Iii. государственное устройство франции в период якобинской диктатуры

III. ГОСУДАРСТВЕННОЕ УСТРОЙСТВО ФРАНЦИИ В ПЕРИОД ЯКОБИНСКОЙ ДИКТАТУРЫ

Конституционный акт

О республике

1. Французская республика едина и неделима.

О распределении населения

2. В целях осуществления суверенитета народ французский распределяется на первичные собрания по кантонам.

3. В целях осуществления управления и отправления право­судия он распределяется по департаментам, округам, муниципа­литетам.

О состоянии гражданства

4. Каждый родившийся и имеющий местожительство во
Франции, достигший 21 года; каждый иностранец, достигший 21
года, проживающий во Франции в продолжение одного года, жи­
вущий во Франции своим трудом, приобретший собственность
или женившийся на француженке, или усыновивший ребенка,
или принявший на иждивение старика; наконец, каждый иност­
ранец, имеющий, по мнениюзаконодательного корпуса, доста­
точные заслуги перед человечеством, допускается косуществле­
нию прав французского гражданина...

9 Заказ 703 129

О верховенстве народа

7. Суверенный народ есть совокупность всех французских
граждан.

8. Народ непосредственно избирает представителен.

9. Он поручает выборщикам избрание органов управления, общественных третейских посредников, судей, уголовных и граж­данских.

10. Народ обсуждает и постановляет законы.

О первичных собраниях

11. Первичные собрания образуются в составе граждан, имеющих местожительство в течение шести месяцев в данном кантоне1.

12. Первичные собрания образуются в составе не менее 200 и не свыше 600 граждан, призванных участвовать в голосовании.

13. Первичные собрания выбирают председателя, секретарей и счетчиков.

14. Поддержание внутреннего порядка осуществляется са­мими собраниями.

15. Никто не может являться в собрание вооруженным...

О народном представительстве

21. Народонаселение есть единственная основа народного представительства.

22. На каждые 40 000 человек населения приходится один представитель.

23. Каждое первичное собрание, объединяющее население от 39000 до 41000 человек, выбирает непосредственно по одному представителю.

24. Избрание производится абсолютным большинством голо­сов...

28. Каждый француз, пользующийся правами гражданства, может быть избран на всем пространстве республики.

29. Каждый представитель принадлежит (является предста­вителем) всей нации в целом.

30. В случае отказа от избрания, отставки, утраты право­способности или смерти представителя его замещение обеспечи­вается первичным собранием, избравшим его.

31. Представитель, подавший в отставку, может покинуть свой пост лишь по вступлении в исполнение своих обязанностей его преемника.

32. Для производства выборов народ французский собирает­ся ежегодно первого мая.

1 Статья исключала из числа активных граждан большое количество ра­бочих, вынужденных в поисках заработка часто менять местожительство.

33. Он приступает к выборам при наличии любого числа граждан, имеющих право голоса.

34. В чрезвычайном порядке первичные собрания созывают­ся по требованию одной пятой граждан, имеющих право голоса.

35. Созыв в таком случае производится муниципалитетом обычного места созыва собрания.

36. Такого рода чрезвычайные собрания приступают к об­суждению не иначе, как при наличии половины плюс один всего числа граждан, имеющих право голоса.

О собраниях выборщиков

37. Граждане, явившиеся на первичные собрания, выбирают
одного выборщика на каждые 200 граждан наличных или отсут­
ствующих: они выбирают двух — на каждые 301—400; трех —
на каждые 501—600...

О законодательном корпусе

39. Законодательный корпус един, неделим и действует по­стоянно.

40. Его сессия длится один год.

41. Законодательный корпус собирается первого июля.

42. Национальное собрание не может образоваться, если налицо не имеется по крайней мере половины представителей плюс один.

43. Представители ни в каком случае не могут подвергнуться преследованию, обвинению или суду за мнения, высказанные ими в пределах законодательного корпуса...

О ведении заседаний законодательного корпуса

45. Заседания Национального собрания публичны.

46. Протоколы его заседаний печатаются.

47. Национальное собрание не может приступить к прениям, если налицо нет по крайней мере 200 человек.

48. Собрание не может не предоставить слова своим членам в порядке поданных последними записок.

49. Национальное собрание выносит постановления большин­ством голосов присутствующих членов.

