Техники консультирования осужденных. Социальный работник как консультант
Широкое внедрение психологии в практику социальной работы закономерно приводит к развитию тех ее областей, которые традиционно обозначаются как методы психологического воздействия. Среди них одно из важнейших мест, несомненно, принадлежит психологическому консультированию.
Трудно дать четкое определение этому виду деятельности или однозначно указать сферы его применения, поскольку слово "консультирование" уже давно представляет родовое понятие для различных видов консультативной практики. Так, фактически в любой сфере, в которой используются психологические знания, в той или иной мере применяется консультирование как одна из форм работы. Социально-психологическое консультирование включает в себя и профконсультирование, и педагогическое, и промышленное консультирование, и консультирование руководителей, и многое другое.
Некоторые социальные работники – практики высказывают сомнения в том, что консультирование, как особый вид деятельности, применимо в работе с осужденными. Речь в таких случаях идет о том, что осужденные не способны принимать самостоятельные решения и нести ответственность за свою жизнь, что они нуждаются в первую очередь в воспитательной работе.
Отдавая должное преимуществам педагогической деятельности в отношении несовершеннолетних или ограниченных в интеллектуальных и других способностях людей, рассмотрим специфику консультативной работы с эмоционально и интеллектуально зрелыми индивидами.
Консультирование - широко распространенный сегодня и один из основных инструментов в области социальных технологий. Консультативная практика применяется в любой сфере, где используются психологические знания: в процессе социальной работы в организациях и управлении, в медицине и психотерапии, в педагогике и образовании, в кадровой и менеджерской работе.
В России сегодня недостаточно развита культура обращения за профессиональной консультативной помощью. Этот феномен объясняется историческими особенностями нашей страны и особенностями культуры. В течение нескольких десятков лет обращение за психологической помощью к практикующему психологу было весьма сложной, а часто и невозможной процедурой, прежде всего ввиду отсутствия услуги как таковой, а также множеством мифов, существующих в нашей культуре.
Например, одним из мифов является представление о «всемогуществе» консультанта, который способен, выслушав и расспросив клиента, дать ему стандартный универсальный совет по решению жизненной задачи. Подобные ожидания исходят, скорее всего, из опыта общения с медицинскими работниками, оперирующими понятиями «диагноз» и «рецепт».
Практический запрос на консультирование в практике социальной работы с осужденными может формулироваться следующим образом: «Скажите, что мне делать?»; «Посоветуйте, как быть»; «Дайте совет, как мне лучше поступить». Безусловно, подобные ожидания могут льстить социальному работнику, которому приятно осознавать себя человеком, решающим судьбы других людей.
Г.С. Абрамова дает следующее определение консультирования: "Суть психологического консультирования состоит в том, чтобы психолог, пользуясь своими специальными знаниями, профессиональными, научными, создал условия для другого человека, в которых он переживает свои новые возможности в решении его психологических задач".
Все определения консультирования включают следующие основные положения:
1. Консультирование помогает человеку выбирать и действовать по собственному усмотрению.
2. Консультирование помогает обучаться новому поведению.
3. Консультирование способствует развитию личности.
4. В консультировании акцентируется ответственность клиента, т.е. признается, что независимый, ответственный индивид способен в соответствующих обстоятельствах принимать самостоятельные решения, а консультант создает условия, которые поощряют волевое поведение клиента.
5. Сердцевиной консультирования является "консультативное взаимодействие" между клиентом и консультантом, основанное на философии «клиентцентрированной» терапии.
Выделяют три основных принципа этого направления:
а) каждая личность обладает безусловной ценностью и заслуживает уважения как таковая;
б) каждая личность в состоянии быть ответственной за себя;
в) каждая личность имеет право выбирать ценности и цели, принимать самостоятельные решения.
Цель психологического консультирования - культурно-продуктивная личность, обладающая чувством перспективы, действующая осознанно, способная разрабатывать различные стратегии поведения и способная аккумулировать ситуацию с различных точек зрения.
Главная задача социального работника в исправительном учреждении состоит в том, чтобы создать для нормального, психически здорового клиента (осужденного) условия для осознанных, нешаблонных способов действия, которые позволили бы ему принимать решения в соответствии с его возможностями.
Социальному работнику необходимо вступить в такое взаимодействие с осужденным, чтобы он сам смог найти новые способы действия, новые переживания, новые мысли, цели для дальнейшей жизни. При этом специалист использует в своей работе такие понятия, как жизнь, смысл жизни, место человека в жизни, ценности, индивидуальность.
