Социальная работа с осужденными пенсионного возраста, инвалидами и престарелыми
Среди лишенных свободы нечасто встречаются лица, у которых старение является естественным физиологическим процессом постепенного снижения психофизиологических функций, увядания организма и изменений личности, что называется нормальной старостью. Нормально стареющие осужденные характеризуются высокой физической и психической активностью, развитыми компенсаторными и адаптационными механизмами, высокой способностью к трудовой деятельности. Имеющиеся у них отдельные элементы старческой патологии успешно компенсируются за счет опыта, развитого логического мышления, запаса знаний и т. п. Работа с ними, при наличии у них положительных устремлений, ценностных ориентаций, широких интересов, не представляет большой трудности, хотя и требует учета их возрастных особенностей.
Часто в ИУ приходится иметь дело с осужденными, у которых проявляются существенные патологические отклонения в процессе старения в виде преждевременной старости, связанной с соматическими и психическими заболеваниями, нарушением компенсаторных и адаптационных механизмов, дисгармонией жизненных процессов и их проявлений. В детерминации патологических изменений при старении осужденного особое значение имеют: алкоголизм, наркомания, несоблюдение правил гигиены и нормального режима питания, пассивное времяпрепровождение, нерегулярность трудовой деятельности, отсутствие семейных связей и привязанностей.
Престарелые осужденные весьма неоднородны по уровню образования, трудовому стажу, состоянию здоровья, семейному положению, количеству судимостей и общего времени, проведенного в местах лишения свободы. У большинства из них сформировалась низкая культура здорового образа жизни и безответственное отношение к своему здоровью.
Престарелые из числа неоднократно судимых, как правило, имеют невысокий общеобразовательный уровень. Чаще всего они получили образование в школах колоний под влиянием администрации и дальше самообразованием не занимались. Некоторые из них имеют значительный трудовой стаж и право на получение пенсии после освобождения из ИУ, что позволяет им быть уверенными в своем будущем. Большинство же не имеют достаточного трудового стажа, права на получение пенсии по старости ввиду того, что время пребывания их на свободе в промежутках между арестами было незначительным.
Все это вызывает у них неуверенность в своем будущем, а также специфическую старческую болезнь - геронтофобию (боязнь старости и неприязненное к ней отношение), которая особенно усугубляется у одиноких, а также больных, физически немощных. У них наблюдается полнейшая потеря перспектив, переживание состояния старческой фрустрации, ненужности и растерянности перед будущим. Старение, при этом, характеризуется следующими закономерностями:
1) гетерохронностью, т. е. неравномерностью и разновременностью изменений, происходящих в тех или иных процессах и психофизических функциях;
2) разнообразием изменений, трудно поддающихся учету;
3) специфичностью, т.е. индивидуальным своеобразием старения у каждого осужденного.
Это обязывает социальных работников: во-первых, учитывать общие черты и особенности престарелых осужденных и, во-вторых, осуществлять к ним дифференцированный и индивидуальный подход при реализации различных технологий и мер психолого-педагогического воздействия с учетом общих закономерностей старения и индивидуального своеобразия личности старика.
В старческом возрасте происходят существенные изменения в костно-мышечной системе: отложения солей, уменьшение подвижности костных сочленений, возрастание хрупкости костной системы, ослабление, а затем дряблость мышц, отклонения в функционировании внутренних органов и желез внутренней секреции, угасание половых функций. Существенные изменения происходят и в центральной нервной системе.
Однако стареет не только организм, стареет и личность. У нее проявляются и развиваются специфические психологические и социальные особенности, формируется индивидуальный тип старика. Прекращение трудовой деятельности и связанное с этим резкое изменение социального статуса, утрата прежних социальных ролей, потеря престижа и делового авторитета приводят к существенным сдвигам в психологии личности престарелого, вызывает тяжелые переживания и состояния, усугубляемые лишением свободы. Резкая перемена образа жизни и деятельности осужденного старика становится стрессовой ситуацией, способной вызвать психические расстройства. Престарелые осужденные - это лица со сложившимся косным стереотипом, перестройка которого происходит особенно болезненно, порой приводит к существенным психическим аномалиям. Изменения в интеллектуальной сфере выражаются в нарушении памяти и внимания, баланса процессов возбуждения и торможения, в неспособности быстро ориентироваться в сложных ситуациях. В эмоциональной сфере наблюдаются плохо контролируемая склонность к враждебности и агрессивности по отношению к окружающим, скупость, эгоцентризм, обидчивость, срывы при повышении эмоциональных нагрузок. В волевой сфере ослабляется прогнозирование последствий своих поступков и поступков других.