50. 50 членов Собрания имеют право потребовать поименно­го голосования.

51. Национальное собрание имеет право контроля над пове­дением своих членов.

52. Ему принадлежит поддержание установленного им по­
рядка в месте его собраний и в пределах внешней ограды.

9*



О функциях законодательного корпуса

53. Законодательный корпус предлагает законы и издает декреты.

54. Общим названием законов обозначаются акты зако­нодательного корпуса, имеющие своим предметом:

гражданское и уголовное законодательство; общее заведование текущими доходами и расходами респуб­лики;

национальные недвижимые имущества;

пробу, вес, чекан и наименование монет;

род, размер и порядок взимания налогов;

объявление войны;

каждое новое общее деление французской территории;

народное просвещение;

государственные чествования памяти великих людей.

55. Особым названием декрета обозначаются акты зако­
нодательного корпуса, имеющие предметом:

ежегодный контингент сухопутных и морских сил;

разрешение и воспрещение прохода иностранных войск по французской территории;

ввод иностранных морских сил в порты республики;

мероприятия по охране общественной безопасности и спо­койствия;

ежегодное и текущее распределение пособий и обществен-ных работ;

мероприятия по изготовлению всех видов денежных знаков;

непредвиденные и чрезвычайные расходы;

местные и частные мероприятия по отдельным предметам управления, по отдельным коммунам, по отдельным родам об­щественных работ;

защиту территории;

ратификацию договоров;

назначение и смещение главнокомандующих армий;

возбуждение преследования против членов исполнительного совета и государственных должностных лиц;

обвинение подозреваемых в организации заговора против общей безопасности республики;

всякое изменение в распределении французской территории по административным делениям;

национальные награды...

Об исполнительном совете

62. Исполнительный совет образуется в составе двадцати че­тырех членов.

63. Собрание выборщиков каждого департамента выбирает одного кандидата. Законодательный корпус выбирает членов совета по общему списку.

64. Исполнительный совет обновляется наполовину в послед­ние месяцы сессии каждого законодательного периода.

65. На исполнительный совет возлагается руководство об­щим управлением и наблюдение за ним; он может действовать лишь во исполнение законов и декретов законодательного кор­пуса.

66. Исполнительный совет назначает начальников общего управления республики из числа лиц, неуходящих в его состав.

67. Законодательный корпус определяет число и обязанности этих агентов.

68. Эти агенты отнюдь не образуют совета; они действуют отдельно и не связаны между собой непосредственно; они не пользуются никакой личной властью.

69. Исполнительный совет назначает агентов внешних сно­шений республики из числа лиц, не входящих в его состав.

70. Исполнительный совет ведет предварительные перегово­ры о заключении международных соглашений.

71. В случае совершения преступления по должности обви­нение против членов исполнительного совета возбуждается за­конодательным корпусом.

72. Исполнительный совет ответствен в случае неисполнения законов и декретов, а также в случае недонесения о злоупотреб­лениях.

73. Исполнительный совет смещает и замещает назначаемые им исполнительные органы.

74. Исполнительный совет обязан доносить на них в случае необходимости органам судебной власти.

Об отношениях исполнительного совета и законодательного

корпуса

75. Исполнительный совет заседает при законодательном
корпусе; он имеет право присутствовать и занимать особое ме­
сто в помещении для заседаний последнего.

76. Исполнительный совет должен быть выслушан всякий раз, когда ему необходимо дать отчет.

77. Законодательный корпус приглашает исполнительный совет на свое заседание в целом составе или частично, когда сочтет это необходимым.

Об административных органах управления и муниципальных собраниях

78. В каждой коммуне республики имеется муниципальное управление (администрация), в каждом дистрикте — промежу­точное управление (администрация), в каждом департаменте — центральное управление (администрация).

79. Муниципальные должностные лица избираются комму­нальными собраниями.

80. Члены местных управлений (администраторы) назнача­ются собраниями выборщиков департамента и дистрикта.

81. Муниципалитеты и местные управления (администрация) обновляются в своем составе ежегодно наполовину.

82. Члены местных управлений (администраторы) и муни­ципальные должностные лица не имеют представительного ха­рактера. Ни в коем случае они не могут ни вносить изменений в акты законодательного корпуса, ни приостанавливать их испол­нение.

