О Всероссийском съезде Советов рабочих, крестьянских, красноармейских и казачьих депутатов
24. Всероссийский съезд Советов является высшей властью Российской Социалистической федеративной Советской Республики.
25. Всероссийский съезд Советов составляется из представителей городских Советов, по расчету 1 депутат на 25 000 избирателей, и представителей губернских съездов Советов, по расчету 1 депутат на 125 000 жителей.
Примечание 1.В случае, если губернский съезд Советов не предшествует Всероссийскому съезду Советов, то делегаты на последний посылаются непосредственно уездными съездами Советов.
Примечание 2. В случае, если областной съезд Советов непосредственно предшествует Всероссийскому съезду Советов, то делегаты на последний могут быть посланы областным съездом Советов.
26. Всероссийский съезд Советов созывается Всероссийским Центральным Исполнительным Комитетом Советов не реже двух раз в год.
27. Чрезвычайный Всероссийский съезд Советов созывается Всероссийским Центральным Исполнительным Комитетом Советов по собственному почину или по требованию Советов местностей, насчитывающих не менее 1/3 всего населения Республики.
28. Всероссийский съезд Советов избирает Всероссийский Центральный Исполнительный Комитет Советов в числе не свыше 200 человек.
29. Всероссийский Центральный Исполнительный Комитет Советов всецело ответствен перед Всероссийским съездом Советов.
30. В период между съездами высшей властью Республики является Всероссийский Исполнительный Комитет Советов.
Глава седьмая о Всероссийском Центральном Исполнительном Комитете Советов
31. Всероссийский Центральный Исполнительный Комитет Советов является высшим законодательным, распорядительным и контролирующим органом Российской Социалистической Федеративной Советской Республики.
32. Всероссийский Центральный Исполнительный Комитет Советов дает общее направление деятельности Рабоче-Крестьянского Правительства и всех органов Советской власти в стране, объединяет и согласует работы по законодательству и управлению и наблюдает за проведением в жизнь Советской Конституции, постановлений Всероссийских съездов Советов и центральных органов Советской власти.
33. Всероссийский Центральный Исполнительный Комитет Советов рассматривает и утверждает проекты декретов и иные предложения, вносимые Советом Народных Комиссаров или отдельными ведомствами, а также издает собственные декреты и распоряжения.
34. Всероссийский Центральный Исполнительный Комитет Советов созывает Всероссийский съезд Советов, которому представляет отчет о своей деятельности и доклады по общей политике и отдельным вопросам.
35. Всероссийский Центральный Исполнительный Комитет Советов образует Совет Народных Комиссаров для общего управления делами Российской Социалистической Федеративной Советской Рес-
публики и отделы (народные комиссариаты) для руководства отдельными отраслями управления.
36. Члены Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета Советов работают в отделах (народных комиссариатах) или выполняют особые поручения Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета Советов.
Глава восьмая о Совете Народных Комиссаров
37. Совету Народных Комиссаров принадлежит общее управление делами Российской Социалистической Федеративной Советской Республики.
38. В осуществление этой задачи Совет Народных Комиссаров издает декреты, распоряжения, инструкции и вообще принимает все меры, необходимые для правильного и быстрого течения государственной жизни.
39. О всех своих постановлениях и решениях Совет Народных Комиссаров немедленно сообщает Всероссийскому Центральному Исполнительному Комитету Советов.
40. Всероссийский Центральный Исполнительный Комитет Советов вправе отменить или приостановить всякое постановление или решение Совета Народных Комиссаров.
41. Все постановления и решения Совета Народных Комиссаров, имеющие крупное общеполитическое значение, представляются на рассмотрение и утверждение Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета Советов.
Примечание. Мероприятия, требующие неотложного выполнения, могут быть осуществлены Советом Народных Комиссаров непосредственно.
42. Члены Совета Народных Комиссаров стоят во главе отдельных народных комиссариатов.