В силу того, что специалисты по социальной работе применяют в ходе консультирования специальные профессиональные знания и навыки для установления доверительных отношений с осужденными, соблюдение этики является обязательным условием их профессиональной деятельности.
Социальный работник в исправительном учреждении, как и другие профессионалы, несёт этическую ответственность и имеет обязательства. Прежде всего, он ответственен перед осужденным как перед клиентом. Специалист ответственен и перед членами семьи осужденного, перед учреждением, в котором работает, вообще перед общественностью, наконец, перед своей профессией. Такая ответственность и обусловливает особую важность этических принципов в консультировании. Вот почему во всех странах создаются кодексы профессиональной этики, регламентирующие профессиональную деятельность консультанта.
Однако социальному работнику-консультанту не так просто безусловно следовать правилам этики по следующим причинам:
- трудно соблюдать стандарты установленного поведения в огромном разнообразии ситуаций социальной помощи, ведь каждый случай уникален;
- ценностная ориентация исправительных учреждений может не вполне совпадать с этическими требованиями к консультанту. В таких случаях социальный работник оказывается перед сложным выбором;
- специалист нередко попадает в этически противоречивые ситуации, когда, придерживаясь требований одной нормы, он нарушает другую. Таким образом, в случае любого выбора не соблюдаются нормы этики.
Рассмотрим общие, наиболее часто встречающиеся ситуации, в которых могут возникнуть проблемы этического характера.
Социальный работник в процессе консультирования ответственен за правдивость, честность и искренность. Но умение оказывать влияние – это тоже один из важных навыков консультирования. Можно ли манипулировать осужденным-клиентом, побуждая его к экспериментированию с новыми для него формами поведения? Возможно ли смягчать для него правду?
Принцип информирования основан на том, что осужденные имеют право на защиту от любой формы принуждения, манипуляции и от психологического воздействия, оказывающего на них пагубное влияние. Клиенты имеют право во время первой встречи получить максимум информации о процессе консультирования:
- об основных целях консультирования;
- о квалификации социального работника-консультанта;
- о приблизительной продолжительности консультирования;
- о целесообразности консультирования;
- о риске временного ухудшения состояния в процессе консультирования;
- о границах конфиденциальности.
Социальный работник должен реалистично оценивать уровень и пределы своей профессиональной компетентности. Он не должен вселять в осужденного надежду на помощь, которую не сможет оказать.
В консультировании недопустимо применение недостаточно освоенных диагностических и терапевтических процедур. Консультационные встречи с осужденными ни в коем случае нельзя использовать для испытания каких-либо методов или техник консультирования.
Очень важно заранее согласовать с осужденным возможность аудио- и видеозаписи консультативных бесед. Недопустимо использование таких процедур без его согласия, хотя эти процедуры могут быть важны для консультанта в исследовательских, педагогических целях, а также полезны клиенту для оценки динамики его проблем и эффективности процесса консультирования.
Консультант, обеспечивая искренность, должен ознакомить осужденного с обстоятельствами, при которых профессиональная тайна не соблюдается. Конфиденциальность нельзя возвести в абсолютный принцип, чаще всего приходиться говорить о её границах. Выделяют семь основных правил, следуя которым, можно установить такие границы:
- материалы консультативных встреч, которые не могут причинить вреда интересам осужденного, не подпадают под правила конфиденциальности;
- материалы консультативных встреч, необходимые для эффективной работы социального работника, также не подпадают под правило конфиденциальности в случае предоставления материалов эксперту в области консультирования по договорённости с осужденным;
- конфиденциальность ограничена правом социального работника на сохранение собственного достоинства и безопасности своей личности;
- конфиденциальность ограничена правами третьих лиц и общественности.
Среди наиболее часто указываемых обстоятельств, при которых действует правило конфиденциальности, но с ограничениями, заслуживают упоминания следующие:
- повышенный риск для жизни осужденного и других людей;
- преступные действия (распространение наркотиков, насилие, развращение и др.);
- необходимость госпитализировать осужденного.
Выяснив во время консультирования, что осужденный представляет для кого-то серьёзную угрозу, социальный работник обязан принять меры для защиты намеченной жертвы, проинформировать об опасности её саму, соответствующие службы исправительного учреждения. Консультант также должен сообщить о своём намерении клиенту.