83. Законодательный корпус определяет обязанности муни­ципальных должностных лиц и членов местных управлений (ад­министраторов), издает правила их подчинения и устанавливает наказания, которым они могут подвергаться.

84. Заседания муниципальных собраний и местных управле­ний публичны.

О гражданском правосудии

85. Кодекс гражданских и уголовных законов един для всей республики.

86. Граждане не могут быть лишены права передавать свои споры на разрешение выбранных ими третейских судей.

87. Постановления таких третейских судов имеют оконча­тельную силу, если граждане не сохранили за собой права обжа­лования.

88. Мировые судьи избираются гражданами округов, опре­деляемых законом.

89. Мировые судьи производят примирительное и судебное разбирательство без взыскания судебных пошлин.

90. Число мировых судей и круг их ведения определяются законодательным корпусом.

91. Общественные третейские судьи выбираются собрания­ми выборщиков.

92. Число общественных третейских судей и их округа опре­деляются законодательным корпусом.

93. Общественные третейские судьи разбирают споры, не разрешенные окончательно частными третейскими судьями или мировыми судьями.

94. Общественные третейские судьи ведут судебное разби­рательство публично и выносят свои решения во всеуслышание. Они постановляют решения в последней инстанции на основании устной защиты или простой памятной записки, без особых форм судопроизводства и не взыскивая судебных пошлин. Их решения должны быть мотивированы.

95. Мировые судьи и общественные третейские судьи изби­раются ежегодно.

Об уголовном правосудии

96. В делах уголовных ни один гражданин не может быть судим иначе, как по обвинению, сформулированному присяжны­ми или декретированному законодательным корпусом. Обвиняе­мые имеют защитников, избираемых ими самими или назначае­мых им. Следствие ведется публично. Фактически состав деяния и виновность устанавливаются присяжными. Наказание опреде­ляется уголовным трибуналом.

97. Уголовные судьи выбираются ежегодно собраниями вы­борщиков.

О кассационном суде

98. Для всей республики имеется единый кассационный суд.

99. Кассационный суд не разбирает дел по существу. Он вы­носит решения лишь по вопросам о нарушении форм судопроиз­водства и о явных нарушениях закона.

100. Члены кассационного суда назначаются ежегодно со­
браниями выборщиков.

О государственных налогах

101. Ни один гражданин не освобожден от почетной обязан­
ности делать взносы на государственные расходы...

О вооруженных силах республики

107. Общие вооруженные силы республики состоят из народа в целом.

108. Республика содержит на жаловании, даже во время ми­ра, вооруженные силы, сухопутные и морские.

109. Все французы — солдаты: они обучаются владеть ору­жием.

110. Не существует звания генералиссимуса.

111. Различие чинов, их отличительные знаки и субордина­ция существуют только на службе и лишь при прохождении по­следней.

112. Вооруженные силы, направленные на поддержание
внутреннего порядка и мира, действуют не иначе, как по пись­
менному приказу установленного начальства.

113. Вооруженные силы, направленные против внешних вра­гов, действуют по приказам исполнительного совета.

114. Ни одна вооруженная часть не может заниматься об­суждением и решением вопросов.

О национальных конвентах

115. Если в половине департаментов плюс один десятая часть
первичных собраний каждого из них, созванных в надлежащем
порядке, потребует пересмотра конституционного акта или из-

менения некоторых его статей, то законодательный корпус обя­зан созвать все первичные собрания республики для решения вопроса о созыве Национального конвента.

116. Национальный конвент образуется в том же порядке, как и законодательные собрания, и объединяет в себе всю их власть.

117. В отношении конституции он занимается лишь теми предметами, которые вызвали его созыв.

О сношениях Французской республики с зарубежными народами

118. Французский народ есть друг и естественный союзник свободных народов.

119. Французский народ отнюдь не вмешивается в управле­ние других народов; он не потерпит также, чтобы другие народы вмешивались в его дела.

120. Французский народ предоставляет убежище иностран­цам, изгнанным из пределов своей родины за преданность сво­боде. Он отказывает в убежище тиранам.

121. Французский народ не заключает мира с врагом, за­нимающим его территорию.

О гарантии прав

122. Конституция гарантирует каждому французу равенст­во, свободу, безопасность, собственность, платежи по государст­венным займам, свободное отправление религиозных обрядов, всеобщее образование, государственное обеспечение, неограни­ченную свободу печати, право петиций, право объединения в на­родные общества, пользование всеми правами человека.

