Социальная работа в пенитенциарной системе США

Управление местами заключения возложено на гене­рального атторнея (он же министр юстиции). Места заключения находятся в двойном подчинении. Ими непосредственно ведают муниципальные органы и управление пенитенциарного заведения в масштабе всего округа.

В США существует три основных типа тюрем:

1) максимального уровня охраны, которые организованы таким образом, чтобы изолировать осужденных от публики и сотрудников;

2) среднего уровня охраны. Они очень похожи на тюрьмы максимального уровня охраны, но осужденные имеют в них больше возможностей для посещения общего прогулочного двора, библиотеки, душевых и т, д.;

3) минимального уровня охраны. Осужденные размещены в общежитиях, имеют возможность передвигаться внутри тюремного периметра и заходить практически во все подразделения. Подобные тюрьмы лишены ограждения.

Осужденные тюрем среднего и минимального уровней охраны могут пользоваться услугами социального работ­ника, адвоката, психиатра, подучить образование (школь­ные и университетские программы), пройти профессио­нальную подготовку, алкогольную и наркотическую реабилитацию, заниматься в религиозных группах и т.п.

Деятельность социального работника в США востребована уже в процессе нахождения заключенного в СИЗО (джейлы). По заданию суда социальные работники собирают информацию о заключенном, его ближайшем окружении и готовят справку для судебного заседания. Данная информация будет полезна на слушании дела заключенного и при помещений его в ИУ.

Цели социальной работы в условиях исправительных учреждений заключаются в следующем. Социальный работник в первую очередь должен помочь заключенным осознать необходимость изменить их судьбу. Для этого требуется установить плодотворные и содержательные отношения с осужденными и провести определенную диагностическую подготовку. Хотя поставить точный ди­агноз причин криминального поведения того или иного лица затруднительно, социальный работник может помочь заключенным проанализировать свои противоправные поступки и потребности.

Социальные работники вместе с тем помогают осужденным изменить поведение, особенно в связи с повседневными проблемами тюремного быта, среди которых: час­тые проявления насилия; сексуальные и несексуальные посягательства; кражи; азартные игры; рэкет; психологические и социальные преследования со стороны сокамерников и персонала; гомосексуальность; расовые конфликты; злоупотребления наркотиками и алкоголем.

Во всех этих случаях социальные работники приходят на помощь своим клиентам. Они могут также привить им навыки, полезные и в других жизненных ситуациях. Так, заключенные обычно с трудом принимают ответствен­ные решения, и именно социальные работники готовы оказать помощь в рассмотрении альтернатив и поисках правильного выбора. Это относится к тем качествам и навыкам, которые понадобятся заключенным после освобождения, когда они столкнутся со множеством про­блем - поиском работы, жилья, пищи, одежды, транспор­та, трудностями в общении с людьми.

Социальные работники играют важнейшую роль и в работе с семьями, помогают им преодолеть психологичес­кие, социальные и экономические последствия ареста одного из членов. Помощь семье нужна и после возвраще­ния заключенного из тюрьмы, когда потребуется взаим­ное приспособление и перераспределение ролей.

Многие из перечисленных задач не могут быть реше­ны в обычных беседах и требуют немедленных действий со стороны социального работника. В этих случаях первоочередное значение имеют его способности устанав­ливать и использовать посреднические связи. Ему приходится работать и с отдельными людьми, и с общиной для того, чтобы подготовить и обеспечить комплекс услуг, которые понадобятся клиенту после освобождения.

В исправительных учреждениях США разработан це­лый ряд программ, имеющих целью снижение уровня преступлений, в которых непосредственное участие при­нимают социальные работники. Работа с осужденными начинается сразу же после поступления в исправи­тельное учреждение. Социальный работник совместно с другими службами проводит диагностику вновь при­бывшего осужденного с целью подбора для него инди­видуальной программы. Существуют следующие виды программ:

1. Психообразователъные - ориентированы на преступников, минимизирующих или отрицающих свое преступление, или чей срок настолько непродолжителен, что не позволяет им участвовать в более интенсивных программах.