Немаловажным аспектом процесса консультирования является его организация. Первый вопрос, который необходимо прояснить – это вопрос о времени и периодичности встреч в процессе консультирования.
Продолжительность одной консультативной встречи не должна превышать 60 минут, поскольку по истечении этого времени снижается эффективность совместной работы социального работника и осужденного. Встреча со взрослым клиентом может продолжаться в течение 45-50 минут, эта продолжительность оптимальна.
Общее количество встреч в рамках одного консультативного процесса не превышает обычно 12, возможно сокращение этого количества в зависимости от сложности задачи. Типичной ошибкой, однако, является ограничение консультативного процесса одной встречей. Чаще всего это связано с наличием у социального работника-консультанта иллюзии о простоте запроса, его ясности уже при первой встрече.
Необходимо различать такие различные виды деятельности, как «консультирование» и «консультация». Первое понятие подразумевает некий процесс, второе чаще всего предполагает разовое экспертное вмешательство консультанта.
Здесь мы приводим наиболее общую классификацию этапов, или стадий консультирования в ходе социальной работы с осужденными.
1. Первую стадию наиболее часто обозначают как стадию установления контакта. В ходе этого этапа уточняются цели консультирования, корректируются взаимные ожидания осужденного и социального работника-консультанта, максимально широко рассматриваются все аспекты случая.
2. Стадия формулирования и исследования проблемы осужденного. На этом этапе совместно рассматриваются варианты формулирования проблемы, уточняется рабочая формулировка, реализуются различные диагностические мероприятия.
3. Стадия решения проблемы. На этом этапе осужденным и социальным работником совместно планируются и реализуются мероприятия по решению проблемы. Консультант помогает клиенту строить деятельность с учетом обстоятельств, времени, а также с пониманием возможности неудач в ходе решения жизненной задачи.
4. Стадия завершения отношений. Особое внимание важно уделить процессу завершения консультативного контакта. На этом этапе реализуются мероприятия по снижению травматичности расставания, завершения отношений.
Рассмотрим подробно начальную и завершающую стадии, которые имеют решающее значение в консультативной работе с осужденным. Другие стадии широко освещены в литературе, рекомендуемой к этому параграфу.
Первой встрече с осужденным социальный работник должен уделить особое внимание. Осужденный приходит за психологической помощью с двумя сильными чувствами - страхом и надеждой. Консультант обязан ослабить страх и укрепить надежду.
Первая встреча начинается со знакомства. Сразу бросается в глаза и свидетельствует о характере осужденного то, как он входит в кабинет - твердым шагом, демонстрирующим решимость и смелость, или нерешительно, неохотно, что говорит о страхе, стеснительности, сомнениях. Рукопожатием консультант с первых минут встречи проявляет дружелюбие, заинтересованность и готовность помочь, поскольку пожатие руки принято считать символом единения двух людей. Социальный работник узнает имя и фамилию осужденного, представляется сам и пару минут может уделить общепринятым фразам, которые уменьшают тревогу и напряжение первой встречи.
Даже если в поведении осужденного не заметно признаков тревоги, о ней не следует забывать, потому что сама ситуация консультирования провоцирует тревогу. Наконец, тревогу у клиента вызывают его собственные проблемы, а также сомнение, достаточна ли квалификация специалиста по социальной работе, готов ли он по-настоящему помогать, что вообще будет происходить во время консультирования и т. п.
Тревога и напряжение мешают клиенту-осужденному говорить, поэтому первая задача социального работника - помочь ему почувствовать себя в безопасности. Чаще всего осужденный надеется, что консультант первым начнет беседу.
Если консультант видит явное напряжение клиента, полезно обозначить и прокомментировать это состояние: «Вам трудно начать говорить…» или «Вы выглядите обеспокоенным». Разговор о беспокойстве способствует снятию напряжения.
Иногда осужденный опасается оценки, диагноза, беспокоится из-за возможного выявления нарушений психики. Беспокойство такого рода следует устранить в начале беседы. Социальный работник должен объяснить, что клиент сам выбирает, о чем и сколько говорить, что большинство людей обращается к социальным работникам из-за жизненных проблем, а их нельзя считать болезнями.
Беспокойство первой встречи уменьшается при ознакомлении осужденного с процедурой консультирования. Большинство клиентов чувствуют себя неуверенно из-за неосведомленности в действиях консультанта. Некоторые клиенты-осужденные понимают консультирование как магическую помощь, а консультанта воспринимают как мага, читающего мысли. Для других консультирование является своеобразной скорой помощью, раздаванием мудрых советов или работой, за которую всю ответственность несет социальный работник.