43. Народных комиссариатов образуется 17 , а именно:
а) по иностранным делам;
б) по военным делам;
в) по морским делам;
г) повнутренним делам;
д) юстиции;
е) труда;
ж) социального обеспечения;
з) просвещения;
Так в законе
и) почт и телеграфов;
к) по делам национальностей;
л)по финансовым делам;
м) путейсообщения;
н) земледелия;
о) торговли и промышленности;
п) продовольствия;
р) государственного контроля;
с) Высший Совет Народного Хозяйства;
т) здравоохранения.
44. При каждом народном комиссаре, под его председательством, образуется коллегия, члены которой утверждаются Советом Народных Комиссаров.
45. Народный комиссар вправе единолично принимать решения по всем вопросам, подлежащим ведению соответствующего народного комиссариата, доводя о них до сведения коллегии. В случае несогласия коллегии с тем или иным решением народного комиссара коллегия, не приостанавливая исполнения решения, может обжаловать его в Совет Народных Комиссаров или в Президиум Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета Советов.
То же право обжалования принадлежит и отдельным членам коллегии.
46. Совет Народных Комиссаров всецело ответствен перед Всероссийским съездом Советов и Всероссийским Центральным Исполнительным Комитетом Советов.
47. Народные комиссары и коллегии при народных комиссариатах всецело ответственны перед Советом Народных Комиссаров и перед Всероссийским Центральным Исполнительным Комитетом Советов.
48. Звание народного комиссара принадлежит исключительно членам Совета Народных Комиссаров, ведающего общими делами Российской Социалистической Федеративной Советской Республики, и никаким иным представителям Советской власти как в центре, так и на местах присвоено быть не может.
Глава девятая
о предметах ведения Всероссийского съезда Советов и Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета Советов
49. Ведению Всероссийского съезда Советов и Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета Советов подлежат все вопросы общегосударственного значения, как-то:
а) Утверждение, изменение и дополнение Конституции Российской Социалистической федеративной Советской Республики.
б) Общее руководство всей внешней и внутренней политикой Российской Социалистической федеративной Советской Республики.
в) Установление и изменение границ, а равно отчуждение частей территории Российской Социалистической Федеративной Советской Республики или принадлежащих ей прав.
г) Установление границ и компетенции областных советских союзов, входящих в состав Российской Социалистической Федеративной Советской Республики, а также разрешение споров между ними.
д) Принятие в состав Российской Социалистической Федеративной Советской Республики новых сочленов Советской Республики и признание выхода из Российской Федерации отдельных частей се.
е) Общее административное разделение территории Российской Социалистической Федеративной Советской Республики и утверждение областных объединений.
ж) Установление и изменение системы мер, весов и денег на территории Российской Социалистической Федеративной Советской Республики.
з) Сношение с иностранными государствами, объявление войны и заключение мира.
и) Заключение займов, таможенных и торговых договоров, а равно финансовых соглашений.
к) Установление основ и общего плана всего народного хозяйства и отдельных его отраслей на территории Российской Социалистической Федеративной Советской Республики.
л) Утверждение бюджета Российской Социалистической Федеративной Советской Республики.
м) Установление общегосударственных налогов и повинностей.
н) Установление основ организации вооруженных сил Российской Социалистической федеративной Советской Республики.
о) Общегосударственное законодательство, судоустройство и судопроизводство, гражданское, уголовное законодательство и пр.
п) Назначение и смещение как отдельных членов Совета Народных Комиссаров, так и всего Совета Народных Комиссаров в целом, а также утверждение Председателя Совета Народных Комиссаров.
р) Издание общих постановлений о приобретении и утрате прав российского гражданства и о правах иностранцев на территории республики.
с) Право амнистии, общей и частичной.
50. Сверх перечисленных вопросов ведению Всероссийского съезда Советов и Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета Советов подлежат все вопросы, которые они признают подлежащими их разрешению.
51. Исключительному ведению Всероссийского съезда Советов подлежат:
а) Установление, дополнение и изменение основных начал Советской Конституции.
б) Ратификация мирных договоров.
52. Разрешение вопросов, указанных в пунктах «в» и «з» ст. 49 предоставляется Всероссийскому Центральному Исполнительному Комитету Советов лишь при невозможности созыва Всероссийского съезда Советов.
