Социальная работа в пенитенциарной системе США
Управление местами заключения возложено на генерального атторнея (он же министр юстиции). Места заключения находятся в двойном подчинении. Ими непосредственно ведают муниципальные органы и управление пенитенциарного заведения в масштабе всего округа.
В США существует три основных типа тюрем:
1) максимального уровня охраны, которые организованы таким образом, чтобы изолировать осужденных от публики и сотрудников;
2) среднего уровня охраны. Они очень похожи на тюрьмы максимального уровня охраны, но осужденные имеют в них больше возможностей для посещения общего прогулочного двора, библиотеки, душевых и т, д.;
3) минимального уровня охраны. Осужденные размещены в общежитиях, имеют возможность передвигаться внутри тюремного периметра и заходить практически во все подразделения. Подобные тюрьмы лишены ограждения.
Осужденные тюрем среднего и минимального уровней охраны могут пользоваться услугами социального работника, адвоката, психиатра, подучить образование (школьные и университетские программы), пройти профессиональную подготовку, алкогольную и наркотическую реабилитацию, заниматься в религиозных группах и т.п.
Деятельность социального работника в США востребована уже в процессе нахождения заключенного в СИЗО (джейлы). По заданию суда социальные работники собирают информацию о заключенном, его ближайшем окружении и готовят справку для судебного заседания. Данная информация будет полезна на слушании дела заключенного и при помещений его в ИУ.
Цели социальной работы в условиях исправительных учреждений заключаются в следующем. Социальный работник в первую очередь должен помочь заключенным осознать необходимость изменить их судьбу. Для этого требуется установить плодотворные и содержательные отношения с осужденными и провести определенную диагностическую подготовку. Хотя поставить точный диагноз причин криминального поведения того или иного лица затруднительно, социальный работник может помочь заключенным проанализировать свои противоправные поступки и потребности.
Социальные работники вместе с тем помогают осужденным изменить поведение, особенно в связи с повседневными проблемами тюремного быта, среди которых: частые проявления насилия; сексуальные и несексуальные посягательства; кражи; азартные игры; рэкет; психологические и социальные преследования со стороны сокамерников и персонала; гомосексуальность; расовые конфликты; злоупотребления наркотиками и алкоголем.
Во всех этих случаях социальные работники приходят на помощь своим клиентам. Они могут также привить им навыки, полезные и в других жизненных ситуациях. Так, заключенные обычно с трудом принимают ответственные решения, и именно социальные работники готовы оказать помощь в рассмотрении альтернатив и поисках правильного выбора. Это относится к тем качествам и навыкам, которые понадобятся заключенным после освобождения, когда они столкнутся со множеством проблем - поиском работы, жилья, пищи, одежды, транспорта, трудностями в общении с людьми.
Социальные работники играют важнейшую роль и в работе с семьями, помогают им преодолеть психологические, социальные и экономические последствия ареста одного из членов. Помощь семье нужна и после возвращения заключенного из тюрьмы, когда потребуется взаимное приспособление и перераспределение ролей.
Многие из перечисленных задач не могут быть решены в обычных беседах и требуют немедленных действий со стороны социального работника. В этих случаях первоочередное значение имеют его способности устанавливать и использовать посреднические связи. Ему приходится работать и с отдельными людьми, и с общиной для того, чтобы подготовить и обеспечить комплекс услуг, которые понадобятся клиенту после освобождения.
В исправительных учреждениях США разработан целый ряд программ, имеющих целью снижение уровня преступлений, в которых непосредственное участие принимают социальные работники. Работа с осужденными начинается сразу же после поступления в исправительное учреждение. Социальный работник совместно с другими службами проводит диагностику вновь прибывшего осужденного с целью подбора для него индивидуальной программы. Существуют следующие виды программ:
1. Психообразователъные - ориентированы на преступников, минимизирующих или отрицающих свое преступление, или чей срок настолько непродолжителен, что не позволяет им участвовать в более интенсивных программах.