123. Французская республика чтит чистосердечие, мужество, старость, сыновнюю преданность, несчастье. Она вручает охрану и соблюдение конституции совокупности всех добродетелей.

124. Декларация прав и конституционный акт должны быть начертаны на таблицах в помещении законодательного корпуса и в прочих общественных местах.

«Конституции и законодательные акты буржуазных государств XVII— XIX вв.». Сборник документов, под ред. П. Н. Галанзы. М., Госюриздат, 1957, стр. 330—342.

17. ДЕКРЕТ КОНВЕНТА, УСТАНАВЛИВАЮЩИЙ ВО ФРАНЦИИ

ВРЕМЕННОЕ РЕВОЛЮЦИОННОЕ ПРАВИТЕЛЬСТВО ВПРЕДЬ ДО

ЗАКЛЮЧЕНИЯ МИРА

10 октября 1793 г. (19 вандемьера II года)

(Извлечение)

Национальный Конвент, заслушав доклад своего Комитета Общественного Спасения, декретирует:

О правительстве

1.Временное правительство Франции будет революционным до заключения мира.

2. Временный Исполнительный Совет, министры, генералы и все учреждения подчиняются надзору Комитета Общественно­го Спасения, который представляет Конвенту еженедельный от­чет об их деятельности.

3. Всякая мера общественной безопасности должна прини­маться Временным Исполнительным Советом с утверждения Ко­митета Общественного Спасения, который докладывает о ней Конвенту.

4. Революционные законы должны исполняться быстро. По вопросам общественного спасения правительство сносится непо­средственно с дистриктами.

5. Главнокомандующие назначаются Национальным Конвен­том по представлению Комитета Общественного Спасения.

6. Так как бездействие администрации было причиной ряда отступления, то все сроки для приведения в исполнение законов и мер общественного спасения точно устанавливаются. Наруше­ние сроков карается, как преступление против свободы.

Продовольствие

7. Таблица с указанием количества зерна, собранного в каждом дистрикте, составленная Комитетом Общественного Спа­сения, должна быть отпечатана и роздана каждому члену Кон­вента для немедленного применения к делу.

8. Необходимое для каждого департамента количество зерна должно быть приблизительно исчислено и оставлено в его рас­поряжении. Излишек подлежит реквизиции.

9. Таблица с указанием урожая всей Республики посылается народным представителям, морскому министру, министру внут­ренних дел и заведующим продовольствием. Они налагают рек­визиции в тех округах, которые им будут назначены. Для Пари­жа выделяется особый округ.

10. Реквизиции для неурожайных департаментов разрешают­ся и регулируются Временным Исполнительным Советом.

11. К 1 марта Париж должен быть снабжен продовольствием на целый год.

Общественная безопасность

12. Руководство революционной армией и способ применения
ее сил должны быть немедленно установлены таким образом,
чтобы подавить контрреволюционеров. Комитету Общественного
Спасения поручается разработать соответствующий проект.

13. В юрода, где начинается контрреволюционное движение,
Совет направляет особые гарнизоны. Они будут оплачиваться и
содержаться за счет богачей этого города впредь до заключе­
ния мира.

Финансы

14.Учреждается трибунал и суд присяжных для разбора дел
по вопросам отчетности. Этот трибунал и присяжные назначают­
ся Национальным Конвентом. Ему поручается возбуждать пре­
следования против всех тех, кто за время революции заведовал
государственными средствами, и требовать отчета об их личном
состоянии. Организация этого трибунала поручается Комитету
Законодательства.

«Революционное правительство Франции в эпоху Конвента (1792—1794)». Сборник документов и материалов. М., 1927, стр. 32—33.

Будущему якобинцу Ромму

6 августа 1789 г.

...В субботу я сообщал Вам о внезапной тревоге, распростра­нившейся у нас в четверг вечером. Расскажу Вам теперь о тех мерах, которые были приняты, чтобы держать людей наготове, а также и для того, чтобы успокоить напуганные и взволнован­ные умы. В деревнях жители покидали свои дома и, забирая с собой все свое имущество, уходили на ночь в лес и в виноградни­ки; перепуг до такой степени овладел ими, что только в воскре­сенье они решились вернуться на ночлег к себе домой. Кюре в большинстве случаев уходили вместе с ними и были напуганы не меньше их. Днем эти бедные люди не решались выходить из деревень, подозревая разбойника в каждом попадавшемся им па глаза незнакомце. Они и по сей час уверены в существовании многочисленных шаек, и вследствие этого каждую ночь во всех деревнях выставляется хорошо вооруженный караул, по крайней мере из двенадцати человек...