Б. ОРГАНИЗАЦИЯ СОВЕТСКОЙ ВЛАСТИ НА МЕСТАХ Глава десятая о съездах Советов
53. Съезды Советов составляются следующим образом:
а) Областные — из представителей городских Советов и уездных съездов Советов, по расчету 1 депутат на 25 000 жителей, а от городов по 1 депутату на 5000 избирателей, но не более 500 делегатов на всю область, либо из представителей губернских съездов Советов, избираемых по той же норме, если этот съезд собирается непосредственно перед областным съездом Советов.
б) Губернские (окружные) — из представителей городских Советов и волостных съездов Советов, по расчету 1 депутат на 10 000 жителей, а от городов по 1 депутату на 2 тысячи избирателей, но не свыше 300 депутатов на всю губернию (округ), причем в случае созыва уездного съезда Советов непосредственно перед губернским выборы производятся по той же норме не волостными, а уездным съездом Советов.
в) Уездные (районные) — из представителей сельских Советов, по расчету 1 депутат на 1 тысячу жителей, но не свыше 300 депутатов на весь уезд (район).
г) Волостные — из представителей всех сельских Советов волости, по расчету 1 депутат на каждые 10 членов Совета.
Примечание 1.В уездных съездах Советов участвуют представители Советов городов, население которых не превышает 10 тысяч человек; сельские Советы местностей, насчитывающих менее 1 тысячи человек населения, для избрания депутатов на уездный съезд Советов объединяются.
Примечание 2. Сельские Советы, насчитывающие менее 10 членов, посылают на волостной съезд Советов по 1 представителей.
54. Съезды Советов созываются соответствующими по территории исполнительными органами Советской власти (исполнительными комитетами) по усмотрению последних или по требованию Советов местностей, насчитывающих не менее 1/3 всего населения данного района, но, во всяком случае, не реже двух раз в год по области, одного раза в три месяца по губернии и уездам и одного раза в месяц по волости.
55. Съезд Советов (областной, губернской, уездный, волостной) избирает свой исполнительный орган — исполнительный комитет, число членов которого не должно превышать: а) по области и губернии — 25, б) по уезду — 20, в) по волости — 10. Исполнительный комитет всецело ответствен перед избравшим его съездом Советов.
56. В границах своего ведения съезд Советов (областной, губернский, уездный, волостной) есть высшая в пределах данной территории власть; в период же между съездами такой властью является исполнительный комитет.
Глава одиннадцатая о Советах депутатов
57. Советы депутатов образуются:
а) В городах — по расчету 1 депутат на каждую 1000 человек населения, но в числе не менее 50 и не более 1000 членов.
б) В селениях (деревнях, селах, станицах, местечках, городах с населением менее 10 000 человек, аулах, хуторах и пр.) — по расчету 1 депутат на каждые 100 человек населения, но в числе не менее 3 и не более 50 депутатов на каждое селение.
Срок полномочий депутатов — 3 месяца.
Примечание. В тех сельских местностях, где это будет признано осуществимым, вопросы управления разрешаются общим собранием избирателей данного селения непосредственно.
58. Для текущей работы Совет депутатов избирает из своей среды исполнительный орган (исполнительный комитет) в количестве не свыше 5 человек в селениях, а в городах по расчету 1 на каждые 50 членов, но не менее 3 и не более 15 (Петербург и Москва не более 40). Исполнительный комитет всецело ответствен перед избравшим
его Советом.
59. Совет депутатов созывается исполнительным комитетом по усмотрению последнего или по требованию не менее половины членов Совета, но не реже 1 раза в неделю в городах и 2 раз в неделю в селениях.
1 Так в законе.
60. В границах своего ведения Совет, а в случае, предусмотренном в ст. 57 (примечание), общее собрание избирателей есть высшая в пределах данной территории власть.
Глава двенадцатая о предметах ведения органов Советской власти на местах
61. Областные, губернские, уездные и волостные органы Советской власти, а также Советы депутатов имеют предметом своей деятельности:
а) проведение в жизнь всех постановлений соответствующих высших органов Советской власти;
б) принятие всех мер к поднятию данной территории в культурном и хозяйственном отношениях;
в) разрешение всех вопросов, имеющих чисто местное (для данной территории) значение;
г) объединение всей советской деятельности в пределах данной территории.