Такие нереалистические ожидания отчасти отражают социальные стереотипы, связанные с психологической и социальной помощью. Краткое описание процесса консультирования с особым подчеркиванием полной зависимости успеха от сотрудничества консультанта и осужденного корректирует ожидания клиентов и уменьшает их тревогу.
В начале первой встречи важно выяснить, обратился ли осужденный сам или его кто-то направил (начальник отряда, психолог). Если клиент приходит не по собственной инициативе, велика вероятность его сопротивления консультированию, поскольку он сам не видит смысла в обращении к социальному работнику.
Это требует от консультанта дополнительных усилий по созданию необходимой мотивации и выяснению целесообразности дальнейших встреч. У осужденного, направленного другим специалистом, необходимо сразу сформировать «гештальт» сотрудничества. Например, можно сказать: «X. просил меня провести с Вами несколько встреч, чтобы совместно обсудить Вашу ситуацию». Это хотя бы отчасти объяснит осужденному, почему он направлен к социальному работнику, а также поможет понять, что консультирование - совместное занятие двух людей, а не просто беседы, во время которых консультант дает указания, что и как следует делать.
Консультанту рекомендуется самому выслушать осужденного, а не полагаться на информацию коллеги или другого лица.
Начинающая встречу реплика может формулироваться как вопрос, но вопрос в этом случае должен быть открытым, неопределенным, позволяющим осужденному без всяких тематических ограничений говорить о том, что для него важно. Например: «С чего Вы хотели бы начать свой рассказ?», «Какие вопросы (трудности, проблемы) привели Вас сюда? », «Итак, о чем мы будем говорить?».
Первые вопросы следует тщательно продумывать, потому что осужденные в начале консультирования не осмеливаются отвечать на некоторые вопросы. Если консультант задает много вопросов, осужденный перестает понимать, что от него хотят, и не говорит по собственной инициативе.
Тогда консультант вынужден продолжать спрашивать. В начале консультирования следует избегать вопросов, на которые возможен однозначный ответ (закрытых вопросов), ибо это также заставляет социального работника продолжать спрашивать (например, вопрос: «Сколько Вам лет?» иногда важен, но неприемлим в начале консультирования).
Во время первой встречи важно внимательно выслушать осужденного и определить основную тему беседы, круг проблем и трудностей. Прежде всего, следует обратить внимание на понимание проблемы самим осужденным, на вероятные причины ее возникновения, на попытки решить эту проблему, связанные с ней трудности и сопутствующие факторы.
Социальный работник побуждает клиента свободно рассказывать, иногда используя такие фразы: «Стало быть, все попытки решить проблему оказались неудачными...», «Только с этими делами связываете свою проблему?» и т. п. Не следует прерывать осужденного и показывать свое личное согласие или несогласие, необходимо избегать высмеивания и унижения клиента, проявлять свои симпатии тоже не нужно (важна эмпатия консультанта), не надо предлагать поспешные интерпретации и спешить с выводами.
Консультант не должен настойчиво и назойливо побуждать осужденного «рассказать все». Если каким-либо способом заставить его рассказать о своей жизни, отношениях, чувствах больше, нежели он готов, то осужденный может испытывать тревогу, вину и стыд из-за излишней откровенности с чужим человеком.
Часто во время первой встречи осужденный говорит о многих проблемах, потому что практически никогда не бывает единственной проблемы. Затруднения на первый взгляд кажутся разрозненными. Тем не менее, если социальный работник внимательно выслушает клиента, он усмотрит разного рода связи между изложенными событиями, чувствами и установками. В ходе беседы важно отмечать повторяющиеся элементы в речи осужденного. Они указывают на самые интенсивные реакции, на наиболее эмоционально окрашенные области опыта. Такие повторы выполняют роль специфичных «ключей» и помогают консультанту эффективнее вести беседу.
С самого начала первой встречи консультант заботится о том, чтобы осужденный принял на себя ответственность за свои проблемы, т. е. признал в их происхождении свое авторство. Консультант разделяет с клиентом ответственность и указывает, что он заинтересован в обсуждении проблем осужденного и возможных альтернатив их решения.
Воспитание нередко противоречит требованию совместной с клиентом ответственности за консультирование. Консультант полагает, что сможет лучше справиться со своими обязанностями, переживая из-за проблем осужденного сильнее, чем он сам. Однако для клиента полезнее глубже поразмыслить над своими проблемами. Вместе с тем не следует стараться полностью избавить осужденного от тревоги, связанной с принятием на себя ответственности.