В воскресенье в ратушу явилось 150 человек крестьян из Шательгюйона. Они заявили, что придут сюда по первому удару колокола или по первому извещению, и просили, чтобы им тоже была оказана в подобном случае помощь. Эти люди избрали се­бе начальником одного бывшего военного и вступили в город в полном порядке, вооруженные ружьями, косами, вилами, алебар­дами, старыми пиками. При их появлении им были отданы воин­ские почести, их приняли со всевозможной честью, накормили и напоили. Вечером то же самое проделали 800 [?] человек кресть­ян из Сен-Боннэ...

В окрестностях Иссуара и Бриуда население сильно возбуж­дено против дворян. Часть горожан и крестьян двинулась на замок г-на д'Эпиншаля в Массиаке; они разбили стекла, перело­мали мебель и повсюду искали графа, так как прошел слух, что он здесь; на самом деле он находился в Париже. Этот сеньор слывет отъявленным аристократом. Жители Иссуара намерева­ются проделать то же самое и у г-на де Машеко, вызвавшего не­удовольствие многих лиц своими наглыми речами, за которые ему, равно как и еще одному дворянину, пришлось две недели тому назад принести повинную перед собранием, специально по

!48

этому поводу созванным. Очевидно, это унижение не сделало его воздержаннее на язык. Он бывший советник Дижонского пар­ламента и женат на m-lle Арсий из Риома. Жители этих городов знают всех дворян, придерживающихся аристократических взгля­дов, и хотят покарать их за их убеждения.

До свидания, прощаюсь с Вами, так как очень спешу. Кла­няйтесь вашему воспитаннику, привет Клеману и Воронихину...

«Хрестоматия по новой истории», под ред. А. Л. Губера и А. В. Ефимова, т. I. M., Соцэкгиз, 1963, стр. 152—153.

23. ДЕКРЕТ УЧРЕДИТЕЛЬНОГО СОБРАНИЯ ОБ УНИЧТОЖЕНИИ ФЕОДАЛЬНЫХ ПРАВ И ПРИВИЛЕГИЙ

11 августа 1789 г. (Извлечение)

Статья I

Национальное собрание окончательно упраздняет феодаль­ный порядок. Оно постановляет, что из прав и повинностей фео­дальных и чиншевых те, которые относятся к личному или вещ­ному крепостному праву, отменяются без вознаграждения; все прочие объявляются подлежащими выкупу. Размеры испособ вы­купа будут определены Национальным собранием. Те из назван­ных повинностей, которые не уничтожены настоящим декретом, будут продолжать взиматься впредь до выкупа.

Статья II

Исключительное право иметь малые и большие голубятни упраздняется. Голуби будут заперты в голубятнях в течение вре­мени, определенного общинами; в течение этого времени они бу­дут рассматриваться как дичь, и всякий будет иметь право уби­вать их на своей земле.

Статья III

Исключительное право охоты и разведения кроликов упразд­няется равным образом. Всякий собственник будет иметь право уничтожать, но только на своих владениях, всякий вид дичи, сообразуясь с полицейскими правилами, которые могут быть сделаны для охранения общественной безопасности.

Статья IV

Все сеньориальные суды упраздняются без вознаграждения; однако чины этих судов будут отправлять свои обязанности, по­ка Национальное собрание не установит нового судебного поряд­ка.

Статья V

Всякого рода десятины и заменяющие их оброки... упразд­няются с тем, что будет впоследствии решено, каким образом удовлетворить нуждам богослужения, содержания церковнослу­жителей, помощи бедным, ремонта и перестройки церквей, цер­ковных домов и всех учреждений, семинарий, школ, коллегий, госпиталей, общин и т. д., на содержание которых в настоящее время эти десятины назначаются. Однако, пока эти меры не будут приняты и прежние владельцы десятин не вступят в поль­зование тем, чем они будут заменены, Национальное собрание предписывает, чтобы названные десятины продолжали взимать­ся согласно законам и обычным способом.