2. Интенсивные (долговременные) - нацелены на сексуальных насильников - рецидивистов, наркоманов или совершавших в прошлом иные преступления.
3: Переходное программирование (transitional programming) рассчитано на тех, кто отбывает последние 9 месяцев своего срока заключения,
4. Расширенное программирование предполагает охват осужденных со сниженным интеллектом.
Острой проблемой в УИС является наркомания.
В исправительных учреждениях штата имеется ряд социально-терапевтических программ, рассчитанных на преодоление наркотической зависимости, которые реализуются при непосредственном участии социального работника:
1. Анонимных алкоголиков(АА). Доступная для взрослых осужденных и молодежи во всех ИУ, наряду с функционированием профилактических и образовательных служб.
2. По разрушению наркотической зависимостидля заключенных, условно освобождающихся. Эта программа (90 дней) специально рассчитана на осужденных, добившихся условного освобождения, но нарушивших его условия из-за употребления наркотиков или связанных с этим поведенческих проблем.
3. Для преступников с небольшими сроками заключения.Эта программа (90 дней) рассчитана на осужденных, чей срок наказания не превышает 58 месяцев, и всех нарушителей условного освобождения. Для участия в программе привлекаются осужденные, чье преступление было связано с потреблением наркотиков или алкоголя.
4. Долговременного интенсивного преодоления наркотической зависимости.
Программы социальной работы с заключенными, отбывающими наказание в ИУ, рассчитаны на осужденных, как обладающих, так и не обладающих наркотической зависимостью, имеющих и малые, и большие сроки заключения. Участник программы, прежде всего, проходит через интенсивную шестинедельную фазу диагностики-ориентации, завершающуюся направлением его по одному из пяти терапевтических путей.
Главная цель программ - помочь осужденным при участии социального работника проанализировать свое поведение, принять ответственность за совершенное преступление, разработать индивидуальный план работы.
Все социально-терапевтические программы включают в себя следующие фазы:
1) диагностическая (первые 5 недель программы) - 35 часов в неделю (лекции, групповые занятия, проверяемые задания, индивидуальная терапия, психологическое тестирование, административная работа - staffing):
2) программная (если заключенный формально принят после диагностической фазы) - 10 часов в неделю (групповая терапия, встречи с гражданами (community meetings), индивидуальная терапия, терапевтические лекции, образовательное наблюдение).
Программы включают следующие формы работы:
- групповые тренинги;
- выполнение индивидуального плана работы;
- письменные задания;
- образовательные группы (лекции, видеофильмы, ролевые игры);
- семейная терапия (избирательно);
- проживание в сообществе (группе).
Участник программы должен соответствовать следующим критериям: отбывание наказания в условиях режима средней строгости; способность жить в общей тюрьме, по меньшей мере, в течение 90 дней перед вступлением в программу, то есть не находиться в карцере, госпитале и т, п.; способность учиться (работать); некоторая степень отрицания или минимизации своего преступного поведения приемлема перед вхождением в диагностическую фазу.
Еще одна программа, применяемая социальными работниками в отношении группы заключенных, может быть названа программой для подготовки (перехода) к освобождению, ее продолжительность: минимум - 6-8 месяцев для тех, кто участвовал в других программах; 9-12 месяцев для тех, кто не участвовал.
Время непосредственной работы терапевтического персонала: диагностическая фаза - 26 часов в неделю; программная фаза - 3 часа в неделю. Программная фаза включает также:
2 часа в неделю в образовательных и (или) группах самоподдержки заключенных (inmate-facilitated support groups);
3 часа в неделю - задания заключенным:
36 часов в неделю - задание в производственном секторе ИУ.
Фазы программы:
1. Ориентационная (образовательные Темы): эмпатия к жертве; проблемы доверия; индивидуальная автобиография, родительская семья; психологическое тестирование; отношения; планирование предотвращения рецидива, сексуальное просвещение; насилие в семье; цикл преступного поведения, управление гневом.