62. Съездам Советов и их исполнительным комитетам принадлежит право контроля над деятельностью местных Советов (т.е. областным — право контроля над всеми Советами данной области, губернским — над всеми Советами данной губернии, кроме городских, не входящих в состав уездных съездов Советов и т.д.), а областным и губернским съездам Советов и их исполнительным комитетам, кроме того, право отмены решений действующих в их районе Советов, с извещением об этом в важнейших случаях центральной Советской власти.
63. Для выполнения возложенных на органы Советской власти задач при Советах (городских и сельских) и исполнительных комитетах (областных, губернских, уездных и волостных) образуются соответствующие отделы во главе с заведующими отделами.
Раздел четвертый
АКТИВНОЕ И ПАССИВНОЕ ИЗБИРАТЕЛЬНОЕ ПРАВО Глава тринадцатая
64. Правом избирать и быть избранными в Советы пользуются, независимо от вероисповедания, национальности, оседлости и т.п., следующие обоего пола граждане Российской Социалистической Федеративной Советской Республики, коим ко дню выборов исполнилось восемнадцать лет;
а) все добывающие средства к жизни производительным и общественно полезным трудом, а также лица, занятые домашним хозяйством, обеспечивающим для первых возможность производительного труда, как-то: рабочие и служащие всех видов и категорий, занятые в промышленности, торговле, сельским хозяйстве и пр., крестьяне и казаки-земледельцы, не пользующиеся наемным трудом с целью извлечения прибыли;
б) солдаты Советской Армии и флота;
в) граждане, входящие в категории, перечисленные в пунктах «а» и «б» настоящей статьи, потерявшие в какой-нибудь мере трудоспособность.
Примечание 1. Местные советы могут с утверждения центральной власти понижать установленную в настоящей статье
возрастную норму.
Примечание 2. Из лиц, не вступивших в число российских граждан, пользуются активным и пассивным избирательным правом также лица, указанные в ст. 20 (раздел второй, глава пятая).
65. Не избирают и не могут быть избранными, хотя бы они входили в одну из выше перечисленных категорий:
а) лица, прибегающие к наемному труду с целью извлечения
прибыли;
б) лица, живущие на нетрудовой доход, как-то: проценты с капитала, доходы с предприятий, поступления с имущества и т.п.;
в) частные торговцы, торговые и коммерческие посредники;
г) монахи и духовные служители церквей и религиозных культов;
д) служащие и агенты бывшей полиции, особого корпуса жандармов и охранных отделений, а также члены царствовавшего в России
дома;
е) лица, признанные в установленном порядке душевнобольными или умалишенными, а равно лица, состоящие под опекой;
ж) лица, осужденные за корыстные и порочащие преступления на срок, установленный законом или судебным приговором.
Глава четырнадцатая о производстве выборов
66. Выборы производятся согласно установившимся обычаям в дни, устанавливаемые местными Советами.
67. Выборы производятся в присутствии избирательной комиссии
и представителя местного Совета.
68. В тех случаях, когда присутствие представителя Советской власти оказывается технически невозможным, его заменяет председатель избирательной комиссии, а за отсутствием такового — председатель избирательного собрания.
69. О ходе и результате выборов составляется протокол за подписью членов избирательной комиссии и представителя Совета.
70. Подробный порядок производства выборов, а равно участие в них профессиональных и иных рабочих организаций определяется местными Советами согласно инструкции Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета Советов.
Глава пятнадцатая о проверке и отмене выборов и об отзыве депутатов
71. Весь материал по производству выборов поступает в соответствующий Совет.
72. Совет для проверки выборов назначает мандатную комиссию.
73. О результатах проверки мандатная комиссия докладывает Совету.
74. Совет решает вопрос об утверждении спорных кандидатов.
75. В случае неутверждения того или иного кандидата Совет назначает новые выборы.
76. В случае неправильности выборов в целом вопрос об отмене выборов разрешается высшим по порядку органом Советской власти.
