавия упраздняется канцелярия его величества. Остальные органы бездействовали. Временный комитет государственной думы выступал в роли общественного органа. Сохраняется Сенат, но внутри него упразднены особое присутствие, дисциплинарный суд, другие особые органы. Изменения происходят внутри совета министров. Упразднен ряд структур: ликвидирован департамент полиции (вместо него главный комитет полиции), Главные комитет печати (его заменила Всероссийская книжная палата). Создан уголовный розыск. Упразднен Синод, вместо него создано министерство по делам вероисповеданий. Появляются новые министерства: труда, продовольствия, призрения. Создан экономический совет, его цель - выработка общего экономического плана. Появляется ряд новых комитетов, комиссий, созданных на короткое время. Например, в марте 1917 при министерстве Юстиции создана чрезвычайная следственная комиссия по преступлениям царского режима.
41.Законодательные акты, принятые на 2-ом Всероссийском съезде Советов (октябрь 1917г.). Воззвание к «Рабочим, солдатам, крестьянам», где провозглашался переход власти в центре к съезду Советов, а на местах к Советам
рабочих, солдатских и крестьянских депутатов. Декларировало заключение немедленного демократического мира. Второй акт «Об отмене смертной казни» направлен на защиту тех, кто совершил революцию, отменило смертную казнь на фронте, провозгласило свободу агитации и освобождение военнослужащих, обвиненных по политическим преступлениям. Постановление «Об образовании в армии революционных комитетов», отвечающих за сохранение революционного порядка.
Декрет о мире - декларировал стремление России к заключению скорейшего мира без аннексий и контрибуций, провозглашая тем самым основы внешнеполитической доктрины новой сласти, и одновременно призывая народы и правительства воюющих государств последовать ее примеру.
Декрет о земле - земля провозглашалась народным достоянием, признавалось право каждого на пользование землей, при условии ее обработки личным трудом. Декрет закреплял "социализацию" земли на основе эсеровской концепции уравнительного землепользования. Провозглашено, что помещичья собственность на землю отменяется немедленно без всякого выкупа. Крестьянский наказ о земле объявил: отмену Ч/с навсегда, уравнительный принцип распределения земли по трудовой или потребительной форме; допускались подворная, хуторская, общинная, артельная формы землепользования. Разрешение вопроса о власти завершается постановлениями «О переходе власти к Советам» и «Об образовании Рабочего и Крестьянского Правительства.»
42. Советские органы власти и центрального управления, милиция, ВЧК и Красная Армия (октябрь 1917-июль 1918г.г.).
На Всероссийском съезде Советов рабочих и солдатских депутатов была установлена следующая система органов государственной
власти и управления: Всероссийский съезд Советов – представительный орган советской власти; Всероссийский центральный исполнительный комитет (ВЦИК) - действовал в перерывах между съездами; Совет народных комиссаров (СНК) являлся правительством. Законодательную власть осуществляли Съезды Советов и ВЦИК, исполнительную - СНК.
Органы милиции возникли по инициативе НКВД в ходе проведения вооруженного восстания в Петрограде. Милиция формировалась на основе принципа добровольности,на работу принимались граждане РСФСР, достигшие 21 года, имеющие рабочее или крестьянское социальное происхождение. Основные задачи милиции: охрана общественного порядка, борьба с уголовной преступностью, пресечение действий против власти, проведение в жизнь законов Советской власти и т. д. Систему органов милиции составляли: городская и уездная милиция; промышленная — фабрично-заводская, лесная, горнопромышленная ;железнодорожная; водная — речная, морскаярозыскная милиция. Руководство системой органов милиции осуществлял НКВД.
7 декабря 1917 г. СНК создал Всероссийскую чрезвычайную комиссию по борьбе с контрреволюцией и саботажем (ВЧК). Структура и состав ВЧК формировались постепенно. Во главе аппарата ВЧК стоял ее председатель. На эту должность был назначен Ф.Э. Дзержинский. ВЧК действовала как коллегиальный орган. При председателе ВЧК состояла коллегия. В ВЧК были созданы след.отделы: информационный, организационный,борьбы с контрреволюцией и саботажем,по борьбе со спекуляцией,по борьбе с преступлениями по должности,тюремный и хозяйственный. Для осуществления своих полномочий ВЧК имела свои вооруженные силы.
15 января 1918 г. СНК принимает декрет "О рабоче-крестьянской Красной Армии". Красная Армия создавалась на следующих основах: во-первых, создавалась она на классовом принципе - "из наиболее сознательных неорганизованных элементов трудящихся классов". Во-вторых, новая армия комплектовалась на принципе добровольности. Для вступления в ряды Красной Армии необходимы были рекомендации войсковых комитетов или общественных демократических организаций. в марте 1918 г. СНК узаконил привлечение военных специалистов в Красную Армию. В первые месяцы в Красную Армию вступило добровольно свыше 8 тыс. бывших офицеров и генералов.
43. Правовая база создания советского суда (ноябрь 1917 –т июль 1918 гг.).
В революционных условиях создавались и действовали характерные чрезвычайные судебные органы: суды народной совести, народные, мировые суды, руководствовавшиеся «революционным сознанием и совестью». Первоначальные правовые основы новой судебной системы были заложены Декретом о суде № 1, принятым СНК в ноябре 1917 г.: ликвидировались старые судебные органы, прокуратура, адвокатура, институт судебных следователей. Создавалась новая судебная система, состоящая из местных судов (рассматривали незначительные гражданские и уголовные дела), кассационных инстанций. Правовую базу для рассмотрения дел составляло законодательство Советов, политические программы правящей партии и не противоречащие им старые законы. Декрет о суде N 2 (февраль 1918 г.) санкционировал создание окружных судов (рассматривали дела, не входящие в подсудность местных судов), отменял апелляцию, возобновлял следственные комиссии. Планировалось создание областных судов и Верховного судебного контроля, однако они не были созданы. Декрет о суде № з (июль 1918 г.) расширил подсудность местных судов, наделил Советы местных народных судей, создаваемых из судей низших судов, правом рассматривать кассационные жалобы. На основании Положения о народном суде РСФСР (ноябрь 1918 г.) учреждался народный суд, который при решении дел должен был руководствоваться декретами и политическим правосознанием (было исключено применение старого законодательства). Параллельно с рассмотренными судебными органами для борьбы с противниками революции создаваясь система революционных трибунатов и чрезвычайных комиссий, обладавших широкими полномочиями для проведения внесудебной расправы над неугодными правящей партии элементами.