О мерах охраны общественных земель колхозов от разбазаривания

(Постановление Центрального Комитета ВКП(б) и Совета Народных Комиссаров СССР)

[Извлечение]

ЦК ВКП(б) и СНК СССР устанавливают наличие серьезных извращений политики партии в области колхозного землепользо­вания. Эти извращения выражаются в нарушениях пункта второго Устава сельскохозяйственной артели о нормах приусадебной земли, находящейся в личном пользовании колхозного двора, в сторону их незаконного расширения путем разбазаривания и расхищения обще­ственных земель в пользу личного хозяйства колхозника.

Разбазаривание и расхищение общественных земель колхозов в пользу личных хозяйств колхозников идет по линии всякого рода не­законных прирезок приусадебных участков сверх предусмотренных Уставом норм в порядке мнимых разделов семей, когда колхозный двор получает обманным путем на долю якобы выделяющихся членов семьи дополнительный участок приусадебной земли либо в порядке прямого наделения колхозников приусадебными участками за счет полевых общественных земель колхоза.

В результате этой противоколхозной и противогосударственной практики интересы общественного хозяйства колхоза, основой кото­рого является общественная колхозная земля, приносятся в угоду ча­стнособственническим и рваческим элементам, использующим кол­хоз в целях спекуляции и личной наживы.

В ряде колхозов установилась такая практика, когда приусадеб­ный участок колхозника превращается на деле в частную собствен­ность колхозного двора, которой распоряжается не колхоз, а кол­хозник по своему усмотрению: сдает его в аренду, сохраняет приуса­дебный участок в своем пользовании, несмотря на то что не работает в колхозе.

Разбазариванию и расхищению колхозных общественных земель способствуют неразбериха и беспорядок в земельном хозяйстве кол­хозов, когда приусадебные участки и общественные земли колхозов перемешаны между собой таким образом, что приусадебные участки расположены не около дворов, а нарезаны в полевых землях колхоза, приусадебные земли не отграничены от полевых земель, отсутствует учет полевых и приусадебных земель.

Все эти и тому подобные факты нарушения Устава сельхозар­тели и раздувания личного хозяйства колхозников приводят к тому, что приусадебное хозяйство теряет характер подсобного хозяйства и превращается в основной источник дохода колхозника.

Вследствие этого в колхозах имеется довольно значительная часть мнимых колхозников, которые или вовсе не работают в колхо­зах, или работают лишь для виду, отдавая большую часть времени своему личному хозяйству.

Такое положение, когда одна часть колхозников не участвует в общественном труде колхоза и в то же время пользуется всеми бла­гами колхозной жизни, спекулируя своим положением колхозника и используя выгоды пребывания в колхозе в целях личной наживы, неизбежно тормозит рост производительности общественного труда в колхозах, подрывает трудовую дисциплину в них, дезорганизует чес­тных колхозников и тем самым препятствует дальнейшему росту до­ходности и зажиточности колхозов...

ЦК ВКП(б) и СНК СССР постановляют:

1. Осудить как антипартийную и антигосударственную практику районных и областных партийных и советских организаций, прав­лений колхозов и земельных органов, допускающих нарушение Уста­ва сельхозартели в области колхозного землепользования, выража­ющиеся в преступном разбазаривании общественных колхозных зе­мель в пользу личных хозяйств колхозников.

2. Установить, что общественные земли колхозов являются неприкосновенными и их размеры ни при каких условиях не подле­жат сокращению без особого разрешения правительства СССР, а мо­гут быть только увеличены.

3. Всякая попытка урезать общественные земли колхоза в пользу личного хозяйства колхозников, а равно всякое увеличение приуса­дебных участков сверх размеров, предусмотренных Уставом сельхо­зартели, будут рассматриваться как уголовное преступление, а виновные будут подлежать привлечению к суду.

4. Установить, что секретари райкомов партии и председатели райисполкомов, а также другие партийные и советские работники, допускающие разбазаривание общественных колхозных земель и увеличение размеров приусадебных участков колхозников сверх пре­дусмотренных Уставом норм, будут подлежать снятию с постов, исключению из партии и отдаче под суд как нарушители закона.

5. Колхозники, допускающие сдачу приусадебного участка в аренду или передачу его в пользование другим лицам, будут подле­жать исключению из колхоза с лишением их приусадебных участков.

6. Председатели колхозов, допускающие сдачу сенокосов в кол­хозных полях и лугах, а также в лесах под индивидуальные сенокосы колхозников и лиц, не состоящих в колхозе, будут исключаться из колхоза и отдаваться под суд как нарушители закона.