Что касается прочих десятин какого бы то ни было рода, они будут подлежать выкупу способом, который будет установ­лен собранием. До вынесения по этому поводу постановления Национальное собрание предписывает продолжать их взимание.

Статья VI

Всякие вечные земельные ренты, всякого рода и происхож­дения, как натуральные, так и денежные, кому бы они ни при­надлежали... подлежат выкупу. Шампар1 всякого рода, под ка­ким бы названием он ни скрывался, также подлежит выкупу по таксе, которая будет установлена собранием.

Статья VII

Продажность должностей, как судебных, так и муниципаль­ных, уничтожается немедленно. Правосудие будет бесплатным. Однако чиновники, занимающие эти должности, будут продол­жать отправлять свои обязанности и будут получать свои дохо­ды от этих должностей до тех пор, пока собрание не позаботится о средствах для их выкупа.

Статья VIII

Плата на требы сельским священникам будет уничтожена и не будет уплачиваться, как только будет проведено увеличение жалования приходским священникам и их помощникам. Будет сделано постановление об обеспечении городских священников.

Статья IX

В области налогов будут навсегда уничтожены денежные, личные и земельные привилегии. Налоги будут взиматься со всех граждан и всего имущества одинаковым образом и в одинаковой

ЧЛампир — нгтуральный оброк, который крестьяне платили сеньору. 150

форме. Национальное собрание обсудит, каким образом, начиная уже со второго полугодия текущего фискального года, осущест­вить пропорциональное распределение налогов.

Статья X

Так как национальная конституция и общественная свобода более выгодны для провинций, чем привилегии, которыми неко­торые из них пользовались и пожертвовать которыми необходи­мо для тесного единения всех частей государства, бесповоротно уничтожаются частные привилегии провинций, сеньорий, обла­стей, городов и общин, как денежные, так и всякие иные.

Статья XI

Все граждане, без различия происхождения, могут быть до­пущены ко всем должностям и званиям духовным, гражданским и военным, и никакая полезная профессия не будет влечь за со­бой лишения дворянского звания...

Статья XV

По получении Национальным Собранием отчета о состоянии пенсий, пожалований и содержаний оно в согласии с королем займется уничтожением тех, которые не были заслужены, и со­кращением чрезмерных, с тем чтобы на будущее время устано­вить сумму, которой король может располагать на этот предмет.

Статья XVI

Национальное собрание постановляет, чтобы в память о ве­ликих и важных постановлениях, только что принятых для сча­стья Франции, была выбита медаль и отслужен благодарствен­ный молебен во всех приходах и церквах королевства.

Статья XVII

Национальное собрание торжественно провозглашает коро­ля Людовика XVI «восстановителем французской свободы»...

Статья XIX

Национальное собрание немедленно по окончании конститу­ции займется составлением законов, необходимых для развития выраженных в настоящем постановлении принципов.

«Конституции и законодательные акты буржуазных государств XVII— XIX вв.». Сборник документов, под ред. П. Н. Галанзы. М., Госюриздат, 1957, стр. 229—232.

24. МАРАТ. РАЗОБЛАЧЕННЫЙ ПРОЕКТ УСЫПИТЬ НАРОД И ПОМЕШАТЬ ВЫРАБОТАТЬ КОНСТИТУЦИЮ

(Извлечение)

Вот уже четыре месяца, как открылись Генеральные штаты. Там обсудили тысячу ненужных вопросов, произнесли тысячу ре­чей с похкалами, поздравлениями, соблюдением этикета, в кото­рых самые плодовитые ораторы исчерпали все виды красноречия, но у нас еще нет ни одной статьи конституции, к которой стре­мится вся Франция.

В заседании 4 августа было постановлено уничтожить сеньо­риальные суды, уничтожить платы за требы, возобновлено за­прещение обладать несколькими бенефициями за раз... Если эти жертвы продиктованы духом благотворительности, то следует признаться, что нам пришлось-таки долго подождать, пока он поднимет свой голос. Как! Только при свете пламени своих го­рящих замков они нашли в себе величие духа для того, чтобы отказаться от сеньориальных доходов и ничего не требовать у тех несчастных, у кого еле-еле хватает на жизнь. Только услышав имена выгнанных и увидя судьбу, которая ожидает их самих, они оказывают нам благодеяние, уничтожая исключительное право охоты и предоставляя нам таким образом возможность не быть съеденными дикими животными.