2. Программная (формы работы): групповые занятия; семейные сессии; образовательные группы сверстников; письменные задания; лекции, видеофильмы, дискуссии, ежеквартальное присутствие и группе адвокатов жертв; параллельный контакт с офицером по условному освобождению в период после освобождения заключенного; при необходимости просвещение по вопросам наркомании и ее лечение.
3. Катамнестическая (aftercare): минимум - 4 месяца после освобождения; одна групповая встреча, проводимая социальным работником, осуществляющим свою деятельность по контракту; при необходимости консультирование по семейным вопросам.
Как следует из описания программ работы с заключенными, они остаются в поле зрения социальных работников и после освобождения из мест заключения. В этом отношении заслуживает пристального внимания служба условного освобождения, которая оценивает всех право нарушителей, заключенных в тюрьму округа, на предмет их освобождения. Для этого социальные работники собирают информацию о заключенных посредством интервью с клиентом} жертвами, анализа его криминального прошлого, контактов с его семьей, работодателем, с тем, чтобы подготовить справку для суда, которая помогла бы при принятии решения об условно-досрочном освобождении.
Далее возможно, что заключенный по решению суда может быть освобожден на определенных условиях. Заключенный попадает в ведение социального работника. В соответствии с типом и серьезностью его преступления он включается в определенную программу по осуществлению социального надзора.
Наивысший уровень надзора осуществляется в рамках программы «Интенсивный надзор» при освобождении преступника из тюрьмы штата.
Следующий уровень - «Традиционный надзор» (Traditional supervision), когда социальный работник осуществляет индивидуальные контакты с освобожденным.
В США существует программа «Возмещение нанесенного ущерба». В этом случае при совершении некоторых видов преступлений (обычно краж) преступник и жертва очно, под руководством социального работника, проводят обсуждение условий возмещения нанесенного ущерба, Например, если кражу совершил несовершеннолетний» который не имеет возможности возместить непосредственный финансовый ущерб, как правило, потерпевший и преступник приходят к согласию о выполнении общественных работ в той соседской общине, где было совершено преступление. Оплата за эту работу людей в счет возмещения нанесенного ущерба.
Офис социального работника службы условного освобождения (некоторый аналог уголовно-исполнительных инспекций) в целом производит очень благоприятное впечатление. Служебная документация содержит информацию о типах преступников, с которыми он работает, названия коррекцией иных программ и рабочие телефоны их непосредственных исполнителей. Рабочее место предполагает наличие компьютера, табличку с крупной надписью - имя и фамилия, стеллаж с научной литературой, телефоны и адреса смежных организаций. Однако этот гуманистический фон не исключает специальной организации пространства, нацеленной на обеспечение безопасности деятельности персонала. В углах коридоров под потолком зеркала установлены таким образом, чтобы просматривалось все пространство коридоров из окошка регистратуры, которое отделено от помещения для посетителей прозрачным пластиком до потолка, все двери в здании закрываются на ключ.
Деятельность социального работника, собственно, заключается в выполнении решения суда, касающегося каждого его подопечного, количество которых доходит до 20-25. В основном эта работа предполагает встречи с предписанной частотой в неделю, месяц, на которых обсуждаются вопросы трудоустройства, проживания, взаимоотношений с ближайшим социальным окружением (родственниками, соседями). Эти встречи не исключают сбора информации из независимых источников - от работодателей, соседей и т.п. Уровень рецидива среди условно освобожденных сильно варьирует. Распространенным критерием при этом является пересмотр приговора, осуществляемый судом. Заседание и решение суда основываются (если не происходит повторного ареста) на рапорте социального работника, курировавшего клиента. В рапорте перечисляются все нарушенные им условия. Социальный работник во многом использует аудиовизуальную диагностику с присущим ей арсеналом средств. Основные параметры подопечного, на которые при этом он обращает внимание, - выраженность ориентации на сотрудничество, социальная адаптивность и.агрессивные проявления. Главное для социального работника - не столько точность диагностики тех или иных проявлений, сколько поиск путей их преодоления для выполнения судебных предписаний, то есть выстраивание продуктивного общения с клиентом, который в большей или меньшей степени оказался в этой роли не по свой воле. Этот опыт нуждается в пристальном внимании и осмыслении с целью поиска путей его применения в отечественной пенитенциарной системе и работе уголовно-исполнительных инспекций.