Для клиента-осужденного важно обучаться толерантности к некоторым дозам беспокойства, поскольку жизнь полна ситуаций, в которых приходится быть лично ответственным.
Иногда думают, что каждый раз осужденный должен уходить от консультанта более счастливым, чем пришел. В действительности же он должен уйти более уверенным, однако с болезненным пониманием, что следует что-то менять в себе и своей жизни. Социальный работник-консультант обязан не столько освобождать осужденного от страданий, сколько придать его страданиям конструктивное направление. Страдание может быть использовано как важная сила, вызывающая изменение личности в процессе консультирования.
Важнейшие цели первой консультативной встречи:
1. Поощрять открытое, искреннее и всеобъемлющее общение по проблемам, которые осужденному хочется обсудить во время встречи, с раскрытием факторов, вызывающих эти проблемы.
2. Продвинуться в направлении более глубокого понимания осужденного, большего уважения к нему и взаимопонимания.
3. Настроить осужденного на конкретную полезность каждой консультативной встречи.
4. Передать осужденному понимание того, что он должен быть активным участником решения своих проблем.
5. Обозначить направления дальнейшей работы.
Иногда в конце первой встречи осужденные задают вопрос, почему надо встречаться с социальным работником несколько или даже много раз. В таких случаях консультант должен объяснить: «Ваши проблемы возникли не сразу; они развивались постепенно, и Вы с ними живете уже некоторое время. Чтобы разобраться в ситуации, прежде всего необходимо довольно подробно ознакомиться с ней. Это требует времени, как, впрочем, обсуждение и решение проблем. Невозможно за один час устранить то, что накапливалось годами». Такое объяснение помогает осужденному понять, что решение проблем - это не одноразовое действо, а довольно продолжительный процесс.
Понятие «завершение» относится к решению, одностороннему или взаимному, прекратить консультирование. Завершение является наименее исследованным и часто пренебрегаемым аспектом консультирования. Kaк правило, социальные работники полагают, что завершение должно происходить естественным путем.
В реальности завершение отношений консультирования оказывает воздействие на всех участников, и оно часто происходит трудно и болезненно. Завершение может вызывать смешанные чувства и у консультанта, и у осужденного. Например, он может испытывать как благодарность, так и сожаление по поводу конкретного опыта консультирования. Если это должным образом не учитывать, завершение может принести столько же вреда, сколько и пользы.
Умение завершить консультирование не относят непосредственно к навыкам, облегчающим взаимоотношения консультирования. Однако завершение выполняет несколько важных функций. Во-первых, завершение сигнализирует о том, что нечто закончено. Жизнь - это ряд «здравствуй» и «прощай». «Здравствуй» начинаются с рождения, «прощай» заканчиваются со смертью. Между рождением и смертью индивиды встречаются и расстаются с огромной вереницей явлений и события, включая работу, взаимоотношения и смену жизненных периодов. Развитие и приспособляемость зависят от способности участвовать в максимальном количестве этих событий и извлекать из них уроки. Чтобы приступить к чему-нибудь новому, необходимо завершить и осмыслить предыдущее событие. Завершение - это возможность должным образом закончить усвоение опыта, на личностном или профессиональном уровне.
Завершение является средством сохранения уже достигнутых изменений и генерализации приобретенных в процессе консультирования навыков решения задач. Успешное консультирование приводит к значительным изменениям в способах восприятия, мышления и деятельности клиента-осужденного. Эти изменения отрепетированы в консультировании, но они должны быть осуществлены в реальном мире.
Осужденный может всегда возвратиться к социальному работнику для любого необходимого продолжения работы, но завершение - это естественная отправная точка для начала независимой деятельности. Это придающий силы опыт для осужденного, который позволяет ему взглянуть на то, что происходит в настоящем, совершенно новым или, по крайней мере, модифицированным способом. В завершении создается возможность придать «осмысленность деятельности». Другими словами, то, что кажется финалом, оказывается началом.