2. Интенсивные (долговременные) - нацелены на сексуальных насильников - рецидивистов, наркоманов или совершавших в прошлом иные преступления.

3: Переходное программирование (transitional programming) рассчитано на тех, кто отбывает последние 9 меся­цев своего срока заключения,

4. Расширенное программирование предполагает охват осужденных со сниженным интеллектом.

Острой проблемой в УИС является наркомания.

В исправительных учреждениях штата имеется ряд со­циально-терапевтических программ, рассчитанных на преодоление наркотической зависимости, которые реа­лизуются при непосредственном участии социального работника:

1. Анонимных алкоголиков(АА). Доступная для взрослых осужденных и молодежи во всех ИУ, наряду с функционированием профилактических и образовательных служб.

2. По разрушению наркотической зависимостидля заключенных, условно освобождающихся. Эта программа (90 дней) специально рассчитана на осужденных, добившихся условного освобождения, но нарушивших его условия из-за употребления наркотиков или связанных с этим поведенческих проблем.

3. Для преступников с небольшими сроками заключения.Эта программа (90 дней) рассчитана на осужденных, чей срок наказания не превышает 58 месяцев, и всех нарушителей условного освобождения. Для участия в программе привлекаются осужденные, чье преступление было связано с потреблением наркотиков или алкоголя.

4. Долговременного интенсивного преодоления наркотической зависимости.

Программы социальной работы с заключенными, от­бывающими наказание в ИУ, рассчитаны на осужденных, как обладающих, так и не обладающих наркотической зависимостью, имеющих и малые, и большие сроки зак­лючения. Участник программы, прежде всего, проходит через интенсивную шестинедельную фазу диагностики-ориентации, завершающуюся направлением его по одно­му из пяти терапевтических путей.

Главная цель программ - помочь осужденным при уча­стии социального работника проанализировать свое пове­дение, принять ответственность за совершенное преступ­ление, разработать индивидуальный план работы.

Все социально-терапевтические программы включают в себя следующие фазы:

1) диагностическая (первые 5 недель программы) - 35 часов в неделю (лекции, групповые занятия, проверяемые задания, индивидуальная терапия, психологическое тестирование, административная работа - staffing):

2) программная (если заключенный формально принят после диагностической фазы) - 10 часов в неделю (групповая терапия, встречи с гражданами (community meetings), индивидуальная терапия, терапевтические лекции, образовательное наблюдение).

Программы включают следующие формы работы:

- групповые тренинги;

- выполнение индивидуального плана работы;

- письменные задания;

- образовательные группы (лекции, видеофильмы, ролевые игры);

- семейная терапия (избирательно);

- проживание в сообществе (группе).

Участник программы должен соответствовать следу­ющим критериям: отбывание наказания в условиях режи­ма средней строгости; способность жить в общей тюрьме, по меньшей мере, в течение 90 дней перед вступлением в программу, то есть не находиться в карцере, госпитале и т, п.; способность учиться (работать); некоторая степень отрицания или минимизации своего преступного поведе­ния приемлема перед вхождением в диагностическую фазу.

Еще одна программа, применяемая социальными ра­ботниками в отношении группы заключенных, может быть названа программой для подготовки (перехода) к освобождению, ее продолжительность: минимум - 6-8 ме­сяцев для тех, кто участвовал в других программах; 9-12 месяцев для тех, кто не участвовал.

Время непосредственной работы терапевтического персонала: диагностическая фаза - 26 часов в неделю; программная фаза - 3 часа в неделю. Программная фаза включает также:

2 часа в неделю в образовательных и (или) группах самоподдержки заключенных (inmate-facilitated support groups);

3 часа в неделю - задания заключенным:

36 часов в неделю - задание в производственном сек­торе ИУ.

Фазы программы:

1. Ориентационная (образовательные Темы): эмпатия к жертве; проблемы доверия; индивидуальная автобиография, родительская семья; психологическое тестирование; отношения; планирование предотвращения рецидива, сексуальное просвещение; насилие в семье; цикл преступного поведения, управление гневом.