Предположим даже, что они сделали из чувства добродете­ли все то, что скорее можно было бы приписать чувству страха; но согласимся все же, что значение этих жертв, столь превозно­симых в первые моменты восторга, чересчур преувеличено.

...Нужно ли доказывать, что в большинстве случаев эти жертвы — только видимость? Разве является действительным уничтожение привилегий..., когда оно заключает в себе выкуп сеньориальных прав, выкуп баналитетов и выкупы всех феодаль­ных прав, связанных с землею?

- Что же касается уничтожения права мертвой руки и других феодальных прав, связанных с личной зависимостью, то эти чу­довищные злоупотребления, украшенные названием прав, неиз­бежно должны были быть уничтожены вместе с провозглашени­ем основного закона, устанавливающего личную свободу.

Что касается уничтожения права охоты, разведения голу­бей, сеньориальной десятины, то эти вопиющие злоупотребления тоже должны быть отменены путем провозглашения основного закона, который упрочит за каждым гражданином мирное поль­зование его собственностью и установит пропорциональное рас­пределение налогов.

Раз будет установлена гражданская свобода, то разве сеньо­риальные суды не становятся пустой и тягостной привилегией? Стало быть, принесение их в жертву сводится к нулю.

«Новая история в документах и материалах», вып. I. M., Соцэкгиз 1935, стр. 129—130.

Марта — 3 мая 1790 г.

(Извлечение)

Национальное Собрание, принимая во внимание, что статьей первою его декретов от 4, 6, 7, 8 и 11 августа 1789 г. оно совер­шенно уничтожило феодальный строй, что оно той же самой ста­тьей отменило без выкупа те из феодальных или чиншевых прав и обязанностей, которые носили характер зависимости или пред­ставительства по отношению либо к личному, либо к имущест­венному крепостному праву, что оно в то же время сохранило все остальные права, впредь до выкупа, посредством которого всем отягощенным этими правами лицам была предоставлена возможность освободиться от них, и, наконец, что оно оставило за собой право посредством особого закона уточнить как послед­ствия уничтожения феодального режима, так и разграничение между отмененными и подлежащими выкупу правами, постанов­ляет:

Глава III

ОБЩИННЫХ ЗЕМЕЛЬ

3 июня 1793 г, (Извлечение)

Национальный Конвент, заслушав доклад своего комитете по отчуждению национальных имуществ, декретирует следующее:

Раздел VI. ...О продаже недвижимого имущества эмигрантов

1.Недвижимые имущества эмигрантов продаются с торгов тому, кто даст за них более дорогую цену, согласно установлен­ным правилам для отчуждения других национальных имуществ и за исключением изъятий, содержащихся в нижеследующих статьях.

2. В тех коммунах, где нет общинных земель, подлежащих разделу, но где имеются земли, принадлежащие эмигрантам, из этих земель отводится достаточный участок для того, чтобы вы­делить по.десятине земли каждому главе семейства, который владеет меньшим количеством земли или не владеет ею вовсе.

«Революционное правительство Франции в эпоху Конвента (1792—1794)*. Сборник документов и материалов. М., 1927, стр. 242—243.

11* X 163

Июня 1793 г.

(Извлечение)

Национальный Конвент, заслушав доклад комитета земле­делия, постановляет нижеследующее:

Отдел I

Ст. 1. Общинными землями считают те, право собственности на которые или доходы с которых принадлежат на общих нача­лах жителям одной или нескольких коммун или же секций ком­мун.

Ст. 2 Коммуна есть общество граждан, объединенных мест­ными отношениями, будь то отдельный муниципалитет или часть другого муниципалитета. Если муниципалитет составлен из не­скольких различных секций и каждая из них имеет отдельные об­щинные имущества, то только жители той секции, которая поль­зовалась данным общинным имуществом, будут иметь право на участие в его разделе.

Ст. 3. Все имущества, принадлежащие коммунам, будь то имущества общинные или общественные, какова бы ни была их природа, лишь бы она допускала возможность раздела, могут быть разделены в порядке и на основаниях, предписанных ниже, и за исключениями, о которых будет сказано.