77. Последней инстанцией по кассации советских выборов является Всероссийский Центральный Исполнительный Комитет Советов.
78. Избиратели, пославшие в Совет депутата, имеют право во всякое время отозвать его и произвести новые выборы согласно общему положению.
Раздел пятый БЮДЖЕТНОЕ ПРАВО Глава шестнадцатая
79. Финансовая политика Российской Социалистической Федеративной Советской Республики в настоящий переходный момент диктатуры трудящихся способствует основной цели экспроприации буржуазии и подготовления условий для всеобщего равенства граждан Республики в области производства и распределения богатств. В этих целях она ставит себе задачей предоставить в распоряжение органов Советской власти все необходимые средства для удовлетворения местных и общегосударственных нужд Советской Республики, не останавливаясь перед вторжением в право частной собственности.
80. Государственные доходы и расходы Российской Социалистической Федеративной Советской Республики объединяются в общегосударственном бюджете.
81. Всероссийский съезд Советов или Всероссийский Центральный Исполнительный Комитет Советов определяют, какие виды доходов и сборов входят в общегосударственный бюджет и какие поступают в распоряжение местных Советов, а равно устанавливают пределы обложения.
82. Советы устанавливают обложение налогами и сборами исключительно на нужды местного хозяйства. Потребности общегосударственные удовлетворяются за счет средств, отпускаемых из государственного казначейства.
83. Ни один расход из средств государственного казначейства не может быть произведен без установления на него кредита в росписи государственных доходов и расходов или путем издания особого постановления центральной власти.
84. На удовлетворение потребностей, имеющих общегосударственное значение, в распоряжение местных Советов предоставляются подлежащими народными комиссариатами необходимые кредиты из государственного казначейства.
85. Все предоставленные Советам кредиты из средств государственного казначейства, а равно кредиты, утвержденные по сметам на местные нужды, расходуются ими в пределах сметных подразделений (параграфы и статьи) по прямому назначению и не могут быть обращаемы на удовлетворение каких-либо других потребностей без особого постановления Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета Советов и Совета Народных Комиссаров.
86. Местные Советы составляют полугодовые и годовые сметы доходов и расходов на местные нужды. Сметы сельских и волостных Советов и Советов городов, участвующих в уездных съездах Советов, а также сметы уездных органов Советской власти утверждаются соответственно губернскими и областными съездами Советов или их исполнительными комитетами; сметы городских, губернских и областных органов Советской власти утверждаются Всероссийским Центральным Исполнительным Комитетом Советов и Советом Народных Комиссаров.
87. На расходы, не предусмотренные сметами, а также в случае недостаточности сметных назначений дополнительные кредиты Советы испрашивают у подлежащих народных комиссариатов.
88. В случае недостаточности местных средств для удовлетворения местных потребностей необходимые для покрытия неотложных расходов пособия или ссуды из средств государственного казначейства местным Советам разрешаются Всероссийским Центральным Исполнительным Комитетом Советов и Советом Народных Комиссаров.
Раздел шестой
О ГЕРБЕ И ФЛАГЕ РОССИЙСКОЙ СОЦИАЛИСТИЧЕСКОЙ ФЕДЕРАТИВНОЙ СОВЕТСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
Глава семнадцатая
89. Герб Российской Социалистической Федеративной Советской Республики состоит из изображений на красном фоне в лучах солнца золотых серпа и молота, помещенных крест-накрест рукоятками книзу, окруженных венцом из колосьев и с надписью:
а) Российская Социалистическая Федеративная Советская Республика, и
б) Пролетарии всех стран, соединяйтесь!
90. Торговый, морской и военный флаг Российской Социалистической федеративной Советской Республики состоит из полотнища красного (алого) цвета, в левом углу которого — у древка, наверху, помещены золотые буквы РСФСР или надпись:
Российская Социалистическая Федеративная Советская Республика.
Подписали: Председатель V Всероссийского съезда Советов и Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета Советов Я.Свердлов. Члены Президиума Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета Советов: Т.И. Теодорович, Ф.А. Разин, А.П. Розенгольц, А.Х. Митрофанов, К. Г. Максимов. Секретарь Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета Советов В. А. Аванесов.