В Соединенных Штатах распространено несколько программ, призванных служить альтернативой тюремному заключению. В последние годы все чаще применяется частичное лишение свободы. Оно предполагает возможность работать и учиться вне мест заключения, в этом активно помогает осужденному социальный работник.
Социальным работникам принадлежит важней роль и исправлении осужденных и возвращении их в общество. Основная цель исполнения наказания в исправительных учреждениях США - подготовить каждого осужденного к тому, чтобы он принял на себя ответственность за свое дальнейшее поведение и мог сообразовывать поведение с требованиями закона, и содействовать ему в этом. На этот принцип в основном и опирается социальная работа в пенитенциарных учреждениях. Типичные задачи, которые социальные работники выполняют в исправительных учреждениях, включают; прием и изучение новоприбывших, определение причин правонарушения и классификацию осужденного, наблюдение, разработку исправительных мер и подготовку к освобождению. Социальный работник должен уметь рассматривать клиента как часть общественной системы, которая одновременно и создает трудности, и помогает найти путь их преодоления. Социальные работники уделяют особое внимание контактам с работодателями, учителями, членами семьи - со всеми, кто может помочь в выявлении проблемы и поисках се решения, а также придают большое значение взаимной координации, что особенно важно в условиях исправительной системы, где сосредоточены представители различных специальностей, а проблемы клиентов порождены множеством причин и требуют комплексного подхода. Отмечается также умение социальных работников использовать возможности общин и знание, куда следует обращаться в случае необходимости. Большую ценность представляет и методика работы с клиентами, дающая социальным работникам уникальную возможность иметь дело с самыми разными людьми, попадающими в исправительное учреждение.
Находят эффективное применение присущие социальным работникам навыки работы с клиентом или группой клиентов. Установление обратной связи, опросы, обобщение, сопоставление и интерпретация данных, урегулирование конфликтов, вмешательство и кризисные ситуации, формулирование целей, умение говорить с людьми, прогнозирование поведения - все эти методы применимы в работе с обитателями мест заключения.
Большая опасность для социальной работы в исправительной системе таится в «приклеивании» клиентам ярлыков. Такой ярлык может сыграть отрицательную роль при определении режима содержаний в тюрьме, классификации преступника и освобождении. Внимание социального работника должно сосредоточиваться преимущественно на описании поведения и тщательном обосновании сделанных им выводов.
Важным вопросом в деятельности социальных работников в США является то, что на них лежит обязанность:
- оповещать общественность о проблемах в области отправления уголовного правосудия;
- стимулировать изменения в подходе общества к осужденным как категории сограждан;
- участвовать в программах, относящихся к жертвам и свидетелям преступлений (благодаря сочетанию профессиональных навыков, которыми располагают социальные работники, они в состоянии оказать помощь и этой категории лиц).
В некоторых штатах действуют программы исправления несовершеннолетних по месту жительства при участии общественности и организации специальных служб на базе приемных домов, приютов, домов семейного типа путем оказания помощи на дому, создания специальных медицинских служб, круглосуточной помощи, добровольных обществ, действующих в кризисные моменты, просветительской деятельности, специальной подготовки, мер условного осуждения и любых других видов помощи профилактического или воспитательного характера. Эти программы финансируются государством, и в них непосредственно принимают участие социальные работники. Распространение получают также небольшие по размерам учреждения семейного типа как с традиционными» так и с новаторскими программами исправления, ничуть не напоминающими методы перевоспитания подростков в тюрьмах и подобных профессиональных школах. В результате этого крупные исправительные учреждения во многих штатах в последнее время были закрыты или функционируют не в полную силу. Участие социальных работников в программах воспитания в исправительных учреждениях для несовершеннолетних основывается на двенадцати различных подходах к профилактике преступлений несовершеннолетних. Каждый из них базируется на определенной посылке относительно причины преступности и предусматривает исправление преступного поведения с учетом специфической причины. Среди этих подходов выделяются следующие:
1. Биологический (физиологический) - исходит из того, что в основе преступного поведения лежат физиологические или биологические причины, и пытается скорректировать или проконтролировать условия, вызывающие преступное поведение.