2. Программная (формы работы): групповые занятия; семейные сессии; образовательные группы сверстников; письменные задания; лекции, видеофильмы, дискуссии, ежеквартальное присутствие и группе адвокатов жертв; параллельный контакт с офицером по условному освобождению в период после освобождения заключенного; при необходимости просвещение по вопросам наркомании и ее лечение.

3. Катамнестическая (aftercare): минимум - 4 месяца после освобождения; одна групповая встреча, проводимая социальным работником, осуществляющим свою деятельность по контракту; при необходимости консультирование по семейным вопросам.

Как следует из описания программ работы с заклю­ченными, они остаются в поле зрения социальных работ­ников и после освобождения из мест заключения. В этом отношении заслуживает пристального внимания служба условного освобождения, которая оценивает всех право нарушителей, заключенных в тюрьму округа, на пред­мет их освобождения. Для этого социальные работники собирают информацию о заключенных посредством ин­тервью с клиентом} жертвами, анализа его криминаль­ного прошлого, контактов с его семьей, работодателем, с тем, чтобы подготовить справку для суда, которая помогла бы при принятии решения об условно-досрочном освобождении.

Далее возможно, что заключенный по решению суда может быть освобожден на определенных условиях. За­ключенный попадает в ведение социального работника. В соответствии с типом и серьезностью его преступления он включается в определенную программу по осуществ­лению социального надзора.

Наивысший уровень надзора осуществляется в рамках программы «Интенсивный надзор» при освобождении пре­ступника из тюрьмы штата.

Следующий уровень - «Традиционный надзор» (Traditional supervision), когда социальный работник осуще­ствляет индивидуальные контакты с освобожденным.

В США существует программа «Возмещение нанесен­ного ущерба». В этом случае при совершении некоторых видов преступлений (обычно краж) преступник и жертва очно, под руководством социального работника, проводят обсуждение условий возмещения нанесенного ущерба, На­пример, если кражу совершил несовершеннолетний» кото­рый не имеет возможности возместить непосредственный финансовый ущерб, как правило, потерпевший и преступ­ник приходят к согласию о выполнении общественных ра­бот в той соседской общине, где было совершено преступ­ление. Оплата за эту работу людей в счет возмещения нанесенного ущерба.

Офис социального работника службы условного осво­бождения (некоторый аналог уголовно-исполнительных инспекций) в целом производит очень благоприятное впечатление. Служебная документация содержит информацию о типах преступников, с которыми он работает, на­звания коррекцией иных программ и рабочие телефоны их непосредственных исполнителей. Рабочее место предпо­лагает наличие компьютера, табличку с крупной надписью - имя и фамилия, стеллаж с научной литературой, телефоны и адреса смежных организаций. Однако этот гуманистический фон не исключает специальной организации пространства, нацеленной на обеспечение безопасности деятельности персонала. В углах коридоров под потолком зеркала установлены таким образом, чтобы просматривалось все пространство коридоров из окошка регистратуры, которое отделено от помещения для посетителей прозрачным пластиком до потолка, все двери в здании закрываются на ключ.

Деятельность социального работника, собственно, заключается в выполнении решения суда, касающего­ся каждого его подопечного, количество которых до­ходит до 20-25. В основном эта работа предполагает встречи с предписанной частотой в неделю, месяц, на которых обсуждаются вопросы трудоустройства, про­живания, взаимоотношений с ближайшим социальным окружением (родственниками, соседями). Эти встречи не исключают сбора информации из независимых ис­точников - от работодателей, соседей и т.п. Уровень рецидива среди условно освобожденных сильно варьирует. Распространенным критерием при этом является пересмотр приговора, осуществляемый судом. Заседа­ние и решение суда основываются (если не происходит повторного ареста) на рапорте социального работни­ка, курировавшего клиента. В рапорте перечисляются все нарушенные им условия. Социальный работник во многом использует аудиовизуальную диагностику с присущим ей арсеналом средств. Основные парамет­ры подопечного, на которые при этом он обращает внимание, - выраженность ориентации на сотрудничество, социальная адаптивность и.агрессивные проявления. Главное для социального работника - не столько точ­ность диагностики тех или иных проявлений, сколько поиск путей их преодоления для выполнения судебных предписаний, то есть выстраивание продуктивного об­щения с клиентом, который в большей или меньшей сте­пени оказался в этой роли не по свой воле. Этот опыт нуждается в пристальном внимании и осмыслении с це­лью поиска путей его применения в отечественной пе­нитенциарной системе и работе уголовно-исполнительных инспекций.