Отход от активной трудовой деятельности нарушает и разрушает сложившийся круг общения личности, способствует спаду коммуникаций, сужению круга интересов, замыканию сознания человека на своих собственных переживаниях, мыслях, настроениях, болезнях. Престарелые осужденные характеризуются устойчивыми взглядами и убеждениями, в основе которых лежат устаревшие знания и представления. Происходят изменения и в характере престарелых. С возрастом развиваются нарушения памяти, возрастает косность суждений, догматизм мышления, хотя сохраняется смысловая и логическая память, а способность к умственной деятельности компенсируется приобретенным опытом. Существенные сдвиги в интеллектуальной сфере снижают способность к обучению, а отсюда и возможности переквалификации.
Для престарелых свойственна переоценка своей личности и нередко недооценка своих физических состояний. Такое некритическое отношение к себе отрицательно сказывается на результатах их деятельности. Нередко старые люди переживают чувство неловкости из-за своей беспомощности, которое усугубляется страхом перед будущим. У престарелых снижаются возможности адаптироваться к окружающей среде в связи с различными соматическими и психическими изменениями личности. Поэтому у некоторых из них проявляется стремление к иждивенчеству, предъявлению постоянных жалоб и требование ухода за ними.
Основными психическими заболеваниями, которыми страдают престарелые, являются: старческие психозы, старческое слабоумие, требующие проведения определенной профилактики. Старческая деменция (слабоумие) – это необратимый процесс, так как причины этого расстройства носят органический характер, связанный с определенным синдромом поражения. Функциональные же старческие психозы – это явление личностного порядка, при котором основная причина заболевания лежит не в органических изменениях высшей нервной системы, а в изменениях социального статуса личности, связанных со старостью.
Старость в своем развитии проходит ряд этапов: удаление от дел, старость, дряхлость, у каждого индивидуума имеющие свои возрастные границы и особенности протекания, которые необходимо знать для организации социальной работы с ними.
Наряду с престарелыми осужденными, в исправительных учреждениях отбывают наказание осужденные, являющиеся инвалидами. Общая численность осужденных-инвалидов в уголовно-исполнительной системе России в настоящее время не превышает 5% от общей численности осужденных. В большинстве случаев это лица, которые уже до осуждения и попадания в места лишения свободы получили со стороны государственных экспертных врачебных комиссий по месту проживания оценку своей трудоспособности и состояния здоровья, но есть и такая категория осужденных, что стали инвалидами в процессе отбывания уголовного наказания.
Причины инвалидности осужденных могут быть самые различные. Среди них можно выделить ряд основных:
1) наследственно обусловленные формы;
2) связанные с внутриутробным поражением плода, повреждением плода во время родов и в самые ранние сроки жизни ребенка;
3) приобретенные в процессе развития индивида в результате заболеваний, травм, иных событий, в том числе и в местах лишения свободы, повлекших за собой стойкое расстройство здоровья.
Социальная среда жизнедеятельности осужденных-инвалидов в исправительных учреждениях ничем не отличается от среды, в которой находятся другие осужденные. В исправительных учреждениях можно встретить осужденных-инвалидов: по зрению, слуху, с ампутированными конечностями (без ног, без кистей рук), а также инвалидов по общим и профессиональным заболеваниям. Эту категорию осужденных в исправительном учреждении могут объединять в отдельные отряды.
Осужденные-инвалиды имеют возможность регулярно получать медицинскую помощь в исправительном учреждении, могут быть помещены в стационар медицинской части колонии, а также в специальную больницу или лечебное исправительное учреждение. Содержание этой категории осужденных в местах лишения свободы требует создания определенных условий, надлежащего ухода за ними, а также значительных материальных затрат.