2. Психологический (психиатрический) - предполагает, что причины преступности кроются в плохой психологической адаптации, и нацелен на изменение психологического состояния и устранение причин, вызывающих его.
3. Социальный - основан на том, что причины преступности заключаются в слабых социальных связях между несовершеннолетними правонарушителями и законопослушными членами общества, и пытается укрепить связи и взаимодействие между несовершеннолетними правонарушителями и законопослушными сверстниками, родителями и другими взрослыми.
4. Усматривающий причины преступности в плохом влиянии других лиц, пытается уменьшить влияние на подростков со стороны преступных групп и лиц.
5. Исходящий из того, что преступное поведение определяется отсутствием контроля в среде, где обитает подросток, пытается усилить влияние со стороны групп, членом которых является подросток.
6. Предполагающий, что причиной преступности является отсутствие возможности выполнения в рамках законности отвечающей интересам личности роли, пытается уменьшить преступность путем расширения и развития ролевых возможностей.
7. Делающий упор на организацию досуга подростков, исходит из того, что преступность возникает из-за незаполненности досуга, и пытается сократить преступность путем организации досуга подростков.
8. Предусматривающий повышение образовательного и профессионального уровня подростков, исходит из того, что в основе преступности лежит отсутствие у подростков навыков, необходимых для того, чтобы вести самостоятельную жизнь, и пытается сократить преступность путем поднятия профессионально-образовательного уровня подростков-
9. Исходящий из того, что в основе преступности лежат неадекватные социальные ожидания и противореча вые социальные требования, пытается согласовать ожидания с различными институтами, организациями и группами, оказывающими влияние на молодежь.
10. Экономический - предполагает, что причина преступности - в плохих материальных условиях жизни молодых и их семей, и пытается исправить это положение, оказывая соответствующую помощь.
11. Сдерживающий - основан на том, что причины преступности связаны с легкостью осуществления преступных деяний, ограничивает возможности совершения преступлений, предусматривая суровую расплату,
12. Предполагающий отказ от правового контроля и общественную терпимость. Согласно этому подходу преступность возрастает, если общество нетерпимо даже к плохому поведению, и необходимо воспитать общественную терпимость к определенным формам неадекватного поведения, чтобы не зачислять без необходимости всех подростков в разряд преступников.
Функции социального работника в рамках исправительных учреждений включают в себя также защиту и представление интересов осужденного в его отношениях с членами семьи, социальными органами, сотрудниками образовательных учреждений и возможными работодателями. Социальный работник может также многое сделать для создания более здоровой среды в самих исправительных учреждениях. Социальный работник должен всеми возможными средствами облегчать подростку жизнь в этот наиболее сложный для него период и не дать ему ожесточиться и огрубеть.
Подводя итоги анализа литературы, посвященной тюремной системе и состоянию социальной работы США, можно отметить, что в настоящий момент тюрьмы США сталкиваются с теми же проблемами, что и российская пенитенциарная система - перенаполнение, сложности с трудоустройством в исправительных учреждениях и т. п. Поэтому некоторые достижения социальной работы в исправительных учреждениях США можно позаимствовать и внедрить в отечественную пенитенциарную систему (например, программы по работе с осужденными насильниками и наркоманами), конечно с учетом специфики ИУ России. Интересен опыт США и в организации самой службы социальной работы: социальные работники есть и в суде, и в исправительном учреждении, и в службах пробации, а это позволяет работать с осужденным более качественно и прослеживать изменения в структуре его личности на протяжении допенитенциарного и постпенитенциарного периодов.