В Соединенных Штатах распространено несколько программ, призванных служить альтернативой тюрем­ному заключению. В последние годы все чаще приме­няется частичное лишение свободы. Оно предполагает возможность работать и учиться вне мест заключения, в этом активно помогает осужденному социальный ра­ботник.

Социальным работникам принадлежит важней роль и исправлении осужденных и возвращении их в общество. Основная цель исполнения наказания в исправительных учреждениях США - подготовить каждого осужденного к тому, чтобы он принял на себя ответственность за свое дальнейшее поведение и мог сообразовывать поведение с требованиями закона, и содействовать ему в этом. На этот принцип в основном и опирается социальная работа в пенитенциарных учреждениях. Типичные задачи, которые социальные работники выполняют в исправитель­ных учреждениях, включают; прием и изучение новопри­бывших, определение причин правонарушения и класси­фикацию осужденного, наблюдение, разработку исправительных мер и подготовку к освобождению. Социальный работник должен уметь рассматривать клиента как часть общественной системы, которая одновременно и создает трудности, и помогает найти путь их преодоления. Социальные работники уделяют особое внимание контактам с работодателями, учителями, членами семьи - со всеми, кто может помочь в выявлении проблемы и поисках се решения, а также придают большое значение взаимной координации, что особенно важно в условиях исправитель­ной системы, где сосредоточены представители различ­ных специальностей, а проблемы клиентов порождены множеством причин и требуют комплексного подхода. Отмечается также умение социальных работников исполь­зовать возможности общин и знание, куда следует обра­щаться в случае необходимости. Большую ценность пред­ставляет и методика работы с клиентами, дающая соци­альным работникам уникальную возможность иметь дело с самыми разными людьми, попадающими в исправитель­ное учреждение.

Находят эффективное применение присущие соци­альным работникам навыки работы с клиентом или груп­пой клиентов. Установление обратной связи, опросы, обоб­щение, сопоставление и интерпретация данных, урегулирование конфликтов, вмешательство и кризисные ситуа­ции, формулирование целей, умение говорить с людьми, прогнозирование поведения - все эти методы применимы в работе с обитателями мест заключения.

Большая опасность для социальной работы в исправительной системе таится в «приклеивании» клиентам ярлыков. Такой ярлык может сыграть отрицательную роль при определении режима содержаний в тюрьме, классификации преступника и освобождении. Внимание социального работника должно сосредоточиваться преимущественно на описании поведения и тщательном обосновании сделанных им выводов.

Важным вопросом в деятельности социальных работников в США является то, что на них лежит обязанность:

- оповещать общественность о проблемах в области отправления уголовного правосудия;

- стимулировать изменения в подходе общества к осужденным как категории сограждан;

- участвовать в программах, относящихся к жертвам и свидетелям преступлений (благодаря сочетанию профессиональных навыков, которыми располагают социальные работники, они в состоянии оказать помощь и этой категории лиц).

В некоторых штатах действуют программы исправ­ления несовершеннолетних по месту жительства при учас­тии общественности и организации специальных служб на базе приемных домов, приютов, домов семейного типа путем оказания помощи на дому, создания специальных медицинских служб, круглосуточной помощи, доброволь­ных обществ, действующих в кризисные моменты, про­светительской деятельности, специальной подготовки, мер условного осуждения и любых других видов помощи про­филактического или воспитательного характера. Эти программы финансируются государством, и в них непос­редственно принимают участие социальные работники. Распространение получают также небольшие по размерам учреждения семейного типа как с традиционными» так и с новаторскими программами исправления, ничуть не напоминающими методы перевоспитания подростков в тюрьмах и подобных профессиональных школах. В резуль­тате этого крупные исправительные учреждения во многих штатах в последнее время были закрыты или функ­ционируют не в полную силу. Участие социальных ра­ботников в программах воспитания в исправительных уч­реждениях для несовершеннолетних основывается на двенадцати различных подходах к профилактике преступле­ний несовершеннолетних. Каждый из них базируется на определенной посылке относительно причины преступно­сти и предусматривает исправление преступного поведения с учетом специфической причины. Среди этих подходов выделяются следующие:

1. Биологический (физиологический) - исходит из того, что в основе преступного поведения лежат физиологические или биологические причины, и пытается скорректировать или проконтролировать условия, вызывающие преступное поведение.