Организация социальной работы с осужденными престарелого возраста и инвалидами начинается с выявления и учета лиц данной категории. Изучая их, необходимо, прежде всего, установить: состояние их здоровья, наличие трудового стажа и права на получение пенсии после освобождения, родственные связи, специальности, мотивацию и цели жизни, наиболее характерные психические состояния, старческие аномалии. В работе с престарелыми осужденными и инвалидами следует опираться на присущие им положительные качества (их опыт, знания, общую эрудицию и т.п.), нейтрализовать отрицательные возрастные особенности, особенности заболеваний.
Этого можно достичь, если исходить из основного принципа социальной работы с этой категорией осужденных - сделать жизнь этих лиц деятельной. Лицам престарелого возраста импонирует то, что сотрудники ИУ с ними советуются, прислушиваются к их мнению, доверяют выполнение ответственных личных и коллективных поручений и т.п.
При организации необходимо учитывать специфические интересы и запросы этой категории осужденных. Целесообразно бывает периодически собирать их вместе в масштабе колонии. Поскольку престарелые осужденные и инвалиды особое внимание обращают на состояние своего здоровья и пытаются найти средства его поддержания, важное значение имеет организация для них цикла лекций и бесед на медико-социальные темы. В клубе колонии и в библиотеке, а в необходимых случаях и в отрядах следует оборудовать уголки или стенды со специальной медико-просветительской литературой, вырезками из периодической печати, санитарно-просветительными плакатами, специально рассчитанными на престарелых осужденных и инвалидов: «Твой опыт и знания нужны обществу», «За активную старость», «Как поддержать здоровье в престарелом возрасте», «Как справиться с тяжелым заболеванием» и т. п.
Согласно ст. 103 УИК РФ осужденные мужчины старше 60 лет и осужденные женщины старше 55 лет, а также осужденные, являющиеся инвалидами первой и второй группы, могут привлекаться к труду только по их желанию в соответствии с законодательством Российской Федерации о труде и законодательством Российской Федерации о социальной защите инвалидов. Поэтому, при вовлечении этой категории осужденных в производительный труд необходимо учитывать физиологические возможности стареющего организма и общее состояние психофизических функций (памяти, восприятия, мышления, воображения, внимания). Надо учитывать также мотивы их трудовой деятельности, опираясь на привычку к трудовой деятельности (скучно без работы); чувство общественного долга (коллектив, сотрудники просят помочь); стремление обеспечить себя материально; чувство заинтересованности в успехах коллектива. При подборе работы для осужденных престарелого возраста и инвалидов следует иметь в виду, что с годами при выборе профессии усиливается роль условий труда и несколько уменьшается значение его привлекательности. Эффективная трудовая реабилитация престарелых осужденных и инвалидов достигается поддержанием размеренного трудового ритма, не допускающего авралов, штурмов, аритмии в производственной деятельности. Работающим осужденным-инвалидам первой и второй группы, а также осужденным престарелого возраста уголовно-исполнительным законодательством предусмотрены определенные льготы:
1) увеличение продолжительности ежегодного оплачиваемого отпуска до 18 рабочих дней;
2) привлечение к работе без оплаты труда только по их желанию;
3) увеличение размера гарантированного минимума до 50% от начисленных им заработной платы, пенсии и иных доходов.
Особое внимание следует уделять организации свободного времени и досуга осужденных пожилого возраста и инвалидов. Организация досуга должна преследовать две цели: во-первых, создание наилучших условий для восстановления физической и психической энергии; во-вторых, максимальное занятие свободного времени деятельностью, способствующей развитию у них общественных интересов. Сотрудники обязаны научить престарелых и инвалидов организовывать свой досуг, что потребуется им и на свободе, особенно тем, кто будет направлен в дома для престарелых и инвалидов.
Значительное место в работе с престарелыми осужденными и инвалидами в исправительном учреждении занимает организация и проведение с ними оздоровительно-профилактических мероприятий, включающих наряду с мерами чисто медицинского характера, также и меры социально-психологические и социально-педагогические. Особую роль играет правильная организация социально-гигиенической службы, включающей в себя постоянный контроль за здоровьем престарелых осужденных и инвалидов, медицинский уход, профилактику психопатологических старческих отклонений и старческого маразма путем занятия осужденных престарелого возраста и инвалидов общественно-полезной деятельностью, привлечения к общественной работе. С точки зрения профилактики здоровья этой категории осужденных недопустимы резкие изменения образа жизни в связи с переходом к другому виду трудовой деятельности или освобождением от труда по болезни или дряхлости. Такие резкие изменения вызывает состояния стресса, с которыми организм не всегда может справиться.