Распубликована в № 151 Известий Всероссийского Центрального Комитета Советов от 19 июля 1918 года.
СУ РСФСР, 1918, №51. cm. 582.
1918 г., сентября 16
КОДЕКС ЗАКОНОВ ОБ АКТАХ ГРАЖДАНСКОГО СОСТОЯНИЯ, БРАЧНОМ, СЕМЕЙНОМ И ОПЕКУНСКОМ ПРАВЕ
Раздел I
АКТЫ ГРАЖДАНСКОГО СОСТОЯНИЯ Глава I Отделы записей актов гражданского состояния
1. Акты гражданского состояния ведутся исключительно гражданской властью: отделами записей актов гражданского состояния.
Примечание 1. Ведение актов гражданского состояния российских граждан за границей возлагается на представителей России за границей.
Примечание 2. Регистрация рождений, браков и смертей, произошедших на судне во время плавания или в войске во время похода, возлагается на капитана судна или на заведующего делопроизводством войсковой части. Означенные лица обязаны, сохранив копию акта, подлинный регистрационный документ, при первой возможности передать ближайшему отделу записей актов гражданского состояния для представления в надлежащий местный отдел.
2. Отделы записей актов гражданского состояния учреждаются:
а) Центральный — при Отделе местного самоуправления Народного комиссариата по внутренним делам;
б) окружные — при городских Советах депутатов главных городов, губерний и областей;
в) местные — при волостных и городских, а в крупных городах — при районных Советах депутатов.
3. На местные отделы записей актов гражданского состояния возлагается:
а) регистрация всех произошедших в пределах ведения соответствующего Совета депутатов событий, влияющих на гражданское положение лиц (ст. 7);
б) изготовление по требованию заинтересованных лиц засвидетельствованных выписей из реестров.
4. На окружные отделы записей актов гражданского состояния возлагается:
а) составление на основании сведений, поступающих к ним из местных отделов, реестров лиц, зарегистрированных в пределах соответствующей губернии или области;
б) выдача справок и выписей из реестра лиц;
в) надзор за делопроизводством местных отделов записей актов гражданского состояния.
5. На Центральный отдел записей актов гражданского состояния возлагается:
а) составление и ведение общего реестра лиц, зарегистрированных в пределах Российской Республики, и русских граждан, зарегистрированных за границей;
б) выдача справок и засвидетельствованных выписей из общего реестра;
в) общий надзор за делопроизводством окружных отделов записей актов гражданского состояния и преподание им руководящих указаний.
6. Служебное положение должностных лиц, на коих возлагается регистрация актов гражданского состояния (регистраторов), порядок их назначения, перемещения и увольнения, а равно и ответственность за преступления по должности определяются положением о сотрудниках правительственных учреждений.
Глава II Порядок ведения регистрационных книг
7. Местными отделами записей актов гражданского состояния ведутся нижеследующие реестры:
а) книга записей рождений;
б) книга записей смертей;
в) книга записей отсутствующих;
г) книга записей браков;
д) книга записей разводов;
е) книга заявлений о происхождении зачатых детей;
ж) книга записей лица, изменивших фамилии и прозвища, и алфавит к ней.
название суда, № постановления и число, когда постановление состоялось.
48. Если просьба о расторжении брака подана в порядке, установленном ст. 91, непосредственно в отдел записи актов гражданского состояния, должностное лицо, прежде занесения записи о разводе в регистрационные книги обязано удостовериться в том, что просьба о расторжении брака исходит действительно от обоих супругов.
49. Занесение записи об отцовстве зачатых детей в соответствующую книгу должно происходить немедленно по поступлении заявления, указанного в ст. 140-й.
50. Записи о перемене прозвищ и фамилий заносятся в соответствующую регистрационную книгу по получении заявления и по соблюдении формальностей, установленных статьями 2-й и 3-й декрета «О праве граждан изменять свои фамилии и прозвища» (Собр. Узак. и Расп. 1918 г. № 37. Ст. 488).