Ст. 4. Общинные леса изымаются из раздела и будут под­чинены правилам, уже изданным или имеющим быть изданными управлением национальными лесами.

Ст. 5. Равным образом не подлежат разделу места общест­венного гулянья, общественные дороги и здания, предназначен­ные для коммерческих нужд. В число коммунальных имуществ не включаются городские рвы и огороды, здания и участки зем­ли, предназначенные для общественного пользования, наносная земля, моря, порты, гавани, рейды и вообще все части террито­рии, которые, не будучи частной собственностью, рассматрива­ются как принадлежность государственного имущества.

Ст. 6. Коммуны и граждане, пользовавшиеся до сего времени правом выгона в эти места скота, будут продолжать пользовать­ся таковым и впредь...

Ст. 9. Не будут подлежать разделу все земли, заключающие в себе копи, рудники, каменоломни и различные ископаемые, стоимость которых превосходит стоимость поверхности той зем­ли, в недрах коей они находятся, а также и те участки, которые будут признаны общеполезными как для коммуны, так и для Республики.

!64

Отдел II

Ст. 1. Раздел общинных имуществ будет произведен между жителями коммуны, имеющими в ней постоянное местожительст­во, подушно, без различия пола и возраста и независимо от их нахождения или отсутствия в данный момент в пределах ком-муны.

Ст. 2. Собственники земель, не являющиеся жителями дан­ной коммуны, не имеют права участвовать в разделе.

Ст. 3. Будет считаться жителем коммуны всякий француз­ский гражданин, водворившийся в ней не позже, чем за год до дня обнародования закона 14 августа 1792 г. или не покинувший коммуны для переселения в другое место за год до этого времени.

Ст. 4. Арендаторы, половники, батраки, слуги и вообще все граждане будут иметь право участия в разделе при условии, что­бы они отвечали требованиям, необходимым для признания их жителями коммуны.

Ст. 5. Всякий гражданин считается водворившимся в том месте, в котором находится его постоянное жительство, и в этом месте он будет иметь право участия в разделе.

Ст. 6. Все лица, принявшие на себя временное исполнение об­щественных обязанностей, будут изъяты из правила, установлен­ного предыдущей статьей, и будут иметь возможность получить свою долю в «разделе той коммуны, которую они покинули для выполнения вышеозначенных обязанностей. Это исключение от­носится и к слугам, и к странствующим купцам.

Ст. 7. Отцы и матери будут пользоваться той долей, которая будет причитаться их детям до достижения ими 14-летнего воз­раста. Никто не может участвовать в разделе в двух коммунах.

Ст. 8. Опекуны и лица, на которых возложена забота о со­держании сирот, будут старательно заботиться о сохранении до­ли, причитающейся при разделе этим сиротам.

Ст. 9. Муниципальные учреждения обязаны заботиться, как добрые отцы семейства, о сохранении долей, причитающихся гражданам, отдавшим себя делу защиты Республики. Эти доли подлежат обработке на средства коммуны, а доход с них пойдет в пользу лиц, участвующих в разделе. Это последнее правило будет применяться лишь в военное время.

Ст. 10. Бывшие сеньоры, хотя и являющиеся жителями ком­муны, не будут иметь права на участие в разделе, если они вос­пользовались правом на выдел третьей части в силу ст. 4 гл. 25 ордонанса 1669 года, хотя бы они и распорядились своей долей в пользу частных лиц — не сеньоров.

Ст. 11. Право выдела третьей части, установленное ст. 4, 2 гл. 25 ордонанса о водах и лесах 1669 г., уничтожено декретом 15 марта 1790 года.

Ст. 12. Все жители будут пользоваться в качестве полных собственников теми долями, которые достанутся им при разделе.

Ст. 13. Однако они не будут иметь права отчуждать своих долей в течение десяти лет, следующих за обнародованием этого закона, и продажа этих долей будет рассматриваться 'как недей­ствительная.

Ст. 14. Право выгона не дает право участия в разделе.

Ст. 15. Всякий акт или обычай, устанавливающий способ раздела общинных или общественных имуществ, отличный от ус­тановленного настоящим декретом, будет рассматриваться как недействительный и не имеющий никаких последствий, и раздел будет производиться в порядке, предписанном настоящим за­коном.

Ст. 16. Часть общинной земли, выпадающая на долю каж­до

Наши рекомендации