Для поддержания высокого уровня функционирования интеллекта важное значение имеет вовлечение инвалидов и престарелых осужденных в работу по самообразованию. Сохранение психофизических функций достигается посильной деятельностью и трудотерапией, развитием интеллектуальных интересов, постоянным расширением эрудиции.
Специальное внимание необходимо уделять психологической и практической подготовке осужденных пожилого возраста и инвалидов к освобождению из ИУ. Прежде всего, необходимо выявить среди них страдающих болезнями и психическими расстройствами, старческими аномалиями, не имеющих семьи и родственников, а также не имеющих необходимого трудового стажа для получения пенсии. С этими лицами проводится подготовительная работа по направлению их в дома престарелых и инвалидов после освобождения из ИУ. Важно не только оформить надлежащим образом соответствующие документы, но и рассказать осужденным, что представляют собой эти учреждения, каков порядок жизни там. Целесообразно зачитать письма от осужденных, ранее освобожденных и направленных в дома престарелых. Необходимо выявить также осужденных, имеющих право на получение пенсии, и принять своевременные меры по их пенсионному обеспечению после освобождения. В отношении тех, у кого нет такого права и кого нельзя направить в дома для престарелых, при отсутствии семьи и родственников должны быть приняты меры по их бытовому устройству или установлению опеки после освобождения из ИУ.
Каждый осужденный пожилого и старческого возраста, инвалид должен четко представлять, куда он едет после освобождения, что его ожидает, какие условия ему будут созданы и как он должен себя в них вести. Лица немощные и дряхлые, инвалиды не способные после освобождения самостоятельно следовать к месту своего жительства, сопровождаются сотрудниками медицинской службы.
Часто, вернувшись по месту прежнего жительства из исправительного учреждения, бывший осужденный обнаруживает в своей квартире новых жильцов, не подозревающих о том, что фактически у данного жилья есть еще один хозяин, за которым по закону сохраняется жилая площадь. Механизм утраты осужденных к лишению свободы жилья заключается в том, что по истечении определенного времени жилищно-коммунальная контора, обращаясь в суд, добивается выселения нанимателя, не уплачивающего коммунальные платежи, хотя он находится в местах лишения свободы. Таким образом, несовершенство законодательства приводит к продолжающейся практике утраты осужденными законного права на жилье, нанимателем которого он является.
Следствием такого положения является то, что осужденные пожилого и старческого возраста, инвалиды часто оказываются в социальных приютах – учреждениях, в которых проживают одинокие старые люди, не имеющим по тем или иным причинам возможности жить самостоятельно. В учреждениях данного типа установлен постоянный контроль за порядком и передвижением подопечных со стороны руководства, врачей, дежурного сотрудника милиции. Здесь действуют специальные нормы и правила поведения, которым необходимо следовать.
Результаты проведенного Т. Волковой исследования показали, что среди проживающих в таких интернатах есть те, кто недавно освободился из мест лишения свободы, а также те, кто имеет судимость в настоящее время. Так, одну судимость имели 42,8%, две судимости – 5%, три – 14,3%, четыре – 4,8%, пять и более раз были судимы 9,5%. Закономерным является тот факт, что некоторые представители данного контингента проявляют свою асоциальность и в этих учреждениях. Асоциальная и антисоциальная направленность личности, длительное пребывание в местах лишения свободы, старческие деменции, отсутствие квалифицированной психологической и медицинской помощи, неустроенность социально-бытовой сферы в совокупности служат источником асоциального поведения бывших осужденных пожилого и старческого возраста.
В заключении следует отметить, что социальная работа с осужденными пожилого возраста и инвалидами в местах лишения свободы проводится с учетом правовых, индивидуально-психологических, социально-психологических, а также психолого-педагогических факторов, создающих необходимые условия реабилитации и социальной адаптации этой категории осужденных. При этом особое внимание уделяется их практической подготовке к освобождению из мест лишения свободы, а также социально-бытовой и трудовой реабилитации.