Раздел IIБРАЧНОЕ ПРАВО Глава 1 Форма заключения брака
52. Только гражданский (светский) брак, зарегистрированный в отделе записей актов гражданского состояния, порождает права и обязанности супругов, изложенные в настоящем разделе. Брак, совершенный по религиозным обрядам и при содействии духовных лиц, не порождает никаких прав и обязанностей для лиц, в него вступивших, если он не зарегистрирован установленным порядком.
Примечание. Церковные и религиозные браки, заключенные до 20 декабря 1917 года с соблюдением условий и формы, предусмотренных ст. ст. 3, 5, 12, 20, 31 или 90 прежде действовавших законов гражданских (прежний Свод законов, т. X, ч. 1, изд. 1914 г.), имеют силу зарегистрированных браков.
53. Браки заключаются в местных отделах записей актов гражданского состояния или в заменяющих их нотариальных отделах при местных Советах депутатов.
Примечание 1. Заключение браков за границей возлагается на представителей России за границей, которые о заключенных браках обязаны сообщать Центральному отделу записей актов гражданского состояния с представлением копий брачных свидетельств.
Примечание 2. Заключение браков на судне во время плавания и в войске во время похода возлагается на лиц, указанных в примечании 2 к ст. 1.
54. Браки заключаются публично в специально для совершения браков предназначенном помещении.
Вне такого помещения бракосочетание допускается только на судне во время плавания, в войске во время похода, а также и в случае, если медицинским свидетельством устанавливается, что жених или невеста вследствие болезни лишены возможности явиться в присутственное место.
55. Браки заключаются в присутствии председателя отдела записей актов гражданского состояния или его заместителя и совершающего запись секретаря отдела или его помощника, а в нотариальных отделах — в присутствии нотариуса и секретаря.
56. Имена должностных лиц, заключающих браки, должны быть обнародованы посредством опубликования в местном органе печати и посредством выставления в помещении, где заключение браков производится.
57. Заключение браков происходит в определенные дни и часы, заранее устанавливаемые и обнародуемые должностным лицом, коему совершение браков вверено.
58. Желающие вступить в брак словесно о том объявляют или подают письменное заявление в местный отдел записей актов гражданского состояния по месту своего пребывания.
59. К заявлению о желании вступить в брак должны быть приложены: свидетельство о личности брачущихся и подписка последних о добровольном вступлении в брак и об отсутствии препятствий к браку, указанных в ст.ст. 66—69.
61. Непосредственно после свершения бракосочетания должностное лицо выдает супругам, по их желанию, свидетельство о заключении брака.
62. Брак считается заключенным с момента занесения записи о нем в книгу записей браков.
63. Если до окончания записи брака в книгу от кого-либо поступит заявление о наличности законных препятствий для вступления в брак, должностное лицо обязано приостановить запись брака до разбора дела местным судом.
Явно необоснованный протест против брака может быть должностным лицом отклонен без дальнейшего рассмотрения дела.
Примечание. Местный суд рассматривает дела о протестах против брака вне очереди и в трехдневный срок. Решения местного суда по этим делам обжалованию не подлежат.
64. Виновные в умышленном сообщении ложных сведений с целью помешать совершению брака отвечают за лжесвидетельство и присуждаются к возмещению всех вызванных их поступком убытков.
Глава II Материальные условия вступления в брак
66. Вступающие в брак должны достигнуть брачного возраста. Брачный возраст определяется для женского пола в 16, а для мужского пола — в 18 лет.
67. Вступающие в брак должны быть в здравом уме.
68. Не могут вступать в брак лица, уже состоящие в зарегистрированном браке или в браке, имеющем силу зарегистрированного.
69. Не могут вступать в брак между собою родственники по прямой восходящей и нисходящей линии, полнородные и неполнородные братья и сестры.
Примечание. Препятствием к браку между родственниками, указанными в настоящей статье, служит всякое, в том числе и внебрачное, родство.
70. Заключение брака возможно только при наличии взаимного согласия вступающих в брак лиц.
71. Не служит препятствием для заключения брака разноверие лиц, желающих вступить в брак.