Когда завершать отношения - вопрос, который не имеет однозначного ответа. Если отношения заканчиваются слишком скоро, осужденные могут вернуться к прежнему поведению. С другой стороны, когда время завершения никак не обозначено, клиенты могут стать зависимыми от консультантов и терпеть неудачи в разрешении трудностей и в личностном росте. Консультант может эффективно завершить собеседование несколькими способами. Один из них - это просто кратко заявить, что время вышло. Например, он может сказать: «Похоже, что на сегодня наше время закончилось».Чем проще заявление, тем лучше. Если осужденный бесконечно долго рассказывает о каком-либо предмете в конце встречи, консультант должен напомнить, что до конца встречи остается только 5-10 минут.
После этого клиент может сосредоточить внимание на важных вопросах. В качестве альтернативы или как дополнение к прямому заявлению консультант может использовать невербальные сигналы, чтобы дать клиенту понять, что встреча завершается. Это может быть взгляд на часы или вставание. Невербальные сигналы, возможно, лучше всего использовать с вербальными пояснениями. Одно подкрепляет другое.
Обычно полезно подытожить все, что случилось во время встречи. Это подведение итогов может быть начато или консультантом, или клиентом-осужденным. Хорошее заключение связывает вместе главные моменты и должно быть кратким, сведенным к сути и не должно содержать интерпретации.
Совместное подведение итогов позволяет консультанту и клиенту понять, что каждый из них вынес из совместной работы, и предоставляет возможность выяснить недоразумения. Важным элементом завершения любой встречи является назначение времени следующей. Большинство проблем требуют для своего решения длительного времени.
Консультант и клиент должны совместно решить, когда завершение отношений будет уместным и полезным. Как правило, они вербально дают друг другу понять о готовности к завершению. Например, осужденный может сказать: «Думаю, что я действительно добился улучшения в течение последних нескольких месяцев». Или социальный работник может заявить: «Вы, кажется, на правильном пути и больше не нуждаетесь в моих услугах».
Такие заявления предполагают инициацию конца отношений консультирования и обычно подразумевают признание достигнутого прогресса в развитии или в разрешении проблемы. Целый ряд других поведенческих признаков также могут служить сигналом к концу консультирования. В их число входят: снижение интенсивности работы, увеличение проявлений юмора, уменьшение проявлений негативизма, отказов, злости, печали или зависимости.
Предлагается, в качестве общего правила, уделять проблемам, связанным с завершением отношений консультирования, шестую часть всего времени работы.
Можно осуществлять некоторые действия, помогающие определить наступление завершающего этапа.
• Проверить, достигнуто ли уменьшение или устранение начальных проблем или симптомов.
• Оценить способность клиента добиваться успеха и степень его понимания себя и других.
• Определить, приобрел ли осужденный способность продуктивно планировать и выполнять личностную работу.
Имеются, по крайней мере, еще два способа облегчить окончание отношений клиента и социального работника. Первый из них включает использование метода затухания. Затухание определяется как «постепенное уменьшение влияния искусственных структур, созданных для достижения желательных изменений». Другими словами, клиенты-осужденные постепенно прекращают получать подкрепления, стимулирующие определенного рода поведение.
Конечная цель всего консультирования состоит в том, чтобы помочь клиентам стать менее зависимыми от социального работника и процесса консультирования, и больше зависеть от себя и от взаимоотношений с другими. В процессе консультировании клиенты должны также научиться распознавать положительное подкрепление в естественных случайных обстоятельствах. Для того чтобы способствовать «затуханию», встречи могут проходить все реже и реже или просто становиться укороченными.
Другой способ облегчить завершение отношений консультирования состоит в том, чтобы помочь клиенту развить навыки успешного решения проблем. Если социальный работник-консультант сможет помочь осужденному научиться более эффективно справляться с трудностями, он больше не будут нуждаться в отношениях консультирования.
В этом заключается процесс распространения опыта консультирования на реальную жизнь. В идеальном случае этот процесс включает образовательные и профилактические мероприятия, а также обучение навыкам принятия решения для каждодневной жизни и кризисных ситуаций.
Мы рассмотрели основные этапы консультационной помощи, оказываемой социальным работником.
Применение технологии консультирования в социальной работе с осужденными требует четкого понимания специфики ролевых позиций. Субъект – субъектный подход является важным отличительным признаком консультативной деятельности, в отличии, на пример, от ролевой схемы воспитательного процесса воспитатель – воспитуемый.
В процессе консультирования обе стороны являются активными, причем от активности клиента зависит больше, чем от активности консультанта.
Таким образом, добровольное стремление клиента получить помощь и использовать ее в изменении своей жизни является главным условием успешности консультирования. В случае, когда изначальная активность клиента- низка, необходимо прибегать к использованию специальных приемов ее повышения.