7. Обязать ЦК компартий союзных республик, крайкомы, обко­мы партии, СНК союзных и автономных республик, крайисполкомы и облисполкомы провести до 15 августа с.г. обмер всех приусадебных земель, находящихся в личном пользовании колхозников...

При этом:

а) в соответствии с результатами обмера изъять из приусадебных земель колхозников и прирезать к общественным колхозным землям все излишки против норм, установленных в пункте втором Устава сельхозартели...;

б) все земли личного пользования колхозников, находящиеся в колхозных полях вне усадеб (левады, огороды, бахчи и т.п.), изъять из личного пользования и присоединить к общественным землям кол­хозов...;

в) ликвидировать расположенные в общественных полях колхо­зов хуторские приусадебные участки колхозников, имеющиеся в районах различных областей, в том числе в Белорусской ССР, Ук­раинской ССР, Смоленской, Калининской, Ленинградской областей, и сселить этих колхозников к одному месту, наделив их приусадеб­ными участками в местах сселения по уставным нормам. Закончить эту работу к 1 сентября 1940 г.

8. Ограничить полевую землю, находящуюся в пользовании единоличного крестьянского двора, в хлопковых районах — в поливных — десятью сотыми гектара, в неполивных — половиной гектара, в районах садово-огородных и свекловичных — половиной гектара, во всех остальных районах — до одного гектара, а приуса­дебный участок, находящийся в пользовании единоличного крестьян­ского двора, считая и землю, занятую под постройками, ограничить в поливных районах десятью сотыми гектара, во всех остальных районах — двадцатью сотыми гектара.

Все излишки земель против указанных норм как по полевой, так и по приусадебной земле единоличника прирезать к колхозным зем­лям и обратить главным образом на пополнение приусадебного фонда колхоза.

Равным образом обратить на ту же цель образования приусадеб­ного земельного фонда колхоза: а) приусадебные земли мнимых кол­хозников, давно оторвавшихся от колхозной жизни и фактически вы­бывших из состава колхоза, б) приусадебные участки колхозников, не вырабатывающих установленного минимума трудодней и счита­ющихся в силу это выбывшими из колхоза, в) приусадебные участки колхозников, переселяющихся из малоземельных районов в многозе­мельные районы.

9. Проведение мер по пунктам 7 («а» и «б») и 8 закончить не позднее 15 ноября 1939 года.

14. Ввиду того что в колхозах имеются не только честные тру­женики, вырабатывающие от 200 до 600 и больше трудодней в году, составляющие подавляющее большинство колхозников и представля­ющие основную силу колхозного движения, но имеется также неко­торая часть трудоспособных колхозников, вырабатывающих в те­чение года не более 20—30 трудодней, но продолжающих числиться колхозниками и сидящих на шее колхоза, — считать целесообразным установить с 1939 года для каждого трудоспособного колхозника и колхозницы обязательный минимум трудодней в году:

а) в размере 100 трудодней в хлопковых районах,

б) в размере 60 трудодней в Московской, Ленинградской, Ива­новской, Ярославской, Горьковской, Калининской, Вологодской, Тульской, Рязанской, Смоленской, Архангельской, Мурманской, Кировской, Пермской, Свердловской, Читинской областях, Хабаров­ском и Приморском краях, Карельской, Коми, Марийской и Якут­ской АССР, в высокогорных зерновых и животноводческих районах по списку Наркомзема СССР,

в) в размере 80 трудодней для всех остальных районов СССР. Рекомендовать (посоветовать) колхозам установить, что трудос­пособные колхозники и колхозницы, вырабатывающие в течение года ниже указанных выше норм, должны считаться выбывшими из кол­хоза и потерявшими права колхозника.

15. Ввиду того что колхозные общественные земли не могут сок­ращаться, а в малоземельных колхозах уже исчерпаны резервы земли для наделения колхозников приусадебными участками по ус­тавным нормам, — считать необходимым переселение колхозников из таких колхозов в многоземельные районы (Поволжье, Омская область, Челябинская область, Алтайский край, Казахстан, Дальний Восток и т.д.). Для руководства делом переселения избыточной части колхозников в многоземельные районы образовать при С И К СССР Переселенческое управление с его органами в союзных республиках, областях и краях.

16. Установить, что за семьями рабочих и служащих, живущих и состоящих в колхозах, сохраняется приусадебный участок в пределах установленных норм лишь в том случае, если трудоспособные члены указанных семей работают в колхозе, выполняя установленный минимум трудодней.

СП СССР, 1939, № 34, cm. 235.

Наши рекомендации