72. Не служит препятствием для вступления в брак монашество и состояние в иерейском или диаконском сане.
73. Не воспрещается вступление в брак лицам, давшим обет безбрачия, даже если лица эти являются представителями духовенства белого (католического) или черного.
Глава III Недействительность брака
74. Брак может быть признан недействительным только в случаях, положительно предусмотренных законом.
75.
77. Недействительным признается брак, совершенный до достижения супругами или одним из них брачного возраста, кроме
случаев:
а) когда дело о недействительности брака возбуждено после наступления брачного возраста или
б) когда брак имел последствием рождение детей или беременность жены.
78. Недействительны браки, заключенные душевнобольными или лицами, находившимися в таком состоянии, в котором они не могли действовать рассудительно и понимать значение своих действий.
79. Недействителен брак, совершенный в то время, когда кто-либо из сочетавшихся еще состоял в другом браке, действительном и не прекратившемся смертью другого супруга или разводом.
80. В случае признания брака недействительным по основанию, указанному в ст. 79-ой остается в силе предшествующий брак.
81. Недействителен брак, когда он совершен без согласия кого-либо из сочетавшихся или когда согласие дано в бессознательном состоянии либо по принуждению.
82. Недействительны церковные и религиозные браки, заключенные до 20 декабря 1917 года с нарушением условий и формы, установленных в ст. ст. 3, 5, 12, 20, 28 и 31 прежде действовавших законов гражданских (Св. Зак. т. X. Ч. 1. Изд. 1914 г.).
84. Лица, брак которых признан недействительным, могут вновь вступить в брачный между собой союз на основании общих правил.
Глава IV Прекращение брака
85. Брак прекращается смертью одного из супругов, а равно и судебным объявлением его умершим.
86. Брак при жизни супругов может быть прекращен разводом. Примечание. Все постановления настоящего закона о разводе распространяются и на действительные церковные и религиозные браки, заключенные до 20 декабря 1917 года.
87. Основанием для развода может служить как обоюдное согласие обоих супругов, так и желание одного из них развестись.
88. Просьба о расторжении брака может быть приносима как в письменной, так и в устной форме, с занесением ее в протокол.
89. К просьбе о расторжении брака должно быть приложено свидетельство о браке или, за неимением у заявителя такого свидетельства, подписка о состоянии в браке и о месте совершения брака, с принятием на себя ответственности за правильность сообщаемых сведений.
90. Просьбы о расторжении брака подаются в местный суд по месту жительства обоих супругов или в местный суд по выбору обоих разводящихся, а если просьба о разводе исходит от одного из супругов, то по месту жительства супруга истца или ответчика.
Примечание. При неизвестности местожительства супруга, подлежащего вызову, а также в случае, если просьба о расторжении брака подается истцом по его местожительству, вызов ответчика производится в порядке, установленном для случаев неизвестности местожительства ответчика.
91. При наличности обоюдного соглашения супругов просьба о расторжении их брака может быть подана как в местный суд, так и в отдел записей браков, в котором хранится запись о заключении данного брака.
92. Заведующий отделом записей актов гражданского состояния, убедившись в том, что просьба о расторжении брака исходит действительно от обоих супругов, делает запись о разводе и выдает бывшим супругам по их желанию свидетельство о разводе.
93. Дела о разводах разбираются местным судьей публично и единолично.
94. Каждый местный судья назначает определенные часы не менее одного раза в неделю для рассмотрения дел о расторжении браков.
95. В случае единовременной и совместной явки в местный суд обоих супругов или их поверенных судья может немедленно рассмотреть дело о расторжении брака, не нарушая, однако, очереди назначенных к рассмотрению в этот день дел.
96. По получении просьбы о разводе по обоюдному согласию супругов судья назначает день для рассмотрения просьбы, вызывая обоих супругов или их поверенных.
99. После смерти кого-либо из супругов или признания брака их недействительным не может быть начато дело о расторжении брака;
начатое ранее дело прекращается.
Глава V Права и обязанности супругов
100. Лица, состоящие в браке, носят общую фамилию (брачная фамилия). Пр<