2. Психологический (психиатрический) - предполагает, что причины преступности кроются в плохой психологической адаптации, и нацелен на изменение психологического состояния и устранение причин, вызывающих его.

3. Социальный - основан на том, что причины преступности заключаются в слабых социальных связях между несовершеннолетними правонарушителями и законопослушными членами общества, и пытается укрепить связи и взаимодействие между несовершеннолетними правонарушителями и законопослушными сверстниками, родителями и другими взрослыми.

4. Усматривающий причины преступности в плохом влиянии других лиц, пытается уменьшить влияние на подростков со стороны преступных групп и лиц.

5. Исходящий из того, что преступное поведение определяется отсутствием контроля в среде, где обитает подросток, пытается усилить влияние со стороны групп, членом которых является подросток.

6. Предполагающий, что причиной преступности является отсутствие возможности выполнения в рамках законности отвечающей интересам личности роли, пытается уменьшить преступность путем расширения и развития ролевых возможностей.

7. Делающий упор на организацию досуга подростков, исходит из того, что преступность возникает из-за незаполненности досуга, и пытается сократить преступность путем организации досуга подростков.

8. Предусматривающий повышение образовательного и профессионального уровня подростков, исходит из того, что в основе преступности лежит отсутствие у подрост­ков навыков, необходимых для того, чтобы вести самостоятельную жизнь, и пытается сократить преступность путем поднятия профессионально-образовательного уров­ня подростков-

9. Исходящий из того, что в основе преступности лежат неадекватные социальные ожидания и противореча вые социальные требования, пытается согласовать ожидания с различными институтами, организациями и группами, оказывающими влияние на молодежь.

10. Экономический - предполагает, что причина преступности - в плохих материальных условиях жизни молодых и их семей, и пытается исправить это положение, оказывая соответствующую помощь.

11. Сдерживающий - основан на том, что причины преступности связаны с легкостью осуществления преступных деяний, ограничивает возможности совершения преступлений, предусматривая суровую расплату,

12. Предполагающий отказ от правового контроля и общественную терпимость. Согласно этому подходу преступность возрастает, если общество нетерпимо даже к плохому поведению, и необходимо воспитать общественную терпимость к определенным формам неадекватного поведения, чтобы не зачислять без необходимости всех подростков в разряд преступников.

Функции социального работника в рамках исправи­тельных учреждений включают в себя также защиту и представление интересов осужденного в его отношениях с членами семьи, социальными органами, сотрудниками образовательных учреждений и возможными работодате­лями. Социальный работник может также многое сделать для создания более здоровой среды в самих исправитель­ных учреждениях. Социальный работник должен всеми возможными средствами облегчать подростку жизнь в этот наиболее сложный для него период и не дать ему оже­сточиться и огрубеть.

Подводя итоги анализа литературы, посвященной тю­ремной системе и состоянию социальной работы США, можно отметить, что в настоящий момент тюрьмы США сталкиваются с теми же проблемами, что и российская пенитенциарная система - перенаполнение, сложности с трудоустройством в исправительных учреждениях и т. п. Поэтому некоторые достижения социальной работы в ис­правительных учреждениях США можно позаимствовать и внедрить в отечественную пенитенциарную систему (например, программы по работе с осужденными насильни­ками и наркоманами), конечно с учетом специфики ИУ России. Интересен опыт США и в организации самой службы социальной работы: социальные работники есть и в суде, и в исправительном учреждении, и в службах пробации, а это позволяет работать с осужденным более качественно и прослеживать изменения в структуре его личности на протяжении допенитенциарного и постпенитенциарного периодов.

Наши рекомендации